ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 15 ноября 2022 г. N 810/22
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО РАСЧЕТУ ЦЕН (ТАРИФОВ) И ПРЕДЕЛЬНЫХ (МИНИМАЛЬНЫХ
И (ИЛИ) МАКСИМАЛЬНЫХ) УРОВНЕЙ ЦЕН (ТАРИФОВ)
НА УСЛУГИ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ
В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА
ДОЛГОСРОЧНОЙ ИНДЕКСАЦИИ НЕОБХОДИМОЙ ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКИ
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 12 и пунктом 83 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2015, N 37, ст. 5153), пунктом 3(1) постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2015, N 49, ст. 6994), приказываю:
1. Утвердить Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ ФСТ России от 23 октября 2009 г. N 267-э/8 "Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2009 г., регистрационный N 15243);
приказ ФСТ России от 23 сентября 2010 г. N 233-э/1 "О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 23.10.2009 N 267-э/8 "Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2010 г., регистрационный N 18785);
приказ ФАС России от 30 апреля 2019 г. N 551/19 "О внесении изменений в Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2009 N 267-э/8" (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2019 г., регистрационный N 54772);
приказ ФАС России от 3 ноября 2022 г. N 781/22 "О внесении изменений в Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23 октября 2009 г. N 267-э/8" (зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71178).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 г.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель
М.А.ШАСКОЛЬСКИЙ
Приложение
к приказу ФАС России
от 15.11.2022 N 810/22
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ЦЕН (ТАРИФОВ) И ПРЕДЕЛЬНЫХ (МИНИМАЛЬНЫХ
И (ИЛИ) МАКСИМАЛЬНЫХ) УРОВНЕЙ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА УСЛУГИ
ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ,
УСТАНАВЛИВАЕМЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ДОЛГОСРОЧНОЙ
ИНДЕКСАЦИИ НЕОБХОДИМОЙ ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКИ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) (далее - регулирующий орган), и системным оператором электроэнергетических систем России, осуществляющим виды деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) (далее - регулируемые виды деятельности), в области оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике), для расчета цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе
от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2022, N 24, ст. 3934), Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2022, N 36, ст. 6236) (далее - Основы ценообразования), а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
3. Настоящие Методические указания определяют основные положения по расчету:
а) цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами);
б) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики).
II. Общие принципы формирования цен (тарифов)
4. Расчет цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами (далее - цены (тарифы) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики (далее - предельные уровни цен (тарифов) осуществляется исходя из принципа обязательности ведения раздельного учета доходов и расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по видам деятельности в соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2022, N 1, ст. 194).
5. При установлении цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2022, N 1, ст. 135) применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Долгосрочные цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) рассчитываются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период длительностью не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней) в соответствии с абзацем шестым пункта 2 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504).
Субъект оперативно-диспетчерского управления представляет в регулирующий орган исходные данные, используемые для расчета указанных цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов), с приложением экономического обоснования исходных данных, включающего материалы в соответствии с приложением к настоящим Методическим указаниям.
Долгосрочные цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:
а) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующим органом в соответствии с пунктом 13 настоящих Методических указаний;
б) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующим органом в размере 0,1 процента.
6. Исходными данными для расчета цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) являются:
а) расчетный (плановый) объем необходимой валовой выручки, требуемый для возмещения экономически обоснованных расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, связанных с оказанием соответствующих услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике необходимой прибылью, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей;
б) расчетный объем услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
7. Цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
8. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике кроме деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы (убытки) от этих видов деятельности не учитываются при расчете размера цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов).
9. Экономически необоснованные доходы и расходы субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике исключаются из расчетов цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2020, N 36, ст. 5617).
10. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования (года долгосрочного периода регулирования) понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней цен (тарифов) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемые в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с выполнением субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике функций, предусмотренных нормативными правовыми актами, вступившими в силу в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, а также расходы, связанные с осуществлением оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, введенных в эксплуатацию в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной не более чем на 4 процентных пункта.
В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования недополучил доходы в связи с изменением установленной генерирующей мощности или средней мощности поставки электростанций (энергоблоков) в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, указанные суммы учитываются регулирующим органом при установлении цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования недополучил доходы в связи с отклонением фактического объема потребления (покупки) электрической энергии по всем группам точек поставки потребления, зарегистрированным на оптовом или розничных рынках, от показателей сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на соответствующий период, указанные суммы учитываются регулирующим органом при установлении предельного уровня цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
III. Расчет необходимой валовой выручки на услуги
по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
в части управления технологическими режимами
11. Необходимая валовая выручка на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами на год i долгосрочного периода регулирования (