ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Опека над совершеннолетним дееспособным - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 41 ГК РФ. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами.
с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина. 3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. 4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. 5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.
Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 (ред. от 30.12.2020) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан")
расчетный счет <**> 1 2 3 4 5 6 1. Доход от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, гаражей), транспортных и иных механических средств 2. Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях 3. Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях 4. Иные доходы (указать вид дохода): 1) 2) 3) 5. Итого -------------------------------- <*> Указываются дата и номер акта органа опеки и попечительства, разрешающего реализацию имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина, принятого в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также номер и дата договора отчуждения имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина. <**> Указываются наименование, адрес кредитной организации, расчетный счет, на который поступил доход от имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина. 5. Сведения о расходах, произведенных за счет имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина N п/п Вид расходов Сумма расходов за отчетный период (тыс. рублей) 1. Оплата лечения совершеннолетнего не полностью
Письмо Минтруда России от 13.01.2017 N 12-3/10/В-181 <О применении положений постановления Правительства РФ от 19.11.2016 N 1221 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927">
опекунам в предоставлении отчетов в орган опеки. Наряду с этим, стоит отметить, что действующее нормативное правовое регулирование вопросов опеки в отношении совершеннолетних недееспособных граждан не содержит положений, ограничивающих способ представления отчетов в орган опеки. Таким образом, опекуны могут представлять отчеты в органы опеки как лично, так и посредством почтового отправления. В связи с поступающими обращениями просим организовать работу по информированию опекунов об изменениях в нормативном правовом регулировании в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе о порядке составления и представления отчетов в органы опеки. Одновременно обращаем внимание, что ответы на приведенные вопросы являются мнением сотрудников Минтруда России и не носят нормативный правовой характер. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В.ВОВЧЕНКО ------------------------------------------------------------------
Приказ Минтруда России от 17.10.2012 N 323 (ред. от 17.05.2018) "Об утверждении положения о Департаменте демографической политики и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"
N 556, от 17.05.2018 N 312) I. Общие положения 1. Департамент демографической политики и социальной защиты населения (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии и гендерного равенства, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения. 2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами, Положением о Министерстве, приказами Министерства, а также настоящим Положением. 3. К ведению Департамента относятся вопросы: демографической политики и гендерного равенства; социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, поддержки социально незащищенных групп населения;
"Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан (2019)" (утв. Рострудом)
опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление соответствующих полномочий либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия такого решения направляется организации в течение 7 дней со дня его подписания. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как двух полномочий, так и одного из них. Порядок контроля за деятельностью организации, осуществляющей данные полномочия, устанавливается органом опеки и попечительства. Выявление совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан осуществляется организациями в ходе: а) оказания специализированной медицинской помощи в наркологических специализированных медицинских учреждениях лицам, злоупотребляющим спиртными напитками или наркотическими средствами; б) оказания лицам психиатрической помощи в учреждениях здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь; в) предоставления лицам социальных услуг организациями социального обслуживания; г) наблюдения за состоянием здоровья лиц, находящихся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения; д) предоставления лицам образования различных уровня и направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; е) проведения по
Апелляционное определение № АПЛ19-510 от 28.01.2020 Верховного Суда РФ
или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927». На время принятия оспариваемых в части Правил (17 ноября 2010 г.) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно положению о нем, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321, осуществляло функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Судом правильно указано в решении, что утверждение делегированным Правительством Российской Федерации в целях реализации федерального законодательства федеральным органом исполнительной власти указанной формы заявления не противоречит требованиям действующего законодательства, является элементом механизма защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан и не может расцениваться как нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, на
Решение № А60-41161/2011 от 26.01.2012 АС Свердловской области
медицинских организациях, образовательных организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, оказывающих социальные услуги и других организациях; 5) формирование и обработка данных, связанных с решением об установлении и прекращении опеки; 6) осуществление надзора за выполнением обязательств опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) учет сделок, совершаемых с имуществом подопечных и выдача предварительных разрешений на осуществление сделок с имуществом подопечных; 8) учет сведений об управлении имуществом подопечных (форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом и форма отчета 1 попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом. Информационной картой конкурса предусмотрено условие о том, что «заявка на участие в конкурсе должна содержать документы и сведения, предусмотренные пунктом 3.3 Раздела I настоящей конкурсной документации,
Постановление № А29-1230/2022 от 03.10.2022 АС Волго-Вятского округа
уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные
Постановление № Ф09-10665/21 от 10.03.2022 АС Уральского округа
Росреестра, несмотря на то, что позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, сформулирована относительно порядка применения части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), она может быть распространена на случаи заключения сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего совершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным . Заявитель считает, что Верховным Судом Российской Федерации высказана позиция относительно применения правила о требованиях к нотариальной форме сделки и последствиях ее несоблюдения к сделкам с долями в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемым на торгах в конкурсном производстве в рамках дела о банкротстве, однако, не указано на необходимость анализа обстоятельств, предшествующих делу о банкротстве и обосновывающих включение требований кредитора в реестр требований кредиторов (например, как
Кассационное определение № 88А-20593/20 от 24.12.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
847 «О прекращении опеки над совершеннолетней недееспособной ФИО48, об освобождении Ишмухаметовой Т.А. от исполнения обязанностей опекуна совершеннолетней недееспособной ФИО49» и удовлетворяя требования в указанной части, судебной коллегией указано, что в соответствии с текстом распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Ленинского района г. Томска от 21 июня 2019 года № 847 оно вынесено на основании положений пункта 5 статьи 12 Федерального закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 «Об опеке и попечительстве». Указанным распоряжением прекращена опека над совершеннолетней дееспособной ФИО50, Ишмухаметова Т.А. освобождена от исполнения обязанностей опекуна. Согласно положениям пункта 5 статьи 12 Федерального закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 «Об опеке и попечительстве» предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев. С
Апелляционное определение № 11-135/2021 от 21.10.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)
юридических услуг в виде оформления заявления в <данные изъяты>. Стоимость услуг составила 23300 рублей и ею оплачена. Кроме того, 05.03.2021 года между ней и ответчиком был заключен также другой договор оказания юридических услуг №, согласно которому ответчик принял на себя обязательства по предоставлению ее интересов по вопросу признания Ш.О.В. <данные изъяты>. Стоимость услуг по данному договору составила 27900 рублей и ею оплачена. Полагает, что услуги по первому договору ей оказаны некачественно, поскольку установление опеки над совершеннолетним дееспособным лицом законодательством не предусмотрено, все действия по представлению интересов в этом вопросе являлись напрасными, не имели правового обоснования. Управление Министерства труда и социального развития Омской области, рассмотрев обращение о назначении опеки, сообщило, что опека <данные изъяты>, гражданка Ш. к данной категории не относится. Иные услуги в рамках данных договоров вообще ей не оказаны. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о расторжении договора, претензия получена, ответ не дан, требования не удовлетворены.