РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
МЕХАНИЗМОВ УЧЕТА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Принят
Государственной Думой
20 мая 2025 года
Одобрен
Советом Федерации
21 мая 2025 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон
от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; 2010, N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2321; 2012, N 53, ст. 7640, 7645; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036, 4037, 4057, 4081; N 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955; 2014, N 16, ст. 1828; N 19, ст. 2311, 2332; N 48, ст. 6638, 6918; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 72; N 21, ст. 2984; N 27, ст. 3951, 3990; N 29, ст. 4339, 4356; N 48, ст. 6709; 2016, N 1, ст. 86; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 77, 82; N 53, ст. 8454; 2019, N 18, ст. 2224; N 23, ст. 2904; N 25, ст. 3164, 3165; N 31, ст. 4416; 2020, N 6, ст. 595; N 15, ст. 2242; N 17, ст. 2713; 2021, N 1, ст. 56; N 9, ст. 1469; N 27, ст. 5098, 5102, 5171, 5185; 2022, N 27, ст. 4608; N 29, ст. 5204, 5238, 5324; 2023, N 29, ст. 5334; 2024, N 1, ст. 29; N 33, ст. 4956; N 53, ст. 8527) следующие изменения:
1) абзац восемнадцатый пункта 1 статьи 2 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом";
2) в пункте 3 статьи 5 слова "федеральным законом" заменить словами "федеральными законами";
3) в статье 13:
а) пункт 4.2 после слов "ему выданы разрешение на работу или патент" дополнить словами "(за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом)";
б) в пункте 8:
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"В случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территориях двух субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 13.3-1 настоящего Федерального закона работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан подать уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в каждом субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. При этом, если иностранный гражданин, в отношении которого работодателем или заказчиком работ (услуг) уже подавалось уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, начинает осуществление трудовой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации, работодатель или заказчик работ (услуг) обязан подать уведомление, указанное в абзаце первом настоящего пункта, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого трудовая деятельность начинает осуществляться, в течение трех рабочих дней с момента начала ее осуществления.";
абзацы второй - пятый считать соответственно абзацами третьим - шестым;
4) абзац первый пункта 16 статьи 13.3 изложить в следующей редакции:
"16. Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент, за исключением случая, предусмотренного статьей 13.3-1 настоящего Федерального закона. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, за исключением случая, предусмотренного указанной статьей.";
5) дополнить статьей 13.3-1 следующего содержания:
"Статья 13.3-1. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента в отдельных субъектах Российской Федерации
1. Высшее должностное лицо города федерального значения Москвы и высшее должностное лицо Московской области, а также высшее должностное лицо города федерального значения Санкт-Петербурга и высшее должностное лицо Ленинградской области вправе заключить соглашение между соответствующими субъектами Российской Федерации об осуществлении иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, трудовой деятельности на основании патента, выданного на территории одного из указанных в соответствующем соглашении субъектов Российской Федерации, и о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) таких иностранных граждан к трудовой деятельности в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации (далее - соглашение).
2. В случае заключения соглашения:
1) работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, выданного иностранному гражданину (в том числе до заключения субъектами Российской Федерации соглашения) в одном субъекте Российской Федерации - стороне соглашения, на территории другого субъекта Российской Федерации - стороны соглашения, в порядке и на условиях, которые предусмотрены соглашением;
2) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента, выданного иностранному гражданину (в том числе до заключения субъектами Российской Федерации соглашения) в одном субъекте Российской Федерации - стороне соглашения, имеют право осуществлять трудовую деятельность у работодателя или заказчика работ (услуг), осуществляющих свою деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации - стороны соглашения, в порядке и на условиях, которые предусмотрены соглашением.
3. Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, на территориях субъектов Российской Федерации - сторон соглашения, а иностранные граждане имеют право осуществлять такую трудовую деятельность с учетом запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, установленного в соответствии с пунктом 6 статьи 18.1 настоящего Федерального закона на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Соглашение может быть заключено субъектами Российской Федерации при одновременном соблюдении следующих условий:
1) соответствие установленных размеров коэффициентов, отражающих региональные особенности рынков труда в данных субъектах Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи
227.1 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) наличие (отсутствие) решений высших должностных лиц данных субъектов Российской Федерации об указании в патенте, выдаваемом на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина в соответствии с абзацем четвертым пункта 29 статьи 13.3 настоящего Федерального закона.
5. Условия, указанные в пункте 4 настоящей статьи, должны соблюдаться в течение всего периода действия соглашения.
6. В соглашении должны быть определены дата начала действия соглашения, условия предоставления межбюджетного трансферта бюджету субъекта Российской Федерации - стороны соглашения из бюджета другого субъекта Российской Федерации - стороны соглашения в целях его реализации и срок действия соглашения.
7. В соглашение могут включаться сведения о профессиях (специальностях, должностях, видах трудовой деятельности), по которым работодатели и заказчики работ (услуг) вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности на основании патента, ограничения продолжительности времени привлечения работодателем или заказчиком работ (услуг) иностранного гражданина к трудовой деятельности на основании патента вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину выдан патент, а также иные условия взаимодействия соответствующих субъектов Российской Федерации.
Заключенное соглашение направляется высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации - сторон соглашения в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за пятнадцать календарных дней до определенной в соглашении даты начала действия соглашения.
Информация о заключении соглашения, дате начала действия соглашения, сроке действия соглашения и прекращении действия соглашения, сведения о профессиях (специальностях, должностях, видах трудовой деятельности), по которым работодатели и заказчики работ (услуг) вправе привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности на основании патента, ограничения продолжительности времени привлечения работодателем или заказчиком работ (услуг) иностранного гражданина к трудовой деятельности на основании патента вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину выдан патент, а также иные условия взаимодействия соответствующих субъектов Российской Федерации размещаются на официальных сайтах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за пятнадцать календарных дней до определенной в соглашении даты начала действия соглашения.
8. В случае внесения изменений в законодательство субъектов Российской Федерации - сторон соглашения, влекущих несоблюдение условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, либо в случае принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о приостановлении выдачи патентов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный срок выдачи патентов на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом действие соглашения прекращается по истечении тридцати дней со дня вступления в силу указанных изменений или решений.
9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - стороны соглашения обязано проинформировать высшее должностное лицо другого субъекта Российской Федерации - стороны соглашения и федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации, влияющих на соблюдение условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, в течение десяти календарных дней со дня вступления в силу соответствующих изменений.
10. Информация о прекращении действия соглашения направляется высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации - сторон соглашения в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее чем за пятнадцать календарных дней до даты прекращения действия соглашения.
11. В случае прекращения, в том числе досрочного, действия соглашения патент иностранного гражданина, выданный в период действия соглашения, продолжает действовать на территории субъекта Российской Федерации, в котором он выдан, в течение срока действия такого патента, но не более одного года со дня его выдачи.";
6) статью 31.2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. В случае проведения в соответствии с федеральным законом экспериментов по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, могут быть предусмотрены иные основания включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине, указанном в пункте 1 настоящей статьи.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон
от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 50, ст. 7342; 2013, N 51, ст. 6696; 2018, N 27, ст. 3946; N 42, ст. 6380; N 53, ст. 8454; 2020, N 24, ст. 3756) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 2 дополнить пунктами 12 и 13 следующего содержания:
"12) учет иностранного гражданина - фиксация сведений об иностранном гражданине органом миграционного учета по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации и о месте фактического нахождения такого иностранного гражданина, в том числе в целях проведения экспериментов по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан в Российской Федерации, не предусмотренных настоящим Федеральным законом;
13) место фактического нахождения иностранного гражданина - жилое помещение или иное помещение, в том числе временное и не имеющее адресных данных, которые иностранный гражданин регулярно использует для сна и отдыха.";
2) статью 4 дополнить частями 5 - 7 следующего содержания:
"5. Для достижения целей миграционного учета, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, могут проводиться эксперименты по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан.
6. Порядок организации экспериментов и требования к проведению экспериментов, включая цели, места и периоды их проведения, особенности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в местах проведения экспериментов, особенности получения, в том числе с помощью средств автоматизации (включая данные мобильных устройств и геолокации), учета, обработки, сбора, размещения, передачи, хранения, использования, уничтожения информации определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
7. В случае проведения экспериментов с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия указанных органов, порядок, требования и особенности, указанные в части 6 настоящей статьи, определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, которые привлекаются к проведению экспериментов.";
3) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 18 следующего содержания:
"18) сведения об иностранном гражданине, полученные в случае проведения экспериментов в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.".
Статья 3
Часть 2 статьи 11 Федерального закона
от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2011, N 31, ст. 4701; 2014, N 23, ст. 2927; 2018, N 1, ст. 82; 2019, N 52, ст. 7798; 2022, N 29, ст. 5233; 2023, N 6, ст. 915; 2024, N 53, ст. 8529) после слов "о гражданстве Российской Федерации," дополнить словами "о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации,".
