ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приказ Минобрнауки России от 29.02.2016 N 170 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016 - 2020 годах"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 февраля 2016 г. N 170
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ
КАДРАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2016 - 2020 ГОДАХ"
В соответствии с пунктом 22 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239, и в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016 - 2020 годах".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Климова А.А.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утверждена
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 29 февраля 2016 г. N 170
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2016 - 2020 ГОДАХ"
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы "Развитие
интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными
кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса
Российской Федерации в 2016 - 2020 годах"
Федеральный орган исполнительной власти или организация, являющаяся главным распорядителем средств федерального бюджета
Министерство образования и науки Российской Федерации
Наименование ведомственной целевой программы
"Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016 - 2020 годах"
Наименование государственной программы Российской Федерации
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295
Наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации
подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта
Министр образования и науки Российской Федерации
Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации
Цели и задачи
Цель Программы:
углубленная подготовка 9000 студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации (далее - подведомственные организации), по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) на основе внедрения адаптивной системы целевого практико-ориентированного развития компетенций студентов в рамках сетевого и кластерного взаимодействия этих организаций с организациями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК).
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
совершенствование системы подготовки кадров для организаций ОПК на основе расширения практики реализации образовательных программ среднего профессионального (программ подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) в рамках целевого обучения в интересах организаций ОПК;
проведение профориентационной работы с целью повышения степени осведомленности абитуриентов и студентов подведомственных организаций и их мотивации к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК;
обучение профессорско-преподавательского состава подведомственных организаций в форме стажировки на базе организаций ОПК.
Целевые индикаторы и показатели
Численность студентов подведомственных организаций, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, отобранных в соответствующем году в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов:
в 2016 г. - 3000 человек;
в 2017 г. - 3000 человек;
в 2018 г. - 3000 человек.
Численность выпускников подведомственных организаций, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов:
в 2018 г. - 3000 человек;
в 2019 г. - 3000 человек;
в 2020 г. - 3000 человек.
Уровень освоения образовательной программы выпускниками подведомственных организаций, обучавшимися по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры), заключившими договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, характеризуемый средним арифметическим значением оценок в соответствии с приложением к диплому:
в 2018 г. - 4,0;
в 2019 г. - 4,2;
в 2020 г. - 4,4.
Доля обучавшихся в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, трудоустроившихся после окончания обучения в соответствии с договором о целевом обучении с организациями ОПК в течение полугода с момента успешного завершения обучения:
в 2018 г. - 90%;
в 2019 г. - 90%;
в 2020 г. - 90%.
Количество учебных дисциплин (модулей), направленных на формирование конкретных компетенций, требуемых в организациях ОПК (далее - образовательные модули), разработанных в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов:
в 2016 г. - 500 штук;
в 2017 г. - 600 штук;
в 2018 г. - 700 штук.
Доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего повышение квалификации в форме стажировки, в общей численности профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации образовательных модулей, в рамках ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов:
в 2016 г. - 20%;
в 2017 г. - 25%;
в 2018 г. - 30%;
в 2019 г. - 15%;
в 2020 г. - 10%.
Характеристика программных мероприятий
Программа включает в себя следующий комплекс мероприятий:
проведение в 2016 - 2018 годах отбора обучающихся, заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, с последующим их трудоустройством в данные организации;
проведение в 2016 - 2018 годах отбора и поддержка в 2016 - 2020 годах наиболее востребованных проектов по совершенствованию содержания и технологий целевого обучения студентов подведомственных организаций (далее - Проекты по целевому обучению) в интересах организаций ОПК;
организационно-техническое и экспертно-аналитическое сопровождение ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, на всем этапе реализации указанной программы.
Сроки реализации
2016 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования
Средства федерального бюджета - 1016,4 млн. рублей, в том числе:
2016 год - 189,6 млн. рублей;
2017 год - 266,0 млн. рублей;
2018 год - 266,0 млн. рублей;
2019 год - 214,4 млн. рублей;
2020 год - 80,4 млн. рублей.
Средства организаций ОПК, в том числе: софинансирование не менее 100 процентов от выделяемой из средств федерального бюджета субсидии на поддержку Проектов по целевому обучению.
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели ее социально-экономической эффективности
Углубленная подготовка 9000 студентов подведомственных организаций по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК и успешно завершивших обучение; поддержка долгосрочного системного взаимодействия подведомственных организаций и организаций ОПК в рамках региональных кластеров.
I. Обоснование необходимости реализации Программы
В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (далее - Государственная программа) выделена подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования". Ее целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.
В настоящее время к числу наиболее важных приоритетов Российской Федерации относится ОПК. В ближайшие 5 лет предполагается масштабная модернизация и техническое перевооружение, импортозамещение, разработка новейших конкурентоспособных видов вооружений.
Данная ситуация определяет острую потребность в кадрах высокой квалификации, способных к быстрой адаптации к новым технологиям, владеющих наравне с профильными техническими также коммуникативными компетенциями. Это, в свою очередь, очерчивает круг задач по подготовке высококвалифицированных кадров инженерно-технического профиля перед системой образования.
В настоящее время в Российской Федерации подготовка кадров для организаций ОПК осуществляется, прежде всего, в рамках государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций ОПК на 2016 - 2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 192 (далее - государственный план). Следует отметить, что текущий комплекс государственных мер, который направлен на подготовку кадров для ОПК, не в полной мере отвечает потребностям инновационного развития высокотехнологичных отраслей оборонной промышленности. Имеется существенное расхождение между содержанием образовательных программ и набором компетенций, необходимых выпускнику на рабочем месте. При этом необходимо отметить, что по результатам мониторинга реализации государственного плана в 2008 - 2015 годах выявлено, что в среднем в организации ОПК было трудоустроено около половины прошедших соответствующее обучение студентов. Этим обусловлена высокая актуальность разработки комплекса мероприятий, направленных на модернизацию механизмов целевого обучения, включая совершенствование подготовки кадров при активном участии заинтересованных сторон - в первую очередь, организаций ОПК.
Для достижения долгосрочных целей создания инноваций и организации серийного выпуска конкурентоспособных образцов вооружений требуется подготовка корпуса высококлассных инженеров (в первую очередь конструкторов, технологов), обладающих не только требуемым набором профильных компетенций, но и исключительно высоким интеллектуальным потенциалом, устойчивой мотивацией к профессиональной самореализации в предметной области.
Значительная продолжительность подготовки по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) (не менее 4 лет для бакалавриата, не менее 5 лет для специалитета) существенно ограничивает возможность удовлетворения текущего спроса на прикладные компетенции кадров со стороны организаций ОПК. В связи с этим актуальной является разработка механизмов индивидуализации подготовки, учитывающей запросы организаций ОПК, в течение последних 2 лет обучения.
С учетом интенсивного технического перевооружения организаций ОПК, пик которого приходится на 2016 - 2020 годы, перехода предприятий на новое оборудование, технологии производства и механизмы организации и управления производственными процессами возникает острая необходимость в актуализации компетенций преподавателей, осуществляющих подготовку кадров для ОПК. Это определяет необходимость проведения мероприятий по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава подведомственных организаций по направлениям технологического перевооружения организаций ОПК при активном участии последних в разработке и реализации данных программ.
На достижение указанных целей были направлены конкурсы на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для ОПК в подведомственных организациях (далее - Конкурсы), прошедшие в 2014 и 2015 годах, в рамках которых производился отбор Проектов по целевому обучению.
По результатам Конкурсов в качестве победителей было отобрано 760 Проектов по целевому обучению почти 6000 студентов в интересах организаций ОПК.
В рамках Проектов по целевому обучению студенты обучаются по образовательным модулям, направленным на формирование конкретных компетенций, требуемых в организациях ОПК. Данный подход позволяет обеспечить оборонную отрасль высококвалифицированными кадрами и сократить время адаптации выпускников к профессиональной деятельности. Для этого содержание образовательных модулей было в обязательном порядке согласовано с организацией-партнером ОПК. Также с целью повышения качества подготовки по образовательным модулям к их реализации активно привлекаются сотрудники организаций ОПК, проведено обучение по дополнительным профессиональным программам в форме стажировки более 400 преподавателей подведомственных организаций на базе организаций-партнеров.
Проекты по целевому обучению представляют собой комплекс мероприятий из следующих категорий:
разработка новых образовательных модулей с учетом потребностей организаций ОПК;
проведение профориентационной работы с целью повышения степени осведомленности абитуриентов и студентов подведомственных организаций и их мотивации к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК;
обучение профессорско-преподавательского состава подведомственных организаций в форме стажировки на базе организаций ОПК.
Учитывая индивидуальность подготовки кадров для той или иной организации ОПК, подведомственные организации автономны в определении конкретного перечня мероприятий, реализуемых в рамках Проектов по целевому обучению.
По данным мониторинга Конкурса 2014 года, можно говорить о переломе системы отрицательного отбора студентов, поступающих в рамках целевого приема, и вовлечении наиболее успевающих студентов в практику целевого обучения для организаций ОПК. Так 42% участников Конкурса 2014 года поступали в подведомственные организации на общих основаниях и уже в процессе обучения заключили договоры о целевом обучении с организациями ОПК. Средний балл зимней сессии у студентов-участников Проектов по целевому обучению составил 4,1 балла. При этом средний балл более 4,5 имеет 32,6% участников.
Осуществление Проектов по целевому обучению также позволило расширить практику использования сетевых форм реализации образовательных программ. Так, 24% студентов, вовлеченных в реализацию Проектов по целевому обучению, прошли обучение с применением сетевых форм реализации образовательных программ.
Учитывая положительный эффект по итогам прошедших конкурсов, Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК. Разработанная ведомственная целевая программа "Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016 - 2020 годах" (далее - Программа) является продолжением реализации государственной политики в области развития системы подготовки инженерно-технических кадров для ОПК.
При формировании объемных показателей Программы учитывалась кадровая потребность на 2016 - 2020 годы, заявленная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Госкорпорацией "Росатом" и Государственной корпорацией "Роскосмос", в подготовке кадров для организаций ОПК, которая легла в основу государственного плана.
Общая кадровая потребность организаций ОПК до 2020 года, согласно государственному плану, составляет 95505 человек или около 19000 человек в год. В настоящее время по результатам мониторинга реализации государственного плана уровень трудоустройства составляет 55%. Стратегия развития системы многоуровневого образования в ОПК до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 1893, содержит аналогичный показатель, зафиксированный на уровне 70%. Для достижения данного показателя необходима дополнительная подготовка ежегодно не менее 2850 человек в год.
Таким образом, принято решение о поддержке целевого обучения 3000 студентов, которую планируется осуществить по результатам Конкурсов 2016, 2017 и 2018 годов, проводимых в рамках Программы. Углубленная подготовка указанных студентов позволит повысить мотивацию выпускников к работе в организациях ОПК и, как следствие, обеспечить кадровую потребность таких организаций.
Комплексный подход к реализации Программы позволит:
обеспечить системность мероприятий по повышению качества подготовки научных и инженерно-технических кадров для организаций ОПК;
обеспечить получение профессорско-преподавательским составом подведомственных организаций актуальных компетенций, соответствующих запросам организаций ОПК;
повысить степень информированности и мотивации к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК среди абитуриентов и студентов;
обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями Программы и мониторинг эффективности ее реализации.
Реализация Программы направлена на достижение целей и задач Государственной программы и способствует выполнению следующих ее индикаторов:
численность студентов подведомственных организаций, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, отобранных в соответствующем году в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов;
численность выпускников подведомственных организаций, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является углубленная подготовка 9000 студентов подведомственных организаций по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) на основе внедрения адаптивной системы целевого практикоориентированного развития компетенций студентов в рамках сетевого и кластерного взаимодействия этих организаций с организациями ОПК.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
совершенствование системы подготовки кадров для организаций ОПК на основе расширения практики реализации образовательных программ среднего профессионального (программ подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) в рамках целевого обучения в интересах организаций ОПК;
проведение профориентационной работы с целью повышения степени осведомленности абитуриентов и студентов подведомственных организаций и их мотивации к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК;
обучение профессорско-преподавательского состава подведомственных организаций в форме стажировки на базе организаций ОПК.
Особенностями Программы являются:
отбор для участия в Программе студентов на завершающихся стадиях обучения по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры (последние 2 года обучения) по очной форме;
ориентация на практикоориентированность и индивидуальность целевого обучения студентов в интересах организаций ОПК посредством формирования индивидуальных образовательных траекторий, применения сетевых форм реализации образовательных программ и современных образовательных технологий;
ориентация на текущие и перспективные потребности организаций ОПК в высококвалифицированных кадрах с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
стимулирование взаимодействия подведомственных организаций с организациями ОПК в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки и специальностям на основе развития государственно-частного партнерства;
поддержка лучших программ подготовки кадров, реализуемых подведомственными организациями, по заказам профильных организаций ОПК и в сотрудничестве с ними;
ориентирование подготовки кадров на развитие компетенций, обеспечивающих решение проектно-конструкторских, технологических, научно-исследовательских и производственных задач, включая соответствующие виды практик.
III. Ожидаемые результаты реализации Программы,
целевые индикаторы и показатели
Ожидаемые результаты реализации Программы:
Углубленная подготовка 9000 студентов подведомственных организаций по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК и успешно завершивших обучение;
поддержка долгосрочного системного взаимодействия подведомственных организаций и организаций ОПК в рамках региональных кластеров.
Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
численность студентов подведомственных организаций, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, отобранных в соответствующем году в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов;
численность выпускников подведомственных организаций, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов;
уровень освоения образовательной программы выпускниками подведомственных организаций, обучавшимися по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры), заключившими договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, характеризуемый средним арифметическим значением оценок в соответствии с приложением к диплому;
доля обучавшихся в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, трудоустроившихся после окончания обучения в соответствии с договором о целевом обучении с организациями ОПК в течение полугода с момента успешного завершения обучения;
количество образовательных модулей, разработанных в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов;
доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего повышение квалификации в форме стажировки, в общей численности профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации образовательных модулей, в рамках ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов.
При реализации ведомственного мониторинга трудоустройства выпускников, обучавшихся в рамках государственного плана, было определено, что в среднем доля выпускников, трудоустроившихся в течение полугода с момента завершения обучения, не превышает 50%.
Нормами действовавшего до 1 сентября 2013 г. Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" не предусматривались такие существенные условия целевой подготовки, как обязательное трудоустройство в организацию, направившую на обучение в рамках целевого приема. В свою очередь, нормы статьи 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) закрепляют обязательства по трудоустройству после целевого обучения. При этом договоры о целевом обучении содержат положения, в случае наступления которых обязательства по трудоустройству выпускника не подлежат исполнению. Вместе с тем законодательством Российской Федерации предусмотрена система штрафов в случае невыполнения обязательств по трудоустройству.
Также реализация Программы позволит повысить уровень взаимной заинтересованности между выпускниками - участниками Программы и организациями-работодателями.
Учитывая, что поддержка Проектов по целевому обучению осуществляется в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными организациями (далее - государственное задание), допускается отклонение от установленных показателей, в пределах которого государственное задание считается выполненным (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640). Соглашениями, заключаемыми с подведомственными организациями на выполнение государственного задания, указанное отклонение зафиксировано на уровне 10%.
Таким образом, по результатам реализации Программы возможно достичь уровня трудоустройства выпускников в 90%.
Таблица 1
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Наименование индикатора
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Численность студентов подведомственных организаций, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, отобранных в соответствующем году в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, человек
3000
3000
3000
-
-
Численность выпускников подведомственных организаций, прошедших обучение по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, человек
-
-
3000
3000
3000
Уровень освоения образовательной программы выпускниками подведомственных организаций, обучавшимися по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры), заключившими договоры о целевом обучении с организациями ОПК в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, характеризуемый средним арифметическим значением оценок в соответствии с приложением к диплому, значение
-
-
4,0
4,2
4,4
Доля обучавшихся в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, трудоустроившихся после окончания обучения в соответствии с договором о целевом обучении с организациями ОПК в течение полугода с момента успешного завершения обучения, процентов
-
-
90
90
90
Количество образовательных модулей, разработанных в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, штук
500
600
700
-
-
Доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего повышение квалификации в форме стажировки, в общей численности профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации образовательных модулей, в рамках ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, процентов
20
25
30
15
10
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, а именно:
проведение в 2016 - 2018 годах отбора обучающихся, заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, с последующим их трудоустройством в данные организации;
проведение в 2016 - 2018 годах отбора и поддержка в 2016 - 2020 годах наиболее востребованных Проектов по целевому обучению студентов в интересах организаций ОПК;
организационно-техническое и экспертно-аналитическое сопровождение ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов, на всем этапе реализации указанной программы.
Отбор обучающихся, заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, осуществляется подведомственными организациями при наличии согласия со стороны обучающегося.
Отбор Проектов по целевому обучению осуществляется в рамках конкурсов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации ежегодно в период 2016 - 2018 годов. Реализация каждого Проекта по целевому обучению должна способствовать получению группой обучающихся определенного набора компетенций, востребованных организацией-партнером ОПК, в том числе за счет организации образовательного процесса на кафедрах и в иных структурных подразделениях подведомственных организаций, созданных на базе организаций ОПК.
Каждый Проект по целевому обучению может включать следующие элементы:
образовательный модуль (образовательные модули), обеспечивающий индивидуализацию подготовки обучающихся и формирующий определенные профессиональные компетенции в соответствии с требованиями организаций ОПК;
программу совместных профориентационных мероприятий подведомственной организации и организации(й) ОПК, направленных на повышение мотивации абитуриентов и студентов к заключению договора о целевом обучении с организациями ОПК и последующее трудоустройство в них;
программу обучения профессорско-преподавательского состава подведомственной организации по дополнительным профессиональным программам в форме стажировки на базе организаций ОПК.
V. Срок реализации Программы
Программа реализуется в 2016 - 2020 годах.
VI. Описание социальных, экономических и экологических
последствий реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Российской Федерации в области кадрового обеспечения ОПК, являющегося мощнейшим локомотивом развития экономики страны и основой ее стратегической безопасности. Программа создает условия для дальнейшего устойчивого развития партнерских отношений подведомственных организаций и организаций ОПК, в том числе на основе расширения форм и механизмов их взаимодействия.
В ходе реализации Программы получат развитие:
усиление практической направленности обучения, эффективные формы взаимодействия подведомственных организаций с организациями ОПК в части использования их материально-технической базы для организации практической подготовки при реализации образовательных программ среднего профессионального (программ подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры);
практика разработки образовательных программ как в целом, так и отдельных образовательных модулей, применительно к потребностям конкретного заказчика.
Наиболее значимыми эффектами реализации Программы являются:
увеличение численности студентов, прошедших углубленную подготовку по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), реализуемых в том числе и в сетевой форме, в соответствии с договорами о целевом обучении с организациями ОПК и трудоустроившихся в них;
переход на качественно новый уровень взаимодействия организаций ОПК с подведомственными организациями на основе заключения долгосрочных договоров, предусматривающих совместное участие в реализации комплексных проектов, разработку профессиональных стандартов, включение в трудовую деятельность организаций ОПК обучающихся и профессорско-преподавательского состава подведомственных организаций.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов путем внедрения на производстве в организациях ОПК инновационных технологий и осуществления энергосберегающих мероприятий, реализуемых подготовленными в рамках Программы выпускниками подведомственных организаций, обладающими соответствующими компетенциями.
На решение задач и достижение целевых индикаторов Программы оказывают влияние следующие внешнеполитические и макроэкономические риски.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, можно отнести:
обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие сокращения лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации;
рост цен на оказание услуг, связанных с повышением квалификации профессорско-преподавательского состава и организацией профориентационных мероприятий, необходимых для обеспечения реализации Программы, сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции.
Указанные риски не могут быть спрогнозированы.
Макроэкономические риски обусловлены влиянием мирового экономического кризиса на социально-экономическое развитие России. Это может оказать негативное влияние на возможность реализации механизма софинансирования со стороны организаций ОПК.
Внешнеполитические риски связаны с международной политической ситуацией, негативное развитие которой может привести к ограничению доступа к импортным технологиям и оборудованию в сфере ОПК.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации исходя из степени достижения целевых индикаторов и показателей, закрепленных в соглашениях между подведомственными организациями, реализующими Программу, и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Оценка эффективности осуществляется в результате осуществления непрерывного мониторинга качества процесса целевой подготовки кадров для организаций ОПК, трудоустройства выпускников и удовлетворенности организаций ОПК уровнем развития соответствующих компетенций выпускников на основе отчетных форм и в соответствии с порядком их представления. Форма отчетности и порядок мониторинга будут разработаны на первом этапе реализации Программы.
Оценка эффективности предполагает анализ затрат на реализацию Проектов по целевому обучению.
VIII. Методика оценки эффективности Программы
Для расчета эффективности реализации Программы в 2016 - 2017 годах используются следующие индикаторы и показатели:
численность студентов подведомственных организаций, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального (программам подготовки специалистов среднего звена) и высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), заключивших договоры о целевом обучении с организациями ОПК, отобранных в соответствующем году в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов;
количество образовательных модулей, разработанных в рамках реализации ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов;
доля профессорско-преподавательского состава, прошедшего повышение квалификации в форме стажировки, в общей численности профессорско-преподавательского состава, участвующего в реализации образовательных модулей, в рамках ведомственной целевой программы, предусматривающей подготовку квалифицированных кадров для организаций ОПК в период 2016 - 2020 годов;
объем израсходованных средств субсидии;
объем израсходованных средств организаций ОПК.
Оценка результативности и эффективности Программы осуществляется на основании представленных подведомственными организациями, участвующими в реализации Программы, полугодовых и ежегодных отчетов.
Под результативностью понимается степень достижения запланированных показателей в ходе реализации мероприятий Программы.
Результативность измеряется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми значениями.
В качестве критериев оценки результативности реализации Программы и программных мероприятий используется индекс результативности и интегральная оценка результативности.
Индекс результативности Программы (мероприятия) оценивается по каждому целевому показателю за год.
Для первых трех показателей индекс результативности вычисляется следующим образом: