ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. N 2572-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (далее - Программа) - Минвостокразвития России;
государственными заказчиками Программы - Минвостокразвития России, Минкультуры России, Минспорт России, Минздрав России, Минобрнауки России, МЧС России, Минэнерго России, Минстрой России, Минкомсвязь России, Минпромторг России, Росавиацию, Росморречфлот, Росавтодор и Росрыболовство.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 29,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минвостокразвития России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2014 г. N 2572-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ)
НА 2016 - 2025 ГОДЫ"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации
Курильские острова простираются от южной оконечности полуострова Камчатка в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и являются естественной границей между Охотским морем и Тихим океаном. Большая Курильская гряда, протянувшаяся на 1200 км, включает в себя около 30 островов. Наиболее крупные из них - Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп и Кунашир. Юго-восточнее острова Кунашир расположена Малая Курильская гряда (отделенная Южно-Курильским проливом от острова) протяженностью около 100 км, включающая остров Шикотан и группу малых островов. Общая площадь Курильских островов составляет 10,5 тыс. кв. км. Курильские острова имеют вулканическое происхождение.
Административно-территориальное деление Курильских островов включает в себя муниципальные образования "Северо-Курильский городской округ", "Курильский городской округ" и "Южно-Курильский городской округ".
Площадь исключительной экономической зоны, на которую распространяются суверенные права Российской Федерации в области эксплуатации водных биологических и иных природных ресурсов, составляет примерно 160000 квадратных морских миль. Ежегодный объем допустимого улова в акваториях, прилегающих к территории Курильских островов, превышает 900 тыс. тонн.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Курильских островов соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации, изложенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2009 г. N 2094-р (далее - Стратегия), государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее - Государственная программа).
Настоящая Концепция федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" разработана исходя из основных положений указанных документов стратегического планирования развития Российской Федерации.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2014 г. население Курильских островов составляет 19,6 тыс. человек (из них 57,2 процента - городские жители). Из них экономически активное население составляет 8,2 тыс. человек.
Центрами сосредоточения постоянного населения и экономической деятельности являются острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Парамушир. При этом острова Малой Курильской гряды и остров Кунашир по транспортным и экономическим связям ориентированы на Сахалинскую область, Приморский и Хабаровский края, Японию, Корею и Китай, а остров Итуруп с вводом в эксплуатацию аэропорта будет иметь весь возможный спектр связей с сопредельными регионами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Остров Парамушир хозяйственно и логистически связан с Камчатским краем.
На территории Курильских островов реализованы проекты по использованию нетрадиционных энергетических ресурсов (малые гидроэлектростанции на острове Парамушир, геотермальная электростанция "Менделеевская" на острове Кунашир и геотермальная электростанция "Океанская" на острове Итуруп).
На Курильских островах отмечены месторождения и проявления черных, цветных, благородных (включая разрабатываемые в настоящий момент на острове Уруп месторождения золота) и редких металлов (включая единственное в мире месторождение рения и связанных с ним элементов), самородной серы, поделочных камней, парогидротерм, многочисленные источники термальных и минеральных вод.
Наличие в регионе уникальных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма.
Также перспективными для разработки совместных проектов с партнерами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона являются прогнозные месторождения нефти, газа и газогидратов.
Возможные ресурсы углеводородов Срединно-Курильского потенциально нефтегазоносного бассейна оцениваются в 0,7 млрд. тонн условного топлива. В южной части Курильского бассейна выявлен ряд ловушек, две из которых наиболее перспективны. Ресурсы каждой могут составить более 1 млрд. тонн условного топлива. На островах Курильской гряды отмечается присутствие тяжелых углеводородов в термальных водах.
Курильские острова обладают высочайшей глобальной ценностью по причине наличия основных ресурсов, на потреблении которых строятся мировые экономические связи в XXI веке (энергоресурсы, запасы животного (морского) пищевого белка, минеральные ресурсы (редкие и тяжелые металлы). Особое значение имеют также Курильские проливы.
Таким образом, Курильские острова обладают важнейшими конкурентными преимуществами геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, востребованных для продвижения экономических интересов Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Тихом океане.
Основными приоритетами настоящей Концепции являются:
формирование условий для развития реального сектора экономики, в том числе через внедрение технологических и управленческих инновационных решений, содействие привлечению прямых инвестиций, обеспечение роста деловой активности, развитие малого и среднего бизнеса;
улучшение транспортных и информационных коммуникаций, преодоление территориальной разобщенности (в первую очередь обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения с островом Сахалин и материком);
развитие социальной инфраструктуры для повышения уровня предоставления услуг учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта, доведение их до региональных стандартов качества;
модернизация коммунальной и энергетической инфраструктуры как важнейшего фактора, определяющего качество жизни, включая системы обеспечения жизнедеятельности и объекты нетрадиционной энергетики, опережающие развитие коммунальных сетей для жилищного строительства и развития производственных предприятий Курильских островов;
повышение привлекательности условий труда и отдыха посредством предоставления целевых видов поддержки гражданам и предпринимателям для стимулирования роста постоянного населения Курильских островов.
В рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" (далее - Программа) будет реализован комплекс мероприятий по сохранению уникального природного потенциала Курильских островов с учетом наличия на территории островов особо охраняемых природных территорий федерального уровня и планов по развитию сети особо охраняемых природных территорий, реализуемых Правительством Сахалинской области.
Комплекс мероприятий Программы обеспечит в долгосрочной перспективе реализацию естественных конкурентных преимуществ Курильских островов, повышение качества человеческого капитала, благоприятные условия для экономического роста, в том числе на инновационном направлении, развития энергетики, минерально-сырьевой базы, туризма, сохранения и использования уникального природного потенциала. Таким образом, будут созданы условия, необходимые для повышения вклада Курильских островов в решение стратегической задачи Российской Федерации - опережающего развития на Дальнем Востоке.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Комплексный характер проблем, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического развития Курильских островов, и особое геостратегическое значение этой территории для Российской Федерации обусловливают невозможность решения проблем развития с использованием исключительно рыночных механизмов регулирования.
Координация действий и концентрация ресурсов при решении задач развития Курильских островов могут быть обеспечены только при использовании программно-целевого метода с привлечением ресурсов федерального бюджета, бюджета Сахалинской области и внебюджетных источников.
Как показывает опыт, наибольший эффект в реализации приоритетных направлений экономического и социального развития территории Курильских островов достигается при наличии системных мер государственной поддержки. При этом достижение значимых практических результатов для обеспечения развития Курильских островов связано не только с общегосударственными мерами в отношении Дальневосточного федерального округа (такими, как предоставление на долгосрочной основе в пользование рыбохозяйственных участков, субсидирование поездок жителей в центральные регионы страны, выделение целевых субсидий для граждан, приезжающих на постоянное место жительства и др.), но также предполагается за счет реализации мероприятий федеральных целевых программ (сооружение морских портов, строительство аэропортов, объектов энергетики, здравоохранения и образования).
Выгодное географическое положение, богатые морские биологические ресурсы прилегающих акваторий и уникальные природные условия Курильских островов являются естественными конкурентными преимуществами, объектами долгосрочных экономических интересов российского и иностранного бизнеса, источниками развития и благополучия населения. В то же время значительная удаленность и труднодоступность островов от центров экономической активности и государственного регулирования регионального уровня требует для реализации конкурентных преимуществ специальных мер государственной поддержки и современных инструментов развития. С этой целью на территории Курильских островов реализовывались:
Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994 - 1995 годы и до 2000 года (далее - Программа на 1994 - 2005 годы), одобренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 1993 г. N 1297 "О Федеральной программе социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994 - 1995 годы и до 2000 года";
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" (далее - Программа на 2007 - 2015 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 августа 2006 г. N 478 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы".
Необходимость решения проблем развития Курильских островов на основе программно-целевого метода определяют следующие факторы:
межотраслевой характер и серьезный масштаб проблем, связанных с обеспечением развития Курильских островов;
существенный объем ресурсов, привлечение которых необходимо для решения соответствующих проблем и задач;
потребность в координации усилий и ресурсов государства и бизнеса для обеспечения завершения формирования инфраструктурного каркаса территории и повышения эффективности экономики;
востребованность проведения независимого мониторинга и контроля за эффективностью предпринимаемых мер и использованием ресурсов в связи с высоким общегосударственным и общественным значением задач устойчивого развития Курильских островов.
Объем ресурсов Сахалинской области для решения проблем Курильских островов без государственной поддержки федерального уровня и продвижения элементов новой модели опережающего развития представляется недостаточным.
Основными программно-целевыми инструментами регионального уровня являются реализуемые в настоящее время государственные программы Сахалинской области. В числе этих программ реализуется и государственная программа Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 12 июля 2014 г. N 352 "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", предусматривающая софинансирование мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы.
К иным источникам ресурсного обеспечения мероприятий на территории Курильских островов без использования программно-целевых методов могут быть принципиально отнесены только средства резервного фонда Правительства Сахалинской области и нецелевые межбюджетные трансферты.
Средства резервного фонда Сахалинской области в соответствии с порядком их использования могут быть выделены на финансирование непредвиденных расходов чрезвычайного либо разового, несистемного характера, а нецелевые межбюджетные трансферты (после обобщения в рамках муниципального бюджета) направляются на финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий муниципального уровня.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной политики в сфере поддержки сбалансированного регионального развития:
обеспечение достижения стратегических приоритетов ускоренного развития Дальнего Востока, формирование необходимых элементов инфраструктуры на территориях особого геостратегического значения для расширения спектра внешних связей;
совершенствование комплексного механизма использования потенциала территорий и акваторий Курильских островов, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области устойчивого развития;
поддержка и продвижение новой модели развития Курильских островов на базе институтов, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, включая инновационно ориентированные компоненты в рыбохозяйственном и горнопромышленном комплексах, в сфере нетрадиционной энергетики и развития сельского хозяйства в области производства органической продукции, а также туризма;
координация усилий государства, бизнеса и общества, обеспечение стратегического единства в управлении проектами развития инфраструктуры и социальной сферы;
аккумулирование средств различных источников и координация их использования через механизмы бюджетного планирования и контроля расходов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
обеспечение прозрачности финансовой и исполнительской дисциплины, рационального использования финансовых, природных и иных ресурсов развития;
сокращение доли "теневого сектора" в рыбохозяйственном комплексе Курильских островов в рамках новой модели развития.
Решение вопросов транспортной интеграции и диверсификация экономики на основе повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала, реализации проектов и инфраструктуры внедрения инноваций, а также развития туризма позволят создать многоотраслевой территориально структурированный комплекс, обеспечивающий условия для устойчивого роста экономики Курильских островов, кардинального улучшения качества жизни населения. В ближайшей и среднесрочной перспективе это позволит развивать экономические и культурные связи с Камчатским, Приморским и Хабаровским краями, а также с японской префектурой Хоккайдо.
Однако, несмотря на существенное увеличение ключевых экономических показателей на Курильских островах, вклад экономики островов в валовый региональный продукт области не превысит 1,5 процента. Это обусловлено преобладающей ролью нефтегазового комплекса в формировании этого макропоказателя, который является системообразующим и обеспечивает более 80 процентов его объема.
В складывающихся геостратегических условиях необходимость формирования новой модели развития Курильских островов с использованием современных достижений в сфере технологий и организации производства является безусловным приоритетом. Инновации в сфере организации и стимулирования хозяйственной деятельности должны быть обеспечены эффективными механизмами государственного управления, должное качество которых обеспечивает программно-целевой подход.
III. Предварительный анализ итогов реализации
федеральных целевых программ, направленных на развитие
Курильских островов
Программа на 1994 - 2005 годы была утверждена в целях обеспечения устойчивого развития территориальной экономики, жизнедеятельности населения и защиты стратегических интересов страны.
В состав Программы на 1994 - 2005 годы входило 9 подпрограмм, охватывавших такие отраслевые направления островной экономики, как производственная и социальная инфраструктура, региональная строительная база, рыбохозяйственный и биофармацевтический комплексы, агропромышленное производство, оздоровительный и лечебный туризм, охрана природы и экологическая безопасность, развитие внешнеэкономических связей и международного делового сотрудничества (153 программных объекта и мероприятия).
В 2002 - 2005 годах приоритетными направлениями Программы на 1994 - 2005 годы были определены развитие энергетического и транспортного комплексов, строительство дорог.
Общий объем финансирования Программы на 1994 - 2005 годы составил более 3400000 тыс. рублей, что позволило обеспечить реализацию 40 объектов и мероприятий.
Реализация Программы на 1994 - 2005 годы обеспечила:
прирост объемов производства и поставок товарной пищевой рыбной продукции почти в 4 раза по отношению к уровню 1995 года;
увеличение числа рабочих мест более чем на 2500 единиц.
Одним из основных итогов выполнения программных мероприятий явилась положительная тенденция к увеличению производства электрической и тепловой энергии на энергетических объектах Курильского архипелага.
Выработка электроэнергии к 2001 году выросла на 4,99 млн. кВт·ч, а с 2002 по 2005 год ежегодный прирост увеличивался от 7,1 млн. кВт·ч до 14 млн. кВт·ч. Геотермальная электростанция "Менделеевская" в 2000 - 2005 годах обеспечила рост экономии топлива с 6300 тыс. рублей до 45000 тыс. рублей в год. Стоимость одного кВт·ч электроэнергии, отпускаемой этой электростанцией, составляла в 2006 году 1 рубль 45 копеек, что в 4 раза ниже по сравнению с дизельными электростанциями.
В рыбохозяйственном комплексе выросла доля экспортных поставок рыбы и морепродуктов. В 2005 году она составила 48990 тыс. долларов США, увеличившись по отношению к 2001 году на 17650 тыс. долларов США.
Реализация Программы на 1994 - 2005 годы позволила лишь частично решить проблемы региона в связи с тем, что финансирование мероприятий едва превышало 18 процентов запланированных объемов. В целом социально-экономическое положение Курильских островов при наметившихся положительных тенденциях в экономике оставалось на конец 2005 года нестабильным. Отсутствовало надежное транспортное сообщение с Курильскими островами, портовые сооружения находились в ветхом и аварийном состоянии, обслуживание судов осуществлялось в рейдовых условиях и с нарушением
Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Из-за климатических условий авиационное сообщение было крайне нестабильным и осуществлялось несертифицированными предприятиями. За 11 лет реализации Программы на 1994 - 2005 годы не удалось завершить создание устойчивой энергетической инфраструктуры, базирующейся на совокупном использовании нетрадиционных источников энергии и дизельных электростанций.
Рост транспортных расходов и энергетической составляющей не позволял динамично развиваться базовой отрасли экономики - рыбохозяйственному комплексу, от стабильного функционирования которого зависит жизнедеятельность значительной части населения Курильских островов, а также развитие других отраслей экономики и социальной сферы.
Жилищный фонд Курильских островов находился в ветхом и аварийном состоянии, с 2003 года инвестиции в жилищное строительство не направлялись, не решены были проблемы в социальной сфере. За период реализации Программы на 1994 - 2005 годы введены в эксплуатацию школа в г. Курильске и поликлиника в г. Северо-Курильске, в незавершенном состоянии находилось строительство школы в с. Крабозаводское (остров Шикотан), больницы с поликлиникой в г. Курильске (остров Итуруп) и других объектов, при этом действующие объекты здравоохранения, образования и культуры на Курильских островах были расположены в приспособленных помещениях, аварийных или частично разрушенных в результате землетрясения зданиях.
В 2006 году финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию Курильских островов осуществлялось в рамках непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы в размере 1600000 тыс. рублей.
На государственные капитальные вложения в 2007 - 2013 годах в рамках Программы на 2007 - 2015 годы предусмотрены средства в размере 22210570 тыс. рублей, из которых по состоянию на 1 января 2014 г. уже освоено 22167500 тыс. рублей.
Из 38 мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы по направлению "капитальные вложения" в 2007 - 2013 годах завершена реализация 23 мероприятий.
В результате реализации мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Курильских островов, улучшилась ситуация с обеспеченностью территории вертолетными площадками, реконструированными портовыми пунктами, автомобильными дорогами, вырос грузо- и пассажирооборот (протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличилась на 19,25 км (с 39,15 км до 58,4 км), грузооборот морского и воздушного транспорта вырос на 4,5 процента.
В результате реализации мероприятий, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, улов рыбы составил в 2007 - 2013 годах 1036 тыс. тонн, в том числе в 2013 году - 174,9 тыс. тонн, при базовом показателе 2006 года - 109 тыс. тонн, годовой объем выпуска молоди лососевых видов рыб на нагул составил 223 млн. штук при базовом показателе Программы на 2007 - 2015 годы - 232,7 млн. штук.
Налоговые поступления от рыбохозяйственного комплекса в консолидированный бюджет Сахалинской области составили в 2013 году 349900 тыс. рублей, сократились по сравнению с плановым значением (570000 тыс. рублей) за период реализации Программы на 2007 - 2015 годы в 1,95 раза. Такое положение связано с перерегистрацией крупных налогоплательщиков Курильских муниципальных образований на острове Сахалин для ускорения прохождения таможенных процедур.
В сфере топливно-энергетического комплекса в рамках 6 мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы введены в эксплуатацию пусковые комплексы по развитию систем топливного обеспечения и энергообеспечения, теплоснабжения от геотермальных источников. В социальной сфере реализованы 9 мероприятий (строительство и реконструкция лечебных учреждений, дошкольных организаций, систем водоснабжения). В то же время 3 мероприятия (строительство рыбоводных заводов и создание сети цифрового телерадиовещания) из Программы на 2007 - 2015 годы были исключены.
Несмотря на некоторые позитивные тенденции в развитии экономики Курильских островов, базовый показатель Программы на 2007 - 2015 годы "Удельный вес муниципальных образований Курильских островов в объеме продукции промышленности Сахалинской области", составлявший на 2013 год 1,43 процента, не достигнут, и реальный показатель составил всего 1,25 процента.
В результате реализации мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы существенно улучшилась ситуация с благоустроенностью жилищного фонда системами инженерной инфраструктуры, в том числе:
удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного водопроводом, составил 99,9 процента при базовом показателе 69,6 процента;
удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного канализацией, составил 99,9 процента при базовом показателе 69,2 процента;
удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного центральным отоплением, составил 100 процентов при базовом показателе 48,1 процента.
Также в результате реализации мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы, направленных на развитие социальной сферы Курильских островов, улучшилась ситуация с обеспеченностью населения дошкольными организациями и организациями здравоохранения.
Разработка и реализация Программы на 1994 - 2005 годы и Программы на 2007 - 2015 годы была обусловлена необходимостью решения таких проблем Курильских островов, как низкий уровень развития инфраструктуры, недостаточная обеспеченность населения основными услугами социальной и бытовой сферы и низкая плотность населения.
В результате сочетания этих факторов в экономике и социальной сфере на протяжении десятилетий складывалась система отношений, направленная на экстенсивное освоение наиболее ценных ресурсов без особого внимания к сохранению экологического баланса территорий и обеспечению населения минимумом социальных благ и характеризующаяся повышенными издержками на все виды экономической деятельности.
Преодоление указанных негативных тенденций является основной целью формирования государственной политики территориального развития Курильских островов и ее базового инструмента - соответствующей программы.
Принципиальная новизна подходов к формированию структуры мероприятий Программы состоит в применении новой модели экономического роста на базе использования конкурентных преимуществ Курильских островов и механизмов стимулирования опережающего развития.
Таким образом, будет осуществлен переход от компенсационной модели к модели развития. При этом предполагается реализация мероприятий по нескольким основным направлениям.
В рамках комплексного решения проблемы обеспечения транспортной доступности территории Курильских островов предполагается строительство инфраструктурных объектов и приобретение новых воздушных и морских судов в целях обеспечения бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами.
В целях осуществления модели опережающего развития планируется создание комплексного института развития, на базе которого будут реализованы исследования и опытная проработка технологических решений в рамках аква- и марикультуры, а также выполнены исследования по другим направлениям диверсификации экономики Курильских островов и развития межрегиональных социокультурных и научных связей.
Комплексная модернизация социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, отвечающих самым современным требованиям к оказанию соответствующих услуг.
Принципиально новым для Курильских островов является кратное увеличение темпов строительства и ввода жилья, предполагающее опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Эти мероприятия наряду с дальнейшим переводом энергоснабжения Курильских островов на геотермальную, ветровую и гидроэнергетику и увеличением его надежности позволят существенно улучшить качество жизни на Курильских островах.
IV. Характеристика и прогноз развития
ситуации на Курильских островах без использования
программно-целевого метода
На развитие Курильских островов оказывают влияние следующие объективные факторы:
пространственная удаленность от центров развития Дальневосточного федерального округа и территориальная разобщенность;
ограниченные навигационные периоды и связанные с этим повышенные издержки на доставку основных грузов;
исторически сложившаяся сезонная маятниковая миграция населения и привлекаемых трудовых ресурсов на периоды массового лова и обработки морепродуктов;
значительная доля завоза нефтепродуктов в энергообеспечении Курильских островов;
недостаточный уровень инфраструктурного обеспечения приемо-погрузочных операций и интенсивности грузового и пассажирского мореходного сообщения;
незначительная налоговая база и дотационность органов местного самоуправления;
низкий уровень обеспеченности населения социальной инфраструктурой (объектами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания).
Реализуемый общегосударственный комплекс мер по поддержке населения в обустройстве на новом месте жительства, субсидированию транспортных расходов на авиаперелеты, упрощению доступа к водным биологическим ресурсам на промысловых участках, в том числе через систему долгосрочных квот на вылов рыбы, при общей положительной динамике целевых показателей развития Дальневосточного федерального округа не оказал существенного влияния на ситуацию на Курильских островах.
