ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение Верховного Суда РФ от 30.09.2019 N АКПИ19-588 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2019 г. N АКПИ19-588
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре С.Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А. о признании недействующим абзаца второго пункта 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2012 г., регистрационный номер 23117, опубликован в "Российской газете" 16 марта 2012 г. N 58.
Согласно пункту 43 Административного регламента протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), помимо сведений, указанных в пункте 42, должен содержать:
в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) - сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления;
в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) - сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления.
С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим абзац второй пункта 43 Административного регламента, ссылаясь на его противоречие статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие его содержания действительному смыслу разъясняемых нормативных положений и создание им препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов административного истца и других граждан, являющихся членами общественных организаций.
В обоснование требования он указывает, что согласно распоряжению Минюста России от 14 марта 2019 г. N 295-р осуществлена государственная регистрация Общероссийской общественной организации "Российское научное медицинское общество терапевтов" (далее - Организация) в связи с внесением изменений в Устав, представленный в новой редакции, утвержденной решением XXIV внеочередного съезда 27 января 2019 г., а также в связи с внесением изменений в сведения о ней, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в частности о лице, имеющем право действовать без доверенности, - С.А., Генеральном секретаре (прекращение полномочий). При этом, руководствуясь оспариваемым нормативным положением, Минюст России признал указанные в протоколе съезда решения и результаты голосования по ним, принятые группой лиц, представлявших менее десяти процентов общей численности членов Организации, соответствующими требованиям, установленным Административным регламентом и законодательством Российской Федерации.
С.А. считает, что в результате применения оспариваемого нормативного положения Минюстом России допущено нарушение, связанное с незаконным прекращением его права быть членом Организации, а абзац второй пункта 43 Административного регламента, по его мнению, не может быть применим в отношениях с общественными организациями, возникающими в связи с предоставлением государственной услуги.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указало, что нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение соответствует действующему законодательству.
В судебном заседании представитель административного истца М. поддержал заявленное требование.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации С.И. не признала административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца М., возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации С.И., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного этим законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (пункт 1). Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (пункт 2). Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
Пунктом 7 статьи 32 приведенного федерального закона установлено, что перечень и формы документов, которые необходимы для внесения изменений в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом является Минюст России (подпункт 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, в пункте 2 закреплено, что регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами.
Административный регламент утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок принятия нормативного правового акта, а также требования к его государственной регистрации и опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом.
Вопреки доводам административного истца абзац второй пункта 43 Административного регламента не содержит предписаний, противоречащих статье 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Административный регламент согласно его пункту 1 устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в ЕГРЮЛ сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.
Как следует из пункта 43 Административного регламента, в нем установлены требования к содержанию (форме) протокола (выписки из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащего решение о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, независимо от организационно-правовой формы некоммерческой организации. При этом предусмотренное в оспариваемом абзаце данного пункта предписание, что названный протокол должен содержать, кроме прочего, сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления в случае проведения заседания в форме съезда (конференции), соответствует требованиям федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации общественная организация отнесена к корпоративным юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 123.1 указанного кодекса некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 данного кодекса.
Устанавливая, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников, пункт 1 статьи 65.3 поименованного кодекса в то же время предусматривает, что в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются названным кодексом, другими законами и уставом корпорации.
В силу пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации устав общественной организации должен содержать, в частности, сведения о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Частью первой статьи 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Статьей 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации (часть девятая).
Абзац второй пункта 43 Административного регламента не устанавливает требований относительно состава и правомочности органов управления некоммерческой организации, а содержит лишь перечень сведений, указываемых в обязательном порядке в протоколе (выписке из протокола) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, исходя из положений федерального закона и устава конкретной организации. Ввиду иного предмета правового регулирования отсутствуют в оспариваемом нормативном положении и основания для прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации или прекращение членства в такой организации, на которые ссылается в заявлении административный истец.
Необходимость указания в протоколе соответствующих сведений обусловлена требованиями действующего законодательства.
Так, согласно пункту 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации состав конференции (съезда) общественной организации как одного из ее органов определяется уставом.
Частью третьей статьи 6 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Право члена общественной организации на участие в управлении ее делами, предусмотренное пунктом 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть реализовано не только путем личного участия в заседании высшего органа управления некоммерческой организации (участие в общем собрании), но и посредством участия в голосовании при избрании делегатов на конференцию (съезд), либо при его выдвижении в качестве делегата конференции (съезда).
Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов (пункт 4 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.) (пункт 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.
Иные доводы административного истца, по существу, связаны с оспариванием им действий и решений конкретной некоммерческой организации, а также распоряжения Минюста России о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с внесением изменений в учредительные документы и сведения о ней, которые не входят в предмет проверки суда по настоящему административному делу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С.А. о признании недействующим абзаца второго пункта 43 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО