Наименование | - | стратегическое направление в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года |
Сроки реализации | - | до 2030 года |
Цель | - | достижение высокого уровня цифровой зрелости основных участников топливно-энергетического комплекса, ускоренный переход топливно-энергетического комплекса на новые управленческий и технологический уровни, способствующие достижению технологического суверенитета, обеспечивающие условия для развития топливно-энергетического комплекса и долгосрочного устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации путем оптимизации и трансформации бизнеспроцессов с применением общих информационных моделей, "сквозных" цифровых технологий и платформенных решений в условиях высокой динамики изменений внешних и внутренних факторов |
Целевое состояние | - | в рамках большинства производственных и бизнес-процессов российских организаций топливно-энергетического комплекса применяются "сквозные" цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта; спроектирован домен топливно-энергетического комплекса, реализованы сервисы домена на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"; информационный обмен в областях топливно-энергетического комплекса осуществляется на базе общих информационных моделей, а также с применением цифровых платформ, приложений и сервисов; цифровая трансформация в топливно-энергетическом комплексе осуществлена на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих технологический суверенитет; достигнут высокий уровень автоматизации процессов в рамках предоставления услуг в топливно-энергетическом комплексе (в том числе государственных); в топливно-энергетическом комплексе обеспечена устойчивость информационной инфраструктуры к угрозам информационной безопасности, возникающим в результате цифровой трансформации |
Индикаторы цифровой трансформации | - | доля руководителей и специалистов, обладающих знаниями в области цифровой трансформации, в организациях топливно-энергетического комплекса; готовность топливно-энергетического комплекса Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта; отношение инвестиций в цифровую трансформацию организаций топливно-энергетического комплекса к выручке организаций топливно-энергетического комплекса; уровень использования промышленных роботов в организациях топливно-энергетического комплекса; доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации отрасли, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов |
Ответственные исполнители, соисполнители, участники разработки, экспертизы и реализации стратегического направления | - | Министерство энергетики Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; организации, указанные статье 5 Федерального закона "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, которые вправе получить государственную аккредитацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"; федеральные институты инновационного развития, входящие в перечень федеральных институтов инновационного развития, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 241-р; иные заинтересованные организации |
Наименование индикатора | Тип индикатора | Единица измерения | Источник данных | Краткий порядок интерпретации |
1. Доля руководителей и специалистов, обладающих знаниями в области цифровой трансформации, в организациях топливно-энергетического комплекса | отраслевой | процентов | отчеты организаций топливно-энергетического комплекса | индикатор отражает эффективность деятельности организаций топливно-энергетического комплекса в части организации обучения сотрудников по тематикам цифровой трансформации, а также готовность организаций топливно-энергетического комплекса к цифровой трансформации |
2. Готовность топливно-энергетического комплекса Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта | сквозной | процентов | Минэкономразвития России | индикатор отражает готовность топливно-энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта |
3. Отношение инвестиций в цифровую трансформацию организаций топливно-энергетического комплекса к выручке организаций топливно-энергетического комплекса | отраслевой | процентов | отчеты организаций топливно-энергетического комплекса | индикатор отражает интенсивность инвестиций организаций топливно-энергетического комплекса в цифровой трансформации |
4. Уровень использования промышленных роботов в организациях топливно-энергетического комплекса | отраслевой | процентов | отчеты организаций топливно-энергетического комплекса | индикатор отражает степень и масштаб роботизации производственных процессов в топливно-энергетическом комплексе |
5. Доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации отрасли, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов | отраслевой | процентов | отчеты организаций топливно-энергетического комплекса | индикатор отражает темпы импортозамещения электронной продукции в топливно-энергетическом комплексе. Плановые значения индикатора: в 2024 году - 40,8 процента, в 2025 году - 42 процента, в 2026 году - 42,3 процента, в 2027 году - 42,6 процента, в 2028 году - 42,7 процента, в 2029 году - 42,8 процента, в 2030 году - 42,8 процента |
Бенефициар | Группа | Краткая характеристика | Проблематика | Как проблематика влияет на бенефициара |
1. Организации топливно-энергетического комплекса | бизнес | организации, указанные в статье 5 Федерального закона "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" | нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала | пересмотр решений по реализации отдельных инвестиционных проектов; снижение качества продукции, производительности труда, прибыли, показателей рентабельности и эффективности основных фондов, повышение себестоимости сырья и продукции; негативное влияние на технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического комплекса; снижение возможностей организаций топливно-энергетического комплекса для внедрения современных и эффективных производственных методов; высокие издержки при внедрении отечественных аналогов в области информационно-коммуникационных технологий в случаях уникальности производственных процессов и архитектуры информационных систем; прекращение технической поддержки и обновлений иностранного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов приводит к критическому снижению уровня информационной безопасности; учащение случаев использования организациями нелицензионного программного обеспечения; остановка производства по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов; возникновение необходимости переориентации импорта в области информационно-коммуникационных технологий |
низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно-энергетического комплекса стандартов в области информационно-коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей | возникновение барьеров для автоматизации процессов обмена информацией; возникновение дополнительных трудозатрат на ручной ввод и адаптацию данных, что увеличивает время выполнения операций и повышает вероятность ошибок; возникновение рисков нарушения целостности информации при передаче между системами, а также ее потери и искажения; сложность и неэффективность аналитических процессов из-за необходимости обработки и интеграции несогласованных данных из разных источников; несовместимость систем, что может усложнять интеграцию новых решений в области информационно-коммуникационных технологий; возникновение затруднений при совместной работе организаций топливно-энергетического комплекса и реализации совместных проектов; необходимость разработки и поддержки специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации, что также приводит к усложнению процессов разработки, интеграции и обновления программного обеспечения; отсутствие единых стандартов архитектуры информационных систем организаций топливно-энергетического комплекса, что приводит к несовместимости разрабатываемого программного обеспечения и невозможности его тиражирования | |||
увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки | возникновение незапланированных остановок на производстве и аварийных событий; необходимость импортозамещения информационно-коммуникационных технологий, повышения затрат на информационную безопасность и на восстановление объектов информационной инфраструктуры; повышение рисков несанкционированного доступа к конфиденциальной информации; повышение рисков нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей; необходимость реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью | |||
выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложность выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек | необходимость увеличения затрат на разведку новых месторождений; снижение доходов и негативное влияние на финансовую устойчивость организаций топливно-энергетического комплекса; сокращение объемов экспорта нефти и газа; повышение себестоимости добычи нефти и газа; ослабление конкурентоспособности российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке | |||
недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-энергетического комплекса | ограничение инновационных возможностей и прогресса в топливно-энергетическом комплексе; замедление процессов цифровой трансформации; замедление процессов в рамках внутренних разработок программного обеспечения, обслуживания и обновления технической инфраструктуры | |||
отсутствие системного подхода к тиражированию (распространению) в организациях отрасли показавших эффективность отечественных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, и отсутствие механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта | отставание в темпах роста производительности труда, рентабельности производства и других показателей эффективности; недостаточное использование возможностей новых методов и средств автоматизации с применением искусственного интеллекта; возникновение риска технологического отставания российских организаций топливно-энергетического комплекса | |||
2. Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для топливно-энергетического комплекса | бизнес | организации сектора информационно-коммуникационных технологий, а также производители радиоэлектронного и телекоммуникационного оборудования, применяемого в топливно-энергетическом комплексе | нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала | сложность производства (разработки) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий; осуществление незапланированных остановок на производстве (затягивается производственный цикл), что также влияет на ритмичность производства в смежных отраслях; возникновение дополнительных сложностей использования иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получения и продления лицензий на них |
несоответствие разработок в области информационно-коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно-коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях | отсутствие спроса на отечественную продукцию в области информационно-коммуникационных технологий; снижение затрат организаций топливно-энергетического комплекса на внешние разработки в области информационно-коммуникационных технологий; затруднение тиражирования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий; повышение показателей использования электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также рост объема теневой экономики | |||
недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-энергетического комплекса | снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции; возникновение дополнительных затрат для найма иностранных специалистов | |||
3. Федеральные органы исполнительной власти | государство | органы государственной власти | низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно-энергетического комплекса стандартов в области информационно-коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей | негативное влияние на обеспечение информационного и аналитического сопровождения работ федеральных органов исполнительной власти по повышению эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, в том числе в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование |
увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки | повышение рисков сбоев работы государственных систем мониторинга и управления, что может вызвать также каскадные эффекты и распространение проблем на другие секторы экономики и инфраструктуру; прерывание энергоснабжения, транспортировки энергоносителей и других критически важных процессов | |||
выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек | возникновение риска дефицита федерального бюджета в связи со значительной долей доходов федерального бюджета от экспорта энергоносителей; вынужденная переориентация на альтернативные рынки сбыта нефти и газа; необходимость пересмотра федерального бюджета | |||
несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг; наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти; неоптимизированные клиентские пути и бизнес-процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-энергетических ресурсов | неоптимизированные процессы в топливно-энергетическом комплексе, связанные с предоставлением (получением) услуг и негативно влияющие на эффективность организаций топливно-энергетического комплекса, уровень жизни и условия труда работников организаций топливно-энергетического комплекса; длительные сроки обработки заявок и запросов; возникновение высоких административных издержек; низкая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса; снижение показателей национальной экономики и отсутствие развития социальной сферы; возникновение высокой операционной нагрузки на систему государственного управления; отсутствие роста уровня прозрачности и контроля предоставления услуг | |||
