ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Требования пожарной безопасности - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Постановление № 71-АД23-14 от 22.01.2024 Верховного Суда РФ
размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) обязательными требованиями пожарной безопасности ( требования пожарной безопасности ) признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного
Решение № АКПИ21-510 от 06.09.2021 Верховного Суда РФ
объяснения. Выслушав сообщение судьи Романенкова НС, объяснения адвоката Громовой С.А., представляющей интересы административного истца Краснова Н.Д., представителей административного ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Кочиевой З.А., Воронова СП., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений (пункт 1.1). Определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части 3 статьи 4 предусматривает, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие
Определение № 302-ЭС19-1733 от 17.07.2019 Верховного Суда РФ
риску для безопасности жизни и здоровья людей. Отменяя решение, Третий арбитражный апелляционный суд в постановлении от 12.07.2018 исходил из того, что административный орган не обосновал наличие недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей, то есть невозможности дальнейшей эксплуатации здания в существующем состоянии вследствие угрозы возникновения пожара в результате несоответствия проверенного объекта требованиям пожарной безопасности; доказательств проведения на проверяемом объекте капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, при проведении которых должны быть учтены действующие требования пожарной безопасности , административным органом не представлено. Постановлением от 28.11.2018 Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа согласился с выводом суда апелляционной инстанции, отметив также, что, вопреки доводу административного органа, на общество не может быть возложена обязанность по осуществлению расчета пожарного риска, сославшись на часть 3 статьи 6 Закона № 123-ФЗ. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что судами апелляционной и кассационной инстанций не было учтено следующее. В силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ
Апелляционное определение № АПЛ21-452 от 30.11.2021 Верховного Суда РФ
целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (часть четвертая статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). Федеральным законом, принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяющим основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающим общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, является Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. В силу его статьи 3 правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон о техническом регулировании, Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, в соответствии с
Постановление № 13АП-5974/2021 от 29.07.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
отказано. В кассационной жалобе ООО «ПТК» просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судами норм материального права и формальным выводом о том, что требования Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) не устанавливают более высокие требования, по сравнению с ранее действовавшими требованиями в области обеспечения пожарной безопасности. Общество настаивает на том, что требования пожарной безопасности , поименованные в НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности и Своде правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» подлежат соблюдению только при реконструкции или капитальном ремонте АЗС, а не в процессе текущей эксплуатации и до проведения означенных мероприятий заявитель не обязан соблюдать требования названных нормативных актов. В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения. Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе;
Постановление № А26-7256/2021 от 24.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
№38-10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.11.2021, которое вручено Обществу 11.05.2021. В пунктах 3, 5, 9 предписания Управления указано: - пункт 3. Топливораздаточные колонки и раздаточные колонки не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением статей 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123-ФЗ), пункта 6.29 «Свода правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности . СП 156.13130.2014», утвержденного Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 (далее - СП 156.13130.2014); - пункт 5. Не подтверждено соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты требованию обеспечения работоспособности в условиях пожара, что является нарушением статей 4, 6, части 2 статьи 82 Закона № 123-ФЗ, пунктов 13.15.3 «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее
Постановление № 13АП-3778/2022 от 28.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
с чем в удовлетворении заявленных требований отказал. Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего. Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности , в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ). Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные
Постановление № А55-18694/2021 от 25.08.2022 АС Поволжского округа
Самара, п. Мехзавод, квартал 11, 13 а (кадастровый номер: 63:01:0338007:1288): 1. Расстояние от оборудования технологических систем АГЗС до производственных и складских зданий и сооружений административно-бытовых зданий и сооружений промышленных организаций, расположенных с северной стороны от АГЗС, менее 100 м. Нарушение: части 3 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 1 таблицы Е1 приложения Е (обязательное) Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности ». 2. Расстояние от оборудования технологических систем АГЗС до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.4 (одноквартирные жилые дома СНТ «Салют») менее 300 м. Нарушение: части 3 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 3 таблицы Е1 приложения Е (обязательное) Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». 3. Расстояние от оборудования технологических систем АГЗС до индивидуальных гаражей менее
Постановление № А26-7256/2021 от 28.07.2022 АС Северо-Западного округа
№ 38-10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.11.2021 (вручено Обществу 11.05.2021). В пунктах 3, 5, 9 названного предписания Управления указано: - топливораздаточные колонки и раздаточные колонки не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением статей 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), пункта 6.29 «Свода правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности . СП 156.13130.2014», утвержденного Приказом МЧС России от 05.05.2014 № 221 (далее - СП 156.13130.2014) (пункт 3); - не подтверждено соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты требованию обеспечения работоспособности в условиях пожара, что является нарушением статей 4, 6, части 2 статьи 82 Закона № 123-ФЗ, пунктов 13.15.3 «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175 (далее
Постановление № 5-76/2024 от 27.02.2024 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)
внеплановой выездной проверки в отношении Кемеровского акционерного общества «Азот» (КАО «Азот»), зданий, помещений, сооружений, территорий по адресу: 650021, адрес, стр. 1, установлены следующие нарушения безопасности: - п.1 ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4, п. 4.8, п. 7 табл. 3 СП 486.1311500.2020 «Системы - противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности », а именно: карбамид, корпус № I-9010, помещения здания, категории А и площадью более 300 м2, не защищены автоматической установкой пожаротушения; - п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.4, п. 4.8, п. 48 табл. 3 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», а