ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ ФСТ РФ от 26.07.2011 N 171-т/3 "Об утверждении Методических указаний по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2011 N 21685)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 26 июля 2011 г. N 171-т/3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ВОПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ
НА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ СООБЩЕНИИ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕВОЗОК В ВАГОНАХ КАТЕГОРИИ "СВ"
И "КУПЕ") В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ
ОБОСНОВАННОГО УРОВНЯ ТАРИФОВ НА ДАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 1 (часть I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть I), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть I), ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590), Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть II), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051), а также учитывая итоги рассмотрения данного вопроса на Правлении Федеральной службы по тарифам (протокол Правления ФСТ России от 26 июля 2011 года N 44-т), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки.
2. Настоящий Приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.НОВИКОВ
Приложение
к Приказу
Федеральной службы по тарифам
от 26 июля 2011 г. N 171-т/3
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВОПРОСУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ
НА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВО ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ СООБЩЕНИИ
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕВОЗОК В ВАГОНАХ КАТЕГОРИИ "СВ"
И "КУПЕ") В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ
ОБОСНОВАННОГО УРОВНЯ ТАРИФОВ НА ДАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе") в целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на данные перевозки (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 1 (часть I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть I), ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть I), ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281), Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (часть I), ст. 3597; N 30 (часть II), ст. 3616; N 52 (часть I), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21), Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051) (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643).
2. Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующий орган) и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании и являющимися субъектами естественных монополий (далее - субъекты регулирования), при расчете экономически обоснованного уровня тарифов на услуги, связанные с перевозкой в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования между станциями, расположенными на территории Российской Федерации, в составе дальних поездов российского формирования в регулируемом секторе.
3. Методические указания определяют основные положения по расчету необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на услуги, связанные с перевозкой в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, регулируемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643, расчету экономически обоснованного уровня тарифов.
Расчет экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении осуществляется регулирующим органом для следующих субъектов регулирования: ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), ОАО АК "Железные дороги Якутии" (далее - ОАО АК "ЖДЯ"), которые совмещают функции владельца инфраструктуры и перевозчика, ОАО "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК"), осуществляющей железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании, владеющей железнодорожным подвижным составом на праве собственности или ином вещном праве.
II. Основные методологические положения
по расчету экономически обоснованного уровня тарифов
на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом
общего пользования во внутригосударственном сообщении
(за исключением перевозок в вагонах категории
"СВ" и "купе")
4. Расчет экономически обоснованного уровня тарифов осуществляется по следующим видам перевозок:
- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в общих вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);
- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);
- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в моторвагонном подвижном составе (в вагонах 1, 2 и 3 классов в составе пассажирских и скорых поездов).
5. В целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки, указанные в пункте 4 Методических указаний, производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:
- затраты субъекта регулирования, определяемые на период регулирования по соответствующей группе регулируемых услуг с учетом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности;
- нормативная прибыль, определяемая исходя из размера согласованных капитальных затрат субъекта регулирования, отнесенных непосредственно на регулируемую деятельность, с учетом иных источников финансирования инвестиций (собственных и привлеченных), предусмотренных на период регулирования инвестиционной программой субъекта регулирования.
Необходимая валовая выручка определяется по каждому виду регулируемых перевозок дифференцированно по тарифным составляющим: в части перевозок в локомотивной тяге - вагонной, локомотивной, инфраструктурной, вокзальной, в части перевозок в моторвагонной тяге - моторвагонной, инфраструктурной, вокзальной.
6. Расчет необходимой валовой выручки осуществляется на текущий период регулирования (период t) и очередной период регулирования (период t+1) на основе отчетных данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности субъекта регулирования в финансовом году, предшествующем текущему периоду регулирования (период t-1), результатов распределения фактических затрат по видам деятельности субъекта регулирования (с выделением регулируемого сегмента) и по тарифным составляющим, прогноза расходов на текущий период и очередной период регулирования, прогнозных значений индексов инфляции и индексов цен производителей на текущий период регулирования и очередной период регулирования, прогнозных значений эксплуатационных показателей работы субъекта регулирования, используемых для проектирования затрат на текущий период и очередной период регулирования.
7. Экономически обоснованный уровень тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в регулируемом секторе определяется и устанавливается в виде коэффициентов приведения действующих тарифов к экономически обоснованному уровню. Данные коэффициенты приведения рассчитываются отдельно по каждому виду регулируемых перевозок, предусмотренных пунктом 4 настоящих Методических указаний, исходя из размера необходимой валовой выручки, определенной по соответствующему виду перевозок на текущий период регулирования и очередной период регулирования, проектируемого на текущий и очередной периоды регулирования размера доходов по соответствующему виду регулируемых услуг при условии работы субъекта регулирования по действующим тарифам (с учетом их индексации, предусмотренной на соответствующий период регулирования), ожидаемой в текущем периоде и прогнозируемой на очередной период регулирования динамики пассажирооборота.
При этом Методические указания позволяют в том числе определить коэффициенты приведения тарифов к экономически обоснованному уровню дифференцированно по тарифным составляющим затрат.
8. Расчет необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании, выполняется на основе следующей информации:
- бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности (копии приказа об учетной политике организации, для целей бухгалтерского учета и для налогового учета, заверенные в установленном порядке) за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования (с поквартальной разбивкой);
- о показателях эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании, представляемой на основании статистической отчетности субъекта регулирования за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 1 к Методическим указаниям;
- о доходах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", представляемой на основании управленческой и статистической отчетности субъекта регулирования в разрезе тарифных составляющих за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 2 к Методическим указаниям;
- о затратах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", с группировкой по статьям расходов и элементам затрат, представляемой по форме управленческой отчетности в разрезе тарифных составляющих за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, исходные данные для проектирования затрат на текущий и очередной периоды регулирования по каждой тарифной составляющей согласно приложению 3 к Методическим указаниям для ОАО "РЖД", приложению 4 - для ОАО АК "ЖДЯ", приложению 5 - для ОАО "ФПК";
- прогноза показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (с расшифровкой прочих доходов и расходов) на текущий период регулирования и очередной период регулирования;
- прогноза показателей эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании на текущий период регулирования и очередной период регулирования согласно приложению 6 к Методическим указаниям;
- прогноза доходов по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании" на текущий период регулирования и очередной период регулирования согласно приложению 7 к Методическим указаниям;
- оценка ожидаемых затрат в текущем периоде и прогноз затрат субъекта регулирования на перевозки пассажиров в дальнем следовании по видам регулируемых услуг в разрезе тарифных составляющих согласно приложениям 8, 9 к Методическим указаниям;
- утвержденной инвестиционной программы развития с указанием объектов капитальных вложений и сумм финансирования по каждому источнику;
- сводной аналитической справки об изменении затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании в регулируемом секторе и объемов данных перевозок с указанием факторов, обусловивших эти изменения;
- реестра договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями, и услуги, оказываемые субъектом регулирования иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам, копии договоров на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением регулируемой деятельности, с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями (по запросу регулирующего органа);
- о мероприятиях по оптимизации расходов субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании и экономический эффект от данных мероприятий, ожидаемый в текущем периоде (по году) и прогнозируемый на очередной период регулирования.
9. Расчет необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на регулируемые перевозки пассажиров в дальнем следовании, выполняется также с использованием документов (пояснительной записки), обосновывающих прогнозный уровень затрат и объемных показателей работы, а также размер долей затрат, зависящих и независящих от объемов работы, учитываемых при проектировании расходов на период регулирования. Результаты расчета необходимой валовой выручки по видам регулируемых перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в разрезе тарифных составляющих сводятся в приложении 10 к Методическим указаниям.
III. Расчет затрат, учитываемых при определении
экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки
пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования
во внутригосударственном сообщении (за исключением
перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе")
10. Определение содержания затрат, учитываемых при формировании тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в регулируемом секторе, и оценка их обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1 (часть II), ст. 18, N 23, ст. 2289, N 33 (часть I), ст. 3413, 3421, 3429, N 49, ст. 4554, 4564, N 53 (часть I), ст. 5015, 5023; 2002, N 1 (часть I), ст. 4, N 22, ст. 2026, N 30, ст. 3021, 3027, 3033, N 52 (часть I), ст. 5132, 5138; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6, 8, 11, N 19, ст. 1749, N 21, ст. 1958, N 22, ст. 2066, N 23, ст. 2174, N 24, ст. 2432, N 26, ст. 2567, N 27 (часть I), ст. 2700, N 28, ст. 2874, 2879, 2886, N 46 (часть I), ст. 4435, 4443, 4444, N 50, ст. 4849, N 52 (часть I), ст. 5030, ст. 5038; 2004, N 15, ст. 1342, N 27, ст. 2711, 2713, 2715, N 30, ст. 3083, 3084, 3088, N 31, ст. 3219, 3220, 3222, 3231, N 34, ст. 3517, 3518, 3520, 3522, 3523, 3524, 3525, 3527, N 35, ст. 3607, N 41, ст. 3994, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (часть I), ст. 9, 29, 30, 31, 34, 38, N 21, ст. 1918, N 23, ст. 2201, N 24, ст. 2312, N 25, ст. 2427, 2428, 2429, N 27, ст. 2707, 2710, 2713, 2717, N 30 (часть I), ст. 3101, 3104, 3112, 3117, 3118, N 30 (часть II), ст. 3128, 3129, 3130, N 43, ст. 4350, N 50, ст. 5246, 5249, N 52 (часть I), ст. 5581, N 55 (часть I), ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12, 16, N 3, ст. 280, N 10, ст. 1065, N 12, ст. 1233, N 23, ст. 2380, 2382, N 27, ст. 2881, N 30, ст. 3295, N 31 (часть I), ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4627, 4628, 4629, 4630, 4738, N 47, ст. 4819, N 50, ст. 5279, 5286, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 1 (часть I), ст. 7, 20, 31, 39, N 13, ст. 1465, N 21, ст. 2461, 2462, 2463, N 22, ст. 2563, 2564, N 23, ст. 2691, N 31, ст. 3991, 3995, 4013, N 45, ст. 5416, 5417, 5432, N 46, ст. 5553, 5554, 5557, N 49, ст. 6045, 6046, 6071, N 50, ст. 6237, 6245, 6246; 2008, N 18, ст. 1942, N 26, ст. 3022, N 27, ст. 3126, N 30 (часть I), ст. 3577, 3591, 3598, 3611, 3614, N 30 (часть II), ст. 3616, N 42, ст. 4697, N 48, ст. 5500, 5503, 5504, 5519, N 49, ст. 5723, 5749, N 52 (часть I), ст. 6218, 6219, 6227, 6236, 6237; 2009, N 1, ст. 13, 19, 21, 22, 31, N 11, ст. 1265, N 18 (часть I), ст. 2147, N 23, ст. 2772, 2775, N 26, ст. 3123, N 27, ст. 3383, N 29, ст. 3582, 3598, 3602, 3625, 3638, 3639, 3641, 3642, N 30, ст. 3735, 3739, N 39, ст. 4534, N 44, ст. 5171, N 45, ст. 5271, N 48, ст. 5711, 5725, 5726, 5731, 5732, 5733, 5734, 5737, N 51, ст. 6153, 6155, N 52 (часть I), ст. 6444, 6450, 6455; 2010, N 1, ст. 128; N 15, ст. 1737, ст. 1746, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2524, N 23, ст. 2794, N 25, ст. 3070, N 28, ст. 3553, N 31, ст. 4176, 4186, 4198, N 32, ст. 4298, N 40, ст. 4969, N 45, ст. 5750, 5756, N 46, ст. 5918, N 47, ст. 6034, N 48, ст. 6247, 6248, 6249, 6250, 6251; 2011, N 1, ст. 7, 9, 21, 37, N 11, ст. 1492, 1494, N 17, ст. 2311, 2318, N 23, ст. 3265, N 24, ст. 3357, N 26, ст. 3652; Российская газета, N 157, 21.07.2011; Российская газета, N 159, 22.07.2011).
11. Затраты субъектов регулирования на организацию железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании включают в себя расходы по обычным видам деятельности, в том числе производственные, непосредственно связанные с процессом оказания соответствующих услуг, и общехозяйственные расходы (по обслуживанию производства и управлению), а также прочие расходы, относимые на данный вид перевозок.
Расходы субъектов регулирования, непосредственно вызванные процессом производства при организации железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании, подразделяются на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные расходы.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в соответствующей доле пропорционально прямым производственным затратам или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.
Прочие расходы, учитываемые в структуре затрат субъекта регулирования, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов, включают расходы, связанные с оплатой рассчетно-кассового обслуживания, инкассации денежных средств, проценты за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), расходы, связанные с продажей иностранной валюты, а также расходы, связанные с участием в совместной деятельности, и относятся на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в соответствующей доле пропорционально доходам по видам деятельности или иным способом, предусмотренным учетной политикой субъекта регулирования.
12. Расходы по обычным видам деятельности субъекта регулирования, отнесенные на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании, группируются по следующим элементам затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты (материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты), амортизация и прочие затраты.
13. Размер затрат, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов, рассчитывается на период регулирования путем их прогнозирования по каждому элементу затрат в разрезе тарифных составляющих исходя из базового уровня затрат.
Базовый уровень затрат определяется на основе размера затрат субъекта регулирования за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, скорректированных с учетом результатов анализа их экономической обоснованности.
14. Исходной базы для расчета затрат, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов, являются расходы на железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании, распределенные между видами тяги (локомотивной и моторвагонной), в разрезе тарифных составляющих с группировкой по элементам затрат, а также расходы на перевозку пассажиров в регулируемом секторе в разрезе тарифных составляющих, определенные по видам регулируемых перевозок, предусмотренным пунктом 4 Методических указаний, на основании результатов распределения расходов субъекта регулирования по видам тяги, видам предоставляемых услуг, видам сообщений и типам подвижного состава.
15. Для формирования базового уровня расходов по видам регулируемых перевозок, предусмотренных пунктом 4 Методических указаний, производится распределение совокупных расходов субъекта регулирования, связанных с железнодорожной перевозкой пассажиров в дальнем следовании, по видам тяги, видам предоставляемых услуг, видам сообщений и типам подвижного состава. При этом распределение расходов ОАО "РЖД" производится в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", утвержденным Приказом Минтранса России от 31 декабря 2010 г. N 311 (зарегистрировано Минюстом России 10 апреля 2011 г., регистрационный N 20470) (далее - Приказ Минтранса России от 31 декабря 2010 г. N 311). Определение расходов ОАО "ФПК" и ОАО АК "ЖДЯ" производится в порядке, изложенном в пунктах 16 и 17 настоящих Методических указаний.
16. Расчет экономически обоснованного уровня тарифов для ОАО "ФПК" производится на основе расходов на железнодорожные перевозки в дальнем следовании по каждой статье затрат между видами тяги, видами предоставляемых услуг в рамках пассажирских перевозок, видами сообщений и типами подвижного состава с выделением затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности.
16.1. При определении расходов на перевозки пассажиров в дальнем следовании по видам тяги (локомотивная и моторвагонная) учитываются:
- расходы по статье "Продажа билетов на поезда дальнего следования", "Оказание услуг на вокзалах, связанных с пассажирскими перевозками в дальнем следовании", распределенные между видами тяги пропорционально количеству отправленных пассажиров в дальнем следовании локомотивной и моторвагонной тягой;
- расходы по статьям "Текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, связанных с пассажирскими перевозками дальнего следования", "Обслуживание зданий, сооружений и оборудования, связанного с пассажирскими перевозками дальнего следования", распределенные между видами тяги пропорционально вагоно-километрам в дальнем следовании в локомотивной и моторвагонной тяге;
- расходы по прочим статьям затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров в дальнем следовании, напрямую относимые на соответствующий вид тяги.
16.2. При определении расходов на перевозки пассажиров в дальнем следовании локомотивной тягой по видам предоставляемых услуг (перевозка пассажиров, перевозка багажа, грузобагажа, почты) учитываются:
- расходы по статьям "Продажа билетов на поезда дальнего следования", "Обслуживание вагонов в пассажирских поездах дальнего следования", "Амортизация пассажирских вагонов дальнего следования", "Содержание инвентаря и оборудования пассажирских вагонов дальнего следования", "Снабжение поездов постельным бельем, мягким и другим инвентарем в служебных целях", "Стирка и ремонт постельного белья и дезинфекция постельных принадлежностей в служебных целях", "Деповской ремонт пассажирских вагонов", "Капитальный ремонт (в т.ч. на заводах) пассажирских вагонов", "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в локомотивной тяге", "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании в международном/межгосударственном сообщении в локомотивной тяге", "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в моторвагонной тяге", "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании в международном/межгосударственном сообщении в моторвагонной тяге", напрямую относимые на услуги по перевозке пассажиров;
- расходы по статьям "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки багажа, грузобагажа и почты в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении", "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки багажа, грузобагажа и почты в дальнем следовании в международном/межгосударственном сообщении", "Прием и выдача багажа", "Сопровождение багажных вагонов", "Амортизация багажных вагонов", "Деповской ремонт багажных вагонов", "Капитальный ремонт (в т.ч. на заводах) багажных вагонов", напрямую относимые на услуги по перевозке багажа, грузобагажа, почты;
- расходы по статьям "Работа электровозов в дальнем следовании (кроме электроэнергии на тягу)", "Экипировка электровозов, работающих в дальнем следовании", "Амортизация электровозов, работающих в дальнем следовании", "Техническое обслуживание электровозов, работающих в дальнем следовании", "Текущие виды ремонта электровозов, работающих в дальнем следовании", "Капитальные виды ремонта (в т.ч. на заводах) электровозов, работающих в дальнем следовании", "Внеплановый ремонт электровозов, работающих в дальнем следовании", "Арендные платежи за электровозы, работающие в дальнем следовании", "Лизинговые платежи за электровозы, работающие в дальнем следовании", "Содержание резервного подвижного состава (пассажирские электровозы)", распределенные между видами перевозок пропорционально вагоно-километрам в дальнем следовании пассажирских вагонов в электровозной тяге и вагоно-километрам в дальнем следовании багажных и почтовых вагонов в электровозной тяге;
- расходы по статьям "Работа тепловозов в дальнем следовании", "Экипировка тепловозов, работающих в дальнем следовании", "Амортизация тепловозов, работающих в дальнем следовании", "Техническое обслуживание тепловозов, работающих в дальнем следовании", "Текущие виды ремонта тепловозов, работающих в дальнем следовании", "Капитальные виды ремонта (в т.ч. на заводах) тепловозов, работающих в дальнем следовании", "Внеплановый ремонт тепловозов, работающих в дальнем следовании", "Арендные платежи за тепловозы, работающие в дальнем следовании", "Лизинговые платежи за тепловозы, работающие в дальнем следовании", "Содержание резервного подвижного состава (пассажирские тепловозы)", распределенные между видами перевозок пропорционально вагоно-километрам в дальнем следовании пассажирских вагонов в тепловозной тяге и вагоно-километрам в дальнем следовании багажных и почтовых вагонов в тепловозной тяге;
- расходы по прочим статьям затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров в дальнем следовании, распределенные между видами перевозок пропорционально вагоно-километрам в дальнем следовании пассажирских вагонов в локомотивной тяге и вагоно-километрам в дальнем следовании багажных вагонов.
16.3. При определении расходов по видам сообщений (внутригосударственное сообщение и международное/межгосударственное сообщение) расчеты производятся только в части перевозки пассажиров в дальнем следовании (в том числе включая дополнительные услуги, связанные с перевозкой пассажиров), при этом учитываются:
- расходы по статье "Продажа билетов на поезда дальнего следования во внутригосударственном сообщении" в части пассажирских перевозок локомотивной тягой, напрямую относимые на перевозку пассажиров в вагонах локомотивной тяги во внутригосударственном сообщении";
- расходы по статьям "Продажа билетов в международном сообщении" в части пассажирских перевозок локомотивной тягой, "Перестановка пассажирских вагонов с одной колеи на другую", "Курсирование пассажирских вагонов прямого международного сообщения по иностранным железным дорогам", напрямую относимые на перевозку пассажиров в вагонах локомотивной тяги в международном/межгосударственном сообщении";
- расходы по статьям "Продажа билетов на поезда дальнего следования во внутригосударственном сообщении" в части пассажирских перевозок в моторвагонной тяге, "Работа дизель-поездов и автомотрис в дальнем следовании", "Обслуживание, экипировка и уборка дизель-поездов и автомотрис, работающих в дальнем следовании", "Амортизация дизель-поездов и автомотрис, работающих в дальнем следовании", "Техническое обслуживание дизель-поездов и автомотрис", "Текущие виды ремонта дизель-поездов и автомотрис", "Капитальные виды ремонта дизель-поездов и автомотрис (в т.ч. на заводах)", "Внеплановый ремонт дизель-поездов и автомотрис", напрямую относимые на перевозку пассажиров моторвагонной тягой во внутригосударственном сообщении;
- расходы по статье "Продажа билетов в международном сообщении" в части пассажирских перевозок в моторвагонной тяге, напрямую относимые на перевозку пассажиров моторвагонной тягой в международном/межгосударственном сообщении";
- расходы по прочим статьям затрат, связанным с железнодорожной перевозкой пассажиров в дальнем следовании, за исключением статьи "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании", распределенные по видам сообщений пропорционально пассажиро-километрам в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в локомотивной и моторвагонной тяге и пассажиро-километрам в дальнем следовании в международном/межгосударственном сообщении в локомотивной и моторвагонной тяге.
При этом в целях расчета экономически обоснованного уровня тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе в структуре расходов субъекта регулирования на перевозку пассажиров во внутригосударственном сообщении, сформированных в соответствии с вышеуказанным порядком, учитываются расходы, связанные с перевозкой пассажиров в поездах российского формирования во внутригосударственном сообщении, а также в международных поездах российского формирования, в случае если станции отправления и назначения пассажира находятся на территории Российской Федерации.
Таким образом, при формировании расходной базы, учитываемой при расчете экономически обоснованного уровня тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании, производится дополнительная корректировка расходов на перевозку пассажиров локомотивной и моторвагонной видами тяги во внутригосударственном сообщении путем их уменьшения на величину расходов, связанных с перевозкой пассажиров в поездах формирования иностранных государств, в случае если станции отправления и назначения пассажира находятся на территории Российской Федерации. С учетом данной корректировки расходы на перевозку пассажиров во внутригосударственном сообщении в целях настоящих Методических указаний определяются:
- по локомотивной, моторвагонной, инфраструктурной составляющим пропорционально доле пассажирокилометровой работы при перевозке пассажиров в поездах российского формирования внутреннего сообщения и международных поездах российского формирования между станциями, расположенными на территории, в случае если станции отправления и назначения пассажира находятся на территории Российской Федерации, в общем объеме пассажирокилометровой работы при перевозке пассажиров во внутригосударственном сообщении;
- по вокзальной составляющей в доле отправленных пассажиров, следующих в поездах российского формирования внутреннего сообщения и в международных поездах российского формирования, в случае если станции отправления и назначения пассажира находятся на территории Российской Федерации, в общем количестве отправленных пассажиров при перевозке во внутригосударственном сообщении.
Расходы по статье "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании" распределяются по видам сообщений в два этапа. На первом этапе расходы по данной статье затрат распределяются пропорционально вагоно-километрам в дальнем следовании пассажирских вагонов в составе внутригосударственных поездов российского формирования, вагоно-километрам в дальнем следовании пассажирских вагонов в составе международных поездов российского формирования, вагоно-километрам поездов формирования иностранных государств при следовании в пределах Российской Федерации. На втором этапе распределению подлежат только расходы на перевозку пассажиров в дальнем следовании в международных поездах российского формирования. Указанные расходы распределяются пропорционально пассажиро-километрам при перевозке в международных поездах российского формирования пассажиров, станции отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации, и пассажиро-километрам при перевозке в международных поездах российского формирования пассажиров, станции отправления и/или назначения которых находятся за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, при формировании расходной базы по статье "Плата за услуги инфраструктуры при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании" учитываются расходы на перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственных поездах российского формирования, определенные на первом этапе распределения расходов по данной статье затрат, а также расходы, связанные с перевозкой в международных поездах российского формирования пассажиров, станции отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации, определенные на втором этапе распределения расходов, связанных с перевозкой пассажиров в международных поездах российского формирования.
16.4. При определении расходов по типам подвижного состава учитываются:
- расходы по статье "Продажа билетов на поезда дальнего следования" в части пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении локомотивной тягой, распределенные по типам подвижного состава пропорционально количеству перевезенных пассажиров в вагонах соответствующего типа во внутригосударственном сообщении;
- расходы по статье "Амортизация пассажирских вагонов дальнего следования, кроме багажных" в локомотивной тяге, распределенные по типам подвижного состава пропорционально рабочему парку соответствующих вагонов;
- расходы по прочим статьям затрат, связанных с осуществлением перевозки пассажиров в дальнем следовании, распределенные по типам вагонов пропорционально вагоно-километрам работы вагонов соответствующего типа во внутригосударственном сообщении.
17. Расчет экономически обоснованного уровня тарифов для ОАО АК "ЖДЯ" производится на основе расходов на железнодорожные перевозки в дальнем следовании по каждой статье затрат между видами предоставляемых услуг в рамках пассажирских перевозок и типами подвижного состава с выделением затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности.
17.1. При определении расходов ОАО АК "ЖДЯ" на железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании по видам предоставляемых услуг (перевозка пассажиров, перевозка багажа, грузобагажа, почты) учитываются:
- расходы по статьям "Продажа билетов на поезда дальнего следования", "Амортизация пассажирских вагонов дальнего следования", "Сопровождение пассажиров в вагонах", "Деповской ремонт пассажирских вагонов", напрямую относимые на услуги по перевозке пассажиров;
- расходы по статьям "Прием и выдача багажа", "Амортизация багажных вагонов", "Деповской ремонт багажных вагонов", напрямую относимые на услуги по перевозке багажа, грузобагажа;
- расходы по статьям "Обслуживание пассажиров на вокзалах", "Текущий ремонт и содержание объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, связанных с пассажирскими перевозками в дальнем следовании", распределенные по видам перевозок пропорционально доходам, полученным от перевозки пассажиров, и доходам, полученным от перевозки багажа, грузобагажа и почты;
- расходы по прочим статьям затрат, связанных с железнодорожной перевозкой пассажиров в дальнем следовании, распределенные по видам перевозок пропорционально вагоно-километрам в дальнем следовании пассажирских вагонов и вагоно-километрам в дальнем следовании багажных и почтовых вагонов.
17.2. При определении расходов по типам подвижного состава расчеты производятся только в части перевозки пассажиров в дальнем следовании (в том числе включая дополнительные услуги, связанные с перевозкой пассажиров), при этом учитываются:
- расходы, связанные с оплатой услуг инфраструктуры, напрямую относимые на услуги по перевозке пассажиров в вагонах соответствующего типа;
- расходы по статье "Продажа билетов на поезда дальнего следования", распределенные по типам вагонов пропорционально количеству перевезенных пассажиров в вагонах соответствующего типа;
- расходы по прочим статьям затрат, связанных с железнодорожной перевозкой пассажиров в дальнем следовании, распределенные по типам вагонов пропорционально вагоно-километрам работы вагонов соответствующего типа.
18. В целях расчета затрат на период регулирования специфические (прямые производственные), общепроизводственные и общехозяйственные расходы, распределенные по видам тяги, группируются в разрезе тарифных составляющих: инфраструктурной, вокзальной, вагонной, локомотивной (моторвагонной, инфраструктурной, вокзальной). Общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на соответствующую тарифную составляющую пропорционально прямым производственным расходам субъекта регулирования. При этом сумма расходов по каждой статье затрат или группе расходов распределяется по элементам затрат (затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, прочие затраты).
В случае если субъект регулирования осуществляет перевозки пассажиров в дальнем следовании с использованием не принадлежащей ему инфраструктуры и вокзального комплекса и в структуре вокзальной и инфраструктурной составляющих учитывает соответствующие расходы по оплате услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы не распределяются на указанные тарифные составляющие. Аналогично данные расходы распределяются на локомотивную составляющую только в доле пропорционально расходам по продаже билетов на поезда дальнего следования, в случае если субъект регулирования осуществляет перевозки пассажиров в дальнем следовании с использованием не принадлежащего ему тягового подвижного состава и в структуре локомотивной составляющей учитывает расходы по оплате услуг локомотивной тяги.
19. Расчет затрат, учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании, на текущий период регулирования и очередной период регулирования производится на основе отчетных данных о расходах за период, предшествующий текущему, сформированных в разрезе тарифных составляющих и элементов затрат согласно приложению 3 для ОАО "РЖД", приложению 4 - для ОАО АК "ЖДЯ", приложению 5 - для ОАО "ФПК".
При этом в части расходов по оплате услуг инфраструктуры и расходов по оплате услуг локомотивной тяги базовый уровень затрат по соответствующим тарифным составляющим, сформированных на основе отчетных данных субъекта регулирования, корректируется путем уменьшения на величину затрат по оплате услуг инфраструктуры и услуг локомотивной тяги при осуществлении перевозки пассажиров в дальнем следовании между станциями, расположенными на территории Российской Федерации, в поездах формирования иностранных государств в порядке, предусмотренном подпунктом 16.3 пункта 16 Методических указаний. В случае отсутствия данных о величине указанных затрат отчетный уровень расходов по оплате услуг инфраструктуры, связанных с перевозкой пассажиров в дальнем следовании между станциями, расположенными на территории Российской Федерации, в поездах формирования иностранных государств, уменьшается на величину доходов по инфраструктурной составляющей, отчетный уровень расходов по оплате услуг локомотивной тяги - на величину доходов по локомотивной составляющей.
Оценка ожидаемых затрат в текущем периоде и прогноз затрат на очередной период регулирования выполняется по составляющим затрат и элементам затрат с учетом:
- ожидаемых в текущем периоде и прогнозных на очередной период регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий (индексов роста тарифов на электрическую энергию для всех категорий потребителей, за исключением населения), индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке;
- ожидаемого в текущем периоде и прогнозируемого на период регулирования изменения объемов вагонокилометровой работы по вагонной, моторвагонной, инфраструктурной и вокзальной составляющим, поездокилометровой работы (без учета моторвагонного подвижного состава) и количества отправленных пассажиров (в части расходов по продаже билетов на поезда дальнего следования) по локомотивной составляющей, связанных с перевозкой в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении;
- долей затрат, зависящих и не зависящих от объемов работы, по каждому элементу затрат (кроме амортизации), принимаемых к расчету на основе обосновывающих документов, представленных субъектом регулирования по согласованию с регулирующим органом с учетом проведенных исследований и экспертных оценок <*>;
--------------------------------
<*> В случае если значения указанных показателей не представляются субъектом регулирования либо не подтверждены соответствующими обосновывающими расчетами, регулирующим органом при проектировании экономически обоснованных затрат используются доли затрат, зависящих и не зависящих от объемов работ, в среднем по отрасли.
- ставок платы за услуги, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, ожидаемых в текущем периоде и прогнозируемых на очередной период регулирования объемов потребления данных услуг, определяемых на основании заключенных или планируемых к заключению договоров с соответствующими сторонними организациями;
- долей фактических затрат по вагонной, локомотивной, инфраструктурной, вокзальной составляющим (моторвагонной, инфраструктурной, вокзальной), отнесенных на соответствующий вид регулируемых услуг на основании результатов распределения расходов по видам деятельности субъекта регулирования, в общем объеме затрат организации по соответствующей тарифной составляющей в части перевозок локомотивной тягой (моторвагонной тягой).
20. Индекс изменения объемов работ, учитываемый при проектировании на текущий период расходов по элементам "затраты на оплату труда", "отчисления на социальные нужды", "материальные затраты", "прочие затраты" (