ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 28.08.2018 N АКПИ18-633 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 5, подпунктов "в", "д" пункта 96 Положения о спортивных судьях утв. Приказом Минспорта России от 28.02.2017 N 134"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2018 г. N АКПИ18-633
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. о признании недействующими пункта 5, подпунктов "в", "д" пункта 96 положения о спортивных судьях, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 134,
установил:
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 134 (далее - Приказ) утверждено положение о спортивных судьях (далее - Положение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2017 г., регистрационный номер 46917, размещен 2 июня 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Согласно пункту 5 Положения квалификационная категория спортивного судьи "спортивный судья всероссийской категории" присваивается Министерством кандидатам: имеющим квалификационную категорию спортивного судьи "спортивный судья первой категории", но не ранее чем через 2 года со дня присвоения такой категории; имеющим квалификационную категорию спортивного судьи "судья по спорту республиканской категории" или "судья по спорту всесоюзной категории" по соответствующему виду спорта.
Подпунктами "в" и "д" пункта 96 Положения предусмотрено, что спортивный судья имеет право проводить теоретические занятия, семинары по соответствующим видам спорта (за исключением спортивных судей, имеющих квалификационные категории "юный спортивный судья" и третью категорию); осуществлять судейство соревнований в соответствии со своей квалификационной категорией, носить нагрудный знак.
Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 5, подпунктов "в", "д" пункта 96 Положения, ссылаясь на их противоречие части 1 статьи 34, части 1 статьи 37, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации. В обоснование своего требования административный истец указал, что он является действующим спортивным судьей по мини-футболу и со стороны общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" допущен к судейству матчей чемпионата и кубка по указанному виду спорта, а также рекомендован к судейству международных матчей, проводимых под эгидой FIFA. Однако ему как лицу, не имеющему категории по данному виду спорта, исходя из установленных оспариваемым актом квалификационных требований может быть присвоена только первоначальная третья квалификационная категория, что лишает его права осуществлять судейство соревнований всероссийского и международного уровня и проводить теоретические занятия, учебные семинары по мини-футболу.
По его мнению, оспариваемые нормы не учитывают права и законные интересы граждан, включая его, которые на момент принятия Положения уже имели достаточный уровень подготовки и соответствующие способности для осуществления практического судейства во всероссийских соревнованиях, к которым были допущены общероссийскими федерациями по виду спорта, в том числе по мини-футболу.
Министерство спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административный иск указали, что нормативный правовой акт принят федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца. Положением не регулируются вопросы присвоения квалификационных категорий спортивных судей лицам, имеющим международную категорию спортивного судьи, поскольку они не относятся к предмету регулирования законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ).
В судебном заседании административный истец Ш. поддержал заявленное требование.
Представитель Минспорта России - А. и представитель Минюста России - М. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон N 329-ФЗ, согласно части 8 статьи 22 которого положение о спортивных судьях утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 5 статьи 22 названного закона закреплено, что порядок присвоения, лишения, восстановления квалификационных категорий спортивных судей и содержание квалификационных требований к присвоению соответствующих категорий, а также права и обязанности спортивных судей устанавливаются положением о спортивных судьях. Квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по представлениям общероссийских спортивных федераций.
Подпунктом 4.2.5 пункта 4.2 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, Минспорту России, осуществлявшему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта (пункт 1), предоставлено полномочие самостоятельно принимать положение о спортивных судьях.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме акта и порядку введения его в действие.
Федеральный закон N 329-ФЗ определяет вид спорта как часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями этого закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном данным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование (пункт 2 статьи 2).
В силу пункта 21 статьи 2 указанного закона спортивным судьей признается физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию.
По смыслу приведенной нормы, получение соответствующей квалификационной категории является неотъемлемой составляющей частью правового статуса спортивного судьи Российской Федерации.
Положение устанавливает порядок присвоения, лишения, восстановления квалификационных категорий спортивных судей и содержание квалификационных требований к кандидатам на присвоение данных категорий, а также права и обязанности спортивных судей (пункт 1).
Присвоение международной судейской категории - судья FIFA - устанавливается Международной федерацией футбола (ФИФА), которая является ассоциацией, внесенной в Коммерческий реестр в соответствии со статьей 60 и последующими статьями Швейцарского гражданского кодекса (пункт 1 Устава ФИФА (FIFA) - Международная федерация футбола (Federation Internationale de Football Association).
Международные спортивные федерации по виду (видам) спорта отвечают за развитие и популяризацию соответствующего вида спорта в мире, и формирование судейских бригад на международные соревнования из национальных спортивных судей является их компетенцией.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 329-ФЗ общероссийские спортивные федерации вправе отбирать и представлять спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций.
Предложения для присвоения международных квалификационных категорий спортивных судей направляются общероссийскими спортивными федерациями непосредственно в международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта.
Международная категория судьи и квалификационные категории спортивных судей, установленные оспариваемым положением, являются независимыми друг от друга категориями. Вместе с тем федеральным законодательством не регулируются вопросы, связанные с присвоением лицам, имеющим международную категорию спортивного судьи, квалификационных категорий спортивных судей без соблюдения порядка, установленного Положением.
Положение не содержит требований к квалификационной категории спортивного судьи для судейства международных соревнований, а также не устанавливает ограничение на осуществление судейства лицом, не имеющим соответствующей квалификационной категории, всероссийских соревнований и не устанавливает, соревнования какого уровня может судить спортивный судья, имеющий соответствующую квалификационную категорию.
Вопреки утверждениям административного истца оспариваемые нормы не вступают в противоречие с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, включая Федеральный закон N 329-ФЗ.
Иные доводы Ш., изложенные в административном исковом заявлении, не связаны с действующим содержанием проверяемых норм, а представляют собой, по сути, предложения об их изменении или дополнении, направленные на получение соответствующей квалификационной категории спортивного судьи.
Поскольку оспариваемые нормы Положения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ш. о признании недействующими пункта 5, подпунктов "в", "д" пункта 96 положения о спортивных судьях, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. N 134, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА