ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Досудебный внесудебный порядок обжалования решений - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 (ред. от 03.11.2018) "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (вместе с "Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора)", "Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", "Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг")
б) требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора); (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676) (см. текст в предыдущей редакции) в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме; г) порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора); (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676) (см. текст в предыдущей редакции) д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676) (см. текст в предыдущей редакции) 13. Раздел, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов: а) наименование функции; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2018 N 676) (см. текст в предыдущей редакции) б) наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор). Если в осуществлении государственного контроля (надзора) участвуют также иные федеральные органы исполнительной
Приказ МИД России от 30.07.2012 N 13268 (ред. от 24.06.2014) "Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации организаций, направляющих граждан Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.10.2012 N 25726)
за пределы территории Российской Федерации (далее - государственная услуга), в целях оформления и выдачи документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; - состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, порядок взаимодействия Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России) с органами государственной власти при предоставлении государственной услуги, а также его должностных лиц с заявителями; - формы контроля за исполнением Регламента; - досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) МИД России, а также его должностных лиц. Круг заявителей 2. Государственная услуга осуществляется в отношении организаций, являющихся юридическими лицами, действующих на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляющих граждан Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации (далее - организация). Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги 3. Место нахождения МИД России: 119200, Москва, Смоленская-Сенная площадь, дом 32/34. График работы МИД России: - понедельник -
"Рекомендации по разработке порядка разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг" (одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы 23.11.2010 N 109)
власти субъекта Российской Федерации, ответственным за его утверждение, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена такая государственная функция. 15. В административный регламент включаются следующие разделы: а) общие положения; б) требования к порядку исполнения государственной функции; в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; г) порядок и формы контроля за исполнением государственной функции; д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также должностных лиц, государственных служащих. 16. Раздел, касающийся общих положений, должен состоять из следующих подразделов: а) наименование государственной функции; б) наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, непосредственно исполняющего государственную функцию. Если в исполнении государственной функции участвуют также иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, территориальные подразделения государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и организации, то указываются все
Определение № 11АП-8892/19 от 14.04.2020 Верховного Суда РФ
норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Между тем таких оснований по доводам кассационной жалобы не установлено. Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, арбитражные суды, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса, руководствуясь положениями статей 106-110 Кодекса, исходили из того, что заявителем не доказано несение обществом расходов на досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов; заявление по настоящему делу подписано и подано в арбитражный суд председателем наблюдательного совета, имеющим право действовать от имени общества без доверенности, и обладающим достаточными знаниями в данной области; председатель наблюдательного совета наделен полномочиями по представительству общества в суде; председатель наблюдательного совета участвовал в судебном процессе лично, а также путем выдачи доверенности представителю, а не в качестве адвоката по представленному в подтверждение оказания юридических услуг договору (соглашению); необходимости
Апелляционное определение № АПЛ22-43 от 15.03.2022 Верховного Суда РФ
антимонопольный орган издает нормативные правовые акты, предусмотренные этим федеральным законом. В силу пункта 13 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет иные предусмотренные названным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия, что полностью соответствует предписанию, закрепленному в оспариваемом административным истцом пункте 5.12 Положения № 331. Пункты 5.18, 5.19, 5.21, 5.24, 5.25 Административного регламента, которые оспаривает Общество, размещены в разделе V, регламентирующем досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России. Утверждение ООО «Сила света», повторенное в апелляционной жалобе, о том, что оспариваемые положения Административного регламента должны содержать указание на возможность обжалования в федеральный антимонопольный орган решений территориальных органов ФАС России об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, принятых по результатам рассмотрения соответствующих заявления и материалов, судом первой инстанции проверялось, правильно признано несостоятельным, как основанное на ошибочном толковании административным истцом
Постановление № А43-23784/16 от 13.11.2017 АС Волго-Вятского округа
области по предоставлению государственной услуги «Предоставление имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, в аренду» (далее – Регламент). Настоящий Регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления государственной услуги «Предоставление имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, в аренду» и определяет стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги, а также формы контроля за исполнением настоящего Регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц, государственных служащих. Предметом регулирования настоящего Регламента являются правоотношения, возникающие при обращении заявителей в Министерство по вопросу предоставления имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области и составляющего областную казну, в аренду. В пункте 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только
Постановление № А43-16252/17 от 20.12.2017 АС Волго-Вятского округа
Порядка № 399). Предметом регулирования Административного регламента от 28.11.2012 являются правоотношения, возникающие при обращении заявителей в Министерство по вопросу предоставления имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области и составляющего областную казну, в аренду. С 31.03.2017 вступил в действие Административный регламент от 09.03.2017, которым определен стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги, а также формы контроля за исполнением настоящего Регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц, государственных служащих. Как ранее действующим Административным регламентом, так и Регламентом, действующим с 31.03.2017, урегулирована техническая сторона оказываемой услуги. Основания для предоставления в аренду заинтересованным лицам имущества Нижегородской области без проведения торгов указанным Регламентом не установлены. Вопросы предоставления в аренду областных объектов недвижимости регулируются федеральным и региональным законодательством в указанной сфере. Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, Административным регламентом от 09.03.2017 не
Постановление № А43-27026/2017 от 13.03.2018 АС Волго-Вятского округа
регламент Министерства по предоставлению государственной услуги «Предоставление имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, в аренду» (далее – Регламент). Регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления государственной услуги «Предоставление имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, в аренду» и определяет стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги, а также формы контроля за исполнением настоящего Регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц, государственных служащих. Предметом регулирования Регламента являются правоотношения, возникающие при обращении заявителей в Министерство по вопросу предоставления имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области и составляющего областную казну, в аренду. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по
Постановление № А43-34693/17 от 15.08.2018 АС Волго-Вятского округа
аренду. Приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 09.03.2017 № 326-13-116/17 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, в аренду по результатам торгов в форме аукциона и без проведения торгов», которым также определен стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги, а также формы контроля за исполнением настоящего Регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностных лиц, государственных служащих. Указанными порядком предоставления имущества и административным регламентом урегулирована лишь техническая сторона предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области. Основания для предоставления в аренду заинтересованным лицам имущества Нижегородской области указанными актами не установлены. Следовательно, вопросы предоставления в аренду областных объектов недвижимости регулируются федеральным и региональным законодательством в указанной сфере. В пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите
Постановление № А43-19552/2021 от 18.05.2022 АС Волго-Вятского округа
совершения государственными органами оспариваемых действий и принятия решения, возлагается на соответствующий орган. Администрация города своим постановлением от 31.07.2012 № 3113 утвердила административный регламент администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции «Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов» (далее – Регламент). Регламент определяет стандарт исполнения муниципальной функции, состав, последовательность и сроки исполнения административных процедур (действий) при осуществлении полномочий по исполнению муниципальной функции, а также формы контроля за исполнением Регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, исполняющих муниципальную функцию (пункт 1.1 Регламента). Муниципальная функция исполняется, в том числе, территориальными органами Администрации города – администрациями районов (пункт 1.2 Регламента). Самовольно установленный НТО – объект движимого имущества, расположенный на земельном участке без предусмотренных законодательством соответствующих правовых оснований. Незаконно размещенный НТО – это движимое имущество, расположенное на земельном участке, право на размещение которого прекратилось (пункт 1.4.1, 1.4.2 Регламента). Председатель рабочей группы района обеспечивает размещение
Решение № 3-17/2012 от 03.02.2012 Самарского областного суда (Самарская область)
было принято Правительством Самарской области во исполнение требований п.п.13.1, 14 ст.13 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которыми порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации, порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта. Абзац четвертый пункта 2.7 Порядка устанавливает, что раздел административного регламента « Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих» должен содержать исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы либо приостановления ее рассмотрения. Прокурор полагает, что названная норма противоречит требованиям федерального законодательства. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного в ст.33 Конституции РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан регулируются ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке