ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2021 г. N 716-р
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. N 716-р
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
I. Общие положения
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы (далее соответственно - университет, Программа развития университета) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации
от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года", Указом Президента Российской Федерации
от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указом Президента Российской Федерации
от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" (далее - Стратегия развития Арктической зоны) и положениями нормативных правовых актов, содержащих основные направления развития науки, образования и технологий.
Программа развития университета обусловлена его стремлением внести максимальный вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации в сфере образования, науки, цифровой экономики и обеспечение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - Арктическая зона) и выделяет следующие стратегические направления развития:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования, модернизация образовательного процесса, включающего формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок;
цифровая трансформация экономики Российской Федерации, включающая обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики Арктической зоны, создание сквозных цифровых технологий и преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Арктической зоны посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.
II. Тренды и вызовы
Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 7 октября 2010 г. N 1695-р утверждена программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2010 - 2020 годы (далее - программа развития на 2010 - 2020 годы). За время ее реализации университет сумел трансформировать структуру (ресурсы 53 факультетов, институтов и колледжей были сконцентрированы в 7 учебно-научных школах и 3 филиалах (в гг. Северодвинске, Коряжме, Нарьян-Маре), 166 кафедр укрупнены до 64, 830 образовательных программ укрупнены до 649, при этом значительно увеличилось количество программ магистратуры и аспирантуры (с 58 до 168), средний возраст научно-педагогических работников снизился до 48 лет). В 2010 году в университете фактически отсутствовала категория штатных работников - иностранных преподавателей и исследователей, а в 2019 году их число составило 22 человека.
Университет добился выполнения и перевыполнения почти всех плановых показателей Программы развития на 2010 - 2020 годы.
В настоящее время университет осуществляет подготовку по 48 образовательным программам на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов. Дистанционные образовательные технологии применяются при реализации 88,4 процента общего числа образовательных программ. В сетевой форме с предприятиями и образовательными организациями реализуется 25 образовательных программ. Университет также реализует образовательные программы, интегрированные со спецификациями стандартов компетенций "Ворлдскиллс" (12 компетенций) и национальной системой квалификаций.
Университет реализовал более 100 образовательных программ арктической направленности в 2019/20 учебном году. Удельный вес численности студентов очной формы обучения, обучающихся по программам, обеспечивающим подготовку кадров для Арктической зоны, в общей численности студентов очной формы обучения - 61,8 процента, 73 процента выпускников университета трудоустраиваются в Арктической зоне.
Научные и образовательные приоритеты университета соответствуют задачам развития Арктической зоны, отраженным в Указе Президента Российской Федерации
от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года" и Стратегии развития Арктической зоны. Научно-исследовательская инфраструктура университета имеет ярко выраженный арктический вектор. Это стало результатом работы научных школ, которые традиционно существовали в университете. Благодаря реализации Программы развития на 2010 - 2020 годы научные школы вышли на инновационно-внедренческий уровень.
За время реализации программы развития на 2010 - 2020 годы университет сумел добиться высоких показателей в международной научно-образовательной деятельности, что позволило усилить конкурентные преимущества. В настоящее время университет участвует в программах академических обменов с 34 вузами Европы, 30 вузами Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона и 4 вузами Северной Америки. Университет планомерно реализует стратегию повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных программ и привлечения иностранных обучающихся, ежегодно обеспечивая прирост контингента иностранных студентов более 20 процентов (за 2010 - 2019 годы количество иностранных обучающихся увеличилось более чем в 13 раз).
За 2010 - 2020 годы подтвердилась правильность ориентации университета на решение проблем Арктической зоны. Следуя принципам Стратегии развития Арктической зоны, университет в ближайшей перспективе должен максимально сориентироваться на стратегические направления развития российской науки и образования и приоритетные направления деятельности, выработанные межправительственным форумом "Арктический совет" (далее - Арктический совет), предполагающие реализацию ключевых проектов географически распределенными командами и обеспечивающие высокий уровень коммуникации, включая основные направления деятельности в соответствии с планом мероприятий председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021 - 2023 годах.
Интенсификация работ университета на образовательных рынках в странах - членах Арктического совета и странах - наблюдателях Арктического совета должна привести к увеличению к 2035 году числа иностранных студентов до 15 процентов общей численности контингента. В работе с российскими абитуриентами университет как федеральный университет ориентируется на все субъекты Российской Федерации. Это обусловлено острой необходимостью в квалифицированных кадрах для реализации крупных арктических проектов, развития Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы и ее рационального использования в целях ускорения экономического роста Российской Федерации. Для привлечения талантливых студентов университет ставит перед собой задачу формирования современной образовательной среды для одаренных детей, в том числе посредством создания на базе университета сетевого детского университета "Арктический Сириус".
Программа развития университета в управлении научными исследованиями и инновациями делает ставку на тематики, которые ориентированы на прикладные задачи бизнеса на территориях Арктической зоны (включая комплексное развитие всей инфраструктуры Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны, охрану окружающей среды и защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов) и в которых существуют предпосылки для присоединения университета к сотрудничеству, направленному на решение глобальных задач, стоящих перед современной наукой.
Маркетинговая стратегия университета определяет маршрут движения от образа "единственный из федеральных университетов, расположенный в Арктической зоне", каким университет является долгое время, через образ института интеллектуального развития российской Арктики к образу университета, представляющего Российскую Федерацию в решении глобальных проблем в Арктике.