4. Научные организации (организации высшего образования, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и субъекты инновационной деятельности) | наука | юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность, общественное объединение научных работников | несоответствие разработок в области информационно-коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно-коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях | снижение уровня окупаемости научных исследований и разработок, а также уровня внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики; выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах, что может негативно сказаться на уровне отечественных научных разработок; возникновение сложностей доступа к международным ресурсам и экспертизе, ограничение доступа к новейшим знаниям и технологиям; возникновение сложностей в области применения и защиты объектов интеллектуальной собственности; возникновение случаев необеспеченности научных организаций электронной компонентной базой, необходимой для проведения исследований и разработок |
5. Потребители топливно-энергетических ресурсов | население, бизнес | физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование топливом, электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью) | несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг; наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти; неоптимизированные клиентские пути и бизнес-процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-энергетических ресурсов | некачественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях; медленные процессы предоставления услуг; отсутствие адресного удовлетворения потребностей в сложившихся жизненных ситуациях; отсутствие проактивных сервисов предоставления услуг |
Бенефициар | Негативный сценарий | Результат |
1. Организации топливно-энергетического комплекса | пересматриваются решения по реализации отдельных инвестиционных проектов в отдельных организациях топливно-энергетического хозяйства; снижается качество продукции, производительность труда, прибыль, показатели рентабельности и эффективности основных фондов, повышается себестоимость сырья и продукции; снижаются технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического хозяйства; присутствуют сложности для внедрения современных и эффективных производственных методов в организациях топливно-энергетического комплекса; в случаях уникальности производственных процессов и архитектуры информационных систем возникают высокие издержки при внедрении отечественных аналогов; в отдельных случаях происходит прекращение технической поддержки и обновлений иностранного программного и программно-аппаратного комплексов, не удается обеспечить бесперебойную работу сложного иностранного программного обеспечения, содержащего иностранные интегрированные компоненты, которые перестали функционировать; | решения по реализации инвестиционных проектов в области информационно-коммуникационных технологий не пересмотрены и успешно реализованы; организации топливно-энергетического комплекса сохранили и повысили качество продукции, показатели рентабельности и эффективности основных фондов, наблюдается снижение себестоимости сырья и продукции; повышены технико-экономические показатели работы организаций топливно-энергетического комплекса; осуществлены импортозамещение и переход на преимущественное использование организациями топливно-энергетического хозяйства отечественных решений в области информационно-коммуникационных технологий, в рамках инициатив стратегического направления исключены высокие издержки организаций топливно-энергетического комплекса при внедрении отечественных решений в области информационно-коммуникационных технологий; исключено использование нелицензионного программного обеспечения; обеспечена непрерывность производственных процессов по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов; |
организациями топливно-энергетического комплекса в отдельных случаях используется нелицензионное программное обеспечение; возникают случаи остановки производственных процессов по причине отсутствия аналогов иностранных компонентов; осуществлена частичная переориентация импорта, что не решило проблему зависимости российского топливно-энергетического комплекса от иностранных решений в области информационно-коммуникационных технологий; присутствуют барьеры для автоматизации процессов и обмена информацией, дополнительные трудозатраты на ручной ввод и адаптацию данных; увеличивается длительность выполнения операций в рамках процессов, связанных с информационным обменом; в отдельных случаях присутствуют нарушение целостности информации при передаче между системами, а также ее потеря и искажение; наблюдается неэффективность аналитических процессов из-за необходимости обработки и интеграции несогласованных данных из разных источников; наблюдается сложность интеграции новых решений в области информационно-коммуникационных технологий; присутствуют затруднения при совместной работе организаций топливно-энергетического комплекса и реализации совместных проектов; | исключены барьеры для автоматизации процессов и обмена информацией; обеспечено быстрое выполнение операций в рамках процессов, связанных с информационным обменом; исключены случаи нарушения целостности информации при передаче между системами, а также ее потери и искажения; обеспечен высокий уровень аналитических процессов; обеспечены оптимизация интеграции новых решений в области информационно-коммуникационных технологий; обеспечена оптимизация совместной работы организаций топливно-энергетического комплекса и реализация совместных проектов; для упрощения процесса разработки, интеграции и обновления программного обеспечения сведены к минимуму разработка и поддержка специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации топливно-энергетического комплекса; обеспечено применение единых стандартов для архитектуры информационных систем организаций топливно-энергетического комплекса; сведены к минимуму незапланированные остановки на производствах и аварийные события; обеспечена высокая эффективность затрат на информационную безопасность; | |
присутствует необходимость разработки и поддержки специализированных решений в области информационно-коммуникационных технологий для каждой организации, что также усложнило процессы разработки, интеграции и обновления программного обеспечения; отсутствуют единые стандарты архитектуры программного обеспечения организаций топливно-энергетического хозяйства, что приводит к несовместимости разрабатываемого программного обеспечения и невозможности его тиражирования; учащаются незапланированные остановки и аварийные события на производствах; в организациях топливно-энергетического комплекса наблюдается повышение затрат на информационную безопасность и на восстановление объектов информационной инфраструктуры; наблюдается недостаточная эффективность принятых мер для защиты от компьютерных атак в отношении объектов критической информационной инфраструктуры организаций топливно-энергетического хозяйства и обрабатываемой в них информации, растет количество компьютерных атак, снижается скорость реагирования на них; возникают случаи нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей; затрачиваются финансовые ресурсы на реинжиниринг (реструктуризацию) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью; | сведено к минимально возможному уровню влияние негативных факторов на объекты критической