ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Буферная зона национального парка - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Минприроды России от 02.07.2010 N 25-р <О Стратегии сохранения амурского тигра в Российской Федерации>
охраняемые территории с особым режимом природопользования (охранные ( буферные) зоны, защитные леса, экологические коридоры регионального значения). ООПТ обеспечивают охрану амурского тигра от браконьерства и поддержание высокой плотности копытных, кормовой базы амурских тигров и способствуют повышению выживаемости особей тигра всех возрастных категорий и уровня воспроизводства популяции. Вместе с тем, учитывая, что амурским тиграм необходимы значительные по площади индивидуальные участки, для сохранения жизнеспособной популяции тигров следует по возможности максимально увеличить размеры ООПТ. Кроме того, для повышения эффективности деятельности ООПТ их необходимо соединить экологическими коридорами. Для оптимизации системы ООПТ целесообразно: - обеспечить эффективное функционирование государственного природного заповедника "Кедровая падь" и государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый", для чего: - разработать планы развития и управления государственного природного заповедника "Кедровая падь" и государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый" с выделением для их функционирования необходимого финансирования из государственного бюджета; - приступить к созданию единой ООПТ - национального парка "Земля Леопарда" на базе государственного природного заповедника "Кедровая
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N АПЛ18-131 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1100, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р в части утверждения границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории, распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 N 368-р в части утверждения границ водоохранной зоны озера Байкал>
1641-р положениям Закона об охране озера Байкал. Утверждение в апелляционных жалобах о том, что Распоряжением N 1641-р необоснованно увеличены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории за счет уменьшения буферной экологической зоны, является несостоятельным, поскольку до издания указанного распоряжения какие-либо акты, определяющие границы экологических зон Байкальской природной территории, отсутствовали. Соответственно, границы как центральной экологической зоны, так и буферной экологической зоны впервые были установлены Распоряжением N 1641-р. Довод апелляционных жалоб о том, что границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории определены ненадлежащим образом, так как до настоящего времени не утверждены границы Прибайкальского национального парка , расположенного в ее пределах, является необоснованным. Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании в 1986 г. (постановление Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. N 71), какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались. При этом наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка как
Решение Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1100 <Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения Правительства РФ от 27.11.2006 N 1641-р в части утверждения границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории, распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 N 368-р в части утверждения границ водоохранной зоны озера Байкал>
Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 данного Федерального закона). Распоряжением N 1641-р утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в которую включена территория озера Байкал, Байкало-Ленский государственный природный заповедник, Байкальский государственный природный биосферный заповедник, Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, Прибайкальский национальный парк , Тункинский национальный парк, Забайкальский национальный парк, государственный природный заказник федерального значения "Фролихинский", ряд особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также территория водоохранной зоны озера Байкал, установленная постановлением Совета Министров СССР от 21 января
Постановление № А35-5080/19 от 26.11.2020 АС Центрального округа
назначения и выделение их под строительство в его охранной буферной зоне. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском. По мнению суда округа, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями статей 95, 104, 105, 107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), нормами Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), обоснованно исходили из следующего. Так, в соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков , природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Земли особо
Решение № А-27/19 от 20.05.2019 Курского областного суда (Курская область)
примыкающих к ним отдельных участках, в случае необходимости, по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов может быть выделена охранная зона. Таким образом, решение об утверждении Положения об охранной ( буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина принято в пределах полномочий исполкома Курского областного Совета народных депутатов. Оспариваемый нормативный правовой акт принят до вступления в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, а действовавшее на дату его принятия законодательство не предусматривало обязательного официального опубликования актов, издаваемых исполнительными комитетами областных Советов депутатов. В силу пунктов 1 и 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков , природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных
Апелляционное определение № 2А-948/19 от 02.06.2020 Курского областного суда (Курская область)
в согласовании) любой хозяйственной деятельности на территории охранных (буферных) зон заповедника непреодолимо посредством административного судопроизводства, поскольку действующим земельным и природоохранным законодательством установлен разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории охранных ( буферных) зон. Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами. Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) допускает ограничение прав на землю по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 2 статьи 56). Согласно ч.4 ст.95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки , природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных