МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 сентября 2021 г. N Р-210
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ
МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с подпунктом 4.3.11 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 июля 2018 г. N 884:
1. Утвердить по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки прилагаемую Методологию мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее соответственно - Методология, мотивирующий мониторинг).
2. Ответственным исполнителям в Министерстве просвещения Российской Федерации, указанным в приложении N 1 к Методологии:
обеспечить осуществление мотивирующего мониторинга в установленные сроки;
направлять в Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования данные для расчета показателей мотивирующего мониторинга в соответствии с периодичностью, определенной приложением N 2 к Методологии.
3. Департаменту государственной политики и управления в сфере общего образования (Семченко Е.Е.) обеспечивать координацию деятельности структурных подразделений Министерства просвещения Российской Федерации по осуществлению мотивирующего мониторинга.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра Зырянову А.В.
Министр
С.С.КРАВЦОВ
Утверждена
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 1 сентября 2021 г. N Р-210
МЕТОДОЛОГИЯ
МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Введение
Методология Мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее - Мотивирующий мониторинг) представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации, распространения и прогнозирования дальнейшего развития модели управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей.
Основная цель Мотивирующего мониторинга - информационное обеспечение управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях.
Совершенствование модели управления системой образования, с целью повышения ее эффективности, является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью развития федеральных, региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования, реализации комплекса мер, направленных на формирование стандартизированных измерительных материалов оценки федеральных, региональных, муниципальных практик управления качеством образования, а также необходимостью повышения культуры управления качеством образования руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
На данном этапе развития модели управления системой образования вопрос повышения управленческой культуры руководителей сферы образования является одним из ключевых, так как непосредственно влияет как на стабильность функционирования системы, так и на эффективность проводимых реформ. Это обусловило необходимость разработки и внедрения качественно новых подходов к развитию направления методической работы с управленческими кадрами субъектов Российской Федерации, которая проводится Минпросвещения России совместно с подведомственными учреждениями.
Совершенствование модели управления системой образования опирается на действующие нормативно-правовые документы и на ряд изменений в нормативно-правовых документах, произошедших за последнее время. На данном этапе векторами развития модели являются следующие.
Формирование государственной системы управления качеством образования. Одно из ключевых мероприятий национального проекта "Образование" направлено на создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью, результатами которого в разрезе основных направлений его реализации к концу 2024 года являются: формирование системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования; формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Данные направления предполагают реализацию полного управленческого цикла, который включает в себя: обоснование цели; формирование системы показателей и методов сбора данных; проведение мониторинга; осуществление анализа данных; разработку рекомендаций; принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, дорожных карт и т.п.); анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку руководителей сферы образования.
Изменение в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в части, касающейся выстраивания управленческой вертикали, а именно:
Статья 8, часть 1.1: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, осуществляют согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования" (часть 1.1 введена Федеральным законом
от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ).
Статья 89, часть 6: "Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования" (часть 6 введена Федеральным законом
от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ).
В связи со вступившими в силу изменениями в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" работы по формированию системы управления качеством образования приобретают особую актуальность, так как с увеличением количества требований, предъявляемых к самой системе образования, растут и требования к специалистам, в задачи которых входит эффективное управление данной системой. За этим следует закономерный пересмотр основополагающих принципов подготовки и оценки управленцев сферы образования регионального и муниципального уровней.
Реализация оценочных процедур в рамках формирования регионального кадрового резерва руководителей системы образования, а также реализация процедуры согласования назначения и оценки эффективности деятельности должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов и городских округов (заместителей глав администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования, должны опираться на результаты оценки региональных, муниципальных практик управления качеством образования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования") мониторинг системы образования осуществляется "... в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании" и включает в себя "сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации". В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включающая целый комплекс процедур, который позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей. Тем не менее в настоящее время наблюдается дефицит статистических данных для оценки механизмов управленческой деятельности регионального и муниципального уровней, что не позволяет осуществить анализ эффективности существующих управленческих практик с целью формирования регионального и муниципального кадровых резервов руководителей сферы образования, а также оказания адресной методической помощи тем руководителям, которым такая поддержка необходима.
С целью совершенствования модели управления системой образования, а также оценки вклада субъектов Российской Федерации в достижение целевого показателя национальной цели по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования - Минпросвещения России разработан Мотивирующий мониторинг, который является частью единой системы оценки качества образования и мониторинга эффективности системы управления качеством образования, а также технологией совершенствования модели управления качеством образования.
1.2. Цели и задачи разработки и внедрения Методологии
Мотивирующего мониторинга
Целями разработки и внедрения Методологии Мотивирующего мониторинга являются:
- формирование системы управления качеством общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей;
- поэтапный переход работы региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, на качественно новый формат работы: усиление функции методической помощи и поддержки, создание условий для профессионального развития руководителей сферы образования в целях обеспечения реализации федеральных проектов национального проекта "Образование";
- достижение целей и целевых показателей в сфере образования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- эффективная реализация мероприятий национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 3 сентября 2018 г. N 10);
- повышение качества общего образования за счет развития механизмов управления качеством общего образования в Российской Федерации;
- повышение роли субъектов Российской Федерации (региональных и муниципальных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования) в достижении целевого показателя национальной цели - вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Задачами, направленными на достижение поставленных целей, являются:
- модификация и совершенствование подходов к управлению качеством общего образования;
- модификация и совершенствование подходов к оценке системы управления качеством общего образования;
- разработка и внедрение прозрачных и однозначно трактуемых показателей оценки системы управления качеством образования, позволяющих осуществлять непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития сферы образования на всех ее уровнях (федеральный, региональный, муниципальный);
- разработка и внедрение единой федеральной модели анализа данных о системе управления, в том числе по результатам мониторинга системы образования, мониторинга механизмов управления качеством образования;
- создание единой концептуально-методологической основы принятия управленческих решений;
- развитие механизмов анализа, интерпретации и использования результатов мониторинговых процедур руководителями и ключевыми группами специалистов сферы образования.
1.3. Принципы и направления оценки данных
Мотивирующего мониторинга
Принципы оценки данных Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации:
1. Отсутствие дополнительных запросов (использование данных информационных систем, статистической отчетности).
2. Оценивание динамики результатов.
3. Сравнение с лучшими результатами.
Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга:
1. Создание условий для достижения результатов - оценка качества работы субъектов Российской Федерации по направлению, которое обеспечивает образовательные и воспитательные результаты в будущем:
- эффективность использования финансовых ресурсов;
- эффективность управления кадровыми ресурсами;
- цифровизация услуг и функций в сфере образования;
- кадровая обеспеченность;
- ориентация общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования на потребности экономики региона;
- уровень организации образовательных процессов.
2. Достижение образовательных и воспитательных результатов - оценка вклада субъектов Российской Федерации в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования страны:
- результаты ВсОШ;
- результаты WorldSkills и Абилимпикс;
- результаты демонстрационного экзамена;
- охват детей дополнительным образованием;
- профилактика правонарушений;
- трудоустройство выпускников;
- востребованность региональной системы образования.
3. Организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины субъектов Российской Федерации:
- эффективность использования средств федерального бюджета;
- эффективность выполнения мероприятий по региональным проектам;
- качество организации повышения квалификации педагогов;
- развитие системы дополнительного профессионального образования Российской Федерации;
- эффективность организации тестирования обучающихся на употребление наркотических веществ;
- качество информационной работы;
- организация проведения ГИА.
2. Порядок создания, обновления и ведения
Мотивирующего мониторинга
Показатели Мотивирующего мониторинга разработаны в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования, с учетом действующего федерального законодательстве в сфере оценки качества образования:
- Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- паспорта национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г.;
- Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации
от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы";
- постановления Правительства Российской Федерации
от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Минпросвещения России и Минобрнауки России
от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях";
- приказа Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 6 мая 2019 г. "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" и др.
Проведение Мотивирующего мониторинга направлено на совершенствование существующей системы оценки деятельности руководителей региональных и муниципальных органов власти, обусловлено необходимостью повышения эффективности деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, определенной следующими федеральными правовыми актами:
- Указом Президента Российской Федерации
от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации
от 17 июля 2019 г. N 915";
- Указом Президента Российской Федерации
от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных городских округов и муниципальных районов" (с изм.
от 11 июня 2021 г. N 362);
- постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2012 г. N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации
от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (с изм.
от 30 июня 2021 г. N 1084);
В рамках создания, обновления и ведения мониторинга используются термины и определения, утвержденные вышеуказанными федеральными нормативными актами.
Показатели Мотивирующего мониторинга утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации и актуализируются не реже 1 раза в 2 года.
Источниками данных Мотивирующего мониторинга являются:
- статистическая отчетность по формам федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", N СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования", N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации", N СПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации";
- данные Минпросвещения России;
- данные Рособрнадзора;
- данные Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- данные Росстата;
- данные Пенсионного фонда Российской Федерации;
- данные Федерального казначейства;
- данные Автономной некоммерческой организации "Агентство развития профессионального мастерства (Вордскиллс Россия)";
- данные Национального центра Абилимпикс;
- данные организации, которая является получателем субсидии Министерства просвещения Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходов на осуществление организационно-технического и информационного обеспечения прохождения аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена;
- данные, получаемые в ходе шестистороннего соглашения об информационном взаимодействии в рамках осуществления мониторинга профессиональной деятельности граждан между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Пенсионным фондом Российской Федерации;
- форма N СПО-мониторинг "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования..." и др.
Для успешного достижения целей и задач на региональном и муниципальном уровнях необходимо определить структурное подразделение, ответственное за реализацию мероприятий Мотивирующего мониторинга.
