ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Срок обращения в суд для возврата излишне взысканного налога - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 301-ЭС20-5798 от 19.08.2020 Верховного Суда РФ
о возврате или зачете излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. Поскольку до обращения в суд с настоящим исковым заявлением предприниматель не направляла в инспекцию заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов и не получала отказ в их возврате, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предпринимателем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и на основании статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил исковое заявление предпринимателя без рассмотрения. Суд кассационной инстанции, ссылаясь на отсутствие у предпринимателя нарушенного права, подлежащего судебной защите, поскольку право на предъявление требований о возврате излишне взысканных налогов в порядке искового производства может возникнуть у налогоплательщика не ранее исчерпания им возможности возвратить указанные суммы в административном порядке, установленном в статье 79 Налогового кодекса, отменил постановление суда
Определение № А60-36735/16 от 16.10.2017 Верховного Суда РФ
ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Суды указали, что толкование таможней указанной нормы права приводит к нарушению прав и законных интересов лиц на внесудебное получение процентов, самостоятельно начисленных таможенным органом на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, одновременно с возвратом излишне уплаченных сумм таможенных платежей, и ведет к необходимости их обращения в суд с соответствующим заявлением. Вместе с тем, в отношении общества такое нарушение могло быть своевременно предотвращено принятием действенных мер к организации работы соответствующих подразделений таможенного органа в этом направлении. Кроме того, является неверным вывод таможни о том, что у таможенного органа имеются законные основания для принятия решения о выплате процентов, начисляемых на излишне уплаченные либо излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, только в том случае, когда заявление лица о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов , подано в сопровождении подтверждающих документов и судебного решения, но рассмотрено таможенным органом
Определение № 10АП-5555/2014 от 17.04.2015 Верховного Суда РФ
как сроком для обращения в таможенный орган, так и суд. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, указав, что общество обратилось в арбитражный суд с имущественным требованием, следовательно сроки, установленные таможенным законодательством, в данном случае не применимы, а следует руководствоваться статьями 21, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими сходные правоотношения, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, согласно которой общество вправе обратится в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм в течение общего трехгодичного срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Арбитражный суд Центрального округа счел данный вывод суда апелляционной инстанции ошибочным и основанным на неверном толковании норм материального права, указав следующее. В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются
Постановление № 19АП-1070/2017 от 21.03.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
вышеупомянутыми требованиями Общество направило 30.04.2015 (согласно почтовому штампу на конверте). Из изложенного следует, что предусмотренный законодательством РФ трехмесячный срок на обращение с требованиями о признании действий таможенного органа по изменению кода ТН ВЭД товаров, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций незаконными, Обществом был пропущен. Вместе с тем, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что пропуск Обществом срока на обращение в суд с соответствующим требованием был обусловлен попыткой Общества к досудебному урегулированию спора и направлению заявлений о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов , иных денежных средств. В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исходя из представленных в материалы дела документальных доказательств в совокупности с предметом рассматриваемого требования, Арбитражный суд Курской области обоснованно посчитал причины пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий Курской таможни, а также решения таможни от 05.05.2014 уважительными, пропуск срока незначительным,
Постановление № А55-29045/2021 от 11.04.2022 АС Самарской области
- не позднее 27.06.2020. Таким образом, как верно отметил суд, на возвращенные с нарушением срока суммы излишне уплаченных таможенных платежей подлежат начислению проценты, начиная с 28.06.2020 по дату их фактического возврата. Также, суд отметил, что ответчиком не отрицается то, что обращения Общества о внесении изменений в декларации на товары поступали в таможенные орган период с 24.04.2020 по 28.05.2020 (абзац 4, страница 3 отзыва на исковое заявление), как это и указано Обществом в заявлении в суд. Таким образом, судом установлено, что течение процессуальных сроков началось не позднее 29.05.2020 года. Пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 67 Таможенного кодекса возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об
Постановление № 13АП-41290/2021 от 05.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
товары, и представленных таможенным органом доказательств, подтверждающих законность отказа во внесении изменений в декларацию на товары или бездействия по внесению этих изменений, в том числе после истечения установленного срока рассмотрения обращения декларанта. Исходя из указанных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ, а в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает на то, что решения о возврате без рассмотрения заявлений Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных денежных средств, правомерно приняты Таможней в связи с непредставлением Обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ, а именно: КДТ с отметками таможенного органа в установленном порядке. Вместе с тем, перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, определен частью
