ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Письмо Росавиации от 13.05.2019 N Исх-14923/02 "Информация по безопасности полетов N 6"

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 13 мая 2019 г. N Исх-14923/02
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 6
25.03.2019 в аэропорту Ульяновск (Баратаевка) произошел серьезный авиационный инцидент с самолетом RRJ-95B RA-89032, связанный с посадкой на неподготовленную взлетно-посадочную полосу (далее - ВПП).
Посадка производилась ночью в условиях сильного снега. По аэродрому Ульяновск (Баратаевка) действовало штормовое предупреждение о снегопаде продолжительностью более 2 часов. По данным, переданным аэродромной службой, к моменту посадки самолета ВПП-02 была покрыта мокрым снегом до 3 мм на 51 - 100%, коэффициент сцепления 0,39. Эти же данные были переданы экипажу воздушного судна (далее - ВС).
Снижение и посадка производились без особенностей.
После приземления, в процессе послепосадочного пробега, экипаж ВС в свете фар увидел слева от осевой линии ВПП высокий снежный бруствер, о чем, после выполнения посадки, доложил диспетчеру: "Вы просто съездите, посмотрите, что здесь происходит на полосе, я такое первый раз в жизни вижу!" (фото 1).
Фото 1. Состояние ВПП при инциденте с самолетом
RRJ-95B RA-89032
По оценке экипажа ВС, в процессе пробега отмечались признаки потери путевой управляемости (по объяснению командира ВС: "Самолет сильно бросало по ВПП из-за разницы снежного покрова под левыми и правыми колесами"). По данным средств объективного контроля, для выдерживания направления пробега (магнитный курс посадки 20°, ветер у земли 360° 5 м/с) требовалось отклонение руля направления вправо до 20,92° (максимальный угол отклонения 27,6°), а также применение раздельного торможения колес левой и правой опор шасси,
В ходе расследования было установлено, что до посадки самолета работы по очистке ВПП производились с применением одной аэродромной уборочной машины ДЭ-224. После завершения очистки ВПП (за 10 минут до посадки самолета) коэффициент сцепления на ВПП не измерялся. Наличие на ВПП снежного бруствера высотой 40 - 45 см может свидетельствовать о том, что контроль качества очистки ВПП не осуществлялся. При контрольном замере (через 30 минут после посадки) значения коэффициента сцепления на ВПП составили 0,08/0,1/0,08.
Материалы расследования серьезного инцидента с самолетом RJRJ-95B RA-89032 размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 191662.
Следует отметить, что некачественная подготовка ВПП аэродрома Ульяновск (Баратаевка) 20.04.2015 привела к серьезному авиационному инциденту (выкатыванию) с самолетом ATR-72-212A VQ-BLF (Информация по безопасности полетов N 26 за 2015 год). Материалы расследования серьезного авиационного инцидента размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 152181.
В ходе расследования было установлено, что ВПП не была подготовлена к приему ВС: находилась под слоем слякоти до 5 мм и была очищена только на 10 м по обе стороны от осевой линии (при ширине ВПП 60 м). На нерасчищенной части ВПП слой слякоти доходил до 50 мм.
Повторение нарушений при подготовке летного поля к приему ВС позволяет сделать вывод о том, что организация работ по обеспечению безопасности полетов со стороны руководства ФГБОУ ВО "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева", в введении которого находится аэродромная служба аэродрома Ульяновск (Баратаевка), не соответствует требованиям пункта 5 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215.
Случаи неудовлетворительной подготовки летного поля к приему ВС часто отмечаются в ходе расследований инцидентов (Информации по безопасности полетов N 19 за 2017 год, N 19 за 2018 год и N 2 за 2019 год). С учетом этого можно сделать вывод о том, что фактическая реализация принципов управления безопасностью полетов операторами сертифицированных аэродромов находится на низком уровне и прогресс в этой основополагающей сфере деятельности является недостаточным.
Например, 25.10.2016 на аэродроме Магас (Слепцовская) посадка самолета Боинг-737-800 VQ-BTJ была произведена на неподготовленную ВПП (очищенную от снега на 5 - 10 м от осевой линии). При этом на ВПП были оставлены снежные отвалы (фото 2). Материалы расследования размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 165965.