Университет в своем развитии учитывает следующие современные тенденции:
снижение естественного прироста, отток молодежи из Арктической зоны и, как следствие, сокращение численности населения Арктической зоны;
рост геополитического соперничества в Арктике;
интенсификация научно-технологического развития Арктической зоны и международного научно-образовательного сотрудничества;
рост конкуренции за интеллектуальный капитал;
несоответствие системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне потребностям экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;
тенденция на развитие в Арктике крупных международных промышленно-инфраструктурных проектов;
низкий уровень доступности качественных социальных услуг, образования и сохранения социально-культурной исторической идентичности в населенных пунктах, расположенных в Арктической зоне, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
III. Конкурентные преимущества университета
В Программе развития университета учтены ключевые особенности университета, являющиеся конкурентными преимуществами и способствующие повышению его международной конкурентоспособности, а именно:
университет как один из проектов осуществления государственной политики в Арктической зоне, которая определена в качестве стратегического ресурса на XXI век Президентом Российской Федерации;
уникальность геополитического расположения университета, обеспечивающего роль ведущего российского центра образования и науки в Арктической зоне как связующего и коммуникационного звена между Российской Федерацией, странами - членами Арктического совета и странами - наблюдателями Арктического совета;
узнаваемость и устойчивые академические связи университета с ведущими университетами стран - членов Арктического совета и стран - наблюдателей Арктического совета, лидирующие позиции университета в руководстве международной сети "Университет Арктики";
лидирующие позиции университета в рамках международной проектной деятельности, позволяющие успешно решать задачи по привлечению и внедрению наилучших доступных технологий в интересах комплексного развития территорий Арктической зоны;
научные и образовательные приоритеты университета, соответствующие задачам инновационного развития Арктической зоны;
уникальность научной инфраструктуры университета, включающей современную базу для научно-образовательной и инновационной деятельности в интересах развития Арктической зоны;
свободный доступ к ресурсам Северного Ледовитого океана, обеспечивающий исследования в зонах глобальных вызовов и востребованность их результатов (проблема сохранения ресурсов, влияния ледового покрова на климат всей земли, предупреждение и устранение природных и техногенных катастроф, других наднациональных проблем, затрагивающих все население и ресурсы Арктики), эффективная реализация на базе университета партнерства с центрами и институтами федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", а также ведущими мировыми научно-образовательными центрами;
наличие в структуре университета научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" (далее - научно-образовательный центр "Российская Арктика") в партнерстве с наукоемкими предприятиями судостроения, целлюлозно-бумажной промышленности, рыбопромышленного комплекса, транспортно-логистического комплекса, по добыче полезных ископаемых;
активное участие университета в реализации федеральных проектов развития технологий, науки и образования.
IV. Миссия, стратегическая цель
и задачи развития университета
Миссия университета - научное и кадровое обеспечение защиты геополитических интересов Российской Федерации в Арктике путем создания системы непрерывного образования, проведения арктических исследований и инновационных технологических разработок, стратегического партнерства с бизнес-сообществом.
Стратегическая цель университета - формирование интеллектуального центра мирового уровня, который предоставляет широкие возможности для обучения, исследований и внедрения их результатов в производство, а также развитие Арктической зоны.
Университет будет способствовать включению Российской Федерации в важнейшие интеграционные процессы в Арктике, содействовать формированию позитивного имиджа страны в научно-образовательном пространстве Арктики, а также трансляции ее позиции и интересов, участвовать в развитии научной дипломатии и трансформации Арктики.
Задачами Программы развития университета, решение которых необходимо для достижения стратегической цели университета, являются:
развитие научного потенциала университета, максимальное увеличение количества преподавателей-исследователей по направлениям "Ресурсы Севера и Арктики", "Арктические экосистемы", "Материалы и технологии арктического применения" и "Жизнедеятельность человека в Арктике";
становление университета как института развития Арктической зоны, в том числе подготовка специалистов, необходимых для развития Северного морского пути и городской среды в Арктике;
занятие ведущих позиций на российском и международном рынках интеллектуального труда и образовательных услуг в Арктике;
создание в результате конкурсного отбора научно-образовательного центра "Российская Арктика" как центра развития высоких технологий, прикладных разработок, цифрового развития.
В соответствии со стратегической целью университета выделены следующие приоритетные направления развития университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы:
первое приоритетное направление развития "Ресурсы Севера и Арктики" связано с использованием университетом своего географического конкурентного преимущества - прямого доступа к территориям Арктической зоны и Северному Ледовитому океану. Университет нацелен на формирование центра превосходства в области изучения, переработки и использования минеральных и биологических ресурсов Севера и Арктики на основе активного взаимодействия с участниками лесопромышленного и рыбопромышленного кластеров, а также с предприятиями по добыче и переработке природных ресурсов и иностранными партнерами. Реализация этого направления будет осуществляться в следующих сферах:
технологии добычи, переработки и восстановления биологических ресурсов;
разработка, создание и внедрение технологий для исследования, прогноза, поиска, разведки и добычи углеводородов и минеральных ресурсов;
мониторинг и прогнозирование ресурсов суши Арктической зоны и Северного Ледовитого океана;
мониторинг природного состояния и антропогенных факторов изменения Арктической зоны;
морская и речная биотехнология;
разработка лекарств на основе биологически активных веществ организмов, приспособленных к обитанию в глубоководной среде;
глубоководные исследования;
методы очистки морских и речных вод;
второе приоритетное направление развития "Арктические экосистемы" связано с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Реализация этого направления будет осуществляться в следующих ключевых сферах, которые в среднесрочной перспективе обеспечат форсированную динамику развития университета в области сохранения биоразнообразия Арктики:
аналитическая химия объектов окружающей среды, включая разработку и совершенствование методологии химического анализа вод, почв, атмосферного воздуха, донных отложений, биологических объектов, решение проблем целевого определения приоритетных загрязнителей и нецелевого поиска новых потенциально опасных загрязняющих веществ;
химия природных соединений, которая предусматривает совмещение поиска, идентификации, изучения структуры и свойств природных соединений растительного и животного происхождения, особенностей их биосинтеза и формирования структуры в условиях арктического климата. Наиболее перспективными являются исследования в таких направлениях науки, как изучение структуры лигнинов растений и комплексное изучение химического состава и свойств биологически активных веществ растений, поиск новых источников важных для человека биологически активных соединений в арктических экосистемах;
биологический мониторинг (комплекс систематических наблюдений за состоянием здоровья человека и объектов животного мира в Арктике, которые включают в себя определение уровней и концентраций загрязняющих веществ в экосистемах, организме человека, выявление дефицитов жизненно важных элементов природной среды, определение зависимостей между состоянием здоровья человека и состоянием окружающей среды);
метагеномные исследования арктических экосистем (новый инструмент получения количественной информации об отдельных организмах и их сообществах. Технологии секвенирования следующего поколения позволят оперативно отслеживать изменения в структуре уязвимых арктических экосистем, повышая качество их мониторинга);
третье приоритетное направление развития "Материалы и технологии арктического применения" (в том числе в интересах комплексного развития инфраструктуры Северного морского пути) связано с разрабатываемыми в университете адаптируемыми к особым условиям эксплуатации материалами и технологиями, которые по своим характеристикам будут превосходить и дополнять ранее используемые в условиях Арктики. Имеющийся научный потенциал позволит университету выполнить исследования по широкому спектру тем, связанных с судостроением и судоремонтом:
технологический аудит предприятий судостроения и судоремонта;
совершенствование средств технологического оснащения судостроительного производства;
разработка методик размерного контроля корпусных конструкций и изделий судового машиностроения (судометрика);
разработка и апробация интеллектуальных цифровых производственных технологий на основе мониторинга лучших практик применения новых промышленных технологий в процессах судостроения;
разработка новых способов конструирования средств технологического оснащения для повышения эффективности судостроительного производства;
разработка и исследование элементов производственной системы в судостроении как инструмента повышения экономической и технологической эффективности;
разработка способа промывки судовых трубопроводов с использованием технологии сверхкритической флюидной экстракции диоксидом углерода;
контроль и исследование асфальтосмолопарафиновых отложений в судовых видах топлива в зависимости от изменения температуры и давления в различных условиях эксплуатации судов;
исследование мерзлых, промерзающих и оттаивающих грунтов в условиях изменения климата, выполнение геологических, геокриологических, геотехнических, экологических и геодезических изысканий при строительстве и эксплуатации портовых сооружений и конструкций;
четвертое приоритетное направление развития "Жизнедеятельность человека в Арктике" связано с повышением качества жизни населения Арктической зоны, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, приведением системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне в соответствие с прогнозами потребности в квалифицированных кадрах. Исследования и разработки сфокусированы на изучении фундаментальных механизмов адаптации человека к климато-географическим условиям Арктической зоны, роста и развития детского организма, качества жизни пожилых людей, а также технологий эффективной коррекции функционального состояния организма человека. Отдельной междисциплинарной областью исследований станет область нейронаук. Целенаправленная работа по формированию нравственной ориентации молодого поколения, обеспечению объективного осмысления прошлого и настоящего Арктической зоны и в целом России будет способствовать развитию культурно-познавательного и этнографического туристического кластера. Образовательная деятельность включает следующие мероприятия:
поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи;
совершенствование профессионального образования в соответствии с долгосрочной потребностью Арктики в кадрах. Основными задачами университета в рамках подготовки и профессионального роста представителей коренных малочисленных народов являются:
устойчивое развитие коренных малочисленных народов, укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение, развитие и трансляция традиционного образа жизни и культурных ценностей;
повышение качества основного и профессионального образования и развитие предпринимательских компетенций;
персонификация обучения коренных малочисленных народов за счет применения цифровых технологий, в том числе дистанционных;
формирование перечня востребованных профессий в экономике Арктической зоны для коренных малочисленных народов;
целевая подготовка специалистов из числа представителей коренных малочисленных народов с использованием форм сетевого взаимодействия с бизнес-структурами, предприятиями и хозяйствующими субъектами Арктической зоны.
Особая роль университета как ведущего российского университета - конкурента за таланты и интеллектуальную повестку в Арктике определяет в Программе развития университета 3 ключевых приоритета:
арктический вектор;
цифровое развитие;
деятельность научно-образовательного центра "Российская Арктика".
Арктический вектор предусматривает:
обеспечение подготовки кадров для социально-экономического развития Арктической зоны, персонификацию обучения населения, проживающего в Арктической зоне;
выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи, проживающих на арктических территориях, привлечение для работы в Арктике талантливых и энергичных молодых людей из субъектов Российской Федерации и иностранных государств;
осуществление качественного экспертно-аналитического обеспечения процесса принятия решений по вопросам формирования государственной политики Российской Федерации по развитию научно-образовательного пространства Арктической зоны, а также международного сотрудничества в Арктике;
обеспечение ведущей роли Российской Федерации в многосторонних отношениях в Арктике;
лидерство в Российской Федерации по изучению политики, экономики и языков северных народов;
продвижение российского образования, языка, культуры в Арктике, формирование в странах - членах Арктического совета и странах - наблюдателях Арктического совета сообщества молодых людей, лояльных к Российской Федерации;
содействие развитию научной дипломатии в Арктике, организация гуманитарного диалога через общественные и межличностные связи народов Российской Федерации и стран - членов Арктического совета;
превращение университетского комплекса в международное образовательное пространство, комплексно решающее задачу привлечения, развития и интеграции в российскую экономику талантов из иностранных государств;
создание в структуре университета научного и экспертно-аналитического центра стратегического развития Арктики.
Цифровое развитие предусматривает:
подготовку кадров для цифровой экономики;
повышение уровня цифровых компетенций населения, проживающего в Арктической зоне;
создание в университете соответствующей инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных, информационной безопасности и сквозным цифровым технологиям;
комплексное обеспечение информационной безопасности созданной инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных;
формирование компетенций населения Арктической зоны в области цифрового предпринимательства и цифровых решений для государственного и муниципального сектора.
Деятельность научно-образовательного центра "Российская Арктика" предполагает создание системы инноваций в Арктической зоне в интересах обеспечения связности усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, институтов развития и государственных корпораций.
V. Мероприятия Программы развития университета
и этапы их реализации
Достижение стратегической цели развития университета обеспечивается выполнением согласованных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы развития университета, сгруппированных по следующим направлениям:
совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики;
совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности;
научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктике;
развитие кадрового потенциала университета;
совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры университета;
повышение эффективности управления университетом.
Реализация мероприятий Программы развития университета осуществляется в 3 этапа (I этап - 2021 - 2023 годы, II этап - 2024 - 2026 годы, III этап - 2027 - 2035 годы).
План реализации мероприятий Программы развития университета приведен в приложении N 1.
Объемы финансового обеспечения Программы развития университета приведены в приложении N 2.
Целевые показатели (индикаторы) Программы развития университета приведены в приложении N 3.
1. Совершенствование образовательной деятельности - развитие
человеческого капитала в интересах Арктики
В рамках мероприятия совместно с работодателями Арктической зоны при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и органов местного самоуправления указанных субъектов Российской Федерации планируется работа по следующим направлениям:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию (соответствует национальному проекту "Образование", федеральному проекту "Современная школа", национальному проекту "Наука и университеты", Стратегии развития Арктической зоны);
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, персонализированных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, основанных на проектных технологиях (соответствует национальным проектам "Образование", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука и университеты", федеральным проектам "Учитель будущего" и "Социальные лифты для каждого", проекту "Билет в будущее" и Стратегии развития Арктической зоны);
развитие экспортного потенциала и продвижение арктических образовательных программ в целях привлечения талантливых иностранных абитуриентов для обучения по приоритетным образовательным программам в Арктической зоне и популяризации Арктики как места для жизни и работы (соответствует национальным проектам "Образование", "Наука и университеты");
подготовка кадров для развития цифровой экономики в Арктике в соответствии с трансформацией рынка труда через совершенствование портфеля образовательных программ и проектов, обеспечивающих цифровую экономику компетентными кадрами, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Арктической зоны (соответствует национальным проектам "Цифровая экономика Российской Федерации", "Образование", "Наука и университеты", федеральному проекту "Цифровая образовательная среда" и Стратегии развития Арктической зоны);
обеспечение интернационализации образовательного процесса, включая развитие международной академической мобильности (соответствует национальному проекту "Наука и университеты");
формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок в интересах Арктической зоны (соответствует национальному проекту "Наука и университеты");
воспитание патриотически настроенной молодежи, способной развивать Арктическую зону и укреплять влияние Российской Федерации в Арктике (соответствует национальному проекту "Образование", Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
2. Совершенствование научно-исследовательской
и инновационной деятельности
Мероприятия направлены на достижение лидирующих позиций в исследованиях и разработках в приоритетных областях ("Ресурсы Севера и Арктики", "Арктические экосистемы", "Материалы и технологии арктического применения", "Жизнедеятельность человека в Арктике") за счет укрепления исследовательской инфраструктуры и формирования передовых научных школ с привлечением ученых мирового уровня.
3. Научно-образовательное сопровождение процесса
жизнедеятельности человека в Арктике
Мероприятия направлены на сохранение, развитие, трансляцию традиционного образа жизни и культурных ценностей населения Арктической зоны, включая коренные малочисленные народы, за счет формирования целостной многоуровневой системы образования и подготовки, а также ее непрерывное научно-методическое сопровождение.
Мероприятия включают в себя разработку и реализацию образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, реализацию исследований в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, с учетом опыта иностранных государств.
Планируются работы по следующим направлениям:
формирование целостной системы подготовки и профессионального роста коренных малочисленных народов;
формирование исследовательской экспертизы в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни.
4. Развитие кадрового потенциала университета
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны в целях развития кадрового потенциала университета планируется работа по следующим направлениям:
формирование дифференцированной и гибкой системы профессионального развития педагогических работников;
модернизация системы непрерывного профессионального развития работников университета на основе индивидуальных планов и цифрового профиля;
привлечение талантливых иностранных исследователей и преподавателей для работы над проектами развития Арктической зоны;
формирование кадрового резерва руководящего состава университета;
обучение руководящего состава университета, в том числе создание кадрового резерва руководителей;
развитие административного и вспомогательного персонала, повышение операционной эффективности;
привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих российских и иностранных университетах и научных организациях;
формирование социально ответственного университета.
5. Совершенствование материально-технической базы
и социально-культурной инфраструктуры университета
В рамках реализации мероприятий:
национального проекта "Наука и университеты" планируется постоянно работать над созданием комфортной среды университетского комплекса (в том числе в случае выделения средств в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на строительство учебно-лабораторного корпуса для научно-образовательного центра "Российская Арктика", новых общежитий, а также на модернизацию имеющихся общежитий);
национального проекта "Образование" (федеральный проект "Успех каждого ребенка") планируется создать необходимую базу для сетевого детского университета "Арктический Сириус";
национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" (федеральный проект "Цифровая образовательная среда") планируется модернизировать комплекс зданий университета для размещения "Арктического технопарка в области информационно-коммуникационных технологий".