информационной инфраструктуры организаций топливно-энергетического комплекса, успешно и своевременно осуществляется реагирование на компьютерные инциденты; обеспечено активное использование методологии безопасной разработки программного обеспечения, применяемого в топливно-энергетическом хозяйстве; сведены к минимуму случаи нарушения работы энергетических систем, сбоев в поставках энергоносителей; обеспечена высокая эффективность реинжиниринга (реструктуризации) процессов и систем, связанных с информационной безопасностью; сохранена высокая финансовая устойчивость организаций топливно-энергетического комплекса; сохранены и повышены объемы экспорта нефти и газа; снижена себестоимость добычи нефти и газа; обеспечена высокая конкурентоспособность российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке; обеспечена подготовка специалистов в области информационно-коммуникационных технологий с компетенциями, соответствующими потребностям организаций топливно-энергетического комплекса, что привело к расширению инновационных возможностей и прогрессу в топливно-энергетическом комплексе; | |
наблюдается снижение доходов и финансовой устойчивости организаций топливно-энергетического хозяйства; сокращены объемы экспорта нефти и газа; повышена себестоимость добычи нефти и газа; ослаблена конкурентоспособность российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировом энергетическом рынке; наблюдается недостаток специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и ограничение инновационных возможностей и прогресса в топливно-энергетическом хозяйстве; произошло замедление процессов цифровой трансформации; недостаток специалистов привел к проблемам внутренних разработок программного обеспечения, обслуживания и обновления технической инфраструктуры | обеспечено ускорение процессов цифровой трансформации; организации топливно-энергетического комплекса обеспечены высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий, успешно осуществляются внутренние разработки программного обеспечения, обслуживание и обновление технической инфраструктуры | |
2. Отечественные производители и поставщики информационно-коммуникационных технологий для топливно-энергетического комплекса | ввиду блокировки для российских производителей (разработчиков) иностранных инструментов и сред для разработки программного обеспечения, зависимости в большой степени от иностранных промежуточных (интегрированных) компонентов, изделий, сырья затруднено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий в особенности "сквозных" цифровых технологий; увеличен производственный цикл в связи с незапланированными остановками на производстве, влияющими также на ритмичность производства в смежных отраслях; затруднено использование иностранных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение и продление лицензий на них; производители сталкиваются с отсутствием спроса на свою продукцию; сокращается доля затрат организаций топливно-энергетического хозяйства на внешние разработки в области информационно-коммуникационных технологий; затруднено тиражирование отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий; присутствует широкое использование электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также рост объема теневой экономики | обеспечено производство (разработка) отечественных информационно-коммуникационных технологий, в особенности "сквозных" цифровых технологий; обеспечена непрерывность производственных процессов; производители обеспечены отраслевым спросом; сокращены затраты на внутренние разработки организаций топливно-энергетического комплекса в области информационно-коммуникационных технологий; обеспечен высокий уровень тиражирования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий; обеспечены низкий уровень использования электронной продукции, ввезенной по параллельному импорту, а также снижение объема теневой экономики; обеспечено активное использование методологии безопасной разработки программного обеспечения, применяемого в топливно-энергетическом комплексе |
3. Научные организации (организации высшего образования, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и субъекты инновационной деятельности) | наблюдается низкий уровень окупаемости научных исследований и разработок, а также внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики; выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах негативно повлиял на уровень отечественных научных разработок; ограничивается доступ к международным ресурсам и экспертизе, а также к новейшим знаниям и технологиям; присутствуют проблемы в области применения и защиты объектов интеллектуальной собственности; в отдельных случаях наблюдается отсутствие электронной компонентной базы, необходимой для проведения исследований и разработок | наблюдается высокий уровень окупаемости научных исследований и разработок, а также высокий уровень внедрения результатов научной деятельности в реальный сектор экономики; выход из участия в совместных международных научных проектах и сообществах негативно не повлиял на уровень отечественных научных разработок; отсутствует проблема доступа к международным ресурсам и экспертизе, к новейшим знаниям и технологиям; обеспечена высокая эффективность в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности; исключены случаи отсутствия электронной компонентной базы, необходимой для проведения исследований и разработок |
4. Федеральные органы исполнительной власти | наблюдается низкая эффективность информационного и аналитического сопровождения работ в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование; присутствуют сбои работы государственных систем мониторинга и управления; учащаются случаи прерываний энергоснабжения; возникает дефицит государственного бюджета; присутствуют неоптимизированные процессы в топливно-энергетическом комплексе, связанные с предоставлением (получением) услуг, что негативно влияет на эффективность организаций топливно-энергетического комплекса, уровень жизни и условия труда работников организаций топливно-энергетического комплекса; увеличиваются сроки обработки заявок и запросов; увеличиваются административные издержки; наблюдается низкая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса; происходит снижение показателей национальной экономики и отсутствует развитие социальной сферы; увеличивается операционная нагрузка на систему государственного управления; снижается прозрачность и контроль предоставления услуг | обеспечена высокая эффективность информационного и аналитического сопровождения работ в рамках мониторинга технологических нарушений, аварийных событий, актов незаконного вмешательства, нештатных ситуаций, чрезвычайных ситуаций или иных событий на объектах топливно-энергетического комплекса, которые влияют или могут повлиять на их функционирование; обеспечена высокая эффективность работы государственных систем мониторинга и управления; сведены к минимуму случаи прерываний энергоснабжения; отсутствует дефицит государственного бюджета; обеспечена высокая эффективность процессов в топливно-энергетическом комплексе, связанных с предоставлением (получением) услуг; обеспечена быстрая обработка заявок и запросов; сокращены административные издержки; обеспечена высокая эффективность взаимодействия граждан, органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса; обеспечено повышение показателей национальной экономики и развития социальной сферы; обеспечено снижение операционной нагрузки на систему государственного управления; обеспечена высокая степень прозрачности и контроля предоставления услуг |