Действующие расходные обязательства Российской Федерации в рамках Программы на 2007 - 2015 годы составляют 3212430 тыс. рублей в 2014 году и 560750 тыс. рублей в 2015 году.
Расходные обязательства Сахалинской области составляют 968630 тыс. рублей в 2014 году и 327270 тыс. рублей в 2015 году.
Утвержденные расходные обязательства Сахалинской области (без учета мероприятий Программы на 2007 - 2015 годы) в рамках реализации функций по развитию и поддержанию экономики, инфраструктуры и социальной сферы Курильских островов на период 2014 - 2017 годы оцениваются в 7537000 тыс. рублей.
Прогнозные объемы бюджетных проектировок на 2017 год в рамках текущего финансирования составляют 2187000 тыс. рублей.
Отсутствие программно-целевых механизмов будет иметь следующие негативные последствия:
развитие будет осуществляться в рамках отраслевого и территориального подходов, что в конечном счете приведет к распылению государственных средств, увеличению потребности в финансовых ресурсах и снижению эффективности связанных между собой мероприятий;
произойдет сосредоточение хозяйственной деятельности на экстенсивной эксплуатации водных биологических ресурсов, что приведет к истощению ресурсной базы и сокращению производства продукции, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, падению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и росту дотационности территорий;
фактически будут ликвидированы стимулы для привлечения негосударственных инвестиций;
предоставление поддержки в строительстве объектов образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта будет осуществляться в рамках отдельных решений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в сфере развития энергетики проекты по обеспечению энергонезависимости Курильских островов не будут иметь экономических оснований для включения в состав приоритетных для энергетических компаний;
в условиях сейсмической и вулканической активности муниципальные образования не будут иметь достаточно ресурсов для развития и поддержания в нормативном состоянии инженерных сетей и сетей энергоснабжения с учетом их низкой устойчивости к ветровым и инженерно-геологическим нагрузкам;
не будут созданы предпосылки для реализации новой модели развития Курильских островов на базе внедрения прикладных инновационных продуктов в рыбохозяйственном комплексе и создания условий опережающего экономического развития Курильских островов.
Анализ факторов риска и условий осуществления проектов инфраструктурного и социального развития Курильских островов показывает, что программно-целевой метод не имеет альтернативы.
Реализация задач социально-экономического развития Курильских островов без использования программно-целевого метода может привести к следующим последствиям:
нарушение должной координации действий органов государственной власти Сахалинской области и местного самоуправления, направленных на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития Курильских островов;
разрушение единства государственной политики, неэффективное использование бюджетных средств;
возможная утрата обществом ориентации на развитие Курильских островов как неотъемлемой части Российской Федерации;
рост коррупционных и иных рисков.
V. Возможные варианты реализации Программы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах ее реализации
Для решения проблемы эффективного долгосрочного устойчивого развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы Курильских островов предлагается 2 варианта.
Первый вариант (оптимистичный) обеспечивает условия для ускорения экономического роста с использованием новой модели развития дальневосточных территорий, сбалансированного инфраструктурного потенциала с учетом преемственности мер государственного регулирования, что в конечном счете позволит достичь показателей экономического роста и социального развития, определенных Государственной программой.
Одним из таких подходов является формирование конкурентоспособных точек роста, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие при условии создания необходимой инфраструктуры, практического применения инновационных разработок в традиционных отраслях экономики Курильских островов, вовлечения в хозяйственный оборот ранее не используемых ресурсов, расширения продуктовой линейки и увеличения добавленной стоимости и глубины переработки сырья. Это обеспечит диверсификацию производства, рост потребности в использовании высококвалифицированных трудовых ресурсов, расширение предложения в различных сегментах внутреннего рынка и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этот вариант реализации Программы предполагает осуществление мероприятий по комплексной модернизации энергетической и производственной инфраструктуры, создание площадок проведения прикладных исследований и внедрения инновационных разработок и реализацию мер поддержки малого и среднего бизнеса. Также на условиях государственно-частного партнерства будут реализованы проекты по диверсификации экономики Курильских островов.
В области развития социальной сферы и человеческого капитала будут реализованы меры по опережающему развитию базовой опорной сети организаций, ориентированных на предоставление социальных услуг, с учетом перспективных потребностей экономики Курильских островов в трудовых ресурсах. Также будут реализованы меры по привлечению высококвалифицированных специалистов на производственные предприятия, в организации социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Комплекс мероприятий Программы обеспечит в долгосрочной перспективе реализацию естественных конкурентных преимуществ Курильских островов, повышение качества человеческого капитала, благоприятные условия для экономического роста на основе освоения минерально-сырьевой базы, развития энергетики и туризма.
Таким образом, будет обеспечена привлекательность Курильских островов как места для жизни и реализации долгосрочных жизненных планов населения.
Основными преимуществами этого варианта являются формирование инфраструктуры инноваций и условий для модернизации экономики, что повлечет за собой существенное повышение производительности труда и реальных доходов населения. Дополнительные преимущества будут обеспечены возможностью привлечения новых специалистов в трудодефицитные высокоспециализированные производства и организации социальной сферы, что позволит изменить качество предоставления инфраструктурных и социальных услуг населению Курильских островов.
Бюджетные инвестиции, направленные на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата прежде всего в формировании современной инженерной и транспортной инфраструктуры, рассматриваются как стимул для роста частных инвестиций и необходимое условие реализации проектов в сфере малого и среднего бизнеса. При реализации этого сценария существенно повысится привлекательность продукции предприятий Курильских островов на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Одним из основных рисков реализации оптимистичного варианта решения проблемы является риск сокращения бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктурировать расходы и оптимизировать мероприятия Программы, сдвигать сроки реализации мероприятий на более поздние вплоть до отказа от их реализации. Основным последствием структурных изменений станет недостижение целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы.
Экономические риски связаны в основном с цикличными изменениями конъюнктуры на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и со стремлением основной части хозяйствующих субъектов опираться на традиционные подходы к ведению экономической деятельности, что будет препятствовать устранению социально-экономических дисбалансов и тормозить поступательное развитие Курильских островов.
Минимизация рисков оптимистичного варианта решения проблемы будет обеспечена за счет качественного ситуационного анализа и прогноза экономической ситуации в Дальневосточном федеральном округе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оценки доступных государственных и негосударственных финансовых ресурсов и иных источников финансирования мероприятий Программы, анализа хода реализации Программы в целом, по ее приоритетным направлениям и ключевым мероприятиям.
Второй вариант (инерционный) не предполагает форсирование темпов экономического роста, ориентирован в основном на удовлетворение ожиданий населения Курильских островов по повышению качества и доступности социальных услуг и улучшения транспортного сообщения.
Ключевое значение в реализации этого варианта решения проблемы имеет завершение начатых в ходе реализации предшествующих федеральных целевых программ мероприятий и объектов капитального строительства.
Объемы и перечень наименований продукции, отгружаемой предприятиями Курильских островов, не будут иметь тенденции к увеличению. Среднеобластной уровень обеспечения населения услугами социально-культурной сферы на Курильских островах будет достигнут только к концу срока реализации Программы. Не будут сформированы условия для закрепления населения, проживающего на Курильских островах на постоянной основе, и сохранится тенденция к значительным сезонным миграциям рабочей силы.
Медленный рост налогооблагаемой базы не позволит обеспечить самодостаточность местных бюджетов. Объем налоговых и неналоговых доходов не позволит развить социальную и коммунальную инфраструктуры и избежать дефицита средств на их текущее содержание. Отсутствие развитых инженерной и транспортной инфраструктур, необходимых для рационального развития производительных сил, не позволит обеспечить в ближайшей перспективе рост частных инвестиций в экономику Курильских островов.
Все это будет иметь негативные последствия для достижения приоритетных целей долгосрочного социально-экономического развития субрегиона и продвижения экономических интересов Российской Федерации в странах Азиатско-Тихоокеанского региона с использованием потенциала Курильских островов.
Таким образом, анализ вариантов реализации Программы показал, что первый (оптимистичный) вариант является приоритетным.
VI. Ориентировочные сроки и этапы реализации Программы
С учетом горизонта планирования, установленного стратегическими документами в сфере социально-экономического развития Дальнего Востока до 2025 года, сроков и этапов реализации Государственной программы общий срок реализации Программы составляет 10 лет (2016 - 2025 годы).
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2 этапа:
I этап - 2016 - 2020 годы;
II этап - 2021 - 2025 годы.
На I этапе планируется:
реализовать мероприятия, обеспечивающие бесперебойное пассажирское и грузовое сообщение между Курильскими островами и материком;
подготовить адаптированные к условиям ведения хозяйственной деятельности на территориях Курильских островов и Сахалинской области проекты точек роста, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие;
реализовать ключевые проекты, ориентированные на опережающее развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, социально ориентированные проекты, критичные для формирования условий предоставления качественной медицинской помощи, образовательных услуг, а также пользования объектами культуры, спорта и досуга.
В состав Программы будут включены отдельные мероприятия и укрупненные инвестиционные проекты по созданию инфраструктуры на Курильских островах и институтов, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие.
В результате реализации мероприятий на II этапе Программы планируется:
сформировать все необходимые и достаточные компоненты обеспечивающей и социальной инфраструктур для полномасштабной реализации новой модели роста экономики на инновационном направлении и увеличения привлекательности для населения условий хозяйствования и жизнедеятельности;
обеспечить условия для расширенного привлечения негосударственных инвестиций в проекты развития с инновационной составляющей, интегрированные в программу действий, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие Сахалинской области и других регионов Дальнего Востока.
VII. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы
и показатели, позволяющие оценивать ход реализации
Программы по годам, на вариантной основе
Формирование системы целей, задач, целевых показателей и индикаторов Программы (оптимистичный вариант) осуществляется с учетом вектора развития российской экономики на инновационном направлении в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.
Реализация приоритетных направлений государственной политики в рамках оптимистичного варианта позволит мобилизовать конкурентные преимущества и ресурсы развития Курильских островов в рамках новой модели опережающего экономического роста.
Целью Программы является комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов.
Для достижения этой цели Программы необходимо формирование новой модели развития Курильских островов с использованием инструментов стимулирования экономического роста, развития комплекса обеспечивающей инфраструктуры и формирования комфортного жизненного пространства.
Для реализации цели Программы необходимо решение следующих задач:
развитие транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами;
создание конкурентоспособных точек роста, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства;
обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности;
формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов.
Целевые индикаторы и показатели Программы (на вариантной основе) приведены в приложении N 1.
Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы приведена в приложении N 2.
Динамика целевых индикаторов рассчитана начиная с 2013 года, который определен как базовый.
При этом учитывается:
возможность оценки части целевых индикаторов и показателей Программы на основании данных Федеральной службы государственной статистики;
соответствие целевых индикаторов и показателей Программы индикаторам и показателям по направлениям Государственной программы;
возможность регулярной оценки значений и динамики изменения значений целевых индикаторов и показателей Программы;
возможность дополнительной оценки достоверности и прогнозных значений целевых индикаторов и показателей Программы на основе сведений, получаемых в результате прикладных целевых научных исследований, предусмотренных в Программе;
обеспечение эффективной оценки и прогноза достижения результатов Программы в целом, по направлениям ее реализации и ключевым мероприятиям.
Целевые индикаторы и показатели, а также основные мероприятия Программы могут быть уточнены в ходе ее разработки и реализации.
Инерционный вариант реализации Программы имеет целью повышение качества жизни и доступности транспортных, коммунальных, социальных услуг и услуг связи.
Исходя из цели инерционного варианта реализации Программы ее задачи определяются следующим образом:
обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами;
обеспечение населения Курильского архипелага жилищно-коммунальными услугами на уровне средней обеспеченности территории Сахалинской области;
развитие инфраструктуры связи и доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
повышение качества и доступности для населения медицинской помощи и образования.
Такой вариант решения задач социально-экономического развития Курильских островов в значительной степени удовлетворит ожидания населения. Сохранение уровня развития социальной сферы позволит обеспечить комфортные условия проживания населения.
Однако уже в среднесрочной перспективе (3 - 5 лет) инерционный вариант решения проблемы неизбежно приведет к стагнации и увеличению темпов отставания Курильских островов от потребностей инновационного пути развития экономики Российской Федерации. Не будет обеспечен рост налогооблагаемой базы муниципалитетов Курильских островов, что в перспективе приведет к их отставанию по основным социально-экономическим показателям от других муниципальных образований Сахалинской области.
Исключение из состава задач Программы мер государственной поддержки развития экономики Курильских островов девальвирует саму возможность расширения присутствия продукции предприятий Курильских островов на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
VIII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений
на вариантной основе
С учетом задач Программы, предусмотренных в настоящей Концепции, рассматриваются 2 варианта финансирования Программы на период до 2025 года.
Оптимистичный вариант финансирования Программы ориентирован на повышение эффективности использования природных ресурсов в интересах развития Курильских островов, модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры и кардинальное улучшение качества жизни населения.
Прогнозируемый общий объем финансирования Программы по такому варианту в ценах соответствующих лет составит 68396494,3 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 29336141 тыс. рублей;
за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области - 30274953,3 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 8785400 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования из федерального бюджета будут осуществляться в следующих объемах:
капитальные вложения - 25582141 тыс. рублей (в том числе бюджетные инвестиции - 6050100 тыс. рублей, субсидии бюджету Сахалинской области - 19532041 тыс. рублей);
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1420500 тыс. рублей;
прочие нужды - 2333500 тыс. рублей.
Бюджетные ассигнования из федерального бюджета по объектам капитального строительства осуществляются в форме бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации и субсидий бюджету Сахалинской области на софинансирование строительства (реконструкции) объектов государственной собственности Сахалинской области (муниципальной собственности).
Сокращение объема финансирования Программы серьезным образом затруднит ее выполнение и существенно снизит эффективность реализации мероприятий, приведет к тому, что не будет обеспечено формирование инновационной инфраструктуры применительно к проектам развития и объектам с высоким инвестиционным потенциалом. При этом усилится отставание темпов экономического роста муниципальных образований Курильских островов по сравнению с другими муниципальными образованиями Сахалинской области и иных субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа. Существенно снизится привлекательность Курильских островов для инвестирования в проекты развития, что не позволит создать реальные стимулы для закрепления постоянного населения.
Невыполнение ключевых мероприятий Программы по приоритетным направлениям развития экономики и инфраструктуры Курильских островов будет означать, что цель Программы не достигнута в полном объеме.
Общий объем финансирования Программы по инерционному варианту составляет - 46738000 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 21329000 тыс. рублей;
за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области - 25064000 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 345000 тыс. рублей.
При инерционном варианте бюджетные ассигнования из федерального бюджета составят:
капитальные вложения - 20692000 тыс. рублей (в том числе бюджетные инвестиции - 3771619 тыс. рублей, субсидии бюджету Сахалинской области - 16920381 тыс. рублей);
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 487000 тыс. рублей;
прочие расходы - 150000 тыс. рублей.
Инерционный вариант предусматривает финансирование мероприятий по строительству объектов образования и здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в целях достижения среднего по Сахалинской области уровня обеспеченности населения соответствующими социальными услугами.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств (на вариантной основе) приведены в приложении N 3.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по источникам финансирования и укрупненным мероприятиям (на вариантной основе) приведены в приложении N 4.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
По предварительной оценке, основными ожидаемыми результатами реализации Программы должны стать в качественном выражении:
принципиальное улучшение транспортной доступности островов путем обеспечения регулярности осуществления грузовых и пассажирских перевозок;
создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала, развития ресурсоперерабатывающих производств с использованием современных технологий и адаптированных к условиям Курильских островов инновационных разработок;
снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики и улучшения качества жизни;
модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение и жилищный сектор.
В количественном выражении в ходе выполнения мероприятий Программы (оптимистичный вариант) планируется достижение следующих результатов:
объем отгрузки продукции рыбоперерабатывающих производств в целом по муниципальным образованиям Курильских островов к 2020 году составит 6920 млн. рублей, к 2025 году - 8120 млн. рублей;
ежегодный объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) к 2020 году увеличится в 1,45 раза;
покупательная способность населения муниципальных образований Курильских островов (в процентах к уровню прожиточного минимума), в частности:
в Курильском городском округе в 2013 году составила 465,7 процента, к 2020 году ее рост планируется до 497 процентов и к 2025 году - до 522,4 процента;
в Северо-Курильском городском округе в 2013 году составила 367,2 процента, к 2020 году ее рост планируется до 407,4 процента и к 2025 году - до 428,2 процента;
в Южно-Курильском городском округе в 2013 году составила 314,8 процента, к 2020 году ее рост планируется до 355,6 процента и к 2025 году - до 373,7 процента.
X. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются:
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство культуры Российской Федерации;
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство спорта Российской Федерации;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Министерство энергетики Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство по рыболовству.
Указанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции государственных заказчиков Программы по реализации мероприятий Программы в пределах своей компетенции.
Закрепление мероприятий Программы за каждым из государственных заказчиков Программы будет осуществлено в ходе подготовки Программы исходя из соответствующих правоустанавливающих документов.
Формирование мероприятий Программы и контроль за их реализацией осуществляет государственный заказчик - координатор Программы.
Текущее управление реализацией мероприятий Программы и мониторинг хода выполнения Программы обеспечивают государственный заказчик - координатор и государственные заказчики Программы.
Состав государственных заказчиков Программы при ее утверждении не является исчерпывающим и может изменяться и уточняться в ходе реализации Программы.
XI. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Предлагается определить:
государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;
государственными заказчиками Программы - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное дорожное агентство и Федеральное агентство по рыболовству;
разработчиками Программы - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Правительство Сахалинской области.
К разработке Программы могут привлекаться иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Сахалинской области, представители общественных объединений, научных организаций, государственных корпораций и иных организаций.
XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам
реализации Программы на вариантной основе
Для обеспечения эффективного развития экономики и социальной сферы островов Курильского архипелага предлагается 2 варианта определения направлений реализации Программы, установления сроков и этапов.
Первый вариант формирования Программы (оптимистичный) основывается на необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих условия экономического роста, рационального использования природно-ресурсного потенциала с учетом использования инновационных технологических и проектных решений при безусловном выполнении задач Государственной программы и Стратегии.
При этом проекты экономического роста, реализуемые за счет собственных средств предприятий, привлеченных кредитных и инвестиционных ресурсов, планируется обеспечивать в приоритетном порядке необходимыми объектами энергообеспечения, транспортной, коммунальной инфраструктуры и социальной сферы.
В 2016 - 2020 годах (первый этап) в рамках Программы планируется реализовать мероприятия по обеспечению бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами и материком, снятию инфраструктурных и институциональных ограничений и созданию новых стимулов развития экономики и социальной сферы, привлечению в перспективные производства на территории Курильских островов частных инвестиций, а также по строительству объектов социальной сферы.
В 2021 - 2025 годах (второй этап) планируется полномасштабная реализация новой модели развития экономики Курильских островов, создание и развитие конкурентных производств в рыбохозяйственном секторе, практическое использование инноваций для промышленного производства новой продукции и продвижения ее на рынки Российской Федерации и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также завершение процесса обеспечения необходимой транспортной, портовой и дорожной инфраструктурой Курильских островов (на пространственно-диверсифицированных территориях опережающего социально-экономического развития в приоритетном порядке на уровне, достигнутом в особых экономических зонах стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Предусматривается построить и модернизировать объекты образования и здравоохранения, отвечающие принципу комплексного предоставления услуг и требованиям обеспечения комплексной безопасности в связи с угрозами чрезвычайных ситуаций, а также обеспечить практические механизмы привлечения инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых точек экономического роста на базе комплексного использования потенциала водных биологических ресурсов и широкого применения биотехнологий.
В 2016 - 2025 годах будут последовательно осуществляться мероприятия, приоритетные для развития систем связи и массовых коммуникаций и социальной сферы.
Мероприятия Программы носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем и предусматривают как реконструкцию объектов капитального строительства с обновлением основных фондов, так и строительство новых, а также обеспечивают достижение целей и решение задач Программы. В состав мероприятий Программы включены прикладные научные исследования по приоритетным направлениям обеспечения экономического роста и комплексного использования природного потенциала на базе инновационных технологий, а также по формированию и развитию современных систем комплексной безопасности и снижения риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Направления реализации Программы по оптимистичному варианту определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом комплексного подхода к сбалансированному развитию Курильских островов, а также их особого положения в регионе Дальнего Востока и по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Реализация мероприятий Программы осуществляется по ряду направлений.
В рамках направления по обеспечению бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами предусматриваются мероприятия по преодолению территориальной разобщенности и обеспечению бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами, материком, островом Сахалин, полуостровом Камчатка, а также между островами и внутри островов. К указанной группе относятся мероприятия в сфере строительства порт-пунктов и их защитных сооружений, развития авиасообщения, развития автодорожной сети и строительства судов. Общая сумма средств федерального бюджета, направляемых на финансирование этих мероприятий, составит 13806100 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета предполагается использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 5944000 тыс. рублей.
В рамках направления по созданию условий для опережающего развития, эффективного использования природного потенциала и продвижения инноваций предусматриваются:
мероприятия по формированию условий инновационного развития экономики, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ориентированные на расширение ресурсной базы, апробацию и внедрение новых технологий добычи, воспроизводства и переработки природных ресурсов, в том числе на специализированной площадке Сахалино-Курильского центра исследований и инновационных разработок, - с финансированием за счет средств федерального бюджета в размере 1326000 тыс. рублей;
мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры сельскохозяйственного производства с использованием нетрадиционных источников энергии - без финансирования за счет средств федерального бюджета;
мероприятия по формированию условий реализации уникального туристско-рекреационного потенциала Курильских островов - без финансирования за счет средств федерального бюджета;
мероприятия по государственному стимулированию бизнеса на Курильских островах - без финансирования за счет средств федерального бюджета.
