за 2012 год в связи с неправомерным принятием в состав расходов за указанный период суммы резерва по сомнительным долгам, суды исходили из следующего: - если в налоговом учете создан резерв по сомнительным долгам, то его создание должно быть обязательно предусмотрено в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли; в Положении об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2012 год не отражено информации о созданиирезерва по сомнительнымдолгам для целей налогообложения прибыли; - в бухгалтерском учете проведена бухгалтерская проводка : Дт 91-2/ Кт 63 на сумму 18 667 408 руб., которая свидетельствует о создании резерва по сомнительным долгам именно в бухгалтерском учете, что налоговым органом по существу не оспаривается. Как установлено судами, наличие безнадежной задолженности подтверждено первичными бухгалтерскими документами Общества, а именно приказами от 31.10.2012 № 124/1 и от 21.12.2012 № 150-1 о проведении инвентаризации дебиторской задолженности и инвентаризации дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию, приказом от
резерва по сомнительным долгам на следующий отчетный период от 30.12.2011 г.; объяснительная бухгалтера ФИО5 от 02.09.2013 г. В апелляционной жалобе было указано, что документы не представлялись ранее из за того, что не были в установленном порядке запрошены налоговым органом проводящим проверку, а объяснительная бывшим бухгалтером ФИО5 была дана после вынесения решения от 22.08.2013 г. Из объяснений бухгалтера в 2010-2011 г. следует, что факт созданиярезерва по сомнительнымдолгам в 2010 г. имел место. ФИО5 подтверждает, что не верно отразила в учете сумму резерва (не верными проводками и в ошибочной сумме), из за отсутствия опыта работы, а также большого объема работы). Кроме того, в суд первой инстанции 21 июня 2014 г. были представлены документы (акты, счета-фактуры, акты сверки, карточки счетов) подтверждающие взаимоотношения между ООО «ПМК-8» и ООО «БашУралавтоСервис», между ООО «ПМК-8» и ООО «НГМК-Урал» и, соответственно подтверждающие наличие непогашенной задолженности указанных контрагентов перед налогоплательщиком. Предоставленным документам судом не была дана
учете создан резерв по сомнительным долгам, то его создание должно быть обязательно предусмотрено в учетной политики организации для целей налогообложения прибыли. Между тем, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в случае создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете не предусмотрена обязанность отражения создания данного резерва в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Из материалов дела следует, что созданиерезерва по сомнительнымдолгам в бухгалтерском учете Общества подтверждается следующими документами и фактическими действиями. В бухгалтерском учете проведена бухгалтерская проводка : Дт 91-2/ Кт 63 на сумму 18 667 408 руб. Указанная бухгалтерская проводка свидетельствует о создании резерва по сомнительным долгам именно в бухгалтерском учете, что налоговым органом по существу не оспаривается. Согласно Положению об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2012 год, Положения об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2012 год предусмотрено создание резерва по
ведомости по всем счетам организации за 2013 и за 2014 годы обороты по счету 63 (Резервы по сомнительным долгам) бухгалтерского учета и налогового учета отсутствуют. В бухгалтерском учете создание резерва сомнительных долгов является обязательным, а в налоговом учете - нет. Кроме того, в бухгалтерском и налоговом учете для создания таких резервов предусмотрены разные требования. Созданиерезерва по сомнительнымдолгам в учетной политике для целей налогообложения должно быть отражено, поскольку это является правом налогоплательщика. В учетной политике для целей бухгалтерского учета создание резерва отражать не нужно: это является обязанностью компании. Создание резерва отражают в бухгалтерском учете проводкой : Дебет 91-2 Кредит 63 – создан резерв по сомнительным долгам. В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв по
неподконтрольные расходы в (i-2)-м, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов. Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы в письме от 18 сентября 2018 года №ВК/74610/18 регулируемая организация обязана представить в орган регулирования информацию о ведении претензионно-исковой работы с должниками, и документы, полностью раскрывающую состав сомнительных долгов и списанной безнадежной дебиторской задолженности с подтверждающими данную задолженность материалами (в том числе акты инвентаризации дебиторской задолженности, приказы о созданиирезервов по сомнительнымдолгам и списании безнадежной дебиторской задолженности, документы бухгалтерского учета, подтверждающие осуществление проводок по балансовым/забалансовым счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства и выписки из ЕГРЮЛ о внесении записи о ликвидации юридического лица (в случае признания задолженности безнадежной в результате ликвидации юридического лица), постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по основаниям, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного
должниками, постановления об окончании исполнительного производства по основаниям, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», документы, раскрывающие состав сомнительных долгов и списанной безнадежной дебиторской задолженности, документы бухгалтерского учета, в том числе о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в сумме, заявленной к учету в фактических и плановых расходах по сомнительным долгам, по состоянию на 2021 год (акты инвентаризации дебиторской задолженности, приказы о созданиирезервов по сомнительнымдолгам, документы бухгалтерского учета, подтверждающие осуществление проводок по балансовым/забалансовым счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности). Отсутствие данных доказательств не позволяет регулятору в полной мере оценить состав сомнительных долгов, принятые ресурсоснабжающей организацией меры, направленные на погашение имеющейся перед ней задолженности за оказанные услуги, то есть экономическую обоснованность сложившейся безнадежной дебиторской задолженности. По статье «расходы по выплате процентов по договорам займа и кредитным договорам» ООО «ТЭС» предлагало учесть расходы в виде процентов на 2022 год в