изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; (в ред. Федерального закона от 03.05.2012 N 47-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Претензии к качествутуристскогопродукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме: о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах
туристических объектов; отток туристов в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем качества предоставляемых услуг и высокими ценами на них. Туристско-рекреационная деятельность приобретает все более массовый характер. Северо-Западный федеральный округ не обладает климатическими условиями, которые благоприятствовали бы развитию туризма и рекреации, но в нем сосредоточены уникальные объекты природного и культурно-исторического наследия. Именно они и являются главным фактором развития этой новой (для России) отрасли экономики. Главными стратегическими направлениями ее развития являются: совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы; развитие инфраструктуры туризма (модернизация существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц экономкласса (2 - 3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах; совершенствование маркетинговой политики в туризме; повышение конкурентоспособности туристических продуктов ; сохранение единого культурного пространства Русского Севера как особого региона российского культурного наследия и уникального
архивных документов составит в 2018 году 24 процента; количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2012 года в 2017 году составит 128,25 процента. В прогнозный период в сфере туризма основные приоритетные направления будут ориентированы на создание туристско-рекреационных кластеров, а также основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг, что должно положительно повлиять на региональное развитие Российской Федерации, а также на обеспечение высокой конкурентоспособности туристско-рекреационных кластеров на международной арене. Для решения задач по повышению качестватуристских услуг и продвижению туристского продукта продолжается реализация проекта по созданию автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития въездного и внутреннего туризма, обеспечивающей эффективное функционирование государственной информационной поддержки туризма в Российской Федерации, включающей в себя централизованный ресурс в сети Интернет о туристских возможностях Российской Федерации. Современная информационная система должна обеспечивать как хранение и обработку значительных массивов информации туристской отрасли, так и предоставление сервисов для различных групп потребителей этой информации - туристов, представителей туристской индустрии, инвесторов и поставщиков туристско-рекреационных
17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 452 от 18.07.2007 установлено, что исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта , исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков. В соответствии с абз. 13 ст. 1, 9, 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туристский продукт включает комплекс услуг по перевозке и размещению туристов. Стороной по договору о реализации туристского продукта выступает туристическая фирма (туроператор). Турист, заключивший такой договор, вправе требовать от туристической фирмы исполнения всех услуг, входящих в туристический продукт.
Согласно п. 17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 452 от 18.07.2007, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта , исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков. Поскольку в рассматриваемом случае ООО "Антарес", в нарушение указанных норм права, сняло с себя обязанность, предусмотренную законом по проверке выездных документов, его действия правомерно квалифицированы судом первой инстанции как ущемляющие права потребителя. Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что в данном случае речь идет о случаях, когда потребитель при выезде за границу забыл или
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 10.01.2007), ставит право на выезд из Российской Федерации в зависимость от достоверности сведений о личности туриста, поэтому из этого следует обязанность туроператора проверять правильность оформления выездных документов, в том числе срок действия общегражданских заграничных паспортов, правильность оформления документов на ребенка и т.п. С учетом положений указанного закона туроператор обязан своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, зависящих от потребителя, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции неправомерно применена статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Арбитражным суд Иркутской области правомерно пришел к выводу о том, решением мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского округа города Иркутска от 15.03.2006 установлен факт причинения вреда ФИО4 ООО «Авиаагентство РАМЭС». Указанным решением установлена и вина ООО «Авиаагентство РАМЭС» в
определенного рода туристскому продукту и (или) услугам, входящим в такой туристский продукт, исполнитель обязан оказать услуги, соответствующие этим требованиям. Если исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков. Суд апелляционной инстанции соглашается с правомерным выводом суда первой
въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом. В силу абз. 4 п. 17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452, исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков. В соответствии с положениями абз. 4 п. 17 Правил,
Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания. В силу положений абзаца четвертого пункта 17 указанных Правил оказания услуг по реализации туристского продукта туроператор обязан своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, зависящих от потребителя, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков. Пунктом 1 статьи 12 Закона о защите прав потребителей