Статья 4
Внести в Федеральный закон
от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3881; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 31, ст. 4821; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 26; N 11, ст. 1591; N 32, ст. 5076, 5125; 2019, N 14, ст. 1461; N 42, ст. 5802; N 49, ст. 6963; 2021, N 1, ст. 4, 57; N 9, ст. 1469; N 15, ст. 2447; N 18, ст. 3060; N 52, ст. 8983; 2023, N 1, ст. 16; N 32, ст. 6172; 2024, N 33, ст. 4928, 4946, 4956, 5020; N 53, ст. 8528; 2025, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1574) следующие изменения:
1) пункт 33 части 1 статьи 13 после слов "информационные системы," дополнить словами "в том числе других органов и организаций, осуществляющих идентификацию физических лиц в соответствии с федеральным законом,";
2) часть 3 статьи 17 дополнить пунктом 44.4 следующего содержания:
"44.4) о лицах, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые сообщили о месте своего фактического нахождения;".
Статья 5
1. Провести с 1 сентября 2025 года по 1 сентября 2029 года эксперимент по внедрению дополнительных механизмов учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), пребывающих в Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области (далее - эксперимент).
2. Целями эксперимента являются:
1) апробация средств и способов фиксации и обобщения сведений об иностранных гражданах и о перемещениях иностранных граждан;
2) определение эффективности предусмотренных экспериментом дополнительных механизмов учета иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации;
3) формирование предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о введении дополнительных механизмов учета иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации.
3. Участниками эксперимента являются:
1) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, находящиеся в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент, и имеющие право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации на основании патента;
2) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, находящиеся в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент, и имеющие право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, за исключением граждан Республики Беларусь;
3) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, в порядке, не требующем получения визы, находящиеся в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент, при изменении цели визита в Российскую Федерацию, за исключением граждан Республики Беларусь;
4) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, временно пребывающие в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент, в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий девяносто календарных дней, за исключением следующих категорий иностранных граждан:
а) иностранные граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
б) граждане Республики Беларусь;
в) главы дипломатических представительств и главы консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также члены их семей;
г) сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также члены их семей;
д) должностные лица международных организаций (представительств международных организаций), заключивших соглашения с Правительством Российской Федерации об условиях пребывания на территории Российской Федерации, и члены их семей, а также должностные лица других международных организаций;
е) владельцы дипломатических и служебных паспортов (в том числе специальных, официальных и иных паспортов, признаваемых в Российской Федерации в этом качестве) и иных действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых в Российской Федерации в этом качестве, при наличии в них дипломатической или служебной визы, а также члены их семей.
4. Органами государственной власти, уполномоченными на проведение эксперимента, являются федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области.
5. Организацией, участвующей в проведении эксперимента, является уполномоченная городом федерального значения Москвой организация.
6. Координатором эксперимента является федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел. Координатор эксперимента осуществляет:
1) методическое сопровождение и координацию связанной с проведением эксперимента деятельности органов государственной власти и организации, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи;
2) проведение комплексной оценки результатов эксперимента совместно с органами государственной власти, указанными в части 4 настоящей статьи, ежегодное представление доклада в Правительство Российской Федерации не позднее 15 октября года, следующего за отчетным годом, и не позднее трех месяцев со дня завершения эксперимента.
7. На иностранных граждан - участников эксперимента не распространяются правила и порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленные главами 3 и 4 Федерального закона
от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
8. Фиксация сведений об иностранных гражданах - участниках эксперимента в расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан в порядке, предусмотренном главой 4 Федерального закона
от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
9. Иностранные граждане - участники эксперимента, пребывающие на территории города федерального значения Москвы либо Московской области, подлежат учету иностранного гражданина.
10. Учет иностранных граждан - участников эксперимента осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, расположенным в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.
11. Уполномоченная городом федерального значения Москвой организация оказывает территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел содействие в осуществлении учета иностранных граждан - участников эксперимента. Порядок указанного содействия, средства и способы фиксации и обобщения сведений об иностранных гражданах - участниках эксперимента и о перемещениях иностранных граждан - участников эксперимента, в том числе с использованием специализированного мобильного приложения, а также особенности учета, обработки, сбора, размещения, передачи, хранения, использования, уничтожения информации, включая информацию, содержащую биометрические персональные данные таких иностранных граждан, в том числе в информационных системах и (или) путем использования средств автоматизации, определяются в соответствии с соглашением, заключенным между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области. Требования к информационному взаимодействию между уполномоченной городом федерального значения Москвой организацией и территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сроки хранения информации, полученной территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с соглашением, заключенным между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области.