Общая сумма средств федерального бюджета, направляемых на финансирование указанных мероприятий, составит 1326000 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета предполагается использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 6534050 тыс. рублей и средств внебюджетных источников в размере 8785400 тыс. рублей.
В рамках направления по обеспечению жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышению качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности предусматриваются:
мероприятия по развитию инфраструктуры, обеспечивающей оказание услуг связи, - в размере 452000 тыс. рублей;
мероприятия по развитию топливно-энергетического комплекса - в размере 3967500 тыс. рублей;
мероприятия по развитию инфраструктуры комплексной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными явлениями, - в размере 1421000 тыс. рублей;
мероприятия по развитию систем жизнеобеспечения населения - в размере 2553000 тыс. рублей;
мероприятия по строительству жилья - без финансирования за счет средств федерального бюджета.
Общий объем средств федерального бюджета, направляемый на финансирование указанных мероприятий, составит 8393500 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета планируется использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 13743314,3 тыс. рублей.
В рамках направления, касающегося инвестиций в развитие человеческого капитала и кадрового потенциала, предусматриваются:
мероприятия по реконструкции и строительству объектов здравоохранения с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета - 1344000 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции и строительству объектов общего, дошкольного и дополнительного образования - в размере 3302541 тыс. рублей;
мероприятия по реконструкции и строительству объектов культуры и спорта - в размере 1164000 тыс. рублей.
Общий объем средств федерального бюджета, направляемых на финансирование указанных мероприятий, составит 5810541 тыс. рублей.
Наряду со средствами федерального бюджета планируется использование средств консолидированного бюджета Сахалинской области в размере 4053589 тыс. рублей.
Второй (инерционный) вариант также предусматривает реализацию мероприятий Программы в 2 этапа. Этот вариант не предполагает форсирование темпов экономического роста, ориентирован в основном на удовлетворение ожиданий населения Курильских островов по повышению качества и доступности социальных услуг и улучшения транспортного сообщения.
XIII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Государственный заказчик - координатор Программы координирует деятельность государственных заказчиков и разработчиков по формированию мероприятий Программы.
Для достижения целей и задач Программы мероприятия будут формироваться по всем направлениям ее реализации.
Перечень мероприятий формируется разработчиками Программы на основании предложений государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти Сахалинской области в соответствии с утвержденными приоритетами и целевыми индикаторами Программы.
Отбор мероприятий для включения в Программу осуществляется исходя из их соответствия направлениям, позволяющим наиболее эффективно решать задачи Программы.
После утверждения Программы и комплекса механизмов ее реализации контроль за выполнением мероприятий Программы и корректировка перечня мероприятий осуществляются государственным заказчиком - координатором Программы. Предложения о включении в Программу новых мероприятий вносятся как государственными заказчиками Программы, так и органами исполнительной власти Сахалинской области. Включение новых мероприятий в план реализации Программы осуществляется в соответствии с утвержденными механизмами корректировки федеральных целевых программ.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы.
Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный заказчик - координатор Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом. Текущее управление реализацией Программы осуществляют государственные заказчики Программы.
Государственный заказчик - координатор Программы в ходе выполнения Программы:
осуществляет контроль за деятельностью государственных заказчиков Программы;
составляет и утверждает ежегодный детализированный организационно-финансовый план реализации мероприятий Программы;
обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъекта Российской Федерации на основе соглашений о предоставлении субсидий на реализацию региональных целевых программ, аналогичных Программе, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
осуществляет нормативное, правовое и методическое обеспечение реализации мероприятий Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;
организует текущее управление и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов и показателей;
подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
подготавливает на основании предложений государственных заказчиков Программы и с учетом хода реализации Программы в текущем году сводные предложения о предварительной оценке потребности в средствах федерального бюджета на реализацию Программы на очередной год и плановый период;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм ее реализации и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о ее корректировке, продлении срока ее реализации или прекращении ее выполнения.
После завершения Программы государственный заказчик - координатор Программы подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о ее выполнении и об эффективности использования средств за весь период ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы и отдельных проектов по каждому ее направлению осуществляется государственными заказчиками Программы и государственным заказчиком - координатором Программы.
Оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления индикаторов, утвержденных Программой, и фактически достигнутых результатов.
Государственные заказчики Программы:
разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
готовят доклады о ходе реализации Программы и представляют их государственному заказчику - координатору Программы, а также представляют статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
формируют в пределах компетенции перечень мероприятий Программы на основании предложений органов исполнительной власти Сахалинской области в соответствии с утвержденными приоритетами и целевыми индикаторами Программы;
обеспечивают подготовку, согласование с государственным заказчиком - координатором Программы и представление в установленном порядке предложений об объеме бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в пределах своей компетенции;
проводят анализ и оценку результатов выполнения работ по реализации мероприятий Программы, за исполнение которых они являются ответственными, подготовку и своевременное представление отчетных материалов государственному заказчику - координатору Программы;
при необходимости организуют размещение информации (в том числе в электронном виде) о ходе и результатах реализации Программы, пообъектном распределении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы на очередной финансовый год и плановый период, а также о финансировании мероприятий Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения мероприятий Программы разрабатывают дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, предусмотренных целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и в случае необходимости разрабатывают предложения об их корректировке.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом квартальной и годовой отчетности по итогам реализации Программы.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой
программы "Социально-экономическое
развитие Курильских островов
(Сахалинская область)
на 2016 - 2025 годы"
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ)
НА 2016 - 2025 ГОДЫ" (НА ВАРИАНТНОЙ ОСНОВЕ)
Задачи, направления, индикаторы | Единица измерения | Базовый период | Период реализации Программы |
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год |
I. Оптимистичный вариант |
1. | Численность постоянного населения <*> | человек | 19434 | 19542 | 19658 | 19924 | 20135 | 20698 | 21043 | 21624 | 22106 | 22784 | 23342 | 23759 | 24390 |
2. | Объем инвестиций в основной капитал <**> | млн. рублей | 3020 | 3150 | 3320 | 3450 | 3663,9 | 3891,1 | 4132,3 | 4388,5 | 4660,6 | 4949,6 | 5256,4 | 5582,3 | 5928,4 |
3. | Объем инвестиций в основной капитал на душу населения <**> | тыс. рублей | 155,4 | 161,2 | 168,9 | 173,2 | 182 | 188 | 196,4 | 202,9 | 210,8 | 217,2 | 225,2 | 235 | 243,1 |
4. | Покупательная способность жителей Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума <**> | процентов | 465,7 | 469,3 | 473 | 477,6 | 482,4 | 487,2 | 492,1 | 497 | 502 | 507 | 512,1 | 517,2 | 522,4 |
5. | Покупательная способность жителей Северо-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума <**> | процентов | 367,2 | 379,5 | 385,9 | 391,5 | 395,4 | 399,4 | 403,4 | 407,4 | 411,5 | 415,6 | 419,8 | 424 | 428,2 |
6. | Покупательная способность жителей Южно-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума <**> | -"- | 314,8 | 328,9 | 336 | 341,7 | 345,1 | 348,6 | 352,1 | 355,6 | 359,2 | 362,8 | 366,4 | 370 | 373,7 |
Задача "Развитие транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами" |
7. | Прирост протяженности объектов портовой инфраструктуры (причальных и защитных сооружений) по отношению к базовому году (нарастающим итогом) | пог. метров | - | 147 | 147 | 147 | 147 | 200 | 375 | 975 | 975 | 1325 | 1325 | 1325 | 1475 |
8. | Объем пассажирских перевозок <**> | человек | 51720 | 53290 | 53720 | 54048 | 55669 | 57339 | 59059 | 60831 | 62656 | 64536 | 66472 | 68466 | 70520 |
Задача "Создание конкурентоспособных точек роста, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства" |
9. | Отгрузка продукции рыбоперерабатывающей промышленности <**> | млн. рублей | 5680 | 4880 | 5690 | 6020 | 6450 | 6820 | 7250 | 6920 | 7480 | 7020 | 7790 | 7260 | 8120 |
10. | Доля продукции, произведенной с использованием инновационных технологических решений, <**> в общем объеме произведенной продукции | процентов | - | - | - | - | - | - | 3 | 5 | 7 | 9 | 10 | 10 | 10 |
Задача "Обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности" |
11. | Производство электроэнергии на душу населения <**> | тыс. кВт·ч/год | 8,8 | 8,9 | 8,9 | 9 | 9,1 | 9,3 | 9,5 | 9,7 | 11,2 | 11,4 | 11,6 | 11,8 | 12 |
12. | Доля электрической энергии, произведенной с использованием нетрадиционных источников <**>, в общем объеме произведенной электроэнергии | процентов | 48 | 51 | 65 | 65 | 67 | 68 | 69 | 70 | 87 | 88 | 89 | 90 | 90 |
13. | Доля численности домашних хозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе домашних хозяйств <**> | -"- | 6 | 10 | 20 | 40 | 60 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 |
14. | Повышение достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций <**> | процентов | - | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 2 | 2,2 | 2,5 | 2,7 | 2,9 |
Задача "Формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов" |
15. | Обеспеченность населения койко-местами в стационарах (мест на 10000 населения) <**> | единиц | 78,1 | 79,2 | 77,1 | 77,3 | 71,5 | 69,6 | 68,4 | 73,5 | 71,9 | 69,8 | 68,1 | 66,9 | 65,2 |
16. | Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) <**> | процентов | 65,4 | 98,6 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
17. | Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях <**>, в общей численности населения | -"- | 5,5 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 5,8 | 5,9 | 6 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,4 | 6,5 | 6,6 |
II. Инерционный вариант |
1. | Численность постоянного населения <*> | человек | 19434 | 19542 | 19658 | 19924 | 20016 | 20075 | 20125 | 20180 | 20246 | 20298 | 20362 | 20412 | 20532 |
2. | Объем инвестиций в основной капитал <**> | млн. рублей | 3020 | 3150 | 3320 | 3450 | 3510 | 3680,4 | 3860,3 | 3996,8 | 4086,6 | 4310,5 | 4590,2 | 4750,8 | 4920,6 |
3. | Объем инвестиций в основной капитал на душу населения <**> | тыс. рублей | 155,4 | 161,2 | 168,9 | 173,2 | 180 | 182 | 183,2 | 186,1 | 189,1 | 191,5 | 194,1 | 196,9 | 200,1 |
4. | Покупательная способность жителей Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума <**> | процентов | 465,7 | 469,3 | 473 | 477,6 | 478,5 | 479,4 | 480,5 | 481,6 | 482,7 | 483,8 | 485 | 486,2 | 487,5 |
5. | Покупательная способность жителей Северо-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума <**> | -"- | 367,2 | 379,5 | 385,9 | 391,5 | 392,4 | 393,3 | 394,2 | 395,4 | 396,8 | 398,1 | 399,4 | 401,2 | 403,4 |
6. | Покупательная способность жителей Южно-Курильского городского округа к среднеобластному уровню прожиточного минимума <**> | -"- | 314,8 | 328,9 | 336 | 341,7 | 342,8 | 343,9 | 345 | 346,1 | 347,2 | 348,3 | 349,4 | 350,5 | 351,6 |
Задача "Развитие транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между островом Сахалин, материком, полуостровом Камчатка и Курильскими островами" |
7. | Прирост протяженности объектов портовой инфраструктуры (причальных и защитных сооружений) по отношению к базовому году (нарастающим итогом) | пог. метров | - | 147 | 147 | 147 | 147 | 200 | 375 | 975 | 975 | 1325 | 1325 | 1325 | 1475 |
8. | Объем пассажирских перевозок <**> | человек | 51720 | 53290 | 53720 | 54048 | 54312 | 54610 | 54960 | 55290 | 55610 | 55980 | 56390 | 56850 | 57200 |
Задача "Обеспечение населения Курильского архипелага жилищно-коммунальными услугами на уровне средней обеспеченности территории Сахалинской области" |
9. | Производство электроэнергии на душу населения <**> | тыс. кВт·ч/ год | 8,8 | 8,9 | 8,9 | 8,9 | 8,9 | 8,95 | 9 | 9 | 9,1 | 9,2 | 9,2 | 9,2 | 9,3 |
10. | Доля электрической энергии, произведенной с использованием нетрадиционных источников <**>, в общем объеме произведенной электроэнергии | процентов | 48 | 51 | 65 | 66 | 66 | 66 | 65 | 65 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 |
Задача "Развитие инфраструктуры связи и доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" |
11. | Доля численности домашних хозяйств, имеющих возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем числе домашних хозяйств <**> | процентов | 6 | 10 | 20 | 40 | 45 | 45 | 45 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Задача "Формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов" |
12. | Обеспеченность населения койко-местами в стационарах (мест на 10000 населения) <**> | единиц | 78,1 | 79,2 | 77,1 | 77,3 | 71,5 | 69,6 | 68,4 | 67,1 | 66,9 | 66,5 | 66,1 | 64,2 | 62,2 |
13. | Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) <**> | процентов | 65,4 | 98,6 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
14. | Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях <**>, в общей численности населения | процентов | 5,5 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 5,8 | 5,9 | 6 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,4 | 6,5 | 6,6 |
--------------------------------
<*> Показатель рассчитывается нарастающим итогом.
<**> Показатель рассчитывается в годовом исчислении.
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой
программы "Социально-экономическое
развитие Курильских островов
(Сахалинская область)
на 2016 - 2025 годы"
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ (САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ)
НА 2016 - 2025 ГОДЫ"
I. Общие положения
1. Настоящая методика устанавливает порядок расчета целевых индикаторов и показателей Программы, которые являются инструментом объективной оценки достижения целей и выполнения основных задач и ключевых мероприятий Программы, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам. Показатели и индикаторы запланированы по годам реализации Программы с количественно заданными и измеряемыми значениями.
Результаты мониторинга достигнутых значений целевых индикаторов и показателей Программы являются основой для оценки качества реализации Программы, контроля расходования средств, корректировки ее мероприятий и системы целевых показателей и индикаторов.
2. В качестве показателей и целевых индикаторов, характеризующих эффективность и результативность реализации программных мероприятий, выделены следующие их виды:
ведомственные показатели;
комплексные индикаторы результативности реализации Программы.
3. Исходная информация для выполнения расчетов значений целевых индикаторов и показателей приведена в приложении.
II. Методика расчета исчисляемых целевых индикаторов
4. Целевой индикатор "Прирост протяженности объектов портовой инфраструктуры (причальных и защитных сооружений) по отношению к базовому году (нарастающим итогом)" (