ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 24.03.2010 N ГКПИ10-90 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 16 и 17 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2010 г. N ГКПИ10-90
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Г.О.С.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.С. о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475,
установил:
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему статьей 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочия, Постановлением от 26 июня 2008 г. N 475 утвердило Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
Согласно Правилам определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 16); результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 17).
Ш.С., считая, что приведенные правовые нормы нарушают его права, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании их недействующими с 1 июля 2008 г. Ссылается на то, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не наделено полномочиями на издание нормативных правовых актов, определяющих порядок и правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств, поскольку частью 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие полномочия предоставлены только Правительству Российской Федерации.
Заявитель в судебное заседание, о котором извещен по указанному им адресу, не явился, причин неявки суду не сообщил. Представители Правительства Российской Федерации (поручение от 12 февраля 2010 г. N СС-П4-814) Г.О.И., Е., Ш.Ю. пояснили в судебном заседании, что оспариваемыми нормами Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации уполномочено регулировать лишь вопросы, связанные с проведением клинических, лабораторных исследований, установлением формы акта, принимаемые им нормативные правовые акты не подменяют порядок медицинского освидетельствования и оформления его результатов, определенный оспариваемыми Правилами.
Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изданные на основании данной нормы Правила, оспариваемые заявителем, устанавливают порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения (пункты 13 - 16) и оформления его результатов (пункты 17 - 20). Правила опубликованы в "Российской газете" от 2 июля 2008 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации за 2008 г., N 27.
Под порядком понимается последовательность каких-либо действий, в данном случае - действий при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформлении его результатов.
Пункты 16, 17 Правил не наделяют Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации правом определять, кем и в какой последовательности должны совершаться такие действия. В них лишь указывается на то, что определение состояния опьянения, то есть процедура клинических и лабораторных исследований, по результатам которых может быть установлен либо отвергнут факт опьянения, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами названного Министерства, которое утверждает форму акта, составляемого в порядке, определенном Правилами.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1); уполномочено устанавливать формы статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы (пункт 5.2.100.1) и принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности (пункт 5.2.101).
Вопросы, указанные в пунктах 16, 17 Правил, относятся к сфере деятельности этого Министерства и их разрешение входит в его компетенцию.
С учетом изложенного оснований для признания этих пунктов незаконными не имеется, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Ш.С. о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2