5. Потребители топливно-энергетических ресурсов | присутствует некачественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях; наблюдается медленный процесс предоставления услуг; отсутствует адресное удовлетворение потребностей в сложившихся жизненных ситуациях граждан; отсутствуют проактивные сервисы предоставления услуг | обеспечено качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в различных жизненных ситуациях; обеспечен быстрый процесс предоставления услуг; обеспечено адресное удовлетворение потребностей в сложившихся жизненных ситуациях граждан; внедрены проактивные сервисы предоставления услуг |
Наименование проекта | Проблематика | Целевое состояние | Результаты проекта |
1. "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно-энергетического комплекса" | низкий уровень оптимизации информационного обмена в топливно-энергетическом комплексе, разрозненность применяемых организациями топливно-энергетического комплекса стандартов в области информационно-коммуникационных технологий, а также отсутствие единых стандартов обмена и обработки данных, в том числе применения общих информационных моделей | созданы технические, организационные и нормативные условия для перехода организаций топливно-энергетического комплекса на использование общих информационных моделей, в том числе на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" | обеспечено активное использование единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" в топливно-энергетическом комплексе; спроектирована целевая архитектура домена топливно-энергетического комплекса; реализованы сервисы на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" для целей оптимизации информационного обмена в топливно-энергетическом комплексе на базе общих информационных моделей; |
несоответствие существующих сервисов предоставления услуг высоким требованиям к уровню качества таких сервисов в части скорости и простоты процесса получения услуг; наличие документооборота посредством бумажных носителей информации в рамках предоставления (получения) услуг и другого взаимодействия с органами государственной власти; неоптимизированные клиентские пути и бизнес-процессы в рамках предоставления (получения) услуг, связанные с деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, получения услуг потребителями топливно-энергетических ресурсов | осуществлен полноценный переход на взаимодействие в электронном виде органов государственной власти и организаций топливно-энергетического комплекса; разработка домена топливно-энергетического комплекса позволила оптимизировать клиентские пути и бизнес-процессы в рамках получения (предоставления) услуг, связанных с деятельностью организаций топливно-энергетического комплекса, также обеспечить повышение качества предоставления услуг и эффективное удовлетворение потребностей работников организаций топливно-энергетического комплекса в разных жизненных ситуациях | обеспечена возможность использования сервисов и платформ, направленных на оптимизацию информационного обмена, всеми организациями топливно-энергетического комплекса, в том числе для обмена информацией, обязательной к предоставлению в органы государственной власти; обеспечено применение единых стандартов обмена и использования данных организациями топливно-энергетического комплекса; повышена наблюдаемость объектов топливно-энергетического комплекса, в частности наблюдаемость электрической сети; создана инфраструктурная платформа электросетевого комплекса для решения задач на всех уровнях управления; информационный обмен в организациях топливно-энергетического комплекса осуществляется на базе общих информационных моделей, в том числе общей информационной модели электроэнергетического комплекса, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения", и посредством использования единой платформы технологического управления, позволяющей автоматизировать и унифицировать информационный обмен, а также формировать единое информационное пространство электросетевых организаций | |
2. "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе" | нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек), сокращение инвестиций и снижение уровня технологической оснащенности российских организаций топливно-энергетического комплекса под воздействием санкций, касающихся ограничения доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала | обеспечены условия для предотвращения случаев нарушения функционирования производственных систем, осуществления импортозамещения программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры с сохранением и повышением технологического уровня, а также условия для нивелирования негативных последствий санкций по ограничению доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к технологиям и международному рынку капитала | обеспечены условия для исключения использования программного обеспечения иностранного происхождения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе; в топливно-энергетическом комплексе обеспечена реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", а также иных нормативных правовых актов, касающихся импортозамещения программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры |
выработанность запасов существующих и необходимость нахождения новых газовых и нефтяных месторождений, повышение издержек добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, снижение коэффициентов добычи нефти и газа, а также сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и сложности выхода на новые энергетические рынки с учетом роста конкуренции и повышения производственных и логистических издержек | обеспечены условия для развития российского программного обеспечения, эквивалентного по техническим характеристикам иностранным аналогам, для применения в сферах разведки, добычи, переработки, транспортировки, сбыта энергоносителей | ||
увеличение количества компьютерных атак и инцидентов на объектах информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, а также повышение сложности реагирования на компьютерные атаки | достигнут высокий уровень развития отечественных решений в области информационной безопасности и защиты информации; на значимых объектах критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса исключено использование программного обеспечения иностранного происхождения | ||
несоответствие разработок в области информационно-коммуникационных технологий актуальным потребностям топливно-энергетического комплекса в части функциональных требований и технологического уровня, вызванное отсутствием консолидированной информации о потребностях организаций топливно-энергетического комплекса, недостаточным финансированием, частичной изоляцией российской науки (в области информационно-коммуникационных технологий и энергетики) и выходом из участия в совместных международных проектах, сообществах и организациях | утверждены перечни актуальных направлений (проектов) по замещению зарубежного программного обеспечения на российские аналоги; сформированы отраслевые заказы, созданы механизмы для реализации приоритетных проектов по созданию и развитию российского программного обеспечения; существующие российские программные продукты в полном объеме удовлетворяют актуальные потребности организаций топливно-энергетического комплекса | ||
недостаточная обеспеченность отрасли высококвалифицированными кадрами в области информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации, а также недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребностей организаций топливно-энергетического комплекса | в топливно-энергетическом комплексе обеспечены условия для развития у специалистов компетенций по работе с новым разрабатываемым и внедряемым отечественным программным обеспечением, а также условия для получения специалистами навыков в области информационно-коммуникационных технологий и цифровой трансформации | ||
3. "Повышение уровня готовности топливно-энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта" | отсутствие в топливно-энергетическом комплексе системного подхода к тиражированию (распространению) в организациях отрасли показавших эффективность отечественных технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, и отсутствие механизма мониторинга внедрения искусственного интеллекта в топливно-энергетическом комплексе | организована системная работа по выявлению и тиражированию отечественных решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, а также создан механизм мониторинга внедрения искусственного интеллекта в организациях топливно-энергетического комплекса | создан и функционирует механизм мониторинга внедрения искусственного интеллекта в топливно-энергетическом комплексе; на периодической основе проводятся отраслевые сессии для формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах для развития технологий искусственного интеллекта; для проведения экспериментов, тестирования и исследования данных, обеспечивающая безопасную работу с реальными или смоделированными данными |
Наименование проекта | Наименование показателя | Единица измерения показателя | Значения по годам | |||||||
2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 | |||
1. "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно-энергетического комплекса" | повышение наблюдаемости электрической сети (относительно 2022 года) | процентов | 11,1 | 14,8 | 18,5 | 22,2 | 25,9 | 29,6 | 33,3 | 37 |
2. "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе" | стоимостная доля затрат организаций топливно-энергетического комплекса на российское программное обеспечение в общем объеме затрат организаций топливно-энергетического комплекса на программное обеспечение | процентов | 70 | 83,1 | 86,7 | 86,9 | 88,2 | 88,8 | 89,1 | 90,7 |
3. "Повышение уровня готовности топливно-энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта" | количество эксплуатируемых дата-сетов в "песочнице" данных | штук | 0 | 1 | 3 | 5 | - | - | - | - |
Контрольная точка | Срок выполнения | Ответственные исполнители | Ожидаемый результат |
I. Проект "Формирование единой государственной политики развития цифровых платформ в интересах топливно-энергетического комплекса" | |||
1. Сформированы и утверждены организационные структуры (рабочие группы и подгруппы), осуществлена подготовка к проектированию архитектуры домена топливно-энергетического комплекса | III квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | определена ресурсная потребность для обеспечения проектирования архитектуры домена топливно-энергетического комплекса в соответствии с предварительным объемом функций и количеством участников домена; определены зоны ответственности для привлечения консультантов и внешних исполнителей, объемы работ и требования к квалификации исполнителей; подготовлены перечни участников домена и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов по вопросам функционирования единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", утверждаемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2338 "Об утверждении Положения о единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех", о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 и признании утратившим силу пункта 6 изменений, которые вносятся в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 555" (далее - методические документы) |
2. Анализ текущего состояния домена топливно-энергетического комплекса, а также проработка включения информационного обмена на базе общей информационной модели в перечень потребностей клиента (организации топливно-энергетического комплекса) | III квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | разработана целостная модель, описывающая стратегические аспекты деятельности, функциональное устройство домена топливно-энергетического комплекса, предоставляемые ценности, процессы, а также клиентов домена топливно-энергетического комплекса и участников цепочек поставки ценности; подготовлены материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
3. Проектирование целевой функциональной архитектуры домена топливно-энергетического комплекса, в том числе проработка включения в целевой портфель сервисов домена топливно-энергетического комплекса платформы технологического управления | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | подготовлены целевые карты приоритетных клиентских путей, целевой портфель сервисов, концептуальная модель данных и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
4. Проектирование целевой верхнеуровневой архитектуры домена топливно-энергетического комплекса | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | подготовлены целевой перечень информационных систем, архитектура данных, а также верхнеуровневая интеграционная архитектура домена топливно-энергетического комплекса в соответствии с положениями методических документов |
5. Проектирование целевого состояния нормативных рамок домена топливно-энергетического комплекса | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | подготовлены описание текущих нормативных барьеров, целевое видение нормативно-правового регулирования домена топливно-энергетического комплекса, проекты изменений в нормативные правовые акты и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
6. Разработка операционного плана автоматизации домена топливно-энергетического комплекса на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех" | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | подготовлены порядок миграции на единую цифровую платформу Российской Федерации "ГосТех" сервисов домена топливно-энергетического комплекса, "дорожная карта" развития домена топливно-энергетического комплекса, оценка требуемых ресурсов и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
