ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Статья 4.

Запрещенные субсидии
1. Следующие виды субсидий запрещены:
1.1. Вывозные субсидии - субсидии, предоставление которых увязано <4> в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами вывоза товара с территории государства Стороны, на которой предоставляются эти субсидии, на территорию государства любой другой Стороны;
1.2. Замещающие субсидии - субсидии, предоставление которых увязано <5> в качестве единственного или одного из нескольких условий с использованием товаров, происходящих с территории государства Стороны, на которой предоставляются эти субсидии.
2. В случае если результатом предоставления специфической субсидии является нанесение ущерба отрасли национальной экономики государства любой Стороны, за исключением той, на территории которой эта субсидия предоставляется, то такая субсидия является запрещенной субсидией <6>.
--------------------------------
<4> Под увязыванием понимается в том числе наличие фактов, свидетельствующих о том, что предоставление субсидии, не будучи юридически обусловлено результатами вывоза товаров с территории государства Стороны, на которой предоставляется субсидия, в действительности связано с фактическим или ожидаемым экспортом или экспортной выручкой. Сам по себе факт, что субсидия предоставляется хозяйствующему субъекту, осуществляющему вывоз, не может служить основанием для того, чтобы считать ее вывозной субсидией.
<5> Слово "увязано" трактуется так же, как и в подпункте 1.1 настоящей статьи.
<6> Нанесение ущерба отрасли национальной экономики должно быть доказано в соответствии с положениями Приложения N 1 к настоящему Соглашению.
3. Стороны не сохраняют и не вводят меры, которые применяются на основании нормативного правого акта государства Стороны или нормативного правового акта субсидирующего органа государства Стороны, соблюдение которых необходимо для получения специфических субсидий и которые:
3.1. Требуют проведения закупок или использования хозяйствующим субъектом товаров, происходящих с территории государства Стороны, вводящего меру, или из любого указанного субсидирующим органом государства Стороны местного источника, независимо от того, определяются ли конкретные товары, их объем, стоимость или доли от объема или стоимости его местного производства;
3.2. Требуют, чтобы закупки или использование хозяйствующим субъектом ввозимых с территории государства любой из Сторон товаров ограничивались количествами, связанными с объемами или стоимостью вывозимых этим хозяйствующим субъектом товаров, происходящих с территории государства Стороны, вводящей меру;
3.3. Ограничивают ввоз хозяйствующим субъектом с территории государства любой из Сторон товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к его местному производству, в том числе в зависимости от объема или стоимости товаров, происходящих с территории государства Стороны, вводящей меру, вывозимых этим хозяйствующим субъектом на территорию государства любой из Сторон;
3.4. Ограничивают ввоз хозяйствующим субъектом с территории государства любой из Сторон товаров, используемых в его местном производстве или имеющих отношение к нему, путем ограничения доступа хозяйствующего субъекта к валюте государства любой из Сторон в размере поступления этой валюты, причитающемся предприятию;
3.5. Ограничивают вывоз хозяйствующим субъектом товаров на территорию государства любой из Сторон или продажу хозяйствующим субъектом товаров на территории государства любой из Сторон в зависимости либо от конкретизации товаров, их объема, стоимости либо от доли от объема или стоимости местного производства, осуществляемого этим хозяйствующим субъектом.
4. Запрещены специфические субсидии, предоставление которых приводит к серьезному ущемлению интересов любой из Сторон. Серьезное ущемление интересов Стороны возникает тогда, когда результатом предоставления специфической субсидии является:
4.1. Вытеснение аналогичного товара с рынка государства Стороны, на территории которого предоставляется субсидия, или сдерживание роста ввоза аналогичного товара, происходящего с территории государства любой из Сторон, на рынок государства Стороны, на территории которого предоставляется субсидия;
4.2. Вытеснение аналогичного товара с рынка государства третьей стороны или сдерживание роста вывоза аналогичного товара, происходящего с территории государства любой из Сторон, на территорию государства третьей стороны;
4.3. Значительное занижение цены товара, если при производстве, транспортировке или вывозе с территории государства Стороны, на территории которого предоставляется субсидия, использовалась специфическая субсидия, относительно цены аналогичного товара, происходящего с территории государства другой Стороны, на одном и том же рынке государства любой из Сторон, либо значительное сдерживание роста цен, падение цен или упущенные продажи на одном и том же рынке.
5. Наличие серьезного ущемления интересов определяется в соответствии с положениями Порядка проведения расследований о соответствии субсидий, предоставляемых на территориях государств Сторон, положениям Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий (Приложение N 1 к настоящему Соглашению).
6. На территориях государств Сторон не предоставляются и не сохраняются запрещенные субсидии, включая указанные в Приложении N 2 к настоящему Соглашению, и меры, указанные в пункте 3 настоящей статьи.
7. Во всех случаях, когда любая из Сторон имеет основание считать, что субсидирующий орган государства другой Стороны предоставляет запрещенные субсидии, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 4.1, 4.2 и 4.3 настоящей статьи, и (или) вводит меры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, такая Сторона имеет право обратиться к такой другой Стороне с просьбой о проведении консультаций об отмене запрещенных субсидий или мер.
8. Если в течение двух месяцев с даты получения по официальным дипломатическим каналам уведомления о проведении консультаций, указанных в пункте 7 настоящей статьи, Стороны не достигают взаимного согласия, то имеющиеся разногласия разрешаются в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Соглашения. Если по результатам процедуры разрешения споров, проведенной в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Соглашения, принято решение о том, что одна из Сторон предоставляет запрещенные субсидии, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 4.1, 4.2 и 4.3 настоящей статьи, и (или) применяет меры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, то такая Сторона отменяет такие запрещенные субсидии или меры немедленно и безусловно вне зависимости от того, является ли результатом таких запрещенных субсидий или мер нанесение ущерба национальной экономике государств других Сторон, и вводит компенсирующую меру в отношении такой запрещенной субсидии в соответствии с пунктами 6 - 14 статьи 7 настоящего Соглашения.
9. С даты вступления в силу Протокола к настоящему Соглашению, указанного в пункте 2 статьи 15 настоящего Соглашения (далее - Протокол), специфические субсидии, которые в соответствии с критериями, устанавливаемыми Протоколом, ограничивают, устраняют или не допускают конкуренцию на соответствующем товарном рынке и оказывают негативное влияние на торговлю между Сторонами, запрещены.
10. Субсидирующие органы государств Сторон вправе предоставлять субсидии, предусмотренные Перечнем изъятий (Приложение N 3 к настоящему Соглашению), в течение установленного переходного периода.