ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Раздел VI. Надзор за обеспечением транспортной безопасности

--------------------------------
Примечание: <*> Принятые сокращения органов Ространснадзора даны во Введении к настоящему Докладу.
1. Состояние нормативно-правового
регулирования для осуществления надзора за обеспечением
транспортной безопасности
Федеральное и ведомственное законодательство в полном объеме имеется в информационно-правовых справочниках "Гарант" или "Консультант Плюс", а также в зависимости от необходимости опубликовано в свободном доступе на официальных сайтах Ространснадзора и его территориальных управлений.
Управлением транспортной безопасности проведен анализ действующих нормативных правовых актов, используемых сотрудниками Управления и профильных подразделений территориальных органов Ространснадзора для осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (смотри таблицу N 90).
Таблица N 90
N пп
Реквизиты нормативного правового акта <*>
Анализ нормативного правового акта, не соответствующего современным требованиям, в том числе возможности его исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
1.
Толкование требований пунктов 5.7, 5.8 Пр МТ РФ N 40 не позволяет однозначно отнести их длящимся или не длящимся
2.
ФЗ N 16
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. При этом не определена правомерность предъявления требований законодательства к ОТИ и ТС, не имеющих категорию
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора)
1.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта" (далее - Пр МТ РФ N 40)
1) Требования Пр МТ РФ N 40 разработаны в расчете на крупные субъекты транспортной инфраструктуры, и некоторые из требований (пп. 5.5., 5.6., 5.9. - 5.36. и т.д.) практически невозможно применять к субъектам малого предпринимательства, в особенности к микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям.
2) Нормы и требования Пр МТ РФ N 40 неприменимы в некоторых случаях, а именно:
- при реорганизации субъекта транспортной инфраструктуры, категорированные объекты и/или ТС будут принадлежать новому юридическому лицу;
- при замене категорированных транспортных средств на другие, не внесенные в Реестр категорированных ОТИ и ТС
2.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.02.2011 N 56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах" (далее - Пр МТ РФ N 56)
Согласно п. 2 Пр МТ РФ N 56 субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, при этом не обозначены временные рамки понятия "незамедлительно"
3.
ФЗ N 16 и Пр МТ РФ N 40
В ч. 1 ст. 9 ФЗ N 16 указано, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны направлять разработанные планы обеспечения транспортной безопасности на утверждение в компетентные органы не позднее трех месяцев после утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ или ТС. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 предусмотрен месячный срок для компетентных органов на вынесение решения об утверждении либо об отказе в утверждении плана ОТБ. С другой стороны, пунктом 5.8 Пр МТ РФ N 40 установлен общий срок в три месяца на утверждение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
Сроки исполнения одного и того же требования отличаются в разных нормативных правовых актах
4.
Пр МТ РФ N 40
Трактовка п. 5.8. Пр МТ РФ N 40: "Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ" не позволяет инспектору однозначно считать отдельным нарушением отсутствие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности
5.
Требуются изменения и согласования статей 11.3.1 (Авиационная безопасности) и статей 11.15.1 (Транспортная безопасность) в связи с тем, что ФЗ N 16 включил понятие "авиационная безопасность" в "транспортную безопасность"
--------------------------------
Примечание: <*> Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2. Организация надзора за обеспечением
транспортной безопасности
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления ОНТБ
Таблица N 91
N п.п.
Наименование органа Ространснадзора, осуществляющего деятельность в части организации надзора за обеспечением транспортной безопасности
Статус органа Ространснадзора
Место нахождения
Штатная численность (ед.)
1.
УТБ
Центральный аппарат Ространснадзора
г. Москва
39
2.
2.1. Отдел надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов
Отделы входящие в состав территориальных межрегиональных УГАН НОТБ
Московская обл., г. Люберцы (УГАН НОТБ по ЦФО)
68
г. Санкт-Петербург (УГАН НОТБ по СЗФО)
63
2.2. Отдел надзора за обеспечением транспортной безопасности
г. Ростов-на-Дону (УГАН НОТБ по ЮФО)
56
г. Самара (УГАН НОТБ по ПФО)
65
2.3. Информационно-аналитический отдел
г. Екатеринбург (УГАН НОТБ по УФО)
41
г. Новосибирск (УГАН НОТБ по СФО)
50
2.4. Отдел дежурно-диспетчерского обеспечения
г. Хабаровск (УГАН НОТБ по ДФО)
62
3.
Территориальный отдел надзора за обеспечением транспортной безопасности
Территориальный отдел в составе МТУ СКФО
г. Нальчик
28
Итого:
433
Всего:
472
2.2. Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций Ространснадзора
Таблица N 92
N пп
Наименование исполняемой функции
Описание функции
Основные функции
1.
Государственный контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматические центральные базы персональных данных о пассажирах
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2013 N 35 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах"
2.
Проведение проверок за обеспечением транспортной безопасности
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2011 N 313 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности"
3.
Проведение проверок при осуществлении федерального контроля (надзора) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем Министерства транспорта Российской Федерации и находящихся в ведении федеральных агентств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.09.2012 N 195 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Вспомогательные (обеспечительные) функции
-
-
2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций Ространснадзора
Таблица N 93
N пп
Реквизиты (вид, дата, номер и название) нормативного правового акта
1.
ФЗ N 16
2.
ФЗ N 294
3.
4.
ПП РФ N 398
5.
ПП РФ N 409
6.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
7.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2013 N 880 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности"
8.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2008 N 139 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок"
9.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2011 N 313 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности"
10.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.09.2012 N 195 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
11.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.12.2013 N 35 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах"
--------------------------------
Примечание: <*> Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций, исполнение которых обязательно для всех подразделений Ространснадзора даны в пункте 2.2. Раздела I.
2.4. Информация о взаимодействии Ространснадзора и (или) подразделения Ространснадзора при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия представлена в таблице N 94
Таблица N 94
N пп
Наименование органа государственного контроля (надзора) с которым организовано взаимодействие
Основание для взаимодействия (договор, соглашение, нормативный правовой акт и т.п.)
Формы взаимодействия
1.
МЧС России, ФКУ "НЦУКС МЧС России"
Соглашение о взаимодействии Минтранса России и МЧС России N 2-4-38-23/09-38-1С "Об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций"
Передача информации по телефону, электронной почте и факсу с ДДС Ространснадзора, также организована видеоконференцсвязь
2.
ФСБ России
Протокол межведомственного совещания от 28.01.2011
Проведение совместных мероприятий по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите объектов транспорта
3.
МЧС России
Соглашение о взаимодействии Ространснадзора и МЧС России N 65/2-4-38-13 от 27.05.2011
Взаимодействие Ространснадзора и МЧС России при осуществлении контроля и надзора за выполнением требований пожарной безопасности в сфере транспортного комплекса
4.
Органы транспортной прокуратуры
Взаимодействие осуществляется на уровне территориальных органов на основании действующего законодательства
Совместные проверки.
Обмен информацией
2.5. Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными Ространснадзору организациями
Управление транспортной безопасности не имеет подведомственных ему организаций.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
Работы по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю, при проведении проверок не проводились.
3. Финансовое и кадровое обеспечение надзора
за обеспечением транспортной безопасности
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), представлены в таблице N 95
Таблица N 95
Периоды
Финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), тыс. руб.
Выплаты экспертным организациям и экспертам, привлекаемым к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок, тыс. руб.
план
факт
год
210 720
210 720
0
I полугодие
126 902
126902
0
3.2. Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору), и об укомплектованности штатной численности, представлены в таблице N 96
Таблица N 96
Количество штатных единиц
Укомплектованность штатных должностей, %
Количество штатных единиц должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю
Укомплектованность штатных должностей, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), %
всего
замещенных
вакантных
всего
замещенных
вакантных
на 31.12.2017
472
438
34
92,80
297
278
19
93,60
на 30.06.2017
472
427
45
90,47
295
268
27
90,85
3.3. Данные о средней нагрузке на 1 работника
по фактически выполненному в отчетный период объему функций
по контролю (надзору)
Сведения о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору) по сферам деятельности представлены в таблице N 97.
Таблица N 97
Наименование исполняемой функции
Показатель измерения объема функции
Число сотрудников выполняющих функцию, чел.
Выполненный за отчетный период объем функции, ед.
Средняя нагрузка на 1 работника, ед./чел.
