ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 728 (ред. от 11.11.2015) "О Федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2001 г. N 728
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 -
2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (далее именуется - Программа).
2. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 556.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 октября 2001 г. N 728
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
Наименование Программы
-
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
-
решение Совета Безопасности Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. N Пр1,
распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 г. N 314-р,
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 728
Позиция исключена. - Постановление Правительства РФ от 04.10.2008 N 742
Государственный заказчик Программы
-
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Основные разработчики Программы
-
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности
Цель и задачи Программы
-
целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки).
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить ежегодные продажи самолетов российского производства к 2015 году в объеме 41 единицы.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение конкурентоспособности гражданской авиационной техники российского производства;
создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций авиационной промышленности, а также расширение поставок как на внутренний рынок, так и на экспорт;
модернизация парка воздушных судов в целях обеспечения повышения надежности систем и агрегатов, улучшения эксплуатационных характеристик в соответствии с современными требованиями ИКАО;
реализация потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники;
преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности, обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции;
формирование научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 года;
создание современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
-
целевыми индикаторами и показателями Программы являются результаты деятельности гражданского сектора авиационной промышленности России в 2015 году:
объем продаж самолетов и вертолетов (финальной продукции) - 75217 млн. рублей; объем продаж авиационных двигателей - 13500 млн. рублей;
объем продаж в рамках кооперационных проектов - 11300 млн. рублей; объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники - 7100 млн. рублей;
объем коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера - 1500 млн. рублей;
показатели осуществления мероприятий по повышению надежности и улучшению эксплуатационных характеристик самолетов
Срок и этапы реализации Программы
-
2002 - 2015 годы, в том числе:
I этап - 2002 - 2005 годы;
II этап - 2006 - 2015 годы
Объемы и источники финансирования Программы
-
объем финансирования Программы в 2002 - 2005 годах составил 37573,8 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 12790,7 млн. рублей, из них:
на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - 12338,8 млн. рублей, на капитальные вложения - 451,9 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 24783,1 млн. рублей.
Объем финансирования Программы в 2006 - 2015 годах не превысит 383815 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 271369,3 млн. рублей, из них:
на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ - 236476,1 млн. рублей, на капитальные вложения - 15309,2 млн. рублей, на прочие расходы - 19584 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 112445,7 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
-
ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
обеспечение конкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечение в 2006 - 2015 годах продаж отечественной гражданской авиационной техники и оказание сопутствующих услуг на сумму более 580000 млн. рублей;
создание нового поколения наукоемких технических решений, материалов и технологий для использования в авиационной и других отраслях промышленности.
Показателями социально-экономической эффективности являются:
а) на макроуровне: увеличение вклада авиационной промышленности в прирост валового внутреннего продукта за счет опережающего роста производства и продаж продукции отрасли по отношению к динамике роста экономики страны; расширение экспорта высокотехнологичной продукции и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота;
б) на микроуровне: формирование в авиационной промышленности эффективных рыночно ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения; повышение инновационной активности и уровня обновляемости фондов организаций авиационной промышленности и смежных отраслей; облегчение выхода организаций отрасли на финансовые рынки, расширение использования рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов;
в) в социально-экономической сфере: сохранение рабочих мест, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли экономики; повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры; повышение производительности труда;
г) в бюджетной сфере: обеспечение дополнительных налоговых поступлений; увеличение экспортной выручки (доходов от продаж)
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.
Причинами возникновения указанной проблемы стали структурные диспропорции в гражданском секторе авиационной промышленности, которые приобрели открытые формы после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ. Многочисленные авиакомпании, появившиеся в результате приватизации парка гражданской авиации, оказались не в состоянии закупать по экономически оправданным ценам то количество воздушных судов, на производство которого была рассчитана российская авиационная промышленность. Снижение объема авиаперевозок в результате падения уровня реальных доходов населения создало в гражданской авиации существенный избыток провозных мощностей, который блокировал спрос на внутреннем рынке гражданской авиационной техники.
Указанные процессы вызвали острейший дефицит финансовых ресурсов, необходимых для завершения разработок нового конкурентоспособного поколения авиационной техники.
Преодоление системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России требует концентрации ресурсов, создания эффективной системы управления проектами в рамках всей отрасли. Достижение этих результатов невозможно без участия государства и использования инструментов программно-целевого планирования. Сегодня для реализации проектов такого масштаба и длительности существует только один проработанный механизм государственного регулирования - федеральные целевые программы.
Целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем:
производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны;
авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны;
стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной авиационной техники;
авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях;
полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской авиационной техники.
Федеральным законом "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что программно-целевой подход является основным принципом развития авиации, финансирование развития которой осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета на федеральные целевые программы.
Таким образом, решение указанных проблем развития авиационной промышленности целесообразно решать в рамках настоящей Программы.
II. Основная цель и задачи Программы с указанием срока
и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов
и показателей
Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки), а к 2025 году - не менее 10 процентов. При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 10-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.
Цель Программы, ее содержание и ожидаемые результаты соответствуют направлениям и приоритетам промышленного развития, изложенным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р. Реализация настоящей Программы станет существенным вкладом в модернизацию промышленности, развитие высокотехнологичных секторов экономики и активизацию инновационной деятельности, способные обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Программа рассчитана на 2002 - 2015 годы и реализуется в два этапа. Задачей I этапа (2002 - 2005 годы) фактически было сохранение потенциала гражданского авиастроения России. Выделенные в рамках Программы бюджетные ресурсы не дали ожидаемого результата в форме массового вывода на рынок новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, но тем не менее позволили сохранить ядро гражданского авиастроения.
В рамках II этапа (2006 - 2015 годы) предстоит реализовать потенциал сохраненной российской авиационной промышленности по созданию новой продукции, одновременно закладывая основу для поддержания конкурентоспособности российской авиационной промышленности в будущем. С этой целью требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций авиационной промышленности, а также расширение поставок авиационной продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт;
реализация потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники;
преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности, обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции;
формирование научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 года;
создание современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок;
создание комплексных универсальных тренажеров нового поколения по основным типам гражданских воздушных судов.
Абзацы одиннадцатый - двенадцатый исключены. - Постановление Правительства РФ от 07.05.2008 N 364.
С учетом сложности продвижения российской авиационной техники на мировые рынки с высоким уровнем конкуренции необходимо с максимальной эффективностью использовать потенциал российской авиационной промышленности в области создания специализированной авиационной техники (ориентированной на относительно узкие секторы рынка) и модификаций серийно производимых самолетов. Таким образом, одним из направлений решения задачи является усовершенствование конструкции самолетов Ил-96-300, Ту-204-300 в целях обеспечения повышения надежности систем и агрегатов, улучшения эксплуатационных характеристик в соответствии с современными международными требованиями, поддержка использования созданного задела в области уникальной авиационной техники, не выпускаемой другими мировыми производителями (самолетов Ан-124 и Бе-200), производство модификаций на базе гражданских самолетов Ту-204 и Ил-96, а также доработка и сертификация вертолета Ми-38 и разработка вертолета Ка-62.
Более 60 процентов территории России составляют районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Учитывая необходимость удовлетворения растущих потребностей в перевозках пассажиров и грузов на значительные расстояния, в том числе из труднодоступных местностей, особую актуальность приобрела задача коренного обновления парка устаревших и выработавших свой ресурс воздушных судов, эксплуатируемых на местных и региональных линиях. В рамках реализации Программы предполагается проведение поисковых и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивающих формирование научно-технического задела в области создания перспективных воздушных судов для местных и региональных авиаперевозок.
Ввиду того, что в современных условиях рыночный успех коммерческой авиационной техники в значительной мере определяется качеством ее обслуживания на стадии эксплуатации, государство в рамках Программы окажет содействие в становлении систем технического обслуживания и ремонта.
Решение задачи реализации потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники подразумевает государственную поддержку и финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию авиационной техники нового поколения. При этом в отличие от первого этапа реализации Программы такая поддержка будет преимущественно сконцентрирована на двух приоритетных самолетостроительных проектах. Критериями выбора таких проектов в период 2006 - 2008 годов являются востребованность на внутреннем и мировом рынках, высокая по сравнению с другими проектами степень готовности, современная организационно-технологическая схема создания (то есть наличие частных инвестиций, а также международной и внутренней кооперации на условиях разделения рисков). В качестве такого проекта целесообразно определить проект нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а с 2008 года - проект создания нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов.
Для решения задачи преодоления технологического отставания российской авиационной промышленности объектом целенаправленной государственной поддержки станет международное кооперационное сотрудничество. Целесообразность государственной поддержки этого направления определяется двумя факторами. С одной стороны, рынок кооперационных поставок в современных условиях международного разделения труда является очень емким, но фактически не освоенным отечественными производителями рыночным сегментом. С другой стороны, это способ освоения российскими производителями методологии, культуры, а также технологий проектирования, производства и управления современными самолетостроительными проектами. Предполагается, что авиационная промышленность России, начав с нижнего уровня кооперации, к концу срока реализации Программы станет разработчиком и поставщиком крупных элементов конструкций воздушных судов, работающим с крупнейшими мировыми производителями авиационной техники в качестве разделяющего риски партнера. Государственная поддержка этого направления предусматривается в формах организации проектных и производственных работ (в том числе через создание элементов инфраструктуры международного сотрудничества), развития проектного потенциала участников международных программ, их технологического перевооружения, а также поддержки выставочной и рекламной деятельности.
Задача формирования научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем предусматривает создание основы для обеспечения будущей конкурентоспособности отрасли. В Программе предусмотрена разработка перспективной авиационной техники, в проектах которой российский авиапромышленный комплекс мог бы выступить в качестве головного разработчика и производителя при создании воздушных судов нового поколения, превышающих технико-экономические показатели современных летательных аппаратов на 20 - 25 процентов. Однако реализации таких проектов должна предшествовать соответствующая подготовка по разработке новых конструкторских и технологических решений в отношении воздушных судов, двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, агрегатов и систем. Параллельно будут проведены подготовительные мероприятия по разработке концепции перспективной авиационной техники. Только после завершения указанных работ появится возможность приступить к разработке проекта. Предполагается, что такой проект будет реализовываться в классе ближне-среднемагистральных самолетов. На всех стадиях государство окажет содействие в виде бюджетного финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, причем на стадии реализации проекта - на долевой основе с его исполнителем.
Решение задачи создания современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России необходимо для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок. Повышение конкурентоспособности продукции невозможно без поддержки со стороны отраслевых научных центров и научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и создаваемых на их базе инженерных центров. Для этого государство будет обновлять их материально-техническую базу, а также финансировать научные исследования авиационного направления.
Целевые индикаторы Программы приведены в Приложении N 1 для контроля за ее реализацией на II этапе.
При разработке индикаторов учитывался прогноз состояния российского авиапромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники.
Предполагается, что внутренний рынок будет оставаться основным рынком сбыта российской авиационной техники, по крайней мере, до 2010 - 2012 годов. В этот период на рынок будет поступать в основном уже запущенная в серийное производство и находящаяся на завершающей стадии разработки авиационная техника.
Анализ совместного влияния роста потребности в авиационных перевозках и ожидаемой динамики списания эксплуатируемого авиационного парка показывает, что в 2015 году пассажирооборот на вновь введенной в эксплуатацию авиационной технике составит около 130 млрд. пассажиро-километров.
Для удовлетворения потребностей российских авиакомпаний в широкофюзеляжных воздушных судах на внутренний рынок авиационной техники будут поставляться самолеты Ил-96 в различных модификациях.
В классе узкофюзеляжных магистральных самолетов российская авиационная промышленность будет поставлять различные модификации самолета Ту-204 (Ту-204СМ). Начало поставок нового ближне-среднемагистрального самолета будет реализовано уже после 2015 года.
Для повышения конкурентоспособности выпускаемой авиационной техники планируется проведение комплекса работ по модернизации самолетов семейства Ил-96 и Ту-204 (в первую очередь Ту-204СМ), повышению их надежности и улучшению технико-экономических характеристик, расширению условий эксплуатации, обеспечению соответствия экологическим нормам и требованиям безопасности.
Основные перспективы продвижения на внутренний рынок гражданской авиационной техники в период действия Программы связаны с развертыванием продаж региональных самолетов, из которых основным является проект RRJ (SSJ-100), а также продаж среднемагистральных самолетов Ту-204СМ. Объем поставок на внутренний рынок двух модификаций самолетов RRJ (SSJ-100) в рамках Программы оценен в 100 - 150 самолетов. Наряду с самолетами RRJ (SSJ-100) на внутренний рынок будут поставляться региональные самолеты Ан-148.
Поставки на внешний рынок находящейся в серийном производстве продукции будут осуществляться в ограниченный круг государств. Сколько-нибудь значительные поставки возможны только при осуществлении глубокой модернизации самолета Ту-204, однако и в этом случае требуется государственное содействие в его продвижении на внешний рынок.
