ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору (утв. Роспотребнадзором)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ОБЗОР
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЗА 1 КВАРТАЛ 2018 ГОДА
Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 1 квартал 2018 г. (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. N 1218 "О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения".
Обзор правоприменительной практики подготовлен за 1 квартал 2018 года по результатам контрольно-надзорной по направлениям деятельности: эпидемиология, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, защита прав потребителей, лицензионный контроль.
I. Общие положения
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412).
При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ);
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ);
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1);
Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ);
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ);
Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ) и другими нормативными правовыми актами.
Основные изменения законодательства, связанные с реализацией Роспотребнадзором полномочий в установленной сфере деятельности, произошедшие за предыдущий период 2017 - 2018 г.г., были связаны с принятием следующих федеральных законов:
1) от 1 июля 2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", в соответствии с которым Роспотребнадзор наделен полномочиями по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии размещения объектов в границах подлетов воздушных судов и границах санитарно-защитных зон аэродромов, нанесенных на карты (схемы), и о соответствии проекта решения уполномоченного органа об установлении приаэродромной территории.
Также предусмотрено, что порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждается Правительством Российской Федерации.
Соответствующие акт Правительства Российской Федерации утвержден постановлением от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", в котором определены перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться СЗЗ; порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ; требования к заявлению об установлении, изменении или прекращении СЗЗ, прилагаемым к ним документам и круг лиц, обращающихся с соответствующим заявлением; требования к содержанию решений о создании, изменении или прекращении СЗЗ; основания отказа в установлении СЗЗ.
Указанным постановлением установлено, что сведения о создании СЗЗ вносятся в ЕГРН, а сама СЗЗ считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.
Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.
Также в целях применения постановления от 03.03.2018 N 222 предусмотрен ряд переходных положений, согласно которым правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15.03.2018, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15.03.2019. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Также в случае если до 15.03.2018 выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении (изменении) СЗЗ в срок до 15.03.2019.
Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается согласно постановлению от 03.03.2018 N 222 в течение 2 лет с момента ее установления.
2) от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве" установлено, что в целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки Роспотребнадзор наделяется правом устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
3) от 28.12.2016 года N 465-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в соответствии с которым организация отдыха детей и их оздоровления обязана иметь в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
4) от 29 июля 2017 года N 221-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в части уточнения понятия санитарно-эпидемиологическое заключение)" Роспотребнадзора наделен правом утверждать порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений по результатам проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
5) от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым с 1 января 2018 года в Российской Федерации запрещается производство и оборот слабоалкогольных тонизирующих напитков, за исключением экспорта. В связи с чем должностные лица Роспотребнадзора наделены полномочиями по составлению протоколов по части 8 статьи 13.15 КоАП, предусматривающей ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
6) от 29 июля 2017 года N 227-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьи 4 и 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Данный Федеральный закон наделяет законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями заслушивать на своих заседаниях представляемую руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации информацию о результатах деятельности соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
7) от 29 июля 2017 года N 264-ФЗ "О внесении изменений в статьи 28.8 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступающий в силу 31.07.2018, обязывает при направлении информации, прилагаемой к протоколу об административном правонарушении, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, необходимой для перечисления суммы административного штрафа. Данная информация должна включать сведения, необходимые при перечислении штрафа в бюджетную систему России в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством о национальной платежной системе.
8) от 18 июля 2017 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (статья 14.46.2) установлена административная ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
9) от 26 июля 2017 года N 203-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" введена ответственность в соответствии со статьей 171.4 УК РФ за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 151.1 УК РФ.
10) от 29 июля 2017 года N 270-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, принятый по исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2016 N 20-П, определил, что решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранца в связи с наличием у него опасного инфекционного заболевания подлежит отмене при подтверждении факта его излечения. Порядок принятия, приостановления действия и отмены такого решения устанавливается Правительством Российской Федерации от 05.05.2018 N 551 "О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения".
Данным постановлением предусмотрена возможность приостановления и отмены решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Принимать, приостанавливать и отменять решение о нежелательности пребывания, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, уполномочены Роспотребнадзор и ФМБА России.
Решение о нежелательности пребывания принимается в срок не более 1 месяца со дня получения уполномоченным органом от медицинской организации документа, подтверждающего выявление у иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих. Лицо, в отношении которого принято указанное решение, уведомляется об этом уполномоченным органом в срок не более 3 рабочих дней со дня его принятия.
В случае отказа лица от прохождения лечения в Российской Федерации и его выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие решения может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев. Решение о нежелательности пребывания подлежит отмене при подтверждении медицинскими документами факта излечения от инфекционного заболевания.
Взаимосвязанные поправки внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
11) от 31 декабря 2017 года N 487-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по определению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку товаров, по видам деятельности. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации"). Указанные положения вступают в силу с 01.01.2019.
Следует отметить, что в настоящее время проводится эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 30.05.2018 N 620 "О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации", предусматривающим проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров в период с 01.06.2018 по 30.06.2019;
от 27.11.2017 N 1433 "О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции", предусматривающим проведение эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции с 15.01.2018 по 31.12.2018.
Продолжается реализация постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 N 235".
В рамках реализации указанных выше проектов осуществляется апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации обувных товаров для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту обувных товаров, в том числе контрафактных, а также повышения собираемости таможенных и налоговых платежей; анализ целесообразности введения обязательной маркировки; оценка эффективности и результативности информационной системы.
12) от 29 июля 2017 года N 3-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12.2 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которым предусмотрено продление полномочий Правительства Российской Федерации по определению срока, в течение которого допускается осуществление соответствующего вида деятельности без получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", до 1 января 2020 года.
13) от 5 декабря 2017 года N 384-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена возможность получения госуслуг в любом подразделении соответствующего органа власти или МФЦ в пределах Российской Федерации, независимо от места жительства или пребывания заявителя, будет возможно в 2018 году. Переход на предоставление госуслуг в указанном порядке будет осуществляться в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
14) от 26 июля 2017 года N 207-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" уточнены критерии отнесения предприятий легкой промышленности к субъектам среднего предпринимательства, то есть, по общему правилу, для средних предприятий предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек.
15) от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнены понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров, а также предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
16) от 17 апреля 2017 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 9 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", целью которого является приведение законодательства Российской Федерации с нормами ОЭСР, законом вводятся понятия "неклинические лабораторные исследования пестицида", "исследования пестицида, проводимые в окружающей среде", "остаточное количество действующего вещества пестицида" и другие. Также уточняются требования к организациям, производящим регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов.
17) от 07.03.2018 N 56-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" в соответствии с которым скорректированы 38 федеральных законов в части необходимости размещения и получения информации обо всех предоставляемых гражданам мерах социальной поддержки (социальных услугах, пособиях, выплатах, компенсациях и т.д.) в Единой информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Одновременно устанавливается возможность обработки сведений, содержащихся о сотрудниках силовых ведомств и уполномоченными органами. В результате принятия Федерального закона ЕГИССО будет содержать в полном объеме актуальную информацию о социальных гарантиях, которые предоставляются гражданам на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;
18) от 07.03.2018 N 53-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточняется состав информации, предоставляемой заемщику после заключения договора потребительского кредита (займа). Закон предусматривает, что кредитная организация после совершения заемщиком каждой операции с использованием кредитных карт обязана проинформировать заемщика о размере его текущей задолженности перед кредитором по договору потребительского кредита (займа) и о доступной сумме потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования по договору потребительского кредита (займа) путем включения такой информации в соответствующее уведомление, направляемое клиенту (СМС, письма на электронную почту);
19) от 19.02.2018 N 26-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которому МФЦ смогут осуществлять прием денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление госуслуг и уплаты иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами;
20) от 05.02.2018 N 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии", которым внесены изменения, направленные на введение обязательной классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей и установлено, что категория гостиницы, горнолыжной трассы или пляжа, используемая ими в своей деятельности, в названии, в рекламе должна соответствовать категории, указанной в свидетельстве о присвоении категории.
Предоставление гостиничных услуг без такого свидетельства, а также использование гостиницей категории, не соответствующей указанной в свидетельстве, запрещается и влечет за собой административную ответственность. Аналогичный запрет установлен и в отношении горнолыжных трасс и пляжей.
Поправками также предусмотрено, что информация о присвоенной гостинице категории должна доводиться лицом, предоставляющим гостиничные услуги, до потребителей в наглядной и доступной форме.
Классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, как и сейчас, будут осуществлять специализированные аккредитованные организации, а срок действия свидетельства, выдаваемого по ее результатам, будет составлять три года. Порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию указанных объектов, определит Правительство Российской Федерации.
