ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Существенные условия договора морской перевозки груза - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 15АП-265/18 от 07.02.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
чартер (договор морской перевозки груза) должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями. Из спорных чартеров, заключенных сторонами согласно проформе универсального чартера под кодовым названием "GENCON" следует, что в них содержатся все установленные законом существенные условия договора морской перевозки груза , предусмотренные статьей 120 КТМ РФ. Отсюда, и по форме, и по содержанию вышеуказанные чартера являются договорами морской перевозки груза. Доводы таможенных органов о том, что в спорных чартерах "GENCON" не содержатся такие существенные условия договора морской перевозки груза, как: срок подачи судна и его готовность к грузовым операциям, ставка демереджа и дата канцелинга, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в пункте 9 чартеров сторонами согласовано условие по срокам подачи судна -
Решение № А46-1853/2021 от 09.12.2021 АС Омской области
что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование). Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств. Исходя из предмета и содержания Договора и приложений к нему (спецификации), в которых согласованы порт или место погрузки и порт или место выгрузки, Договор является рейсовым договором смешанной перевозки груза – река-море, соответственно, спорная перевозка регулирует правоотношения, возникающие из договоров морской перевозки груза. Договор содержит все установленные законом существенные условия договора морской перевозки груза , предусмотренные статьей 120 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Согласно статье 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В соответствии с абзацем 2 статьи 787 ГК РФ порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. В силу пункта 2
Решение № 2-2417/2021 от 16.07.2021 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)
115 Кодекса торгового мореплавания РФ). Соответственно истец, в рамках настоящего дела, является отправителем. Ответчик, в свою очередь в возникших между сторонами дела правоотношениях является перевозчиком. Статьей 152 Кодекса торгового мореплавания РФ установлено, что перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом. В связи с этим, условие о сроке перевозки является существенным условием договора морской перевозки груза .Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения - в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ч.2 ст. 166 Кодекса торгового мореплавания РФ). В силу ч. 1 ст. 173 Кодекса торгового мореплавания РФ, в случае, если осуществление перевозки груза или ее части поручено фактическому перевозчику, если даже это