В прогнозе предполагается, что возврат на внешний рынок гражданской авиационной техники российского производства произойдет главным образом благодаря поставкам самолета RRJ в зарубежные авиакомпании, поскольку этот самолет в отличие от своих конкурентов имеет реальную перспективу массового спроса со стороны зарубежных эксплуатантов. В расчетах доходов принято, что до 2015 года на внешний рынок должно быть поставлено более 300 самолетов RRJ (SSJ-100).
Реализация планов по продвижению на рынки готовой к серийному выпуску продукции будет осуществляться на основе использования механизмов лизинга. Предполагается, что участие государства в программах лизинга способно в значительной мере стимулировать сбыт авиационной техники по приоритетным проектам российской авиационной промышленности.
Планируется также резкое увеличение экспортных продаж в части кооперационных поставок комплектующих авиационной техники. Мероприятия Программы нацелены на развитие экспорта комплектующих - от сравнительно простых элементов конструкции самолета до полноценного партнерства на условиях разделения рисков. Планируется уже на рубеже 2012 - 2015 годов выйти на уровень полномасштабного партнерства на условиях разделения рисков, по крайней мере, с одним из мировых производителей.
Формирование в рамках мероприятий Программы инфраструктуры международного сотрудничества и технологическое перевооружение готовящихся к участию в кооперационных проектах конструкторских и производственных организаций дадут возможность российской авиационной промышленности радикально поднять доходы от кооперационных работ с нынешнего уровня примерно в 700 млн. рублей до уровня 7200 млн. рублей к 2015 году.
В настоящее время российская авиационная промышленность имеет возможность продвижения на рынок авиационной техники, не имеющей зарубежных аналогов, такой, как самолеты Ан-124 и Бе-200. Объем продаж такой специализированной авиационной техники планируется довести примерно до 4800 млн. рублей к 2015 году.
Коммерциализация деятельности научно-исследовательского и конструкторского секторов авиационной промышленности представляет еще одну статью рыночных доходов отрасли, используемую не в полной мере. В рамках Программы предусмотрено создание условий для расширения объема продаж результатов интеллектуальной деятельности в объеме до 3000 млн. рублей.
Таким образом, в результате реализации Программы структура рыночных доходов российской авиационной промышленности в 2015 году оценочно будет выглядеть следующим образом:
объем продаж самолетов и вертолетов (финальной продукции) - 75217 млн. рублей;
объем продаж в рамках кооперационного сотрудничества - 11300 млн. рублей;
объем продаж авиационных двигателей - 13500 млн. рублей;
объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники - 7100 млн. рублей;
объем коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера - 1500 млн. рублей.
Динамичное развитие гражданского сектора авиационной промышленности России, на обеспечение которого направлены мероприятия Программы, осуществляется в рыночных условиях хозяйствования и сопряжено с наличием большого количества факторов технического, экономического и политического характера, способных негативно воздействовать на ход реализации проектов и программ отрасли.
Риски реализации Программы в значительной мере определяются:
конъюнктурой мирового рынка авиационных перевозок и авиационной техники, влияющей на объем и доходность продаж авиационной техники;
развитием конкурирующих научно-исследовательских работ и технологий за рубежом, влияющим на возможность патентования и продажи лицензий на результаты интеллектуальной деятельности;
внешнеполитической конъюнктурой, влияющей на объемы международного кооперационного сотрудничества;
инвестиционным климатом, влияющим на возможности привлечения инвестиций.
Сопутствующие развитию авиационной промышленности риски способны в значительной мере повлиять на результативность и эффективность реализации Программы, а их устранение может потребовать усилий органов государственного управления вне рамок мероприятий Программы.
Программа может быть досрочно прекращена в следующих случаях:
несоответствие результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным Программой (по заключению специализированной и независимой экспертизы хода реализации Программы, организованной Министерством экономического развития Российской Федерации);
непредставление Министерству экономического развития Российской Федерации государственным заказчиком отчетности в надлежащей форме и в установленные сроки.
Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в установленном порядке по предложению Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленному с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
III. Перечень мероприятий Программы
Достижение цели и решение задач Программы до 2015 года осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.
Мероприятия Программы распределяются по следующим группам:
текущие проекты;
поддержка международного кооперационного сотрудничества;
перспективная авиационная техника;
обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий;
управление Программой.
Группа мероприятий "текущие проекты" направлена на модернизацию серийно выпускаемой авиационной техники, в том числе на повышение надежности и улучшение эксплуатационных характеристик самолетов, доведение характеристик самолетов до соответствия международным требованиям, а также на поддержку проектов создания авиационной техники, находящихся на завершающей стадии разработки, и состоит из двух подгрупп:
мероприятия по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники;
мероприятия по поддержке проектов на новой организационной основе.
Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники включает следующие мероприятия:
доработка и сертификация специализированной авиационной техники;
поддержка системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники;
доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А.
В рамках мероприятий по доработке и сертификации специализированной авиационной техники предусматривается выполнение мероприятий по повышению надежности и улучшению эксплуатационных характеристик самолетов, доведению характеристик самолетов до соответствия международным требованиям, завершение находящихся на заключительной стадии работ по созданию отдельных модификаций авиационной техники и поддержка на долевой основе выбираемых в ходе конкурсной процедуры проектов, обеспечивающих занятие специализированных ниш рынка авиационной техники. Выделяемые средства идут на финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, работ по сертификации образцов авиационной техники, профильных услуг и производства, а также на организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами.
В рамках указанной подгруппы мероприятий осуществляется финансирование следующих проектов:
усовершенствование конструкции, систем и агрегатов с целью модернизации действующего парка самолетов Ил-96-300 и Ту-204-300, в том числе специального назначения;
создание и сертификация специализированных модификаций самолета Бе-200;
создание самолета Ил-96-400Т/М;
доработка самолета Ту-204-300, глубокая модернизация самолета Ту-204 (Ту-204СМ);
развитие семейства самолетов Ан-124;
доработка вертолета Ми-38;
разработка вертолета Ка-62.
Реализация проекта развития семейства самолетов Ан-124 осуществляется при условии решения организационно-правовых вопросов взаимодействия с авиастроительными организациями Украины.
Индикаторами указанных мероприятий являются количество полученных сертификатов и объем продаж создаваемых модификаций в натуральном и денежном выражении.
В рамках мероприятий по поддержке системы послепродажного обслуживания авиационной техники предусматривается поддержка проектов, ориентированных на создание и развитие системы технического обслуживания и ремонта как новых российских самолетов и вертолетов, так и находящихся в эксплуатации. Участие государства должно быть направлено на привлечение частного бизнеса в систему технического обслуживания и ремонта и на минимизацию экономических рисков, связанных с ограниченной инвестиционной привлекательностью этой сферы.
Индикатором указанных мероприятий является объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники.
Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе нацелена на создание семейства новых российских региональных самолетов RRJ (SSJ-100, SSJ-130NG). Государством осуществляется целевая финансовая и организационная поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по проектированию самолета и его компонентов, работ по сертификации, а также организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами.
Индикаторами указанных мероприятий являются объемы продаж авиационной техники в натуральном и денежном выражении.
Мероприятия в рамках группы "поддержка международного кооперационного сотрудничества" осуществляются по следующим направлениям:
участие государства и частного бизнеса в подготовке к реализации кооперационных проектов по обеспечению серийного производства выпускаемой авиационной техники на основе разделения рисков;
адаптация проектного и производственного потенциала отрасли к новой системе нормативно-технических требований;
создание системы управления качеством, отвечающей требованиям мировых стандартов;
освоение и сертификация новых технологических процессов;
организационно-методическое обеспечение участия отрасли в реализуемых международных кооперационных проектах.
В ходе реализации указанных направлений планируются работы по организации производства элементов конструкции серийно выпускаемых самолетов. Постепенно будет освоено производство более сложных изделий авиационно-технического профиля.
В целом в рамках реализации мероприятий указанной группы планируется освоение производства широкой номенклатуры комплектующих и проведение работ по переоборудованию гражданской авиационной техники зарубежного производства.
Индикатором указанных мероприятий является ежегодный объем продаж в рамках кооперационных проектов.
Основными проектами в области международного сотрудничества в ближайшие годы будут следующие проекты:
производство компонентов самолетов А-320;
переоборудование самолетов А-320 в грузовой вариант;
участие в проекте А-350;
совместное с Республикой Узбекистан производство самолетов Ил-114.
Группа мероприятий "перспективная авиационная техника" направлена на создание конкурентоспособного на мировом рынке семейства гражданских самолетов, которые должны быть введены в эксплуатацию после 2015 года. Интегральные показатели эффективности этих самолетов на 15 - 20 процентов будут превосходить показатели, достигнутые гражданской авиационной техникой в 2008 году. Концепция проекта по созданию такого семейства, предусматривающая выбор сегмента рынка, на котором может быть обеспечено их эффективное продвижение, будет сформирована в 2008 году. Реализация указанного проекта потребует создания и использования нового поколения материалов, прежде всего композиционных, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей нового поколения на основе унифицированного газогенератора, самолетных систем и агрегатов, новой организации проектирования и изготовления авиационной техники. Индикатором указанных мероприятий является объем продаж авиационных двигателей.
