ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 19.12.2014 N АКПИ14-1251 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 50 приложения N 2 к Приказу ФСТ России от 11.10.2013 N 185-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год""

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. N АКПИ14-1251
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" о признании частично недействующим пункта 50 приложения N 2 (предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2014 год) к приказу Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2013 г. N 185-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год",
установил:
приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2013 г. N 185-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год" установлены и введены в действие с 1 января 2014 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам Российской Федерации на 2014 год согласно приложениям N 1 и N 2.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный номер 30289, опубликован в "Российской газете" от 6 ноября 2013 г.
Пунктом 50 приложения N 2 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ульяновской области: минимальный уровень тарифа в период с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. - 284,0 коп./кВтч (с НДС), максимальный за тот же период - 285,0 коп./кВтч (с НДС), минимальный уровень тарифа в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 296,0 коп./кВтч (с НДС), максимальный за тот же период - 297,0 коп./кВтч (с НДС).
НП СРО "Симбирский дом" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 50 приложения N 2 в части установления тарифов на электроэнергию в Ульяновской области на первое полугодие 2014 г., ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 11(1) постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и нарушают права управляющих организаций Ульяновской области - членов НП СРО "Симбирский дом", поскольку предельные уровни тарифов на электрическую энергию, установленные ФСТ России на первое полугодие 2014 г., должны быть равными предельным уровням тарифов на электрическую энергию, установленным на второе полугодие 2013 г.
В судебном заседании представитель Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" И. поддержала заявленные требования и пояснила, что ресурсоснабжающие организации выставляют исполнителям коммунальных услуг завышенный и незаконно установленный тариф на электроэнергию.
Представители Федеральной службы по тарифам К., С., Н., Министерства юстиции Российской Федерации П. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей НП СРО "Симбирский дом" И., ФСТ России К., С., Н., Минюста России П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Государственное регулирование отношений между организациями электроэнергетической отрасли и потребителями услуг этих организаций призвано как обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций - участников данных правоотношений. В связи с этим Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике рассматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20).
В соответствии со статьей 24 данного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе устанавливать предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Основы ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, определяя основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в абзаце первом пункта 11(1) предусматривают, что регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Из содержания данной нормы следует, что в соответствии с актами Правительства Российской Федерации при установлении тарифов и их предельных уровней возможны отклонения (увеличении/уменьшения) указанных величин.
Расчеты предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 г. ФСТ России производились в соответствии с макроэкономическими показателями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, где отмечено, что объем перекрестного субсидирования в сетевом комплексе только в 2012 г. составил более 220 млрд. рублей. Перекрестное субсидирование населения негативно влияет на конкурентоспособность целого ряда отраслей российской промышленности, создает стимулы для крупных потребителей строить собственную генерацию, инвестировать в присоединение к электрическим сетям открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", приводит к убыткам распределительных сетевых организаций, а также к росту тарифов для малого и среднего бизнеса, что существенно замедляет его развитие. В связи с этим данным распоряжением была поставлена задача постепенного снижения объема перекрестного субсидирования.
Федеральный закон "Об электроэнергетике" определяет величину перекрестного субсидирования как размер финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей (статья 3).
Правительство Российской Федерации 31 июля 2014 г. издало постановление N 750 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе", которым Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике дополнены приложением N 6. В этом приложении закреплена предельная величина перекрестного субсидирования, учитываемая в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей. Так, согласно пункту 72 данного приложения для Ульяновской области предельная величина перекрестного субсидирования закреплена на уровне 2864078,47 тыс. руб., без НДС.
В целях сдерживания роста величины перекрестного субсидирования населения, а также исключения злоупотреблений регулирующими органами, при утверждении предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий на 1 полугодие 2014 г. максимальный уровень тарифа на электрическую энергию был принят в размере действующего или предполагавшегося к применению в конце 2013 г., а минимальный уровень со снижением на 1 коп./кВтч от максимального уровня тарифов на 1 полугодие.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" о признании частично недействующим пункта 50 приложения N 2 (предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2014 год) к приказу Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2013 г. N 185-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