МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 ноября 2025 г. N 400
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ И СЛУЖБ ЕДИНОЙ
СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (РАБОТ), А ТАКЖЕ ЭКИПАЖЕЙ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ К ВЫЖИВАНИЮ В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО
СУЩЕСТВОВАНИЯ, СОСТАВА НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП, ПЕРЕЧНЯ
ОБОРУДОВАНИЯ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И СНАРЯЖЕНИЯ
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,
НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ
ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП, ТРЕБОВАНИЙ К ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
НА АЭРОДРОМЕ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ
СУДОВ, НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ
ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП, СРОКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКА
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ТЕРПЯЩИХ ИЛИ ПОТЕРПЕВШИХ БЕДСТВИЕ,
ИХ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В соответствии с подпунктами 1 - 4, 9 пункта 8 статьи
88 Воздушного кодекса Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Определить:
требования к подготовке персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп согласно приложению N 3 к настоящему приказу;
требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп согласно приложению N 4 к настоящему приказу;
сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств согласно приложению N 5 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации
от 3 июня 2014 г. N 148 "Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2014 г., регистрационный N 34534).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.
Министр
А.С.НИКИТИН
Приложение N 1
к приказу Минтранса России
от 18 ноября 2025 г. N 400
ТРЕБОВАНИЯ
К ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНОВ И СЛУЖБ ЕДИНОЙ
СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СИЛ ПОИСКА И СПАСАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (РАБОТ),
А ТАКЖЕ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ К ВЫЖИВАНИЮ
В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
1. Персонал органов и служб, сил поиска и спасания (далее - персонал) руководящего органа единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее соответственно - единая система, АКПС) на федеральном уровне <1> должен быть подготовлен к:
--------------------------------
<1> Абзац второй пункта 7, пункт 8 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 августа 2007 г. N 538 (далее - Положение N 538).
1) осуществлению функции по контролю и надзору в сфере АКПС <2>;
--------------------------------
<2> Пункт 3 Положения N 538.
2) общему руководству функционированием и развитием единой системы и деятельностью руководящего органа единой системы на региональном уровне <3> и оперативных органов единой системы;
--------------------------------
<3> Абзац третий пункта 7, пункт 9 Положения N 538.
3) организации поиска и спасания воздушных судов (далее - ВС) Российской Федерации по воздушным трассам вне границ Российской Федерации, а также поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов, совершивших посадку на территории иностранных государств, на основании международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
2. Персонал руководящего органа единой системы на региональном уровне в границах зоны АКПС должен быть подготовлен к:
1) осуществлению контрольных функций в сфере АКПС;
2) осуществлению функций по разработке локальных инструктивных материалов по организации и проведению авиационного поиска и спасания;
3) организации дежурства авиационных сил и средств поиска и спасания;
4) организации и руководству проведением поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО (Р);
5) организации взаимодействия структур федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" при проведении ПСО (Р).
3. Персонал Главного авиационного координационного центра поиска и спасания <4> (далее - ГКЦПС) должен быть подготовлен к осуществлению следующих функций:
--------------------------------
<4> Абзац второй пункта 10, пункт 11 Положения N 538.
1) по контролю поисково-спасательного обеспечения полетов литерных ВС и космических объектов;
2) по контролю деятельности региональных авиационных координационных центров поиска и спасания <5> (далее - КЦПС);
--------------------------------
<5> Пункт 12 Положения N 538.
3) по общему руководству организацией проведения ПСО (Р);
4) по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и координации действий авиационных сил и средств поиска и спасания при проведении ПСО (Р);
5) по принятию решений о подъеме дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в целях проведения ПСО (Р) или проверки их готовности.
4. Персонал КЦПС в границах зоны АКПС должен быть подготовлен к осуществлению функций:
1) по сбору, обработке и анализу информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;
2) по общему руководству проведением ПСО (Р);
3) по координации действий оперативных органов единой системы на местном уровне <6>, а также организации взаимодействия между ними;
--------------------------------
<6> Абзац четвертый пункта 10 Положения N 538.
4) по контролю готовности дежурных сил и средств поиска и спасания к проведению ПСО (Р);
5) по доведению до органов обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) сведений о дежурных поисково-спасательных силах и средствах;
6) по передаче в органы ОВД сигналов бедствия, поданных ВС;
7) по принятию решения о подъеме дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в целях проведения ПСО (Р) или проверки их готовности.
5. Персонал сил поиска и спасания единой системы должен быть подготовлен к проведению и обеспечению ПСО (Р).
6. Экипажи поисково-спасательных воздушных судов (далее - ПСВС) должны быть подготовлены к:
1) радиотехническому и визуальному поиску ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море;
2) десантированию парашютным и беспарашютным способом спасательных парашютно-десантных групп (далее - СПДГ), аварийно-спасательного имущества и снаряжения (грузов), с использованием средств десантирования, спусковых и спускоподъемных устройств вертолета, а также эвакуации пострадавших в вертолет при помощи спускоподъемных устройств (лебедочных грузовых систем), с суши и водной поверхности;
3) посадкам на площадки, подобранные с воздуха, а также к эвакуации пострадавших людей с этих площадок.
7. Внешние пилоты (операторы) беспилотных ВС и беспилотных авиационных систем (далее - операторы БВС) должны быть подготовлены к выполнению ПСО (Р) и допущены к выполнению радиотехнического и визуального поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
8. Авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к:
1) десантированию к месту бедствия с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением парашютным и беспарашютным способом днем и ночью на незнакомую, неподготовленную площадку, на воду, лес, лед (мерзлый грунт), плоскогорье (горы);
2) оказанию первой помощи пострадавшим и их эвакуации с места бедствия воздушным, водным, автомобильным и специальным транспортом, в том числе эвакуации в вертолеты, находящиеся в режиме висения, с помощью спускоподъемных устройств (лебедочных грузовых систем), с суши, водной поверхности, морских судов (судов внутреннего водного транспорта), с последующей передачей пострадавших в медицинские организации (выездной бригаде скорой медицинской помощи);
3) выживанию в условиях автономного существования.
9. Специалисты наземных поисково-спасательных команд (далее - НПСК) должны быть подготовлены к:
1) выполнению наземного поиска терпящих или потерпевших бедствие ВС, их пассажиров и экипажей, исходя из климатогеографических особенностей региона ВС днем и ночью;
2) оказанию первой помощи пострадавшим и их эвакуации с места бедствия, в том числе эвакуации в вертолеты, находящиеся в режиме висения <7>, с помощью специальных подъемных средств, с последующей передачей пострадавших в медицинские организации (выездной бригаде скорой медицинской помощи);
--------------------------------
<7> Пункт 3.103 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации
от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации
от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191),
от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244),
от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723),
от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176),
от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356),
от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362),
от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093),
от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663),
от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147),
от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712),
от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652),
от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416),
от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), от 29 мая 2023 г. N 195 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73717). В соответствии с пунктом 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации
от 31 июля 2009 г. N 128 срок действия данного документа ограничен до 1 сентября 2029 г.
3) выживанию в условиях автономного существования.
10. Подготовка персонала сил поиска и спасания единой системы должна включать:
1) теоретическую подготовку;
2) практическую подготовку на тренажерах операторов беспилотных ВС (при наличии) и СПДГ, а также личного состава аварийно-спасательной команды (далее - АСК) на учебно-тренировочных полигонах аэродромов;
3) выполнение тренировочных полетов экипажей ПСВС с десантированием парашютным и беспарашютным способами личного состава СПДГ и грузов;
4) выполнение тренировочных полетов на беспилотных ВС;
5) практические тренировки СПДГ, НПСК и АСК;
6) полномасштабные (комплексные) учения, проводимые с выполнением полетов дежурных ПСВС, десантированием СПДГ с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, выходом НПСК, а также АСК - в случаях проведения учения в районе аэродрома гражданской авиации;
7) инструктажи, проводимые перед заступлением на дежурство, с целью доведения оперативной обстановки и мер безопасности при выполнении ПСО (Р);
8) контроль готовности персонала сил поиска и спасания единой системы к дежурству.
11. Персонал единой системы АКПС должен быть подготовлен к осуществлению функций:
1) с применением методики выполнения радиотехнического и визуального поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море <8>;
--------------------------------
<8> Подпункт 7 пункта 8 статьи
88 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2) с применением сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р) <9>;
--------------------------------
<9> Подпункт 8 пункта 8 статьи
88 Воздушного кодекса Российской Федерации.
3) с соблюдением сроков проведения поиска ВС, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (приведены в приложении N 5 к настоящему приказу).
12. Персонал руководящего и оперативного органов единой системы должен быть подготовлен к:
1) организации поиска и спасания в зоне (районе) АКПС;
2) формированию дежурных сил и средств и к их привлечению к ПСО (Р);
3) приему и передаче информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;
4) управлению дежурными АСПС и координации их действий в ходе проведения ПСО (Р);
5) подъему дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и проверках их готовности;
6) контролю за вылетом и выходом дежурных сил и средств и их деятельностью в ходе проведения ПСО (Р);
7) разработке и оформлению плана проведения ПСО (Р) на карте (планшете).
13. Экипажи ПСВС, операторы БВС должны быть подготовлены к:
1) приему и передаче сигналов бедствия;
2) использованию поисковой аппаратуры, аварийных радиостанций и ведению радиосвязи с терпящими бедствие, другими поисковыми экипажами, СПДГ и НПСК;
3) десантированию СПДГ и грузов (для экипажей ПСВС);
4) существующим методам радиотехнического и визуального поиска;
5) взаимодействию с силами поиска и спасания единой системы, участвующими в ПСО (Р);
6) ведению радиосвязи с взаимодействующими силами и средствами, осуществляющими ПСО (Р).
14. Специалисты НПСК и авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к:
1) оказанию первой помощи пострадавшим;
2) обращению со средствами аварийного покидания ВС;
3) безопасной эвакуации людей из ВС;
4) ведению связи при проведении ПСО (Р);
5) подаче сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р);
6) работе в условиях радиационной, химической и биологической угроз;
7) тушению пожаров на ВС;
8) возможному возникновению опасных факторов при пожарах на ВС;
9) сохранению доказательственных материалов на месте происшествия;
10) открытию основных и аварийных выходов, поиску места вскрытия обшивки фюзеляжа ВС, применению бортового аварийно-спасательного оборудования, поиску и оценке рисков нахождения рядом с топливными баками, агрегатами электросистемы и кислородным оборудованием;
11) оценке психологических особенностей поведения людей в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и общению с пострадавшими;
12) использованию наземного, водного и воздушного транспорта для эвакуации пострадавших с места происшествия, в том числе при помощи специальных спусковых (спускоподъемных) устройств, в вертолет, находящийся в режиме висения с суши и водной поверхности;
13) ведению радиообмена с экипажами ПСВС и морскими судами (судами внутреннего водного транспорта);
14) выживанию в различных климатических и физико-географических условиях;
15) обеспечению безопасности при проведении ПСО (Р);
16) использованию аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
17) извлечению пострадавших из ВС и эвакуации их с места бедствия наземным, воздушным и водным транспортом;
18) выкладыванию на местности с использованием подручных средств сигналов, применяемых при проведении ПСО (Р);
19) подбору, подготовке и обозначению площадки для посадки ВС;
20) работе с топографической информацией и ориентированию на местности с помощью топографических карт и технических средств;
21) применению способов проведения поиска и соблюдению мер безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
22) использованию средств индивидуальной защиты;
23) использованию схем ВС, содержащих указание на расположение основных и аварийных выходов, мест вскрытия обшивки, расположение бортового аварийно-спасательного оборудования, расположение топливных баков, агрегатов электросистемы и кислородного оборудования;
24) осуществлению фиксирования признаков происшествия на месте бедствия ВС (путем фотографирования, видеозаписи или составления схем), которые могут быть уничтожены при воздействии внешней среды;
25) организации мероприятий по сохранению доказательных материалов на месте происшествия;
26) пользованию средствами связи, ведению радиосвязи с экипажами ПСВС, морскими судами (судами внутреннего водного транспорта) и взаимодействующими аварийно-спасательными формированиями;
27) эвакуации людей, потерпевших бедствие, с места происшествия в транспортное средство с суши, водной поверхности, морского судна (судна внутреннего водного транспорта), в том числе при помощи специальных спусковых (спускоподъемных) устройств в вертолет, находящийся в режиме висения;
28) оказанию непосредственно на месте бедствия первой помощи пострадавшим, к определению очередности оказания первой помощи и определению очередности эвакуации людей, потерпевших бедствие, к определению способов их транспортировки для последующей передачи пострадавших выездной бригаде скорой медицинской помощи <10>;
--------------------------------
<10> Пункт 7 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 20 июня 2013 г. N 388н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 августа 2013 г., регистрационный N 29422), с изменениями внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 22 января 2016 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41353),
от 5 мая 2016 г. N 283н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2016 г., регистрационный N 42283),
от 19 апреля 2019 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2019 г., регистрационный N 54706),
от 21 февраля 2020 г. N 114н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2020 г., регистрационный N 59083).
29) взаимодействию с выездными бригадами скорой медицинской помощи при передаче им пострадавших.
15. Авиационные спасатели СПДГ должны быть подготовлены к выполнению прыжков с парашютом, десантированию людей и грузов, спуску с вертолета с использованием спускового устройства, спуску и подъему с применением бортовых спускоподъемных устройств, а также к эксплуатации средств десантирования людей и грузов.
16. Личный состав АСК должен быть подготовлен к:
1) оказанию первой помощи пострадавшим;
2) обращению со средствами аварийного покидания ВС;
3) безопасной эвакуации людей из ВС;
4) работе в условиях радиационной, химической и биологической угроз;
5) тушению пожаров на ВС;
6) возможному возникновению опасных факторов при пожарах на ВС;
7) сохранению доказательственных материалов на месте происшествия;
8) открытию основных и аварийных выходов, поиску места вскрытия обшивки фюзеляжа ВС, применению бортового аварийно-спасательного оборудования, поиску и оценке рисков нахождения рядом с топливными баками, агрегатами электросистемы и кислородным оборудованием;
9) оценке психологических особенностей поведения людей в условиях ЧС и общению с пострадавшими;
10) эвакуации пострадавших с места происшествия;
11) обеспечению безопасности при проведении ПСО (Р);
12) использованию аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
13) извлечению пострадавших из ВС и эвакуации их с места бедствия наземным, воздушным и водным транспортом;
14) работе с графическим планом аэродрома, прилегающей местности в границах аэродрома, с координатной сеткой и картой района аэродрома по аварийно-спасательному обеспечению полетов, а также к ориентированию на местности с помощью технических средств;
15) использованию средств индивидуальной защиты;
16) использованию схем ВС содержащих указание на расположение основных и аварийных выходов, мест вскрытия обшивки, расположение бортового аварийно-спасательного оборудования, расположение топливных баков, агрегатов электросистемы и кислородного оборудования;
17) организации мероприятий по сохранению доказательных материалов на месте происшествия;
18) пользованию средствами связи, ведению радиосвязи с экипажами ПСВС, морскими судами (судами внутреннего водного транспорта) и взаимодействующими аварийно-спасательными формированиями;
19) эвакуации людей, потерпевших бедствие, с места происшествия в транспортное средство с суши и водной поверхности;
20) оказанию непосредственно на месте бедствия первой помощи пострадавшим, к определению очередности оказания первой помощи и определению очередности эвакуации людей, потерпевших бедствие, к определению способов их транспортировки для последующей передачи пострадавших выездной бригаде скорой медицинской помощи;
21) взаимодействию с выездными бригадами скорой медицинской помощи при передаче им пострадавших.
17. Подготовка экипажей ВС к выживанию в условиях автономного существования должна быть организована руководителями авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.
18. Подготовка экипажей ВС к выживанию должна проводиться в авиационных учебных центрах (специальных центрах) и зависеть от целей и задач, определенных для гражданской, государственной или экспериментальной авиации.
Приложение N 2
к приказу Минтранса России
от 18 ноября 2025 г. N 400
СОСТАВ
НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ
ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП
1. Штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды <1> (далее - НПСК) в организациях государственной и экспериментальной авиации должны состоять из персонала, прошедшего специальную подготовку для проведения поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО (Р).
--------------------------------
<1> Пункт 697 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации
от 24 сентября 2004 г. N 275 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2004 г., регистрационный N 6110).
2. В состав дежурных НПСК должны входить от 8 до 10 человек, в том числе начальник НПСК.
3. Штатные или нештатные спасательные парашютно-десантные группы (далее - СПДГ) в организациях гражданской, государственной и экспериментальной авиации должны состоять из авиационных спасателей (персонала) <2>, прошедших специальную подготовку для проведения ПСО (Р).
--------------------------------
<2> Пункт 237 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916), с изменениями, внесенными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 7 ноября 2022 г. N 4640 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71176). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
от 5 декабря 2018 г. N 4855 срок действия данного документа ограничен до 1 марта 2029 г.
4. В состав дежурной СПДГ должны входить от 2 до 3 авиационных спасателей, в том числе старший СПДГ (парашютист-инструктор).
Приложение N 3
к приказу Минтранса России
от 18 ноября 2025 г. N 400
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ, АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И СНАРЯЖЕНИЯ
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,
НАЗЕМНЫХ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ
ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП
I. Перечень оснащения поисково-спасательных воздушных судов
1. Поисково-спасательные воздушные суда (далее - ПСВС) должны быть оборудованы в соответствии с руководствами по летной эксплуатации воздушных судов <1> (далее - РЛЭ) и иметь транспортно-десантное (десантное) оборудование, автоматический ультракоротковолновый (далее - УКВ) радиокомпас обеспечивающий пеленгование УКВ радиостанций, расположенных на земле или на летательных аппаратах, обеспечивающий привод самолетов или вертолетов на аварийные УКВ радиомаяки, а также аварийный радиомаяк (радиобуй), работающий на аварийной частоте 406,025 МГц и 121,5 МГц.
--------------------------------
<1> Абзац пятый подпункта 1 пункта 1 статьи
67 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2. Поисково-спасательные вертолеты в соответствии с РЛЭ должны быть оборудованы:
1) лебедкой для подъема пострадавших в режиме висения с суши и водной поверхности;
2) поисковым прожектором (фарой).
3. Перечень минимального количества аварийно-спасательного имущества и снаряжения ПСВС определен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Наименование | Количество |
1. | Средства швартовки имущества и снаряжения, комплект | 1 |
2. | Гидрокостюм, жилет (пояс) спасательный (при полетах над водным пространством ПСВС государственной и экспериментальной авиации), комплект | На каждого члена экипажа |
3. | Жилет (пояс) спасательный (при полетах над водным пространством ПСВС гражданской авиации), штук (далее - шт.). | На каждого члена экипажа |
4. | Носимый аварийный запас (в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся ПСВС), комплект | На каждого члена экипажа |
5. | Переносная радиостанция авиационного диапазона (ультракороткие волны (далее - УКВ) с поддержкой аварийной частоты 121,5 МГц, шт. | 1 |
6. | Портативный авиационный спутниковый навигатор, комплект | 1 |
7. | Спутниковый телефон (при полетах над труднодоступной и малонаселенной местностью), шт. | 1 |
II. Перечень оснащения наземной
поисково-спасательной команды
4. Наземная поисково-спасательная команда (далее - НПСК) оснащается транспортным средством повышенной проходимости (автомобиль, вездеход, снегоболотоход) в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий района авиационно-космического поиска и спасания (далее - АКПС), предназначенным для проведения наземных поисково-спасательных работ и доставки аварийно-спасательного имущества и снаряжения.
5. Перечень имущества и снаряжения НПСК определен в таблице 2.
Таблица 2
N п/п | Наименование | Количество |
1. | Беспилотная авиационная система с беспилотными воздушными судами до 30 кг, комплект | 1 |
2. | Радиостанция авиационного УКВ диапазона, шт. | 1 |
3. | Радиостанции носимая УКВ диапазона, шт. | 2 |
4. | Спутниковый телефон с портативным зарядным устройством (при проведении наземного поиска в труднодоступной и малонаселенной местности), шт. | 1 |
5. | Пусковое устройство с комплектом сигнальных патронов 26 мм (по 10 шт. красного, зеленого, желтого огней), шт. | 1 |
6. | Переносная электростанция (2 - 4 кВт) с силовым удлинителем 50 м, шт | 1 |
7. | Автономная осветительная установка (типа световая башня), комплект | 1 |
8. | Флажки белого и красного цвета для обозначения посадочной площадки для вертолета днем (по 8 шт. каждого цвета), комплект | 1 |
