ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Оплата непредвиденных расходов при строительстве - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Письмо Минфина России N 09-01-08/24704, Казначейства России N 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018 <О порядке перечисления средств при оплате обязательств юридических лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг>
затраты на оплату (возмещение) коммунальных услуг при строительстве Объекта; - затраты на непредвиденные работы в пределах средств, предусмотренных на эти цели сводным сметным расчетом стоимости строительства (непредвиденные затраты); - затраты на использование строительной техники, затраты на строительство временных зданий и сооружений, вывоз мусора, страхование, уплату таможенных пошлин и сборов, налогов, включая НДС (18%), сборов и других обязательных платежей и непредвиденные затраты; - на страхование предусмотренных Контрактом рисков; - накладные расходы, сметная прибыль. 3. Порядок и сроки оплаты работ 3.1. Учет операций, связанных с исполнением обязательств по Контракту, осуществляется на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, открываемых Подрядчику в территориальном органе Федерального казначейства по месту нахождения Подрядчика в порядке, установленном Федеральным казначейством. 3.2. Все платежи по Контракту осуществляются Заказчиком за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в безналичной форме, в российских рублях, по виду расходов: 414 (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной)
Постановление № А57-10694/20 от 11.02.2022 АС Поволжского округа
и сборов, налогов, включая НДС (18%), сборов и других обязательных платежей и непредвиденные затраты; - накладные расходы, сметная прибыль. В соответствии с пунктом 2.6 оплата по разделу «Временные здания и сооружения» и «Непредвиденные расходы» сметного расчета производятся по фактически выполненным работам, но не более 1,6% и 2%, соответственно от стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренных указанным расчетом. В соответствии с пунктом 2.8 государственный заказчик производит расчет с генеральным подрядчиком по факту выполнения работ в течение 10 рабочих дней после подписания сторонами актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3). Пунктом 3.2.1 предусмотрено, что окончательный расчет за выполнение полного комплекса работ по контракту производится государственным заказчиком не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты утверждения государственным заказчиком соответствующего акта приемки законченного строительством Объекта. Государственный заказчик вправе приостановить проведение окончательного расчета, если при приемке результата работ обнаружены недостатки и дефекты в работах, о чем сделана соответствующая запись
Постановление № 03АП-3290/2022 от 05.09.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда
согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее: сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в договоре, не является экономией подрядчика применительно к статье 710 Гражданского кодекса Российской Федерации, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Иными словами, непредвиденные затраты - это резерв средств, который запланирован для того, чтобы возместить работы и затраты, которые возникли в процессе разработки проектной документации или в процессе строительства . Передаваемая подрядчику часть резерва средств предназначена для покрытия рисков подрядной организации, связанных с возможным увеличением в период строительства стоимости материалов и конструкций, услуг третьих лиц, ростом оплаты труда и т.п. таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением. В доказательство фактически понесенных затрат ООО СК «Единство» предоставило в
Постановление № А06-2414/20 от 11.05.2021 АС Астраханской области
работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. Методика является единственным документом, который допускает включать в сводный сметный расчет резерв средств на непредвиденные расходы, однако оплата их допускается лишь в случае, когда таковые непредвиденные расходы и затраты были осуществлены Подрядчиком, что должно быть подтверждено оправдательными документами, к примеру, актами приемки выполненных работ. Иными нормативно-правовыми актами данный вопрос не регулируется. Указанная Методика подлежит применению на общих основаниях. В соответствии с п. 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (действующей на момент спорных правоотношений, МДС 81-35.2004) в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов
Постановление № А06-2544/20 от 25.08.2021 АС Астраханской области
и завершения исполнения контракта. Вместе с тем, из буквального содержания пунктов 4.33, 4.96 МДС 81-35.2004 следует, что резерв средств на непредвиденные затраты предусматривается для возмещения подрядчику понесенных им непредвиденных затрат, которые возникли в процессе строительства. Вопреки доводам апелляционной жалобы, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что дополнительно представленные акты по непредвиденным работам не имеют отношения к исполнению контракта и не могут быть зачтены в счет оплаты, осуществленной в 2018 году. Кроме того, в дополнительных актах не непредвиденные расходы указаны виды работ, которые являются первоочередными при строительстве (земляные работы, устройство фундаментальных бетонных плит и т.д.). Соответственно данные работы после завершения строительства вообще никаким образом не могли выполняться. Сумма непредвиденных расходов, определенная сторонами в договоре, не является экономией подрядчика, а предусмотрена на оплату возможных действительно понесенных непредвиденных расходов. Таким образом, право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением. Из анализа предоставленных актов выполненных работ на
Приговор № 1-22/2021 от 20.04.2021 Азовского городского суда (Ростовская область)
образования «<адрес>». Соответственно, обратную засыпку результатов археологических исследований <данные изъяты> <адрес> обязан был предвидеть и принять меры по проведению подготовительных работ к реконструкции. Более того, вся сумма непредвиденных расходов, предусмотренная сводным сметным расчетом, была потрачена на обратную засыпку результатов археологических исследований при начальной стадии реконструкции. Обычно оплату непредвиденных расходов в ходе реконструкции того или иного объекта придерживают к завершению строительства, так как могут возникнуть другие непредвиденные расходы. В данном случае оплата непредвиденных расходов была проведена на начальном этапе строительства . Контракт по строительству реконструкции спортивного комплекса, был предметом проверки, он был заключен департаментом в лице директора Белова Виталия Владимировича и подписан им. Акты выполненных работ формы КС-2 были подписаны подрядчиком и Беловым В.В. Нарушение по бурению скважин заключалось в том, что подрядчиком к оплате были предоставлены акты о приемки выполненных работ с включенной расценкой, которая предусмотрена проектно-сметной документацией, с дорогим видом бурения. В ходе анализа документации проверочной группой, путем