В рамках этих мероприятий предусматриваются целевая поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, по проектированию указанных самолетов, нового скоростного вертолета и их компонентов, перспективных воздушных судов для местных и региональных авиаперевозок, а также организационно-техническое обеспечение сотрудничества с зарубежными партнерами.
Индикатором указанных мероприятий является соответствие технико-экономических показателей проекта создания семейства гражданских самолетов требованиям обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке.
Группа мероприятий "обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" состоит из двух подгрупп:
мероприятия по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций;
мероприятия по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства.
Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций ориентирована на сохранение и развитие потенциала отрасли по проведению прикладных исследований, связанных с разработкой новой авиационной техники. Финансирование мероприятий этой подгруппы осуществляется путем государственных капитальных вложений в технологические комплексы (технологически связанную совокупность оборудования и (или) объектов инфраструктуры) российских научно-исследовательских организаций, позволяющие осуществлять профильную деятельность на высоком научно-техническом уровне.
Общим индикатором указанной подгруппы мероприятий является количество технологических комплексов, оснащенных оборудованием и объектами инфраструктуры и соответствующих лучшим мировым аналогам.
Подгруппа мероприятий по формированию научно-технического задела включает проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в соответствии с приоритетами развития науки и техники в сфере авиации и направлена на комплексное решение взаимосвязанных задач по относительно быстрому выводу отраслевых технологических, конструкторских и испытательных ресурсов на современный уровень. Данная подгруппа мероприятий должна обеспечить развитие авиационной техники российского производства по следующим направлениям:
аэродинамика летательных аппаратов;
системы управления (неоднородное резервирование, цифровые системы управления, нейросетевые технологии);
прочность летательных аппаратов (новые подходы к формированию весовых и эксплуатационных характеристик);
авиационные материалы (широкое внедрение в силовую конструкцию композиционных материалов, новых сплавов и неметаллических материалов);
авиационные технологии (разработка технологий изготовления из полимерно-композиционных материалов новых конструкций);
авиационные двигатели (новая идеология создания авиационных двигателей с рекордными характеристиками);
авионика (перспективные интегрированные комплексы авионики) и другое бортовое оборудование, а также комплексные универсальные тренажеры нового поколения по основным типам воздушных судов;
технологии летных испытаний;
воздействие авиационной техники на окружающую среду;
авиационные агрегаты и системы;
экономическая эффективность авиационной техники.
В связи с повышением международных требований к обеспечению безопасности полетов и снижению негативного воздействия авиационной техники на окружающую среду предполагается развитие исследований по снижению шума и эмиссии двигателей, снижению влияния звукового удара на человека и окружающую среду, повышению точности навигации и управления воздушными судами, а также по учету человеческого фактора в системах управления.
Предполагается также развитие технологий летных испытаний, разработка перспективных норм и требований к авиационной технике, а также гармонизация российских и международных стандартов, нормативной и технической документации и тренажерных технологий.
Одним из ключевых направлений научных исследований является сопровождение разработки и реализации государственной политики в сфере авиационной деятельности.
Основной объем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в рамках подгруппы мероприятий по формированию научно-технического задела будет направлен на разработку новых конструкторских и технологических решений в интересах создания перспективных образцов авиационной техники.
Для создания перспективной авиационной техники предусматривается разработка новых технологий, направленных на достижение к 2015 году следующих показателей конкурентоспособности (по сравнению с уровнем 2009 года) по направлениям:
самолетостроение и вертолетостроение (снижение аэродинамического сопротивления на крейсерских режимах полета на 10 - 20 процентов, снижение веса силовой конструкции на 10 - 15 процентов, увеличение ресурса самолетов нового поколения в 1,5 раза и повышение безопасности полета в 3 раза путем создания высокоавтоматизированных систем управления);
авиационное материаловедение (повышение прочности материалов на 10 - 15 процентов, модуля упругости - до 20 процентов, температурной работоспособности жаропрочных материалов - на 50 - 100 градусов по Цельсию, а также снижение коэффициента вариации свойств неметаллических материалов в 2 - 2,5 раза);
авиационное двигателестроение (улучшение топливной экономичности и весовых характеристик двигателей на 10 - 15 процентов, повышение надежности и ресурса двигателей в 1,5 - 2 раза, снижение шума двигателей на 20 - 30 EPN дБ и эмиссии