7. Осуществлена защита у куратора домена топливно-энергетического комплекса описания целевой архитектуры домена топливно-энергетического комплекса, в том числе в части платформы технологического управления | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | осуществлены подготовка, согласование и утверждение итогового описания архитектуры домена топливно-энергетического комплекса и других материалов в соответствии с положениями методических документов |
8. Осуществлено проектирование сервисов домена топливно-энергетического комплекса, в том числе функционала платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения" | I квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | подготовлены техническое задание и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
9. Осуществлена реализация сервисов домена топливно-энергетического комплекса, в том числе платформы технологического управления в части ведения общей информационной модели электроэнергетической отрасли, разработанной в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения" | II квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | реализован функционал платформы технологического управления на базе единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех"; подготовлены соответствующие технические документы, в том числе акты выполненных работ, и другие материалы, характеризующие достижение контрольной точки, в соответствии с положениями методических документов |
10. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 25 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления | III квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | снижены трудозатраты и сокращены ошибки при вводе, передаче и первичном анализе данных за счет реализации концепции однократного ввода данных; направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки |
11. Проведены мероприятия по распространению в отраслях топливно-энергетического комплекса практики применения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена, и общих информационных моделей | ежегодно (начиная с IV квартала 2026 г.) | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | проведен анализ текущей ситуации. Идентифицированы необходимые к внедрению цифровые платформы, предназначенные для оптимизации информационного обмена; разработан (скорректирован) план внедрения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена; проведены информационные кампании; проведены пилотные проекты по внедрению цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена; обеспечены мониторинг и доработка плана внедрения цифровых платформ, предназначенных для оптимизации информационного обмена (при необходимости); направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса с материалами, подтверждающими выполнение контрольной точки |
12. Осуществлено внедрение общей информационной модели в электроэнергетической отрасли в 63 субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления | I квартал 2027 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | обеспечена оптимизация функционирования служб электросетевых компаний путем комплексной автоматизации бизнес-процессов; направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы технологического управления на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" за 2026 год |
13. Общая информационная модель внедрена в электроэнергетической отрасли во всех субъектах Российской Федерации (в которых осуществляет деятельность публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети") для задач информационного обмена, в том числе посредством использования платформы технологического управления | IV квартал 2030 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса | обеспечено активное использование единой цифровой платформы Российской Федерации "ГосТех", в том числе платформы технологического управления в электроэнергетической отрасли; увеличена глубина анализа информации, сформированной в разных системах, ранее не связанных между собой; направлен доклад куратору домена топливно-энергетического комплекса о результатах достижения контрольной точки и эксплуатации платформы технологического управления на единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех" за 2030 год |
II. Проект "Технологическая независимость значимых объектов критической информационной инфраструктуры в топливно-энергетическом комплексе" | |||
14. Обеспечено формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю; разработаны критерии приоритизации направлений импортозамещения (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры); разработаны критерии приоритизации проектов импортозамещения по определенным направлениям импортозамещения (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры); сформированы перечни приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей; разработано финансово-экономическое обоснование реализации приоритетных отраслевых проектов первой и второй очередей; определены источники финансирования; оценены требуемые временные и финансовые ресурсы для реализации задач по переходу на преимущественное использование отечественных программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России | сформирован перечень объектов критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса, соответствующих требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 декабря 2017 г. N 239; сформирован и согласован Минэнерго России график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов; сформирован и согласован Минэнерго России предварительный (верхнеуровневый) график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры; сформирован и согласован Минэнерго России уточненный график работ по импортозамещению программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для значимых объектов критической информационной инфраструктуры |
15. Осуществлены мероприятия по мониторингу и контролю замещения промышленного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России | обеспечено импортозамещение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, в соответствии с показателями, установленными согласно разделу 2 отраслевого плана мероприятий по обеспечению готовности заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сферах энергетики и топливно-энергетического комплекса, к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, утвержденного 16 февраля 2023 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации Э.М. Шереметцевым (далее - отраслевой план по импортозамещению) |
16. Проведена оценка объемов и номенклатуры общесистемного и прикладного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств; проведена оценка ресурсов в организациях топливно-энергетического комплекса на предмет их достаточности для обеспечения импортозамещения программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; обеспечены сбор и уточнение требований к разрабатываемому отечественному общесистемному и прикладному программному обеспечению | ежеквартально | Минэнерго России | достигнуты установленные показатели импортозамещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры (согласно отраслевому плану по импортозамещению) |