12. Учет иностранных граждан - участников эксперимента по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации не влечет предоставления уполномоченной городом федерального значения Москвой организацией помещения для проживания (пребывания) иностранным гражданам - участникам эксперимента.
13. Иностранные граждане - участники эксперимента при обращении в уполномоченную городом федерального значения Москвой организацию по вопросам получения государственных услуг в сфере миграции, дактилоскопической регистрации и фотографирования:
1) регистрируются в специализированном мобильном приложении;
2) предоставляют согласие на обработку их персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем использования средств автоматизации (включая данные мобильных устройств и геолокации);
3) направляют в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сообщение о месте своего фактического нахождения посредством специализированного мобильного приложения. Состав сведений сообщения о месте фактического нахождения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области.
14. В случае отсутствия у иностранного гражданина - участника эксперимента подтверждения регистрации в специализированном мобильном приложении уполномоченная городом федерального значения Москвой организация обеспечивает регистрацию такого иностранного гражданина в данном приложении.
15. Иностранные граждане - участники эксперимента в случае изменения ими места фактического нахождения обязаны информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об этом в течение трех рабочих дней в порядке, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, за исключением случаев нахождения в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
16. Информация о факте учета иностранного гражданина - участника эксперимента по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации и о месте фактического нахождения иностранного гражданина вносится в государственную информационную систему миграционного учета иностранных граждан.
17. Учет иностранных граждан - участников эксперимента по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации осуществляется на период проведения эксперимента.
18. Снятие иностранного гражданина - участника эксперимента с учета по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации осуществляется в случае:
1) отсутствия сведений о геолокации абонентского устройства иностранного гражданина более трех рабочих дней с даты последнего мониторинга геолокации;
2) постановки иностранного гражданина на миграционный учет в порядке, предусмотренном главами 3 и 4 Федерального закона
от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", в субъекте Российской Федерации, на территории которого эксперимент не проводится;
3) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;
4) смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
19. Порядок принятия территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о снятии иностранного гражданина - участника эксперимента с учета по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области.
20. Иностранные граждане, выбывшие в субъекты Российской Федерации, на территориях которых проведение эксперимента не предусмотрено, подлежат постановке на миграционный учет в соответствии с главами 3 и 4 Федерального закона
от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
21. В случае, предусмотренном пунктом 1 части 18 настоящей статьи, сведения об иностранном гражданине - участнике эксперимента, снятом с учета по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации, при отсутствии законных оснований для пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина включаются в реестр контролируемых лиц.
22. Сведения об иностранном гражданине - участнике эксперимента исключаются из реестра контролируемых лиц в случае постановки такого иностранного гражданина на учет по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации либо поступления в государственную информационную систему миграционного учета сведений о его постановке на миграционный учет.
23. Сведения об иностранном гражданине - участнике эксперимента, собранные с учетом необходимости подтверждения волеизъявления иностранных граждан - участников эксперимента в специализированном мобильном приложении уполномоченной городом федерального значения Москвой организации, передаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, для целей регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в объеме, достаточном для завершения такой регистрации без участия иностранного гражданина - участника эксперимента, в соответствии с соглашением, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации города федерального значения Москвы и Московской области до начала сбора сведений в такое специализированное мобильное приложение.
24. Иностранные граждане, состоящие на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учете по месту пребывания в соответствии с Федеральным законом
от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации, на территориях которых проводится эксперимент, обязаны обратиться в уполномоченную городом федерального значения Москвой организацию для осуществления их учета по адресу уполномоченной городом федерального значения Москвой организации и сообщить о месте своего фактического нахождения в течение тридцати рабочих дней со дня истечения срока их учета по месту пребывания и при наличии законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
25. Иностранные граждане, законно находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, на день вступления в силу настоящего Федерального закона и не состоящие на миграционном учете в соответствии с Федеральным законом
от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", обязаны обратиться в уполномоченную городом федерального значения Москвой организацию в целях осуществления их учета по адресу такой организации в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 6
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
2. Положения частей 1 - 23 статьи 5 настоящего Федерального закона применяются в отношении иностранных граждан, указанных в пункте 4 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, с 1 сентября 2026 года.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
23 мая 2025 года
N 121-ФЗ