Фото 2. Состояние ВПП при инциденте с самолетом
Боинг-737-800 VQ-BTJ
Следует также обратить внимание на результаты расследования аварии самолета A-320 EY-623, происшедшей 02.02.2014 на аэродроме Куляб (Таджикистан) при посадке на неподготовленную ВПП, которая была расчищена на ширину 22 м (по 11 - 12 м от осевой линии). При пробеге самолет столкнулся со снежным бруствером на ВПП высотой от 50 до 95 см, что привело к разрушению передней опоры шасси и выкатыванию вправо за пределы ВПП. Отчет по результатам расследования размещен на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/895/report_ey-623.pdf.
Дополнительным фактором опасности, который может приводить к выкатываниям ВС за пределы ВПП при взлете и посадке, является неготовность персонала аэродромной службы объективно определять состояние поверхности ВПП или формальное отношение персонала к контролю толщины слоя и площади покрытия поверхности ВПП водой, слякотью, снегом, льдом или инеем.
В условиях сильных и продолжительных осадков, не позволяющих обеспечить пригодность аэродрома к приему ВС, персонал аэродромной службы оказывается неготовым рекомендовать временное прекращение приема и выпуска ВС. Например, во всех указанных выше случаях непрекращающиеся осадки приводили к значительным изменениям состояния поверхности ВПП в сторону ухудшения характеристик сцепления. Несмотря на то, что в этих условиях аэродромная служба не справлялась с очисткой ВПП, решение о временном прекращении полетов из-за неготовности ВПП не принималось.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести данную информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.
1.2. Использовать Информацию по безопасности полетов N 5 за 2019 год (письмо Росавиации от 23.04.2019 N Исх-13342/04) и настоящую Информацию по безопасности полетов при проведении в течение 2019 года региональных разборов/совещаний с операторами сертифицированных аэродромов, предусмотренных пунктом 2 Протокола инструктивно-методического совещания с начальниками отделов инспекций по безопасности полетов территориальных органов Росавиации от 12.03.2019 N 64/02-ПР.
2. Начальнику Приволжского МТУ Росавиации проконтролировать разработку и реализацию ФГБОУ ВО "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" мероприятий по организации и деятельности аэродромной службы аэродрома Ульяновск (Баратаевка) с учетом результатов расследования серьезных инцидентов с самолетом ATR-72-212A VQ-BLF, произошедшего 20.04.2015, и с самолетом RPJ-95B RA-89032, произошедшего 25.03.2019.
3. Операторам аэродромов довести настоящую Информацию по безопасности полетов до специалистов аэродромной службы, обратив внимание на:
3.1. планирование мероприятий на случай опасных метеорологических явлений (сильный ливень, продолжительный сильный дождь и т.п.), которые могут потребовать увеличения частоты контроля значения коэффициента сцепления и состояния поверхности ВПП, а также принятие решения о временном прекращении приема и выпуска ВС в связи с невозможностью обеспечить подготовку искусственных покрытий или невозможностью выдачи объективной информации о значительном изменении характеристик сцепления;
3.2. планирование и выполнение мероприятий для обеспечения поверхностного стока воды с летного поля и пропускной способности водоотводных и дренажных устройств, включая визуальную оценку на предмет выявления затопления или плохого дренажа;
3.3. подготовку персонала для проведения объективных визуальных оценок площади покрытия ВПП атмосферными осадками, а также контроль качества выполнения работ по эксплуатационному содержанию поверхности элементов летного поля (ВПП, рулежных дорожек и мест стоянок);
3.4. эксплуатационные ограничения самолетов транспортной категории, выполняющих полеты на аэродром, определяющиеся не только значением коэффициента сцепления, но и состоянием поверхности ВПП;
3.5. положения пункта 6.5 раздела 6 "Оценка характеристик сцепления поверхностей с искусственным покрытием, покрытых снегом, слякотью, льдом и инеем. Применяется до 4 ноября 2020 года" и пунктов 6.5 и 6.7 раздела 6 "Глобальный формат сообщаемых данных о состоянии поверхности ВПП. Применимо с 5 ноября 2020 года" Дополнения A Приложения 14 "Аэродромы" (том 1, издание 8, 2018 год) к Конвенции о международной гражданской авиации.
А.В.НЕРАДЬКО
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2