17. Осуществлены мониторинг и контроль замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; осуществлен мониторинг сведений о программном обеспечении, включенном в единый реестр российского программного обеспечения; осуществлены сбор и обработка данных об использовании иностранного программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры; осуществлен мониторинг закупок программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов; осуществлены сбор, обработка и анализ данных о прогрессе и результатах реализации приоритетных отраслевых проектов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; осуществлены сбор, анализ и актуализация требований в части индустриального программного обеспечения, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения | ежеквартально | Минэнерго России | подготовлен отчет о результатах мониторинга и контроля замещения общесистемного и прикладного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в топливно-энергетическом комплексе, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры; подготовлен отчет о результатах анализа сроков безрискового использования программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов в условиях санкций; подготовлен доклад о результатах реализации приоритетных отраслевых проектов, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры |
18. Проведены работы по актуализации перечня приоритетных отраслевых проектов второй очереди (в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры); анализ предложений разработчиков отечественного программного обеспечения по направлениям внедрения готового программного обеспечения, доработки существующего программного обеспечения в соответствии с установленными требованиями и стартапы; содействие в подготовке пакета документов для рассмотрения предложений разработчиков на заседаниях отраслевых комитетов "Нефтегазовый и угольный комплекс" и "Электроэнергетический комплекс" | ежеквартально | Минэнерго России | подготовлен доклад о результатах актуализации перечня отраслевых проектов второй очереди, в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры |
19. Проведен мониторинг внесения корреспондирующих изменений в связи с реализацией приоритетных проектов в области импортозамещения индустриального программного обеспечения, а также общесистемного и прикладного программного обеспечения в стратегии цифровой трансформации, инвестиционные программы и долгосрочные программы развития отраслевых организаций | ежегодно | Минэнерго России | проведены мероприятия по корректировке стратегий цифровой трансформации, долгосрочных программ развития, инвестиционных программ организаций топливно-энергетического комплекса; стратегические документы согласованы (утверждены) |
III. Проект "Повышение уровня готовности топливно-энергетического комплекса к внедрению технологий искусственного интеллекта" | |||
20. Разработаны положение и состав рабочей группы по развитию искусственного интеллекта в топливно-энергетическом комплексе при Минэнерго России (далее - рабочая группа Минэнерго России) | IV квартал 2023 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | утвержден состав рабочей группы Минэнерго России, включающий представителей научных организаций, организаций сектора информационных технологий и топливно-энергетического комплекса; утверждено положение, регламентирующее деятельность рабочей группы Минэнерго России |
21. Разработаны и утверждены технические требования к "песочнице" данных | I квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | рабочей группой Минэнерго России с учетом позиции отраслевых организаций разработаны технические требования к "песочнице" данных и утверждены приказом Минэнерго России; обеспечены условия для надежной и стабильной эксплуатации среды для тестирования, регламентированы процессы тестирования и технической поддержки "песочницы" данных |
22. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах; проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом сформированных потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса | II квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | обеспечены условия для российских разработчиков решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, создавать продукты, более точно отвечающие потребностям отраслей топливно-энергетического комплекса; осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, преимущественно российского происхождения для дальнейшего распространения (тиражирования) в отраслях топливно-энергетического комплекса |
23. "Песочница" данных введена в эксплуатацию в тестовом режиме | II квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | проведены комплексное тестирование всех компонентов и модулей системы, оценка производительности и устойчивости, анализ потенциальных уязвимостей; устранены выявленные программные ошибки |
24. "Песочница" данных введена в эксплуатацию в рабочем режиме; проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса; в случае необходимости сформированы дата-сеты | III квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | "песочница" данных готова к работе с реальными данными; осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно-энергетическом комплексе |
25. Проведены отраслевые сессии с целью формирования потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса в решениях, разработанных на основе искусственного интеллекта, и дата-сетах; проведены мероприятия по отбору решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, с учетом потребностей отраслей топливно-энергетического комплекса | IV квартал 2024 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | для разработчиков решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, обеспечены условия для создания программных продуктов, более точно отвечающих потребностям организаций топливно-энергетического комплекса; осуществлен отбор решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, для дальнейшего распространения (тиражирования) в топливно-энергетическом комплексе |
26. Проведена отраслевая сессия для оценки работы "песочницы" данных; определен порядок дальнейшего функционирования рабочей группы Минэнерго России, а также реализации мероприятий по эксплуатации "песочницы" данных; создан механизм мониторинга внедрения решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, в топливно-энергетическом комплексе | I квартал 2025 г. | Минэнерго России; организации топливно-энергетического комплекса; организации отрасли информационных технологий | разработан приказ Минэнерго России, утверждающий формы представления организациями топливно-энергетического комплекса в Минэнерго России информации о внедрении решений, разработанных на основе искусственного интеллекта; подведены итоги реализации проекта, проведен анализ необходимости продления проекта в рамках стратегического направления, направлен доклад в Правительство Российской Федерации |