Постановление № 19АП-1035/17 от 21.03.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
вышеупомянутыми требованиями Общество направило 27.04.2015 (согласно почтовому штампу на конверте). Из изложенного следует, что предусмотренный законодательством РФ трехмесячный срок на обращение с требованиями о признании действий таможенного органа по изменению кода ТН ВЭД товаров, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций незаконными, Обществом был пропущен. Вместе с тем, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что пропуск Обществом срока на обращение в суд с соответствующим требованием был обусловлен попыткой Общества к досудебному урегулированию спора и направлению заявлений о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов , иных денежных средств. В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исходя из представленных в материалы дела документальных доказательств в совокупности с предметом рассматриваемого требования, Арбитражный суд Курской области обоснованно посчитал причины пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий Курской таможни, а также решения таможни от 14.07.2014 уважительными, пропуск срока незначительным,
Постановление № 19АП-838/17 от 20.04.2017 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
на конверте, а также информации об отслеживании почтовых отправлений). Из изложенного следует, что предусмотренный арбитражным процессуальным законодательством трехмесячный срок на обращение с требованиями о признании действий таможенного органа по изменению кода ТН ВЭД товаров, решения о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций незаконными, Обществом был пропущен. Вместе с тем, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что пропуск Обществом срока на обращение в суд с соответствующим требованием был обусловлен предпринятыми Обществом действиями по досудебному урегулированию спора и направлению заявлений о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов , иных денежных средств. В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исходя из представленных в материалы дела документальных доказательств в совокупности с предметом рассматриваемого требования, Арбитражный суд Курской области обоснованно посчитал причины пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий Курской таможни уважительными, пропуск срока незначительным, а процессуальный срок подлежащим восстановлению. Следует
Решение № 2-1178/2015 от 26.01.2016 Кежемского районного суда (Красноярский край)
истец считает излишне уплаченной, была произведена ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на момент обращения с настоящим заявлением в суд утратила право на возврат любых сумм налога, пени и штрафов в связи с пропуском трехлетнего срока обращения с заявлением о возврате. Налоговый орган полагает, что течение срока исковой давности следует исчислять не с даты получения решения Управления ФНС РФ по Красноярскому краю, а с даты вступления в законную силу приговора Богучанского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу, в котором суд определил налоговые обязательства истца. Налоговый орган во исполнение вышеуказанного решения Управления ФНС РФ по Красноярскому краю произвел операции по возврату излишне взысканных денежных средств в сумме 19 986,13 руб. с учетом положений ст. 79 НК РФ путем проведения зачета сумм налогов , пеней и штрафов определенных как излишне уплаченных, в счет имеющейся задолженности, о чем информировал ФИО1, при этом отразив остаток задолженности, числящейся за налогоплательщиком. Приговор по уголовному делу в отношении ФИО1
Апелляционное определение № 33А-3109 от 03.10.2017 Тульского областного суда (Тульская область)
того, трехмесячный срок обращения в суд об оспаривании данных действий, предусмотренный ст. 219 КАС РФ истцом также пропущен. Ранее действовавшее процессуальное законодательство, также предусматривало трехмесячный срок обращения в суд со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав и свобод.(ст. 254-256 ГПК РФ). С доводами апелляционной жалобы о неправильном применении судом последствий срока исковой давности к требованиям о взыскании процентов, предусмотренных п.5 ст. 79 НК РФ также нельзя согласиться. Пункт 5 ст. 79 НК РФ предусматривает, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога . Применение истцом указанных положений налогового законодательства к возникшим правоотношениям нельзя признать правильными. Вместе с тем, при отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании сумм
Апелляционное определение № 33-18389/17 от 30.11.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)
за 2003 г. в 2004 г., за 2004 г. в 2005 г., за 2005 г. в 2006 г., за 2006 г. в 2007 г., за 2007 г. в 2008 г., судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требований по возврату процентов на сумму излишне взысканного налога. В этой связи, суд пришел к правильному выводу в том числе о пропуске предусмотренного законом истцом 3 – х летнего срока для обращения в суд, поскольку, уплачивая ежегодно сумму налога, истец должна была знать о факте излишнего взыскания налога. Сам по себе факт возврата налоговым органом в добровольном порядке суммы излишне уплаченного, а фактически взысканного налога с учетом представленных истцом сведений об инвалидности, на основании поступившего заявления, поданного за пределами 3 – х летнего срока исковой давности, не свидетельствует о наличии оснований для взыскания процентов в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ. Принимая решение об