ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

<Письмо> Минобрнауки России от 21.07.2025 N МН-18/197 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме в рамках договора, заключаемого между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предусматривающего возмещение затрат на реализацию части сетевой образовательной программы")

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2025 г. N МН-18/197
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент экономической политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации направляет для учета в работе Методические рекомендации по применению механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме в рамках договора, заключаемого между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предусматривающего возмещение затрат на реализацию части сетевой образовательной программы, утвержденные заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации А.В. Омельчуком 21 июля 2025 года.
Директор Департамента
экономической политики
А.С.КАНУКОЕВ
Приложение
Утверждаю
Заместитель Министра науки
и высшего образования
Российской Федерации
А.В.ОМЕЛЬЧУК
21 июля 2025 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ В РАМКАХ ДОГОВОРА,
ЗАКЛЮЧАЕМОГО МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ВОЗМЕЩЕНИЕ
ЗАТРАТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЧАСТИ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методические рекомендации применяются при сетевой форме реализации образовательной программы при заключении договора между организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
При заключении договоров о сетевой форме применяются положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие организацию оказания государственных (муниципальных) услуг и позволяющие рассматривать соисполнителей, обеспечивающих реализацию образовательных программ в сетевой форме, в рамках распределенных контрольных цифр приема.
I. Расчета затрат на реализацию части сетевой образовательной программы.
1.1. Организации самостоятельны в определении затрат на реализацию части образовательной программы в сетевой форме.
Объем средств, подлежащих возмещению в рамках договора о сетевой форме, может определяться по одной из следующих формул:
где:
Nji - нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации j-ой образовательной программы, установленной государственным заданием в организации-участнике в i-м финансовом году;
Sji - среднегодовой контингент обучающихся (далее - СГК) по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году;
Квр - коэффициент выравнивания
Базовым вариантом предлагается руководствоваться Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, с учетом корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственной услуги и коэффициента выравнивания (в случае их применения).
При этом виде сетевой программы расчет СГК производится в соответствии с методикой формирования государственного задания при оказании услуг в рамках реализации образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Минобрнауки России от 25 октября 2023 г. N 1014.
В случае реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки в сетевой форме вместо СГК в формуле используется количество человеко-часов, реализуемых организацией-участником.
где:
Eji - затраты организации-участника на реализацию образовательной программы одного обучающегося по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году;
Sji - количество обучающихся (слушателей), направляемых на обучение в организацию-участник по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году.
Указанный в настоящем пункте порядок расчета целесообразно применять в случае, если реализация части сетевой образовательной программы имеет высокую стоимость, обусловленную использованием дорогого оборудования, расходных материалов, повышенными расходами на оплату труда преподавателей и другое.
где:
Zpji - количество зачетных единиц, передаваемых в организацию-участник по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году, на одного обучающегося;
Zji - общее количество зачетных единиц, необходимых для освоения j-ой образовательной программы и (или) ее части в i-м финансовом году, на одного обучающегося;
Aji - нормативные затраты на оказание услуги организацией-участником по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году;
Sji - количество обучающихся, направляемых на обучение в организацию-участник по j-ой образовательной программе в i-м финансовом году.
Применение указанного подхода целесообразно при относительно равномерном соотношении каждой зачетной единицы и средней стоимости зачетной единицы по образовательной программе в базовой организации и организации-участнике.
4) иные способы расчета.
1.2. Бухгалтерский учет по осуществлению образовательной деятельности в рамках реализации образовательных программ в сетевой форме ведется с использованием федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность", который применяется в отношении объектов, возникающих в результате ведения совместной деятельности без образования нового юридического лица в форме соглашения о совместно осуществляемых операциях, направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли.
Базовая организация и организация-участник отражают используемые в совместной деятельности активы на тех же счетах, что и до заключения соглашения. Активы, обязательства, доходы и расходы по совместно осуществляемым операциям учитываются в относящейся к нему части обособленно по соответствующим синтетическим счетам. Порядок отражения таких операций закрепляется в учетной политике организации. Организация-участник может быть любой организационно-правовой формы.
II. Порядок налогообложения операций, совершаемых при совместной реализации образовательной программы и при реализации образовательной программы с участием организаций, обладающих ресурсами
2.1. Налог на прибыль
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях применения главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами.
Учитывая, что в данном случае взаимоотношения обучающегося возникают между ним и базовой организацией, привлечение другой образовательной организации для проведения части обучения следует рассматривать как отношения заказчика образовательных услуг (базовая организация) и соисполнителя данных услуг (организация-участник).
Таким образом, согласно позиции ФНС России, средства, выплаченные базовой организацией в пользу организации-участника, являются для последнего доходом от оказания образовательных услуг. При этом для базовой организации такие затраты являются расходами на приобретение услуг, которые могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
При этом ФНС России, отмечает, что в случае, если расходы понесены за счет средств, полученных в качестве целевого финансирования (целевых поступлений), указанных в подпункте 14 пункта 1 или пункте 2 статьи 251 НК РФ, такие расходы не учитываются при определении налоговой базы.
2.2. Налог на добавленную стоимость
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Иных исключений из операций, подлежащих налогообложению НДС, для указанной ситуации (участие партнера базовой организации в проведении учебной программы) НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, применение освобождения по НДС, указанное в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, зависит от статуса образовательной организации (является некоммерческой организацией или нет) и от того, какие образовательные программы реализуются (предусмотренные лицензией или нет).
В этой связи, в случае, если при реализации образовательных программ в рамках договора о сетевом обучении организация-участник является коммерческой организацией (хозяйственным обществом) освобождение по НДС, указанное в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, ею не применяется.
В случае, если организация-участник является некоммерческой организацией, то при совместной реализации образовательной программы в рамках договора о сетевом обучении, по мнению ФНС, возможно применять следующий подход:
если при реализации базовой организацией определенной образовательной программы такая же образовательная программа предусмотрена в лицензии организации-участника, то такая организация-участник, реализующая образовательную программу частично, вправе применить освобождение от НДС, указанное в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ;
если при реализации базовой организацией определенной образовательной программы в лицензии организации-участника предусмотрена иная образовательная программа, но при этом в рамках договора о сетевом обучении организация-участник в полном объеме реализует такую образовательную программу (например, дополнительного образования), то организация-участник также вправе применить освобождение от НДС, указанное в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Применение освобождения от НДС организацией-участником в иных случаях Кодексом не предусмотрено.
При этом в случае, если в рамках договора о сетевом обучении организация-участник предоставляет базовой организации исключительно ресурсы (например, предоставление: спортивной инфраструктуры, инновационного оборудования) освобождение по НДС, указанное в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, организацией-участником также не применяется.