МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПРИКАЗ
от 21 августа 2025 г. N 418
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СБОРУ
И ОБРАБОТКЕ ПЕРВИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ,
АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - СУБЪЕКТАМИ ОФИЦИАЛЬНОГО
СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА С УЧАСТИЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ
ИМИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Во исполнение пункта 9 распоряжения Правительства Российской Федерации
от 28 мая 2025 г. N 1353-р приказываю:
утвердить прилагаемые Методические рекомендации по взаимодействию участников эксперимента по сбору и обработке первичных статистических данных, административных и иных данных федеральными органами исполнительной власти - субъектами официального статистического учета с участием исполнительных органов субъектов Российской Федерации и формированию ими официальной статистической информации;
признать утратившим силу приказ Росстата
от 4 августа 2025 г. N 380 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению эксперимента по сбору и обработке первичных статистических данных, административных и иных данных федеральными органами исполнительной власти - субъектами официального статистического учета с участием исполнительных органов субъектов Российской Федерации и формированию ими официальной статистической информации".
Руководитель
С.С.ГАЛКИН
Утверждены
приказом Росстата
от 21.08.2025 N 418
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СБОРУ
И ОБРАБОТКЕ ПЕРВИЧНЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ,
АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - СУБЪЕКТАМИ ОФИЦИАЛЬНОГО
СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА С УЧАСТИЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЮ
ИМИ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 мая 2025 г. N 1353-р о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по сбору и обработке первичных статистических данных, административных и иных данных федеральными органами исполнительной власти - субъектами официального статистического учета с участием исполнительных органов субъектов Российской Федерации и формированию ими официальной статистической информации (далее соответственно - Распоряжение, Эксперимент, Данные).
2. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
информационная система - государственная информационная система "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных", используемая в целях проведения Эксперимента и созданная в целях обеспечения цифрового взаимодействия участников системы на основе единой методологии и информационно-технологической инфраструктуры, в том числе в части автоматизации централизованного сбора, хранения, обработки и предоставления информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения качества информации;
оператор информационной системы - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы, обеспечение ее бесперебойного функционирования, а также прием, хранение и обработку сведений;
протокол передачи данных - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных;
организаторы сбора - федеральные органы исполнительной власти - субъекты официального статистического учета (заключившие соглашение, предусмотренное пунктом 5 Распоряжения), а также на добровольной основе исполнительные органы субъектов Российской Федерации (обратившиеся с целью участия в эксперименте согласно пункту 6 Распоряжения), осуществляющие сбор и (или) обработку данных и формирование информации и (или) иных документированных сведений в информационной системе;
респонденты - созданные на территории Российской Федерации юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, предоставляющие данные в информационную систему на добровольной основе.
3. Настоящие Методические рекомендации содержат:
рекомендации по апробации функциональных возможностей единого механизма сбора данных в информационной системе (далее - информационная система);
рекомендации по представлению участниками Эксперимента первичных статистических данных, административных и иных данных, используемых в целях проведения Эксперимента;
рекомендации по взаимодействию информационной системы с государственными информационными системами и информационными системами участников Эксперимента.
4. В рамках взаимодействия организаторами сбора предоставляется оценка скорости обработки Данных в соответствии с разделом VI настоящих Методических рекомендаций в Федеральную службу государственной статистики (Росстат), которая как оператор информационной системы консолидирует, проводит верификацию полученных Данных.
5. Участниками Эксперимента (далее - участники) являются:
а) координаторы Эксперимента:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации наименования (Минцифры России);
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России);
Росстат;
б) организаторы сбора;
в) респонденты.
6. Новые участники могут присоединиться к участию в Эксперименте в ходе его проведения в порядке, установленном Распоряжением.
7. Координаторы Эксперимента при его проведении выполняют следующие функции:
Росстат - общее руководство, методическую поддержку, оценку бизнес-процессов федеральных органов исполнительной власти - субъектов официального статистического учета на соответствие стандартам по работе с официальной статистической методологией;
Минцифры России - техническое обеспечение работы информационной системы в рамках мероприятий по ее реализации на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех";
Минэкономразвития России - оказание нормативной поддержки.
8. Организаторы сбора осуществляют:
настройку процессов сбора Данных в информационной системе;
формирование реестров, классификаторов, критериев отбора респондентов;
проверку корректности предоставляемых Данных.
9. Респонденты в ходе проведения Эксперимента осуществляют предоставление Данных в информационную систему. Предоставление Данных, составляющих государственную тайну, в рамках Эксперимента не предусмотрено.
II. Взаимодействие участников при проведении Эксперимента
10. Этапы взаимодействия в ходе проведения Эксперимента:
Росстат, Минэкономразвития России и Минцифры России утверждают протоколом в соответствии с пунктом 5 Распоряжения перечень (состав) организаторов сбора, участвующих в Эксперименте;
Росстат и организаторы сбора, включенные в перечень, заключают соглашения о взаимодействии, определяющие сроки и этапы участия в Эксперименте, а также перечень собираемых Данных;
исполнительные органы субъектов Российской Федерации направляют в адрес координаторов Эксперимента уведомления об участии в Эксперименте согласно пункту 6 Распоряжения.
11. Росстат обеспечивает доступ организаторам сбора к собранным ими Данным в целях формирования информации и (или) иных документированных сведений, а также осуществления установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций (полномочий) организаторов сбора в соответствии с пунктом 8 Распоряжения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
III. Участники Эксперимента
12. Для участия в Эксперименте его Участники обеспечивают:
а) наличие программно-аппаратного комплекса, обладающего возможностью обмена необходимыми данными с информационной системой;
б) удаленный доступ к информационной системе, размещенной в инфраструктуре единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех";
13. Для участия в Эксперименте организаторы сбора дополнительно в соответствии с Распоряжением:
а) проводят оценку сроков обработки Данных в соответствии с подходом раздела VI настоящих Методических рекомендаций и предоставляют результаты измерения в Росстат;
б) осуществляют сбор Данных с респондентов;
в) обеспечивают реализацию требований, предусмотренных пунктом 7 Распоряжения.
IV. Регистрация участников Эксперимента
в информационной системе
14. Для регистрации в информационной системе в качестве организатора сбора участник представляет координаторам Эксперимента (Минцифры России или Росстату) следующие сведения:
полное и краткое наименование организации, ОГРН, ИНН, а также ФИО ответственного за реализацию полномочий организатора сбора с привязкой к ведомству/организации в ЕПГУ.
15. Заявителю может быть отказано в регистрации в информационной системе в случае отсутствия привязки данных на ЕПГУ к учетной записи организатора сбора. Участнику Эксперимента направляется координатором эксперимента соответствующее уведомление с указанием причин отказа в регистрации в информационной системе.
16. В случае положительного результата проверки заявления о регистрации в качестве организатора сбора, координатор Эксперимента в срок не превышающий 5 рабочих дней со дня подачи такого заявления осуществляет регистрацию участника в информационной системе и направляет заявителю уведомление о получении роли организатора сбора в информационной системе.
V. Доступ к информации, содержащейся
в информационной системе
17. Оператор информационной системы обеспечивает заинтересованным лицам доступ к общедоступной информации, содержащейся в информационной системе, путем размещения указанной информации на официальном сайте оператора информационной системы в сети "Интернет".
18. Информация, содержащаяся в информационной системе, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется:
через личный кабинет или посредством обмена электронными документами, в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме при условии соблюдения требований по защите соответствующих категорий информации ограниченного доступа, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе обеспечивающими защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утрату, подделку или искажение.
VI. Подход к оценке скорости обработки Данных
19. В целях оценки результатов Эксперимента организатор сбора измеряет скорость обработки Данных без использования информационной системы (для текущих процессов организаторов сбора, до их перевода в информационную систему), скорость обработки Данных с использованием информационной системы (для процессов организатора сбора после перевода в информационную систему), а также разницу между ними.
20. Измерение скорости обработки Данных для оценки результатов Эксперимента проводится по формам и видам сведений, указанным в соглашении между Росстатом и организатором сбора
21. Организатор сбора проводит измерение скорости обработки Данных следующим образом:
21.1. Измеряет чистое время (хронометраж), необходимое для выполнения каждого из этапов бизнес-процесса на стороне организатора сбора: с момента запуска сбора Данных и завершая формированием итоговых материалов (выходных таблиц показателей), без учета публикации данных;
21.2. Рассчитывает итоговое чистое время (хронометраж), необходимое для выполнения всех этапов бизнес-процесса на стороне организатора сбора, путем суммирования значений полученных в соответствии с пунктом 21.1 настоящих Методических рекомендаций;
21.3. Направляет результаты измерений в человеко-часах в Росстат официальным письмом в сроки, указанные в соглашении между Росстатом и организатором сбора.