Кроме того, рассматриваемым федеральным законом внесены изменения в КоАП РФ. В частности, уточнены положения Кодекса об административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг и предусмотрено, что с 2019 года они будут применяться в отношении гостиниц с фондом более 50 номеров; с 2020 года - в отношении гостиниц с фондом более 15 номеров; а с 2021 года - в отношении всех гостиниц ответственность будет наступать за Предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц, либо использование в рекламе, названии гостиницы или деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей категории, указанной в таком свидетельстве;
21) от 05.02.2018 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства). Правительство Российской Федерации в указанной сфере утверждает: общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти утверждается порядок взаимодействия государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять: разработку и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства); участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства); оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям; утверждать порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.
22) от 05.02.2018 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года" ввел административную ответственность за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение; - реализацию поддельных входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Составлять протоколы об административных правонарушениях будут должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица Роспотребнадзора (его территориальных органов), осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Дела по указанным административным правонарушениям рассматриваются судьями в десятидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
Кроме этого, за первый квартал 2018 г. приняты следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы, входящие в компетенцию Роспотребнадзора:
1) постановление Правительства РФ от 31.03.2018 N 396 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1043", которым уточнены перечни информации, включаемой в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Устанавливается, что в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам и федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, включается, помимо прочего, наименование показателя(ей), характеризующего(их) содержание государственной (муниципальной) услуги (при установлении такого(их) показателя(ей) соответствующими федеральными органами исполнительной власти) наименование показателя(ей), характеризующего(их) условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги (при установлении такого(их) показателя(ей) соответствующими федеральными органами исполнительной власти).
2) постановление Правительства РФ от 31.03.2018 N 389 "О внесении изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" установлено, что для потребителей льготных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Так, орган регулирования не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта субъекта РФ обеспечивает опубликование перечня потребителей или отдельных категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы (за исключением физических лиц), путем его размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определенном высшим должностным лицом субъекта РФ.
3) постановлением Правительства РФ от 30.03.2018 N 350 "О внесении изменения в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" предусмотрено, что портал gosuslugi.ru должен обеспечивать доступ заявителей к информации, созданной органами государственной власти, местного самоуправления, а также органами государственных внебюджетных фондов. Такая обязанность закреплена в Положении о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861). Одновременно также определено, что такой доступ обеспечивается в порядке, установленном Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России.
4) постановление Правительства РФ от 20.03.2018 N 306 предусматривается исчерпывающий перечень документов и сведений, представляемых для осуществления деятельности на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона. Также указанным актом уточнены полномочия Роспотребнадзора при определении условий использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) в части вопросов:
забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации (если забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов осуществляется для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения),;
использования акватории водных объектов для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями;
использования акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
5) постановлением Правительства РФ от 29.01.2018 N 81 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 г. N 839" пункт 18 Правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, утвержденных названным постановлением, дополнен положением, предусматривающим, что в случае если государственная регистрация продукции начата независимо от заявляемого вида целевого использования до 01.07.2017 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2002 N 26 "О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов", а также начаты молекулярно-генетическое исследование, медико-биологическая оценка, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, исследование биологической безопасности, государственная регистрация модифицированных организмов, с применением которых получена продукция и (или) которые она содержит, не требуется.
II. Правоприменительная практика законодательства
об организации и проведении государственного контроля
(надзора) в установленной сфере деятельности
В 2018 году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека планирование плановых проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялось с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности. При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей плановые проверки не запланированы.
В контрольно-надзорную деятельность внедряются новые формы и методы контроля (надзора), такие как мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в частности наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и СМИ, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в рамках плановых проверок применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов), утвержденные приказом Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 году.
По результатам правоприменительной практики Закона N 294-ФЗ и КоАП РФ отмечаем следующее.
1) Статья 4.1.1. КоАП РФ предусматривает возможность замены административного штрафа на предупреждение арбитражным судом и судом общей юрисдикции в пределах подсудности, установленной статьей 23.1. КоАП РФ по делам об административных правонарушениях, совершенных субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами, а также их работниками, которые впервые совершили административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
В статье 4.1.1. КоАП РФ, по сути, установлен специальный порядок смягчения административного наказания для субъектов малого и среднего предпринимательства, с достаточной определенностью выделенных в статьях 3, 4, 4.1.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и выступающих участниками общественных отношений, которые составляют предмет регулирования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее, также ФЗ-294).
Согласно части 1) статьи 2 ФЗ-294 государственный контроль (надзор) представляет собой вид деятельности, который осуществляется группой специализированных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отдельными организациями, подведомственными органам исполнительной власти, а также уполномоченными органами местного самоуправления в целях предупреждения, выявления, пресечения так называемых "нарушений обязательных требований".
В соответствии со ст. 1 ФЗ-294 нет оснований для того, чтобы считать государственным контролем (надзором) проведение административного расследования, а также организацию и проведение проверок при расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу; проведение проверок при устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Однако судебная практика на этот счет складывается не однозначная.
2) На основании статьи 4.1.1 КоАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП.
Исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение может быть применено только за впервые совершенное правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
При решении вопроса о квалификации действий лица по статье 4.1.1 КоАП необходимо руководствоваться определением повторности, которое приведено в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП, согласно которой повторным совершением административного правонарушения признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП. Также согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
В этой связи при решении вопроса о применении в отношении лица статьи 4.1.1 КоАП РФ необходимо в каждом случае выяснять, привлекалось ли ранее это лицо к административной ответственности за однородное правонарушение.
Вместе с тем, судебные органы отмечают, что наличие у общества статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2018 N 310-АД18-5619 по делу N А08-9228/2017). При этом Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от 10.10.2017 N 2255-О "По запросу Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики о проверке конституционности положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), исследовав правовую природу и значение административного штрафа в качестве одного из основных видов административного наказания отметил, что Конституционный Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П уже обращал внимание на то, что "его применение, особенно сопряженное с существенным денежным обременением, способно повлечь за собой для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, и тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций избыточные, вплоть до вынужденной ликвидации, последствия, а потому для федерального законодателя не исключается возможность снижения минимальных размеров административных штрафов, установления более мягких альтернативных санкций, дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, а также уточнения (изменения) правил наложения и исполнения административных наказаний. И хотя приведенная правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации при оценке законодательного регулирования, касающегося административной ответственности юридических лиц, ее значение объективно не исчерпывается лишь их кругом, а предполагает возможность адекватной реализации и в отношении граждан и должностных лиц.".
3) Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 данного Закона N 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней (часть 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ).
В части 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ определено, что срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней.
При рассмотрении соответствующих судебных дел суды в ряде случаев приходят к выводу о необходимости исчисления срока проверок всех филиалов, представительств, подразделений юридического лица, независимо от места его нахождения, в совокупности.
Наряду с этим за истекший период 2017 г. и 1 квартал 2018 г. приняты ряд решений, в которых сделан вывод о том, что часть 2 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предусматривает проведение проверки по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Часть 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ содержит общую норму о том, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, не может превышать 20 рабочих дней. При этом часть 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ предусматривает, что срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 этого закона, в отношении юр. лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юр. лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней. Таким образом, по смыслу пункта 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок в отношении юр. лица, которое осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юр. лица на поднадзорной территории этого субъекта.
При этом судами также учитывается, что исходя из системного толкования положений Федерального закона N 294-ФЗ, следует, что: планирование плановых проверок организуется на уровне территориального органа государственного органа контроля (надзора); план плановых проверок согласуется с территориальными органами прокуратуры и утверждается в последующем территориальным органом государственного органа контроля (надзора); распоряжение о проведении плановой проверки издается также территориальным органом государственного органа контроля (надзора).
4) В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем, отраслевыми законами (специальными нормами по отношению к статье 17 Закона N 294-ФЗ) предусмотрены виды предписаний, которые выдаются должностными лицами, осуществляющими государственный контроль (надзор), при выявлении нарушений в соответствующих сферах законодательства (например, статья 50 Закона N 52-ФЗ, статьи 34 и 39 Закона N 184-ФЗ).
Так, определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 по делу N 302-КГ17-13396, А33-16286/2016 в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным предписания отказано, поскольку при вынесении предписания управление действовало во исполнение закона о качестве и безопасности пищевых продуктов и в пределах полномочий, предоставленных Законом о техническом регулировании.
Как установил суд, оспариваемое по настоящему делу предписание принято управлением в рамках проведения государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, одной из целей которого согласно положениям абзацев десятого и тринадцатого статьи 1, пункта 2 статьи 3, статьи 4 Закона N 29-ФЗ является исключение (пресечение) ситуаций, когда в обороте находятся пищевые продукты, не отвечающие нормативным требованиям безопасности, включая требования технических регламентов - продукты, в отношении обычного использования которых отсутствует обоснованная уверенность относительно их безвредности и безопасности для здоровья.
Согласно статье 13 Закона N 29-ФЗ к отношениям, связанным с государственным надзором в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов применяются, в том числе, положения Закона о техническом регулировании.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Закона N 184-ФЗ в случае, если орган государственного контроля (надзора) обладает достоверной информацией о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации продукции.
Положениями пункта 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ закреплено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия продукции, что согласно пункту 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ влечет обязанность лица, которому выдана декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции.
Таким образом, установленная законом мера в виде приостановления действия декларации соответствия пищевой продукции в связи с нарушением требований технических регламентов носит ускоренный защитный и обеспечительный характер - она применяется органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям, и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
Принимая во внимание существенный характер ограничения деятельности изготовителя пищевой продукции или иного лица, в отношении которого вынесено предписание, исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 23 Закона N 294-ФЗ, такому лицу должна быть гарантирована возможность защиты в административном и (или) судебном порядке от неправомерного приостановления действия сертификата соответствия продукции по основаниям, связанным с необоснованностью и (или) несоразмерностью данной меры.
5) В Обзоре судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017 (пункт 9), отмечается, что бездействие индивидуального предпринимателя, выразившееся в недоведении на интернет-сайте до потребителей платных медицинских услуг обязательной для размещения информации, не связано с качеством оказываемых организацией услуг и, следовательно, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП. Данные действия подлежат квалификации по части 1 статьи 14.5 КоАП, предусматривающей ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП, необходимо установить как факт оказания услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.05.2017 N Ф06-20102/2017 по делу N А12-44541/2016 суд апелляционной инстанции отметил, что ответственность по части 1 статьи 14.5 КоАП наступает при реальной продаже товара, выполнении работ, оказании услуг потребителю при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце). Положениями части 1 статьи 14.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Обе статьи (статья 14.5 и часть 1 статьи 14.8 КоАП) направлены на защиту прав потребителей, имеют один и тот же объект посягательства - регулируемые законом и иными нормативными правовыми актами правоотношения, возникающие между потребителями с одной стороны и изготовителем, продавцом продукции - с другой.
Различия в объективной стороне правонарушений, предусмотренных статьей 14.5 КоАП и частью 1 статьи 14.8 КоАП, сводятся к наличию (статья 14.5) или отсутствию (часть 1 статьи 14.8) самого события продажи товара, выполнения работ, оказания услуг при отсутствии информации о продавце, изготовителе в объеме, установленном Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
6) В вопросах разграничения составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.8 и 14.43 КоАП, судом установлено (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 302-АД17-12093), что ни в акте, ни в протоколе об административном правонарушении территориальным органом Роспотребнадзора не указывалось на нарушение обществом ветеринарно-санитарных правил либо правил хранения или реализации продуктов животноводства. Предметом проверок являлось соблюдение обществом технических регламентов, а не норм ветеринарного законодательства. При этом, несмотря на то, что в технических регламентах ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 021/2011 действительно содержатся требования к пищевой продукции, являющиеся ветеринарными, их нарушение обществу не вменялось и, исходя из полномочий территориального органа, не могло вменяться, в связи с чем "у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для переквалификации действий общества на часть 1 статьи 10.8 КоАП РФ и прекращения производства по делу.".
IV. Правоприменительная практика соблюдения
обязательных требований
О правоприменительной практике за I квартал
2018 года по направлению деятельности "Эпидемиология".
Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения
обязательных требований, принятые меры. Рекомендации
по устранению выявленных нарушений
Основные нарушения обязательных требований.
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность":
1) в стоматологической клинике на упаковках с простерилизованными изделиями медицинского назначения не указаны сроки их хранения.
Должно быть: хранение изделий, простерилизованных в упакованном виде, осуществляют в шкафах, рабочих столах. Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции по его применению (п. 2.25 р. 2);
2) в стоматологической клинике не проводится контроль работы парового и воздушного стерилизаторов физическим (с использованием максимальных термометров) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами.
Должно быть: контроль работы стерилизаторов проводят в соответствии с действующими документами: физическим (с использованием контрольно-измерительных приборов), химическим (с использованием химических индикаторов) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами" (п. 2.35 р. 2);
3) в стоматологической клинике в "Журнале работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава)" (ф. N 257/у) не указывается наименование и количество стерилизуемых инструментов и изделий (указывается только количество стерилизационных коробок и упаковок).
Должно быть: учет стерилизации изделий медицинского назначения ведут в журнале по учетной статистической форме (п. 2.34 р. 2);
4) в государственной МО не обеспечено проведение камерной дезинфекционной обработки постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял) после выписки стационарных больных.
Должно быть: после выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется (п. 11.20 р. 1);
5) в МО не проводится мониторинг устойчивости выделенных штаммов микроорганизмов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией при необходимости в целях предупреждения возможного формирования резистентных штаммов микроорганизмов.
Должно быть: в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам, с последующей их ротацией при необходимости (п. 1.9 р. 2; п. 2.1 р. 3);
6) в МО обеззараживание медицинских изделий однократного применения (шприцев, резиновых перчаток) проводится при неполном погружении в раствор дезинфекционного средства.
Должно быть: объем емкости для проведения обработки и объем раствора средства в ней должны быть достаточными для обеспечения полного погружения изделий медицинского назначения в раствор; толщина слоя раствора над изделиями должна быть не менее одного сантиметра (п. 2.9 р. 2)
7) в МО не соблюдены кратность и объемы лабораторных исследований по программе производственного контроля, не проведен отбор проб на микробную обсемененность предметов окружающей среды и воздуха согласно графику проведения производственно-лабораторного контроля.
Должно быть: администрация организации, осуществляющей медицинскую деятельность, обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами (п. 1.7 р. 1).
СанПиН 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Не соблюдается полнота и периодичность прохождения медицинского осмотра сотрудниками МО:
- в личной медицинской книжке отсутствуют сведения о профилактических прививках, истек срок очередной ревакцинации против кори, нет сведений о вакцинации против кори, краснухи, гриппа, дифтерии, столбняка вирусного гепатита В;
- медицинский персонал не обследуется на наличие патогенного стафилококка (мазок из зева и носа) - 1 раз в 6 месяцев; гельминтозы - ежегодно.
Должно быть: в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (п. 7.1).
СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
В МО на емкостях с рабочими растворами дезинфекционных средств для дезинфекции изделий медицинского назначения однократного применения отсутствуют сведения о дате приготовления и предельном сроке годности растворов.
Должно быть: емкости с дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами должны иметь четкие надписи с указанием названия препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности (п. 4.1.5).
СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Территориальный орган Роспотребнадзора не проинформировано о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил, выявленных при проведении производственного контроля.
Должно быть: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должны принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил (п. 5.1).
СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах":
1) в МО раствор моющего средства на основе ферментов применяется для проведения окончательной очистки эндоскопов в течение 2-х суток.
Должно быть: растворы моющих средств для очистки эндоскопов на основе ферментов и (или) поверхностно-активных веществ применяются однократно. Растворы дезинфицирующих средств в режиме очистки, совмещенной с дезинфекцией, применяются до изменения внешнего вида, но не более одной рабочей смены (п. 7.4);
2) в МО не проводится плановый бактериологический контроль качества обработки эндоскопов в рамках производственного контроля путем отбора смывов с поверхностей вводимой части эндоскопа, клапанов, гнезд клапанов, блока управления, из биопсийного канала.
Должно быть: плановый бактериологический контроль качества обработки каждого эндоскопа для нестерильных манипуляций проводится в соответствии с планом производственного контроля ежеквартально (п. 10.4);
3) в МО не проводится контроль уровня содержания действующего вещества в рабочем растворе средства, используемого многократно для ДВУ эндоскопов, с применением экспресс индикаторов.
Должно быть: при многократном применении (в пределах срока годности) рабочих растворов средств для стерилизации и дезинфекции высокого уровня (далее - ДВУ) должен контролироваться уровень содержания действующего вещества в рабочем растворе экспресс индикаторами (если они разработаны для средства) не реже одного раза в смену (ручной и механизированный способы обработки) (п. 7.8).
4) не присвоены идентификационные коды (номера) имеющимся эндоскопам для внесения в протокол эндоскопического вмешательства, журнал регистрации эндоскопических исследований.
Должно быть: каждому эндоскопу, имеющемуся на оснащении структурного подразделения, в котором выполняются эндоскопические вмешательства, присваивается идентификационный код (номер), включающий сведения о его виде (модели) и серийном номере. Идентификационный код использованного в ходе медицинского вмешательства эндоскопа должен указываться в протоколе эндоскопического вмешательства, в графе особые отметки журнала регистрации исследований, выполняемых в отделе, отделении, кабинете эндоскопии или в журнале записи оперативных вмешательств в стационаре (п. 3.6);
5) в МО отсутствует утвержденная руководителем учреждения рабочая инструкция по обработке имеющихся на оснащении эндоскопов, разработанная с учетом вида, марки (модели) эндоскопов, эксплуатационной документации на них, инструкций по применению используемых химических средств очистки, дезинфекции и стерилизации.
Должно быть: руководителем (врачом) структурного подразделения (кабинета), выполняющего эндоскопические вмешательства, должна разрабатываться рабочая инструкция по обработке эндоскопов, имеющихся на оснащении структурного подразделения (кабинета), которая утверждается руководителем медицинской организации (п. 3.3).
СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации":
1) в МО в медицинских картах амбулаторных больных, обратившихся за медицинской помощью, отсутствует осмотр на педикулез и чесотку.
Должно быть: осмотру на педикулез и чесотку подлежат амбулаторные больные - при обращении (п. 13.2);
2) в МО не проведено медицинское наблюдение за контактными в очаге головного педикулеза.
Должно быть: за лицами, контактировавшими с больным педикулезом, устанавливается медицинское наблюдение сроком на 1 месяц с проведением осмотров 1 раз в 10 дней с занесением осмотра в журнал (п. 13.7);
3) в МО не проведено обследование стационарных больных на гельминтозы и кишечные протозоозы.
Должно быть: обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: больные детских и взрослых поликлиник и больниц (п. 4.1).
Основные нарушения СанПиН 3.2.3110-13 "Профилактика энтеробиоза": в МО не проведено обследование стационарных больных на энтеробиоз.
Должно быть: обследованию на энтеробиоз подлежат амбулаторные и стационарные больные детских поликлиник и больниц (п. 4.3.2).
Основные нарушения СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней":
1) отсутствует журнал учета профилактических прививок, проведенные прививки заносятся в журнал учета движения ИЛП.
Должно быть: должны быть следующие документы:
- журнал учета профилактических прививок;
- журналы поступления и расходования МИБП;
- копии отчетов о расходовании МИБП;
- журналы контроля температурного режима работы холодильников для хранения вакцины;
- журнал учета выданных сертификатов профилактических прививок;
- журнал регистрации и учета сильных (необычных) реакций на прививки и поствакцинальных осложнений;
- экстренное извещение об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, поствакцинальном осложнении (п. 4.4);
2) не организован и не проводится в течение года постоянно действующий семинар по всем разделам иммунопрофилактики по календарному плану, утвержденному главным врачом, с контролем знаний медицинского персонала с аттестацией.
Должно быть: в течение года в лечебно-профилактической организации проводят постоянно действующий семинар по календарному плану, утвержденному главным врачом, по всем разделам иммунопрофилактики инфекционных болезней. По окончании семинара (1 раз в год) администрация и ответственный за прививочную работу проводят контроль знаний медицинского персонала с аттестацией (п. 7.2).
СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов":
1) в МО согласно журналу учета поступления и расхода допускается хранение ИЛП более 1 месяца.
Должно быть: длительность хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (далее - ИЛП) не должна превышать одного месяца (п. 8.12.1);
2) журнал поступления вакцин совмещен с журналом учета профилактических прививок, не проводится регистрация поступления и расхода ИЛП согласно установленной форме.
Должно быть: на всех уровнях "холодовой цепи" в специальном журнале (приложение N 3 к СП) проводится регистрация поступления и отправления ИЛП в организации с указанием наименования производителя препарата, его количества (для вакцин и растворителей к ним - в дозах), серии, контрольного номера, срока годности, даты поступления (отправления), организации-поставщика, показаний термоиндикаторов и их идентификационных номеров, фамилии, имени, отчества (при наличии) ответственного работника, осуществляющего регистрацию (п. 8.1);
3) нарушаются условия хранения вакцин и растворителей к ним в холодильнике прививочного кабинета: на момент проведения проверки показания электронных термометров на верхней и нижней полках холодильника для ИЛП соответствовали +11,4 °C и 11,9 °C, показания термоиндикаторов - температурно-временному интервалу +8 °C