и 265 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018. Из существа данного правонарушения, как связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом или совокупностью лиц, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также - консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемыйналогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Это означает, что суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы и по общему правилу не могут считаться уплаченными излишне (безосновательно). Иное не отвечало бы природе права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налогов, которое по смыслу взаимосвязанных положений подпункта 5
Общества о неправомерном уменьшении его убытков за 2013 год (период, не входящий в предмет проверки). Кроме того, признавая обоснованным произведенной Инспекцией расчет налоговых обязательств заявителя, суды не приняли во внимание, что даже при установленном факте использования в налогообложении схемы «дробление бизнеса» в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой налогоплательщиком деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но и консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемыйналогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Это означает, что суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 23.03.2022 № 307-ЭС21-17087 по делу № А 66-1193/2019, № 307-ЭС21-17713 по делу № А 66-1735/2019). В рассматриваемой ситуации согласно содержанию решения Инспекции и
третьего лица не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения данными лицами, поскольку каждый из них осуществлял самостоятельную хозяйственную деятельность. Отклоняя доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия отмечает, что факты, выявленные налоговым органом в ходе проверки, не опровергают обстоятельств ведения самостоятельной хозяйственной деятельности каждым предпринимателем. Напротив, материалами дела подтверждается, что каждый из предпринимателей самостоятельно приобретал права и обязанности в рамках гражданских и публичных правоотношений. Осуществляемая каждым из них деятельность носила реальный характер. Налоговые органы не могут оценивать целесообразность, рациональность, эффективность деятельности налогоплательщика или понесенных им расходов с точки зрения полученного результата, поскольку исходя из принципа свободы экономической деятельности, налогоплательщик самостоятельно и единолично оценивает ее эффективность и целесообразность. Коллегия полагает, что выводы, которые приводит инспекция в подтверждение своей позиции о наличии «схемы дробления бизнеса», сделаны без учета наличия у проверяемогоналогоплательщика и его супруги статуса индивидуального предпринимателя,
рамках договоров соисполнительства по транспортировке и хранению ТСР не подтвержден и доказательств обратного обществом не представлено. В то же время, из существа данного правонарушения, как связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, в действительности осуществляемой одним лицом или совокупностью лиц, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) группы лиц, но также - консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемыйналогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Это означает, что суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы. В ином случае не будет обеспечена последовательность и полнота переквалификации совершенных налогоплательщиком операций, правильность определения их последствий, а доначисление налогов в излишнем размере (без учета уплаченных сумм), с одной