год
I полугодие
год
I полугодие
год
I полугодие
Проверки хозяйствующих субъектов
Общее количество проверок, производимых в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, всего
278
268
3415
1480
12,28
5,52
3.4. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Эксперты к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
4. Проведение надзора за обеспечением
транспортной безопасности
4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора)
4.1.1. Сведения о поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта юридических лицах и индивидуальных предпринимателях представлены в таблице N 98.
Таблица N 98
N пп
Наименование поднадзорного хозяйствующего субъекта (ПХС)
Количество ПХС, ед.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), из них:
33961
1.
Аварийно-спасательные формирования
587
2.
Эксплуатанты гражданской авиации
683
3.
Отделы вневедомственной охраны при органах внутренних дел Юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению авиационной безопасности (аэропорты)
1276
4.1.2. Сведения о проверках, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 99.
Таблица N 99
N пп
Наименование показателя
Период
Значение показателя
1
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
год
3415
I пол.
1480
2
Общее количество внеплановых проверок (из строки 1) - всего (сумма строк 3, 4, 9 - 11), в том числе по следующим основаниям
год
2322
I пол.
1016
3
по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки
год
1930
I пол.
793
4
по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации об указанных фактах - всего, в том числе
год
309
I пол.
153
5
о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (из строки 4)
год
9
I пол.
7
6
о причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (из строки 4)
год
2
I пол.
1
7
о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (из строки 4)
год
0
I пол.
0
8
о нарушении трудовых прав граждан (из строки 4)
год
0
I пол.
0
9
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
год
36
I пол.
36
10
на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованиями органов прокуратуры
год
6
I пол.
4
11
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации
год
41
I пол.
29
12
Количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (из строки 1)
год
37
I пол.
5
13
из них внеплановых
год
5
I пол.
1
14
Общее количество документарных проверок:
год
1945
I пол.
824
15
Общее количество выездных проверок:
год
1470
I пол.
656
4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору), а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности
Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
5. Действия ОНОТБ по пресечению нарушений обязательных
требований и (или) устранению последствий таких нарушений
при проведении надзора за обеспечением
транспортной безопасности
5.1. Сведения о принятых Ространснадзором мерах реагирования по фактам выявленных нарушений
Сведения о результатах проверок и административных расследований, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (представлены в таблице N 100)
Таблица N 100
N строки
Наименование показателя
Период
Значение показателя
1.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, единиц
год
1277
I пол.
738
2.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единиц
год
15
I пол.
7
3.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единиц
год
0
I пол.
0
4.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, единиц
год
2645
I пол.
1184
5.
Выявлено правонарушений, единиц всего
год
18026
I пол.
7862
6.
нарушение обязательных требований законодательства, единиц
год
11576
I пол.
5179
7.
несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, единиц
год
0
I пол.
0
8.
невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, единиц
год
6450
I пол.
2683
9.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, единиц
год
2341
I пол.
1057
10.
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, единиц
год
2152
I пол.
955
11.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, единиц всего, в том числе по видам наказаний:
год
2987
I пол.
1289
12.
дисквалификация, единиц
год
0
I пол.
0
13.
административное приостановление деятельности, единиц
год
0
I пол.
0
14.
предупреждение, единиц
год
136
I пол.
91
15.
административный штраф, единиц всего
год
2851
I пол.
1198
16.
на должностное лицо, единиц
год
600
I пол.
226
17.
на индивидуального предпринимателя, единиц
год
55
I пол.
22
18.
на юридическое лицо, единиц
год
2185
I пол.
955
19.
Общая сумма наложенных административных штрафов, тыс. руб. - всего
год
103498
I пол.
42904
20.
на должностное лицо, тыс. руб.
год
12673
I пол.
4715
21.
на индивидуального предпринимателя, тыс. руб.
год
1465
I пол.
550
22.
на юридическое лицо, тыс. руб.
год
86233
I пол.
37555
23.
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, тыс. руб.
год
69159
I пол.
22752
24.
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, единиц
год
0
I пол.
0
25.
Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, единиц - всего
год
0
I пол.
0
26.
по решению суда, единиц
год
0
I пол.
0
27.
по предписанию органов прокуратуры, единиц
год
0
I пол.
0
28.
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), единиц
год
0
I пол.
0
29.
Количество проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применены меры дисциплинарного и административного наказания, единиц
год
0
I пол.
0
5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны
В ходе проведения плановых и внеплановых выездных проверок, а также при осуществлении мониторинга состояния транспортной безопасности на подконтрольной территории, сотрудники Управления транспортной безопасности доводят до субъектов транспортной инфраструктуры и их представителей информацию о мерах, направленных на повышение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС), нормативных правовых актах, регламентирующих порядок и сроки реализации этих мер, а также информируют об изменениях в действующем законодательстве.
5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю представлены в таблице N 101
Таблица N 101
Количество удовлетворенных судом заявлений
Типовые основания для удовлетворения обращений заявителей
Меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц Ространснадзора
год
I пол.
203
65
1. Истечение срока давности выявленного нарушения.
2. Отсутствие вины субъекта транспортной инфраструктуры в совершении правонарушения. Субъект предпринял все зависящие от него меры в целях соблюдения требований законодательства.
3. Требования не исполнялись по причине нарушения аккредитованными организациями сроков, предусмотренных законодательством.
4. Нарушение порядка оформления документов по выявленным нарушениям.
5. Отсутствие состава административного правонарушения
Проведены служебные проверки в отношении должностных лиц. Уменьшены стимулирующие выплаты должностным лицам
6. Анализ и оценка эффективности надзора за обеспечением
транспортной безопасности
6.1. Показатели эффективности государственного контроля (надзора)
Показатели эффективности государственного контроля (надзора) рассчитаны на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденной Росстатом и их значения представлены в таблице N 102.
Таблица N 102
N пп
Наименование показателя
Период
Значение показателя
1.
Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок от общего количества запланированных проверок), %
2016
99,9
2017
99,7
I пол.
99,57
2.
Доля заявлений органов Ространснадзора, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений), %
2016
45
2017
41
I пол.
51
3.
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (от общего числа проведенных проверок), %
2016
0,08
2017
0
I пол.
0
4.
Доля проверок, проведенных Ространснадзором с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Ространснадзора, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (от общего числа проведенных проверок), %
2016
0
2017
0
I пол.
0
5.
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Ространснадзором были проведены проверки (от общего количества юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), %
2016
6,84
2017
4,61
I пол.
2,69
6.
Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя, единиц
2016
1,89
2017
2,18
I пол.
1,62
7.
Доля проведенных внеплановых проверок (от общего количества проведенных проверок), %
2016
68,8
2017
67,99
I пол.
68,65
8.
Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок), %
2016
45,16
2017
49,00
I пол.
53,45
9.
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (от общего количества проведенных внеплановых проверок), %
2016
0,40
2017
0,39
I пол.
0,69
10.
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (от общего количества проведенных внеплановых проверок), %
2016
0
2017
0,09
I пол.
0,09
11.
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок), %
2016
72,91
2017
77,45
I пол.
80
12.
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения), %
2016
86,17
2017
88,51
I пол.
89,27
13.
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях), %
2016
90,46
2017
91,93
I пол.
90,35
14.
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (от общего числа проверенных лиц), %
2016
0,26
2017
0,96
I пол.
0,77
15.
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (от общего числа проверенных лиц), %
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.
Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба), единиц
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.1.
Количество случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.2.
Количество случаев причинения вреда животным, растениям окружающей среде
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.3.
Количество случаев причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации
2016
0
2017
0
I пол.
0
16.4.
Количество случаев возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера
2016
0
2017
0
I пол.
0
17.
Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (от общего числа выявленных правонарушений), %
2016
35,33
2017
35,78
I пол.
34,13
18.
Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %
2016
81,20
2017
66,82
I пол.
53,03
19.
Средний размер наложенного административного штрафа (тыс. рублей),
2016
33,94
2017
36,30
в том числе:
I пол.
35,81
19.1
на должностных лиц
2016
20,08
2017
21,12
I пол.
20,86
19.2
юридических лиц
2016
38,28
2017
39,47
I пол.
39,32
20
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований), %
2016
0
2017
0
I пол.
0
6.2. Анализ эффективности действий Ространснадзора по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Сведения об устранении выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 103.
Таблица N 103
N пп
Наименование показателя
Период
Значение показателя
1.
Количество выявленных нарушений, требующих устранения в отчетном периоде, единиц
2017
18550
I пол. 2017
4306
1.1
Из них: количество устраненных нарушений в отчетном периоде, единиц
2017
16990
I пол. 2017
3738
2.
Соотношение количества устраненных нарушений к общему количеству выявленных нарушений, %
2017
91,59
I пол. 2017
86,81
План:
2017 - 83,54%
I пол. 2017 - 83,54%
7. Выводы и предложения по результатам проведения надзора
за обеспечением транспортной безопасности
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий период показатели его эффективности
Основные показатели работы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности ОНТБ в 2017 году по сравнению с аналогичным периодом 2016 года представлены в таблице N 104.
Таблица N 104
N пп
Наименование показателей
Ед. изм.
2016 г.
2017 г.
Значение
+/-
%
1
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
ед.
4914
3415
-1499
69
2
Общее количество внеплановых проверок
ед.
2267
2322
+55
102
3
Общее количество документарных проверок
ед.
2127
1945
-182
91
4
Выявлено правонарушений
ед.
17520
18026
+506
103
5
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях
ед.
2476
2341
-135
94
6
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания
ед.
2183
2152
-31
98
7
Общая сумма наложенных административных штрафов
тыс. руб.
99151
103498
+4347
104
8
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов
тыс. руб.
58129
69159
+11030
119
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере НОТБ представлены в таблице N 105
Таблица N 105
N пп
Реквизиты нормативного правового акта
Предложения по совершенствованию нормативного правового акта
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
1.
Признать нарушение требований пунктов 5.7. и 5.8. Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40 длящимися, т.е. срок привлечения к административной ответственности исчислять с момента обнаружения правонарушения
2.
ФЗ N 16
Ввести определенность по применению нормы ФЗ N 16, в зависимости от наличия или отсутствия категории у субъекта транспортной инфраструктуры
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
1
Пр МТ РФ N 40
1) Определить критерии дифференцированного подхода при предъявлении требований Пр МТ РФ N 40 к субъектам малого предпринимательства (микропредприятия, индивидуальные предприниматели).
2) Ввести ответственность субъектов транспортной инфраструктуры за отнесение его объектов и транспортных средств к одной из категорий и внесение их в Реестр категорированных ОТИ и ТС
2
Пр МТ РФ N 56
Определить конкретные сроки, подразумевающиеся под понятием "незамедлительно"
3
ФЗ N 16 и Пр МТ РФ N 40
Установить единый срок для утверждения результатов планов обеспечения транспортной безопасности. Внести изменения в указанный Приказ Минтранса в соответствии с изменениями в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 г. 16-ФЗ
4
Федеральный закон от 08.03.2015 N 21-ФЗ "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Статья 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ определяет, что представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. Вместе с тем, существует ряд вопросов, по которым в судебном заседании квалифицированные пояснения могут дать только специалисты, обладающие специальными знаниями. Предлагаем внести изменения в Кодекс и предусмотреть возможность участия от надзорных государственных органов должностных лиц, имеющих специальные познания, но не имеющих юридического образования
5
Неоднократно суды возвращают административные дела по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в связи с необеспечением привода (доставления) в судебное заседание виновного лица. Исходя из вышеизложенного, возникает коллизия: судья вправе вернуть дело, т.к. по ст. 20.25 КоАП РФ возможно назначение наказания в виде ареста и присутствие лица в суде обязательно, но должностным лицам Управления право задержать и доставить лицо в суд не дано. В связи с чем предлагаем внести изменения в КоАП РФ позволяющие должностным лицам органов исполнительной власти, за исключением должностных лиц органов внутренних дел, направлять административные материалы по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ без обеспечения присутствия привлекаемого к ответственности лица в судебном заседании
6
Внести следующие дополнения: Статью 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушений" КоАП РФ дополнить пунктом: "по предоставлению полномочий сотрудникам органов МВД составлять протоколы по ст. 11.15.1 ч. 2 и ч. 3 КоАП РФ и направлению их в суды" (в настоящее время по этим статьям полиция представляет в УГАН материалы административных нарушений, а протоколы составляют инспектора УГАН)