9. | Комплект наземных осветительных средств в виде электрических фонарей (8 шт.) на базе светодиодов для обозначения посадочной площадки ночью, комплект | 1 |
10. | Дымовая шашка (плавучая), шт. | 10 |
11. | Компас, шт. | 4 |
12. | Портативный спутниковый навигатор, шт. | 1 |
13. | Фонарь электрический с комплектом батарей, шт. | На каждого специалиста |
14. | Бинокль, шт. | 1 |
15. | Цифровой прибор ночного видения (с дальномером), шт. | 1 |
16. | Бензорез с дополнительными дисками, шт. | 1 |
17. | Бензопила по дереву, шт. | 1 |
18. | Пила по дереву поперечная, шт. | 2 |
19. | Топор, шт. | 4 |
20. | Лом, шт. | 2 |
21. | Слесарный инструмент: кувалда, зубило кузнечное, молоток, пила ручная по металлу с запасными полотнами, комплект | 1 |
22. | Огнетушители (углекислотный, аэрозольный) общим объемом не менее 30 л, комплект | 1 |
23. | Мегафон с комплектом батарей, шт. | 1 |
24. | Цифровой фотоаппарат с комплектом батарей, шт. | 1 |
25. | Фал капроновый диаметром 9 - 12 мм, м | 200 |
26. | Чека предохранительная катапультная (по типам воздушных судов), комплект | 1 |
27. | Лента сигнальная, м | 500 |
28. | Носилки (сани-волокуши, в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС), шт. | 4 |
29. | Лыжи с палками или снегоступы (в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС), комплект | На каждого специалиста |
30. | Лодка надувная не менее чем на 4 места, комплект | 1 |
31. | Жилет (пояс) спасательный в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС, шт. | На каждого специалиста |
32. | Палатка для размещения личного состава НПСК, комплект | 1 |
33. | Мешки спальные, шт. | На каждого специалиста |
34. | Устройство и принадлежности для приготовления пищи в полевых условиях (печь), комплект | 1 |
35. | Устройство портативное для подготовки и очистки воды в походных условиях (туристический фильтр для воды), комплект | 1 |
36. | Набор котелков и посуды для приготовления пищи, комплект | 1 |
37. | Термосы для воды и пищи общим объемом 36 л, шт. | 1 |
38. | Индивидуальный рацион питания (сухой паек) на 3 суток, комплект | На каждого специалиста |
39. | Вода питьевая бутилированная, л | 36 |
40. | Аптечка для оказания первой помощи <2>, комплект | 2 |
41. | Мешки патологоанатомические, шт. | 50 |
42. | Гермосумка (гермомешок) объемом не менее чем 50 л | 4 |
--------------------------------
<2> Пункты 1 - 3 требований к комплектации аптечек, укладки, набора и комплекта для оказания первой помощи с применением медицинских изделий и лекарственных препаратов спасателями, осуществляющими аварийно-спасательные работы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2024 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2024 г., регистрационный N 78371). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2024 г. N 246н данный акт действует до 1 сентября 2030 г.
III. Перечень оснащения спасательной
парашютно-десантной группы
6. Спасательная парашютно-десантная группа (далее - СПДГ) оснащается транспортным средством повышенной проходимости с прицепом, предназначенным для доставки личного состава, аварийно-спасательного имущества и снаряжения к ПСВС.
7. Перечень имущества и снаряжения СПДГ определен в таблице 3.
Таблица 3
N п/п | Наименование | Количество |
Аварийно-спасательное снаряжение группового оснащения (укладка), размещается на ПСВС в парашютно-грузовых системах (контейнерах, укладках) |
1. | Лодка надувная не менее чем на 4 места, шт. | 1 |
2. | Канистра пищевая складная объемом не менее чем 5 л, шт. | 1 |
3. | Портативная авиационная УКВ радиостанция, шт. | 1 |
4. | Портативная УКВ радиостанция, шт. | 2 |
5. | Спутниковый навигатор, шт. | 1 |
6. | Спутниковый трекер, шт. | 1 |
7. | Спутниковый телефон, шт. | 1 |
8. | Система отслеживания и поиска грузов (радиус действия 10 км), шт. | 1 |
9. | Сотовый телефон, шт. | 1 |
10. | Тепловизор, шт. | 1 |
11. | Цифровой прибор ночного видения с дальномером, шт. | 1 |
12. | Бинокль, шт. | 1 |
13. | Видео (фото) камера цифровая, шт. | 1 |
14. | Беспилотная авиационная система с беспилотными воздушными судами до 30 кг, комплект | 1 |
15. | Огнетушители порошковые (общим объемом 10 л), шт. | 2 |
16. | Ручной аварийно-спасательный аккумуляторный инструмент, комплект | 1 |
17. | Топор, шт. | 1 |
18. | Лопата саперная, шт. | 2 |
19. | Пила по дереву, шт. | 1 |
20. | Огни или флажки красного цвета для обозначения посадочной площадки для ПСВС (4 шт.), комплект | 1 |
21. | Шашка дымовая (сигнальная, плавучая), шт. | 2 |
22. | Пусковое устройство с комплектом сигнальных патронов 26 мм (по 10 шт. красного, зеленого, желтого огня), шт. | 1 |
23. | Палатка с количеством мест не менее чем 4, шт. | 2 |
24. | Печь походная разборная, шт. | 1 |
25. | Мешок спальный, шт. | 3 |
26. | Коврик туристический, шт. | 3 |
27. | Химический источник света (красного, зеленого, желтого или белого огня), шт. | 30 |
28. | Набор посуды (туристический) для приготовления пищи, комплект | 1 |
29. | Сигнальная лента 50 мм (200 м), шт. | 2 |
30. | Веревка альпинистская 9 - 12 мм, м | 100 |
31. | Фальшфейер (факел, свеча), шт. | 6 |
32. | Носилки для подъема пострадавшего в вертолет, шт. | 1 |
33. | Эвакуационно-спасательный пояс, шт. | 1 |
34. | Парашютно-грузовая система, комплект | по количеству грузовых укладок |
35. | Спусковое устройство (при дежурстве на вертолете), комплект | 1 |
36. | Термопокрывало спасательное, шт. | 20 |
37. | Мешки патологоанатомические, шт. | 10 |
38. | Лыжи или снегоступы (в районах со снежным покровом), комплект | 3 |
39. | Вода питьевая бутилированная, л | 9 |
40. | Индивидуальный рацион питания (сухой паек), шт. | 9 |
41. | Устройство очистки воды, шт. | 1 |
42. | Внешний аккумулятор (зарядное устройство, 50000 мАч), шт. | 1 |
43. | Гермосумка (гермомешок) объемом не менее чем 50 л | 2 |
44. | Аптечка для оказания первой помощи, комплект | 1 |
Имущество и снаряжение индивидуальной экипировки спасателя |
45. | Обмундирование, экипировка в зависимости от климатогеографических и гидрометеорологических условий зоны (района) АКПС, комплект | 1 |
46. | Парашютная система, комплект | 1 |
47. | Грузовой контейнер (сумка-контейнер), шт. | 1 |
48. | Высотомер парашютный, шт. | 1 |
49. | Стропорез, шт. | 1 |
50. | Шлем парашютный | 1 |
51. | Жилет сигнальный, шт. | 1 |
52. | Часы наручные (с функцией секундомера, компаса, определения высоты и давления), шт. | 1 |
53. | Фляга для питьевой воды объемом не менее чем 0,5 л, шт. | 1 |
54. | Средства индивидуальной защиты, комплект | 1 |
55. | Жилет разгрузочный, шт. | 1 |
56. | Жилет (пояс) спасательный и (или) гидрокостюм, шт. | 1 |
57. | Огниво, шт. | 1 |
58. | Инструмент многофункциональный (мультитул), шт. | 1 |
59. | Пила проволочная, шт. | 1 |
60. | Нож с фиксатором клинка, шт. | 1 |
61. | Фонарь электрический налобный (с функцией светомаяка), шт. | 1 |
62. | Сигнальное устройство с комплектом сигнальных патронов (по 5 шт. красного, зеленого, желтого огня), шт. | 1 |
63. | Спички влаговетроустойчивые, шт. | 6 |
64. | Гермомешок объемом 30 л, шт. | 1 |
65. | Рюкзак объемом от 30 до 50 л, шт. | 1 |
66. | Вода бутилированная 0,5 л | 2 |
67. | Карта района размером 1 - 2х км, шт. | 1 |
68. | Аптечка для оказания первой помощи, комплект | 1 |
69. | Компас, шт. | 1 |
70. | Справочник по поиску, оказанию помощи, выживанию, шт. | 1 |
8. Перечень оборудования, имущества и техники для оснащения оперативных органов единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне определен в таблице 4.
Таблица 4
N п/п | Наименование материально-технических средств | Единица измерения | Главный авиационный координационный центр поиска и спасания | Региональный авиационный координационный центр поиска и спасания | Уточнение количества |
Средства связи |
1. | Абонентское оборудование (устройства) сети авиационной фиксированной связи или телефонный аппарат | шт. | 1 | - | - |
2. | Активное сетевое оборудование, в том числе маршрутизатор доступа и каналообразующее оборудование или модем | шт. | + | + | По количеству рабочих мест |
3. | Автоматическая телефонная станция | шт. | 1 | 1 | - |
4. | Телефонный стационарный аппарат | шт. | + | + | По количеству рабочих мест |
5. | Комплект оборудования для оперативной связи с органами обслуживания воздушного движения, Минобороны России и МЧС России | шт. | 1 | 1 | - |
Вычислительная техника, оргтехника |
6. | Персональный компьютер в комплекте с многофункциональным устройством и блоком бесперебойного питания | комплект | + | + | По количеству рабочих мест |
7. | Портативный компьютер и приемник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS) | комплект | 1 | 1 | - |
8. | Средства аудио и видеорегистрации | шт. | 1 | 1 | - |
9. | Цветной телевизор | шт. | 1 | 1 | - |
10. | Факсимильный аппарат | шт. | 1 | 1 | - |
Вспомогательное оснащение |
11. | Часовая станция с комплектом часов | комплект | 1 | 1 | По количеству часовых поясов в зоне дежурства |
12. | Комплект освещения с резервным источником питания | шт. | 1 | 1 | - |
13. | Карта территории зоны дежурства | шт. | 1 | 1 | - |
14. | Карта зоны дежурства с воздушными трассами воздушных судов (на электронном и (или) бумажном носителе) | шт. | 1 | 1 | - |
Приложение N 4
к приказу Минтранса России
от 18 ноября 2025 г. N 400
ТРЕБОВАНИЯ
К ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ НА АЭРОДРОМЕ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, НАЗЕМНЫХ
ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД И СПАСАТЕЛЬНЫХ
ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫХ ГРУПП
1. В помещениях для размещения экипажа поисково-спасательного воздушного судна (далее - ПСВС), личного состава наземной поисково-спасательной команды (далее - НПСК) и спасательной парашютно-десантной группы (далее - СПДГ) должны быть оснащены места:
1) для нахождения в готовности дежурного экипажа ПСВС, НПСК и СПДГ;
2) для отдыха (сна) экипажа ПСВС, личного состава НПКС и СПДГ;
3) для хранения аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
4) для экипажа ПСВС, личного состава НПКС и СПДГ в целях приема и приготовления пищи, переодевания, принятия душа, а также отправления естественных надобностей.
2. Помещение, в котором находится в готовности дежурный экипаж ПСВС, НПСК и СПДГ, оснащается:
1) столами и стульями для размещения личного состава;
2) громкоговорящей аэродромной и (или) телефонной связью с органом обслуживания воздушного движения (далее - ОВД);
3) переносной авиационной радиостанцией авиационного диапазона (ультракороткие волны) для оперативной (резервной) связи с органом ОВД;
4) картой дислокации дежурных авиационных сил и средств поиска и спасания в зоне (зонах) авиационно-космического поиска и спасания (далее - АКПС) в зависимости от радиуса досягаемости ПСВС;
5) схемой связи, управления и взаимодействия при проведении поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО (Р) в зоне (зонах) АКПС;
6) руководством по летной эксплуатации ПСВС;
7) инструкцией по авиационно-космическому поиску и спасанию в зоне АКПС;
8) инструкциями экипажу ПСВС, НПСК и СПДГ.
3. Комната отдыха (сна) должна быть оснащена телевизором, мебелью и постельными принадлежностями (постельное белье, подушка, одеяло) для отдыха (сна) экипажа ПСВС, личного состава НПКС и СПДГ.
4. Помещение (кладовая) для хранения аварийно-спасательного имущества и снаряжения должно (должна) быть оснащено (оснащена):
1) стеллажами для хранения необходимого аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
2) термометром и гидрометром для определения температуры и относительной влажности воздуха;
3) принудительной вентиляцией помещения.
Приложение N 5
к приказу Минтранса России
от 18 ноября 2025 г. N 400
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ,
ТЕРПЯЩИХ ИЛИ ПОТЕРПЕВШИХ БЕДСТВИЕ, ИХ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖЕЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1. Сроки проведения поиска воздушных судов (далее - ВС), терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (далее - срок поиска), с использованием радиотехнических средств должны соответствовать срокам, приведенным в таблице.
Таблица
Район поиска | Срок поиска |
В границах районов аэродромов: | |
а) для европейской части территории Российской Федерации южнее 58° с.ш.; | 45 минут |
б) для европейской части территории Российской Федерации севернее 58° с.ш. и территории Сибири и Дальнего Востока | 1 час |
Вне границ районов аэродромов: | |
для европейской части территории Российской Федерации южнее 58° с.ш. и территории Сибири и Дальнего Востока южнее 58° с.ш. | 2 часа |
2. В сроки поиска включается время от момента взлета и до момента выхода поисково-спасательного ВС (далее - ПСВС) в точку над потерпевшим бедствие ВС.
3. Сроки поиска вне границ аэродромов на территории Российской Федерации севернее 58° с.ш., а также на акваториях морей и океанов в границах зон авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации должны определяться в зависимости от удаления района бедствия и базирования ПСВС по следующей формуле:
Т = Д / V + tв,
где Т - срок радиотехнического поиска;
Д - расстояние удаления аэродрома (площадки) вылета ПСВС от района бедствия;
V - скорость полета ПСВС;
tв - нормативное время готовности к вылету ПСВС.