3. Показатели Мотивирующего мониторинга
3.1. Перечень информации о системе образования,
подлежащей мониторингу
Показатели Мотивирующего мониторинга, разработанные с учетом требований федерального законодательства (прежде всего в части формирования системы управления качеством образования в рамках федеральных проектов национального проекта "Образование"), необходимости повышения качества образования, удовлетворения запросов граждан о качественном общедоступном образовании, определены экспертным сообществом и включают три основных направления:
- показатели создания условий для достижения результатов;
- показатели достижения учебных и воспитательных результатов;
- показатели организации рабочих процессов.
Показатели Мотивирующего мониторинга представлены в приложении N 1 к настоящей Методологии.
Вышеуказанные показатели отражают ключевые направления деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием и позволяют оценивать эффективность деятельности руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, а именно:
- руководителей региональных органов власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования (руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также их заместителей, руководителей структурных подразделений);
- руководителей муниципальных органов власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования (заместителей глав администраций муниципальных образований по социальным вопросам, руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений администраций муниципальных образований).
Данные показатели являются практико-ориентированными, результаты их анализа позволяют вести адресную работу с вышеуказанными категориями руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, разрабатывать и реализовывать индивидуальные траектории развития каждого руководителя, вести планомерную работу по оказанию необходимой консультационной и методической поддержке, обеспечить межуровневую преемственность управленческой деятельности (федерация - регион - муниципалитет).
Показатели создания условий для достижения результатов оценивают деятельность органов управления образованием по 21 параметру и направлены на:
- повышение эффективности использования финансовых ресурсов, их направление на тех, кто работает с обучающимися, создание условий для обеспечения роста качества образования;
- повышение удовлетворенности учителей, создание условий для обеспечения роста качества образования;
- оптимизацию управленческих процессов, численности руководящих работников;
- снижение административной нагрузки на учителей;
- рост кадровой обеспеченности системы образования, создание комфортных условий для работы;
- повышение "цифровой зрелости" системы образования, развитие возможностей управления системой;
- создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования;
- повышение качества профессионального образования в части соответствия уровня педагогов современным требованиям;
- повышение уровня объективности в оценке качества образования;
- повышение эффективности управления образованием на основе данных;
- повышение качества и объективности оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ, содержательный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ.
Показатели достижения учебных и воспитательных результатов оценивают деятельность органов управления образованием в субъектах Российской Федерации по 16 параметрам и направлены на:
- снижение доли неуспешных обучающихся во всех параллелях на всех уровнях общего образования;
- повышение доли обучающихся с высокими результатами обучения;
- повышение уровня функциональной грамотности обучающихся;
- повышение доли обучающихся, ориентированных на выбор конкретных специальностей, связанных с экономикой региона;
- повышение объективности оценки образовательных результатов обучающихся;
- повышение качества общего образования, развитие способностей и талантов обучающихся;
- снижение дифференциации в качестве образования между школами, стимулирование повышения качества общего образования, развития способностей и талантов обучающихся в каждой школе;
- повышение качества профессионального образования, конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- создание возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- развитие способностей и талантов обучающихся, развитие возможностей для успешной самореализации;
- повышение качества воспитательной работы;
- повышение востребованности профессионального образования в экономике субъекта Российской Федерации.
Показатели организации рабочих процессов оценивают административную работу и исполнительскую дисциплину субъектов Российской Федерации по 18 параметрам и направлены на:
- повышение качества административной работы регионального органа исполнительной власти;
- повышение качества формирования показателей, требования к которым установлены Порядком взаимодействия РГИС ДДО с ФГИС ДДО (приказ Минпросвещения России
от 21 августа 2020 г. N 425);
- обеспечение технологической, кадровой, организационной готовности к проведению ЕГЭ;
- повышение качества работы с ключевыми для системы образования информационными ресурсами;
- повышение "цифровой зрелости" системы образования в субъекте Российской Федерации.
Методика расчета показателей Мотивирующего мониторинга представлена в приложении N 2 к настоящей Методологии.
3.2. Рейтинги субъектов Российской Федерации
Результаты анализа всех направлений показателей Мотивирующего мониторинга представляются в форме рейтингов.
Рейтингование субъектов Российской Федерации проводится в 3 этапа:
- рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому показателю Мотивирующего мониторинга;
- рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому направлению Мотивирующего мониторинга;
- сводный рейтинг субъектов Российской Федерации.
Рейтинги субъектов Российской Федерации по каждому показателю Мотивирующего мониторинга.
Результат каждого субъекта Российской Федерации по показателю Мотивирующего мониторинга сравнивается с лучшим результатом по соответствующему показателю среди всех субъектов Российской Федерации.
Лучший среди всех субъектов Российской Федерации результат оценивается в 100 баллов.
Результат каждого субъекта Российской Федерации по показателю оценивается в баллах (от 0 до 100 баллов) по следующей формуле:
- для позитивных показателей: