Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»). Экспедиторнесетответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в случаях фактического осуществления перевозки собственным транспортным средством или оформления своего транспортного документа на груз либо выражения иным образом намерения гарантировать сохранную доставку груза, в том числе приняв на себя ручательство за исполнение перевозки. Признаками ручательства общества «Тайсу-ТБ» за исполнение договора перевозки является определенное в договоре № 013-АТ содержание обязанностей экспедитора: выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой грузов заказчика, согласно заявкам заказчика, самостоятельное осуществление поиска перевозчика , заключение с перевозчиком договора на условиях по своему усмотрению, выбор транспортного средства (пункты 1.1, 1.2 договора). Общество «Тайсу-ТБ» считает спорную перевозку имеющей особенности, при наличии которых
указывает, что в силу статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедиторнесетответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Поскольку груз для перевозки им не принимался и в его распоряжение не поступал, то в силу названной нормы права ОАО «РЖДЛ» не может нести ответственность за утрату груза. Кроме того, по мнению заявителя, арбитражным судом округа не учтено, что судами первой и апелляционной инстанций установлено, ни истец, ни ответчик не являются сторонами договора перевозки, а экспедитор не уполномочивал перевозчика принять груз клиента и совершить действия по его перевозке. Заявитель считает, что арбитражный суд округа
или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедиторнесетответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 данного кодекса (пункт 1 статьи 803 Гражданского кодекса Российской Федерации). Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон о транспортной экспедиции) определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (статья 1). Согласно пункту 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 554, транспортно-экспедиционные услуги - это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Содержание прав и обязанностей экспедитора и их соотношение с правами и обязанностями перевозчика определяются в зависимости от условий договора (пункт
основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 7 Закона № 87-ФЗ экспедиторнесетответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок груза - заявки грузоотправителя. В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 №
которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение вреда. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз (п. 2 Обзора). В п. 8 Обзора разъяснено, что экспедиторнесетответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик). Как указано выше, правоотношения сторон возникли в связи с перевозкой груза, обязанность по перевозке была возложена на ООО «Техпромлогистик», действующего в рамках заключенного договора – заявки на осуществление грузоперевозки от 11.04.2017 № 1140, предусматривающего ответственность перевозчика за сохранность груза. Касательно вопроса наличия вины в действиях перевозчика суд апелляционной инстанции считает необходимым
которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение вреда. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз (п. 2 Обзора). В п. 8 Обзора разъяснено, что экспедиторнесетответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик). Как указано выше, правоотношения сторон возникли в связи с перевозкой груза, обязанность по перевозке была возложена на ООО "АвтоДинастия", действующего в рамках заключенных со второй стороной договоров транспортной экспедиции от 24.09.2015 и договора - заявка от 22.05.2017 № 170 на осуществление разовой грузоперевозки, предусматривающих ответственность перевозчика за сохранность груза. Касательно вопроса
утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело, ответчиком в нарушение требований статей 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено. Между тем, ФИО8, являясь водителем и действующим от имени экспедитора - ответчика, приняв груз, к месту его назначения не доставил, следовательно, ООО «ЭльТа» должно нестиответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату. Груз ответчиком был утрачен в полном объеме. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, взысканию подлежат убытки в виде стоимости утраченного груза с экспедитора. Что касается требований о взыскании в солидарном порядке убытков с перевозчика ИП ФИО5 и водителя ФИО4, то в указанной части суд не находит оснований для их удовлетворения. В силу вышеприведенных норм и, учитывая, что фактически договор перевозки был заключен самим экспедитором, то право требования взыскания убытков с перевозчика обладает экспедитор, независимо от того, возместил
и устранение которых от него не зависело. Таким образом, по смыслу указанных положений закона, право экспедитора на возложение исполнения обязательств на третье лицо не означает того, что третьи лица становятся ответственными по обязательствам экспедитора непосредственно перед | клиентом. В таком случае экспедитор по-прежнему несет полную ответственность перед клиентом за неисполнение договора, например в случае утраты или повреждения груза, просрочки доставки и т.д. В таком случае ответственность экспедитора перед клиентом будет определяться исходя из положений статьи 803 Гражданского кодекса Российской - Федерации. Истец полностью возместила ущерб ООО «Нудел Продукт», что подтверждается Актами взаимозачета. В свою очередь она вправе предъявить к ИП ФИО3 регрессные требования. В соответствии с Договором-заявкой Перевозчик несет ответственность за недостачу, утрату или повреждение в процессе перевозки принятых грузов в полном объеме их стоимости. 11 апреля 2019 года между ИП ФИО1 и ИП ФИО3 было подписано дополнительное соглашение к Договору-заявке от 09 апреля 2019 года. Согласно данного соглашения