ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Объекты i категории негативного воздействия на окружающую среду - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Распоряжение Правительства РФ от 14.01.1992 N 68-р <О создании рабочей группы для проведения экспертизы нормативных актов по вопросам организации и деятельности Вооруженных Сил>
с чем критерий наличия/отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности в настоящее время не может быть применен); отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В соответствии со ст. 4.2 Закона объекты НВОС III категории характеризуются незначительным негативным воздействием на окружающую среду , объекты НВОС IV категории - минимальным негативным воздействием. С учетом того, что объекты НВОС III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты НВОС IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в п. 6 Критериев. В частности, объекты НВОС относятся к III категории в случае осуществления деятельности, не указанной в п. п. 1 - 3, 7,
Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 <Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий>
окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. По смыслу части 1 статьи 4.2 к объектам IV категории относятся объекты, которые оказывают меньшее по сравнению с объектами III категории негативное воздействие на окружающую среду . Таким образом, при соответствии подпункту "б" пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС. Заместитель Руководителя А.М.АМИРХАНОВ ------------------------------------------------------------------
Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду , - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. 2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные
Постановление № 47-АД23-2 от 20.07.2023 Верховного Суда РФ
DHKIOHLM - том 3, л.д. 158, 159-160). Между тем изменение Обществом с 31 декабря 2020 года, то есть после привлечения к административной ответственности, статуса эксплуатируемого объекта с I категории на II само по себе не освобождает Общество от административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как по настоящее время вмененные Обществу как лицу, эксплуатирующему в период с 01 января по 14 декабря 2020 года объект I категории негативного воздействия на окружающую среду , нарушения требований законодательства не изменены и не отменены. При таких обстоятельствах применение судьей областного суда положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является некорректным. Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции данные обстоятельства оставил без внимания. Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем решение Оренбургского областного суда от
Определение № 308-ЭС20-23923 от 24.02.2021 Верховного Суда РФ
земляной от промывки овощей (свеклы, картофеля), тем самым общество не исполнило обязанность по внесению платы за НВНОС за 2017 и 2018 годы в результате размещения отходов производства и потребления, и существенно исказило экологическую информацию, предоставляемую в декларации о плате за НВНОС, и занизило сумму платы, подлежащую уплате в бюджет; - об отнесении общества к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду, и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду , установил: решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2020 указанные судебные акты изменены, из мотивировочной части судебных актов и мотивировочной части оспариваемого постановления исключены выводы: - о размещении (а не утилизации) закрытым акционерным обществом «Сахарный комбинат Тихорецкий» в 2017 году образуемого в процессе переработки сахарной свеклы отхода фильтрации свекловичного
Постановление № 46-АД21-77 от 26.07.2021 Верховного Суда РФ
производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду , - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. Приложением № 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» утвержден Порядок и сроки представления отчета
Определение № А76-31863/19 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ
изучив кассационную жалобу акционерного общества «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2020, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.04.2021 по делу № А76-31863/2019 по заявлению акционерного общества «Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск» (далее - заявитель, общество) о признании незаконными действий Министерства экологии Челябинской области (далее - министерство) по выдаче свидетельства от 04.07.2019 № DFWFLNZC о присвоении объекту II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду , возложении обязанности на министерство поставить на государственный учет объект в качестве объекта, относящегося к III категории опасности для окружающей среды, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерного общества «Уральская теплосетевая компания», установил: решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.04.2021, в удовлетворении
Определение № 03АП-4855/2022 от 28.07.2023 Верховного Суда РФ
заявителя суд приходит к выводу о наличии оснований для ее передачи вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как следует из материалов дела и обжалуемых актов, Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за НВОС. В свою очередь, Общество осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории, и является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду . Приказом Управления от 25.09.2013 № 227 Обществу утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 25.09.2013 по 24.09.2018; распоряжением Управления от 22.11.2013 № 100 – нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на 5 лет, то есть до 22.11.2018. За период с 01.01.2019 по 15.10.2019 Обществом на основании уточненных деклараций от 10.03.2020, 07.05.2020 и 24.11.2020 внесена плата за выброс загрязняющих
Постановление № 01АП-3040/2021 от 05.07.2021 Первого арбитражного апелляционного суда
и приемки смеси отходов; участок термолизного и термического обезвреживания отходов; участок охлаждения, химической и механической очистки дымовых газов; участок выгрузки в автотранспорт минерального зольного остатка. Расстояние между площадками составляет около 800 м. Доставка подготовленных к термическому обезвреживанию отходов от свалки до площадки переработки проводится специально оборудованным автотранспортом». Фактически ООО «ГЭС - Экотехнологии» является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте «Черная дыра» на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска 1-ая площадка (объект 22-0152-002373-П - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра»), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон, в 300 м северо-восточнее от ООО «СК «Энергия» (категория I), Свидетельство о постановке на учет № DHRMOLOA от 2019-07-22. Площадка №1 передана ООО «ГЭС-Экотехнологии» от ГБУ НО «Экология региона» согласно акта приема-передачи строительной площадки участка извлечения и подготовки отходов (участка НПО)
Решение № А43-2077/2021 от 15.04.2021 АС Нижегородской области
действия разрешения является: соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам. Из материалов дела следует, что ООО «ГЭС - Экотехнологии» является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте «Черная дыра» на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска: - 1-ая площадка (объект 22-0152-002373-П - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра»), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон, в300 м северо - восточнее от ООО «СК «Энергия» (категория I), свидетельство о постановке на учет № DHRMOLOA от 2019-07-22. Площадка №1 передана ООО «ГЭС-Экотехнологии» от ГБУ НО «Экология региона» согласно акта приема-передачи строительной площадки участка извлечения и подготовки отходов
Решение № А43-18672/20 от 27.12.2021 АС Нижегородской области
и приемки смеси отходов; участок термолизного и термического обезвреживания отходов; участок охлаждения, химической и механической очистки дымовых газов; участок выгрузки в автотранспорт минерального зольного остатка. Расстояние между площадками составляет около 800 м. Доставка подготовленных к термическому обезвреживанию отходов от свалки до площадки переработки проводится специально оборудованным автотранспортом. Фактически ООО "ГЭС - Экотехнологии" является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте "Черная дыра" на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска 1-ая площадка (объект 22-0152-002373-П - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки "Черная дыра"), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон, в 300 м северо-восточнее от ООО "СК "Энергия" (категория I), Свидетельство о постановке на учет № DHRMOLOA от 2019-07-22. Площадка №1 передана ООО "ГЭС-Экотехнологии" от ГБУ НО "Экология региона" согласно акту приема-передачи строительной площадки участка извлечения и подготовки отходов (участка НПО)
Решение № А43-15259/20 от 28.02.2022 АС Нижегородской области
партии обезвреживаемых отходов; термическое обезвреживание пастообразных и жидких отходов; рекультивация территории неорганизованной свалки "Черная Дыра"; организация системы экологического мониторинга. Проектом предусмотрено, что при его реализации образуются отходы производства и потребления. Данные отходы образуются на этапе строительства установки обезвреживания отходов, пусконаладочных работ и испытания оборудования; на этапе термического обезвреживания отходов; на этапе проведения рекультивационных работ; на этапе демонтажа установки. В целях проведения работ проектом предусмотрена организация двух площадок, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска. На площадке №1 (объект 22-0152-002373-П - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки "Черная дыра") происходят процессы извлечения жидких и пастообразных отходов; смешивание отходов с инертным материалом (песком и, в дальнейшем золой от термической утилизации) в соотношении 1:0,4 с целью погрузки отходов в автотранспорт с последующей доставкой в место обезвреживания; разгрузка минерального песка и (или) минерального зольного минеральным остатка с автотранспорта; хранение минерального зольного
Постановление № 16-312/2021 от 26.02.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции
положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 марта 2017 года №168 (далее - Заключение ГЭЭ на технологию по обезвреживанию). Выполнение работ по государственному контракту на объекте осуществляется на основании проектных документаций, получивших вышеназванные положительные заключения государственной экологической экспертизы. Фактически ООО «ГЭС - ЭкоТехнологии» является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте «Черная дыра» на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска: - 1-ая площадка (объект 22-0152-002373-П - участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра») по адресу: <адрес>, Восточный промрайон, в 300 м. северо-восточнее от ООО «СК «Энергия» (категория I). - 2-ая площадка (объект 22-0152-002374-П - участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» на территории ОАО «ДОС» по адресу: <адрес>, территория ОАО «Дзержинское оргстекло» (категория I). В соответствии с письмами ООО
Постановление № 16-2714/2021 от 14.05.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции
положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 марта 2017 года №168 (далее - Заключение ГЭЭ на технологию по обезвреживанию). Выполнение работ по государственному контракту на объекте осуществляется на основании проектных документаций, получивших вышеназванные положительные заключения государственной экологической экспертизы. Фактически ООО «ГЭС - ЭкоТехнологии» является исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда на объекте «Черная дыра» на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска: - 1-ая площадка (объект 22-0152-002373-П - участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра») по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Восточный промрайон, в 300 м. северо-восточнее от ООО «СК «Энергия» (категория I); - 2-ая площадка (объект 22-0152-002374-П - участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» на территории ОАО «ДОС» по адресу: <адрес>, территория ОАО «Дзержинское оргстекло» (категория I). В соответствии
Решение № 2-5406/20 от 18.12.2020 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)
заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №. На проектную документацию «Проект технической документации на установки (оборудование) серии <данные изъяты> и технологии обезвреживания (утилизации) отходов, рекультивации объектов размещения отходов и очистки сточных вод» получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №. Объект «Черная дыра» располагается на двух промышленных площадках, поставленных на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска: - 1-ая площадка (объект № - Участок извлечения и подготовки отходов вблизи свалки «Черная дыра»), расположенного по адресу: <адрес>, Восточный промрайон, в 300 м северо - восточнее от ООО «СК «Энергия» (категория I), Свидетельство о постановке на учет № от ДД.ММ.ГГГГ - 2-ая площадка (объект № - Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов -Черная дыра» на территории <адрес> расположенного по адресу: <адрес>