Кроме того, планируется проводить оптимизационные меры, связанные с инфраструктурой университета.
6. Повышение эффективности управления университетом
В целях повышения эффективности управления университетом планируется работа по следующим направлениям в соответствии с национальным проектом "Наука и университеты":
формирование гибкой системы управления за счет внедрения проектных форм организации работы по решению комплексных междисциплинарных задач университета;
создание информационной среды по управлению ресурсами и оценке результативности инвестиций, обеспечение всех участников процесса необходимой аналитической информацией и прогнозными данными;
модернизация системы управления, базирующейся на модели цифрового университета;
модернизация системы управления образовательными программами и проектами;
совершенствование системы управления на основе международной модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством;
обеспечение членства университета в международных организациях по вопросам глобальной арктической повестки.
VI. Финансовое обеспечение Программы развития университета
Общий объем финансового обеспечения I этапа Программы развития университета (2021 - 2023 годы) составит 1800 млн. рублей, в том числе за счет средств от приносящей доход деятельности университета - 300 млн. рублей и за счет средств федерального бюджета - 1500 млн. рублей.
Общий объем финансового обеспечения II этапа Программы развития университета (2024 - 2026 годы) составляет 1575 млн. рублей, в том числе за счет приносящей доходы деятельности университета - 300 млн. рублей и за счет федерального бюджета - 1275 млн. рублей.
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы
развития университета
В результате реализации Программы развития университета на территориях Арктической зоны будет создан глобальный научно-образовательный и технологический центр, привлекающий талантливых молодых людей из субъектов Российской Федерации и иностранных государств, способствующий их развитию, подготовке и интеграции в высокотехнологичные сегменты российской экономики и обеспечивающий тем самым ускоренное социально-экономическое и инновационное развитие Арктической зоны.
Основными результатами реализации Программы развития университета явятся:
адекватное кадровое и научное обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны (достижение определяется реализацией мероприятий 1, 2, 4, 6 - 8, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 32 и 33 приложения N 1 к Программе развития университета);
качественное экспертно-аналитическое обеспечение процесса принятия решений по вопросам формирования государственной политики Российской Федерации по развитию научно-образовательного пространства Арктической зоны, а также международного сотрудничества в Арктическом регионе (достижение определяется реализацией мероприятий 10, 12, 31 и 34 приложения N 1 к Программе развития университета);
повышение конкурентоспособности университета и авторитета российского высшего образования в международном научно-образовательном пространстве Арктического региона (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 3, 8, 10, 12 - 15, 18, 23, 24, 26, 30 - 34 приложения N 1 к Программе развития университета);
создание дополнительных предпосылок для развития экономики территорий, регионов Арктической зоны и деятельности университета, привлечения для работы в Арктике талантливых и энергичных молодых людей из Российской Федерации и иностранных государств (достижение определяется реализацией мероприятий 1 - 6, 8, 11, 15, 18, 21, 24, 26, 30, 32 и 33 приложения N 1 к Программе развития университета);
более высокая доступность качественного профессионального образования и возможность заниматься передовыми научными исследованиями в Арктической зоне на базе сформированных научно-образовательных центров, научно-образовательных экспедиций (достижение определяется реализацией мероприятий 8 и 9 приложения N 1 к Программе развития университета);
отработанные механизмы обеспечения экономической устойчивости университета на основе актуализации его деятельности и более тесного и ответственного участия в социально-экономическом развитии территорий, регионов в Арктической зоне (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 4, 16, 22, 25, 26, 28, 29, 31 и 32 приложения N 1 к Программе развития университета);
реальное формирование за счет сетевых форматов взаимодействия группы учреждений профессионального образования качественно нового вида (достижение определяется реализацией мероприятий 2, 27 и 30 приложения N 1 к Программе развития университета).
VIII. Порядок внесения изменений в Программу
развития университета
По результатам рассмотрения Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики хода реализации Программы развития университета в нее могут быть внесены изменения.
В 2024 году в Программу развития университета предусматривается внести изменения, актуализирующие цели, основные направления и задачи развития университета на 2025 - 2035 годы.
Приложение N 1
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
Наименование мероприятия | Основной результат | Срок |
I. Совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики |
1. | Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию | создание сетевого детского университета "Арктический Сириус" - межрегионального образовательного центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе профессионально ориентированного сопровождения, что позволит увеличить численность детей и молодежи, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, принявших участие в мероприятиях, проводимых федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - университет), в 2024 году до 15000 человек, в 2030 году - 25000 человек, в 2035 году - 35000 человек (в 2019 году - 6526 человек) | 2024 - 2035 годы |
2. | Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, персонализированных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, основанных на проектных технологиях | развитие системы непрерывного образования, интеграция образовательных организаций, профессиональных сообществ, предпринимателей и экспертов в целях формирования эффективной экосистемы подготовки востребованных кадров для высокопроизводительных и кроссдисциплинарных отраслей промышленности, для инновационного развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - Арктическая зона), что позволит: увеличить долю образовательных программ, предусматривающих независимую оценку профессиональных квалификаций, к 2030 году до 17 процентов, к 2035 году до 30 процентов (в 2019 году - 4,7 процента); увеличить долю обучающихся по образовательным программам высшего образования с возможностью выбора онлайн-курсов в объеме не менее 10 процентов от общей трудоемкости образовательной программы к 2030 году до 100 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 12 процентов); увеличить долю обучающихся по сетевым образовательным программам высшего образования по очной форме, к общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме, к 2030 году до 25 процентов, к 2035 году до 34 процентов (в 2019 году - 3,2 процента); увеличить долю обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 18,2 процента); увеличить количество студентов и слушателей, прошедших обучение по образовательным программам и модулям на базе ресурсного центра инклюзивного образования университета, к 2030 году до 550 человек, к 2035 году до 830 человек (в 2019 году - 158 человек); увеличить долю обучающихся по программам высшего образования с оплатой стоимости обучения юридическими лицами и по договорам о целевом обучении в общем числе обучающихся по образовательным программам высшего образования (очная форма) к 2030 году до 27 процентов, к 2035 году до 34 процентов (в 2019 году - 13,5 процента) | 2024 - 2035 годы |
3. | Поддержка и продвижение арктических образовательных программ в целях привлечения талантливых иностранных абитуриентов на приоритетные образовательные программы для Арктической зоны и популяризации Арктической зоны как места для жизни и работы | проведение международного летнего и зимнего университета в Арктической зоне, онлайн-курсов, международных олимпиад, что позволит: увеличить долю иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов к 2035 году до 15 процентов (в 2019 году - 8,46 процента); увеличить долю обучающихся по образовательным программам, обеспечивающим подготовку кадров в интересах развития Арктической зоны, в общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам к 2030 году до 75 процентов, к 2035 году до 85 процентов (в 2019 году - 52 процента) | 2024 - 2035 годы |
4. | Подготовка кадров для развития цифровой экономики в Арктике в соответствии с трансформацией рынка труда через совершенствование портфеля образовательных программ и проектов, обеспечивающих цифровую экономику компетентными кадрами, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики Арктической зоны | реализация проектов научно-технологического парка в сфере высоких технологий "IT-парк "Digital Arctic" в целях подготовки специализированных кадров для цифровой экономики Арктики (телемедицина, робототехника и мехатроника, искусственный интеллект, гидрометеорология), развитие цифровых компетенций населения Арктики, формирование компетенций населения Арктической зоны в области цифрового предпринимательства и цифровых решений для государственного и муниципального секторов, что позволит: увеличить долю обучающихся по программам подготовки кадров для цифровой экономики в общей численности обучающихся к 2030 году до 38 процентов, к 2035 году до 70 процентов (в 2019 году - 13 процентов); увеличить количество слушателей, прошедших обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности и по программам развития компетенций цифровой экономики, к 2030 году до 19000 человек, к 2035 году до 29000 человек (в 2019 году - 1100 человек) | 2024 - 2035 годы |
5. | Разработка и реализация конкурентоспособных международных образовательных продуктов | разработка и реализация образовательных программ с учетом перспективной потребности экономики Арктической зоны позволят увеличить количество совместных образовательных программ с ведущими российскими и иностранными образовательными и научными организациями в сфере развития и освоения Арктики, в том числе программ двойных дипломов, программ, имеющих международную аккредитацию (сертификацию), не менее 15 программ к 2035 году (в 2019 году - 4 программы). Расширение международной академической мобильности обучающихся, выездной мобильности сотрудников в целях ведения научно-преподавательской деятельности и повышения квалификации, развития трансграничного гуманитарного сотрудничества, что позволит увеличить количество участников программ мобильности к 2035 году до 4800 человек (в 2019 году - 400 человек) | 2024 - 2035 годы |
6. | Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок в интересах Арктики | разработка и реализация программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по приоритетам научно-технологического развития, в том числе по приоритетным направлениям в рамках научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования". Реализация мероприятия будет способствовать увеличению количества обучающихся (нарастающим итогом), прошедших обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, в рамках указанного центра, к 2030 году до 300 человек, к 2035 году до 500 человек (в 2019 году обучение по соответствующим программам не велось) | 2024 - 2035 годы |
7. | Воспитание патриотически настроенной молодежи, способной развивать Арктическую зону и укреплять влияние Российской Федерации в Арктике | повышение социальной активности обучающихся путем реализации ежегодной программы обмена студентами между университетами стран - членов Арктического совета и стран - наблюдателей Арктического совета. Увеличение числа студентов, вовлеченных в программы патриотического воспитания, через участие в работе патриотических клубов и центров поисковой работы и профилактики асоциальных явлений с 2024 года до 2000 человек (в 2019 году - 800 человек) | 2024 - 2035 годы |
II. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности |
8. | Обеспечение привлекательности работы в Арктической зоне для российских и иностранных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей | развитие, модернизация имеющихся и создание на базе университета новых исследовательских центров превосходства и лабораторий под руководством ведущих ученых по направлениям: ресурсы Севера и Арктики; арктические экосистемы; материалы и технологии арктического применения; жизнедеятельность человека в Арктике; увеличение числа функционирующих на базе университета исследовательских центров и лабораторий с привлечением ведущих ученых к 2030 году - 8 единиц, к 2035 году - 12 единиц (в 2019 году - 1); увеличение доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей к 2024 году до 45 процентов (в 2019 году - 30 процентов); увеличение количества опубликованных статей в журналах, входящих в международные базы данных научного цитирования, к 2035 году до 5 штук на одного исследователя (в 2019 году - 0,5 штуки на одного исследователя) | 2024 - 2035 годы |
9. | Развитие комплексных международных экспедиционных исследований университета в Арктике. Проведение международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет" | проведение регулярных международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет". Экспедиции будут способствовать развитию международного сотрудничества в сфере изучения и освоения Арктики, а также обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки по научным специальностям, связанным с Арктикой, и популяризацию научных исследований Арктики | 2024 - 2035 годы |
10. | Создание на базе университета Института стратегического развития Арктики как международного научного и экспертно-аналитического центра по вопросам развития Арктической зоны | создание на базе университета Института стратегического развития Арктики, осуществляющего научное сопровождение реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", а также подготовку региональных и муниципальных управленческих команд. Институт стратегического развития Арктики будет проводить фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны, в том числе по заказу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону. Деятельность Института стратегического развития Арктики будет способствовать эффективной реализации указанной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, а также развитию кадрового потенциала органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону, и органов местного самоуправления указанных субъектов Российской Федерации. Определение университета оператором всех научно-исследовательских работ, направленных на изучение и развитие Арктической зоны | 2024 - 2035 годы |
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктической зоне, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов |
11. | Формирование целостной системы подготовки и профессионального роста коренных малочисленных народов | разработка и реализация образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, способствующих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, реализация мероприятий и проектов, направленных на устойчивое развитие коренных малочисленных народов, укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение, развитие и трансляция традиционного образа жизни и культурных ценностей, повышение качества общего и профессионального образования, развитие предпринимательских компетенций, персонификация обучения коренных малочисленных народов за счет применения цифровых технологий, в том числе дистанционных, формирование перечня востребованных профессий в экономике Арктической зоны для коренных малочисленных народов, целевая подготовка специалистов из числа представителей коренных малочисленных народов с использованием форм сетевого взаимодействия с бизнес-структурами, предприятиями и хозяйствующими субъектами Арктической зоны позволят к 2030 году увеличить количество образовательных программ в университете для представителей коренных малочисленных народов, в том числе дополнительных образовательных программ - до 20 программ, к 2035 году - не менее 35 программ (в 2019 году - 2 программы) | 2024 - 2035 годы |
12. | Формирование исследовательской экспертизы в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне | реализация исследований в сфере сохранения населения Арктической зоны и повышения качества жизни, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне, с учетом опыта иностранных государств. Экспертиза законодательных инициатив и законопроектов в области этнонациональной и культурной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, выявление специфики правоприменительной и судебной практики в области этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне, а также проблем реализации этнонациональной и культурной политики Российской Федерации в Арктической зоне с предложением вариантов их решения, подготовка предложений по перспективным институциональным и правовым механизмам совершенствования этнонациональной и культурной политики в Арктической зоне | 2024 - 2035 годы |
IV. Развитие кадрового потенциала университета |
13. | Формирование дифференцированной и гибкой системы профессионального развития педагогических работников | реализация проектов по переходу к 4 направлениям (исследовательскому, практико-ориентированному, предпринимательскому и образовательно-методическому) профессионального развития педагогических работников, для которых должны быть разработаны и внедрены особые механизмы отбора, обучения, стимулирования и оценивания. Требуется совершенствование системы оценки и стимулирования педагогических работников, внедряющих инновационные методики преподавания и успешно ведущих научные исследования по приоритетным для университета направлениям развития. Развитие кадрового потенциала предполагается на основе цифрового профиля и портфолио работника. Реализация проектов позволит ежегодно повышать квалификацию не менее 30 процентов педагогических работников на основе анализа цифрового следа и портфолио | 2024 - 2035 годы |
14. | Модернизация системы непрерывного профессионального развития педагогических работников университета на основе индивидуальных планов и цифрового профиля | формирование базового стандарта профессиональных компетенций педагогических работников университета, который будет включать цифровые и мягкие навыки, профессиональные навыки, гибкие модульные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе сетевые, программы академической мобильности. Реализация проектов позволит увеличить долю педагогических работников, прошедших повышение квалификации на основе анализа цифрового профиля и портфолио, к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов | 2024 - 2035 годы |
15. | Привлечение и развитие талантливых иностранных исследователей и преподавателей для работы над проектами развития Арктической зоны | формирование конкурентоспособного на международном уровне коллектива университета, обеспечивающего научно-исследовательское и инновационное сопровождение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны, за счет установления институционального взаимодействия с образовательными и научными организациями, с международными кадровыми агентствами и реализации эффективной кадровой политики (поддержка иностранных специалистов, создание улучшенных социальных и бытовых условий). Эффективная кадровая политика в целом будет способствовать росту числа иностранных исследователей и преподавателей, трудоустроенных в университете | 2024 - 2035 годы |
16. | Развитие административно-управленческого и вспомогательного персонала, повышение операционной эффективности | цифровизация административных процессов, оптимизация бизнес-процессов, формирование механизмов оценки деятельности и мотивации станут основой системы профессионального развития административно-управленческого и вспомогательного персонала. Реализация проектов позволит достичь выполнения одного из стратегических показателей университета - доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников университета в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р | 2024 - 2030 годы |
17. | Формирование социально ответственного университета | предполагается формирование корпоративной культуры вовлеченности коллектива в реализацию приоритетных направлений развития университета и стратегических задач развития Арктической зоны и страны в целом. Для вовлечения педагогических работников в систему управления университетом будут предоставлены возможности для их работы в коллегиальных органах управления, в публичных мероприятиях, заседаниях, постоянный мониторинг полноты удовлетворенности потребителей образовательными и научными проектами университета, мониторинг профессиональных траекторий выпускников. Вовлечение выпускников в университетскую жизнь через участие в образовательной, научной и проектной деятельности университета, развитие программы наставничества "выпускник - студент", реализацию программ лояльности, в том числе через ассоциацию выпускников. Реализация проектов позволит повысить вовлеченность работников, выпускников, работодателей в систему управления университетом. К 2030 году не менее 50 процентов педагогических работников университета будут вовлечены в работу коллегиальных органов управления университетом и его учебных структурных подразделений, к 2035 году до 70 процентов | 2024 - 2035 годы |
18. | Привлечение на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях | эффективные механизмы привлечения и трудоустройства на руководящие должности специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, позволят обновить кадровый состав университета, повысить эффективность работы и конкурентоспособность университета | 2024 - 2035 годы |
19. | Формирование кадрового резерва руководящего состава университета | формирование кадрового резерва руководящего состава выявляет потенциал работников, создает перспективы и мотивацию для профессионального роста, снижает риски при поиске и отборе новых кандидатур на руководящие позиции | 2024 - 2035 годы |
20. | Обучение руководящего состава университета, в том числе включение работников в кадровый резерв на руководящие должности | обучение по интегрированным программам, в том числе с привлечением экспертов из ведущих российских образовательных организаций высшего образования и научных центров, участие на регулярной основе в стратегических сессиях, тренингах и стажировках позволят осуществить комплексную подготовку команды управленцев по различным направлениям деятельности университета в единой логике стратегического развития и получения навыков проектной работы | 2024 - 2035 годы |
V. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры |
21. | Подготовка объектов инфраструктуры под создание сетевого детского университета "Арктический Сириус" - межрегионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи с учетом разработки проектно-сметной документации | формирование современной образовательной среды для одаренных детей Арктической зоны, а также из других субъектов Российской Федерации и привлечение в университет талантливых студентов | 2024 - 2035 годы |
22. | Подготовка объектов инфраструктуры под создание научно-технологического парка в сфере высоких технологий "IT-парк "Digital Arctic" с учетом разработки проектно-сметной документации | развитие информационно-коммуникационной системы Арктической зоны, создание инфраструктуры по направлениям разработки программного обеспечения по обработке больших объемов данных, информационной безопасности и сквозным цифровым технологиям, реализация соответствующих образовательных программ | 2024 - 2035 годы |
23. | Создание комфортной среды университетского комплекса (включая модернизацию существующих общежитий) | привлечение талантливых студентов из разных субъектов Российской Федерации и иностранных государств для обучения по образовательным программам в интересах социально-экономического развития Арктической зоны и дальнейшего трудоустройства в Арктической зоне | 2024 - 2035 годы |
24. | Модернизация инфраструктуры морского рыбопромышленного техникума | развитие рыбопромышленного кластера Архангельской области | 2024 - 2035 годы |
25. | Разработка проектно-сметной документации строительства учебно-лабораторного корпуса для размещения научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" | развитие научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" | 2024 - 2035 годы |
26. | Оптимизация инфраструктуры университета | эффективное использование имущественного комплекса университета | 2024 - 2035 годы |
27. | Создание центра поддержки и координации иностранных обучающихся в целях повышения удовлетворенности иностранных обучающихся уровнем предоставляемых университетом сервисов и обеспечения непрерывной работы с иностранными обучающимися, а также с выпускниками университета | создание благоприятной среды в образовательной и научной деятельности на международном уровне, направленной на обеспечение комфортного пребывания иностранных студентов | 2024 - 2035 годы |
VI. Повышение эффективности управления университетом |
28. | Формирование гибкой системы управления за счет внедрения проектных форм организации работы по решению комплексных междисциплинарных задач университета | с 2022 года разработана и внедрена автоматизированная информационная система управления процессом выполнения программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 716-р, процессами разработки проектов и организации отдельных мероприятий, формализованы этапы планирования, управления, аналитики и оценки выполнения проектов | 2024 - 2035 годы |
29. | Создание информационной среды по управлению ресурсами и оценке результативности инвестиций, обеспечение всех участников процесса необходимой аналитической информацией и прогнозными данными. Модернизированная система управления, базирующаяся на модели цифрового университета | объединение существующих информационных систем университета, обеспечивающих реализацию текущих (операционных) процессов в единую информационную среду, что позволит оптимизировать управленческие процессы университета по всем направлениям деятельности. Реализация проекта позволит: увеличить долю субъектов университета с цифровыми инструментами обратной связи и проактивного управления на основе анализа данных до 70 процентов к 2035 году; увеличить долю цифровых сервисов доступных пользователям в единой цифровой среде в общем числе сервисов до 70 процентов к 2035 году | 2024 - 2035 годы |
30. | Модернизация системы управления образовательными программами и проектами | создание и внедрение системы менеджмента образовательных программ и цифровизация системы управления образовательными программами позволят реализовать проекты: профессионально ориентированное сопровождение учащихся и молодежи на территории Арктической зоны на основе цифрового портфолио и цифрового профиля; дистанционное обучение для удаленных территорий Арктической зоны; реализация образовательных программ на основе индивидуальных траекторий развития обучающихся; моделирование и прогнозирование индивидуальных треков развития субъектов образовательной деятельности; бюджетирование образовательных программ, автоматизированная оценка эффективности и качества образовательных программ - автоматизированных систем управления проектной деятельностью и управления инфраструктурой и ресурсами образовательной деятельности, онлайн-университет. Реализация проектов позволит: увеличить количество открытых онлайн-курсов, размещенных на дистанционных платформах, к 2030 году до 100 онлайн-курсов, к 2035 году - 150 онлайн-курсов (в 2019 году - 23 онлайн-курса); увеличить долю образовательных программ, реализуемых с применением технологий проектного обучения, в общем количестве основных профессиональных образовательных программ очной формы обучения к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 90 процентов (в 2019 году - 27,7 процентов); увеличить долю обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям к 2030 году до 80 процентов, к 2035 году до 100 процентов (в 2019 году - 18,2 процента) | 2024 - 2035 годы |
31. | Совершенствование системы сопровождения научной деятельности в Арктике | создание и внедрение системы мониторинга и анализа фундаментальных и прикладных научных исследований по арктическим направлениям, которая позволит исключить дублирование научных исследований, а также с учетом перераспределения позволит эффективнее использовать ограниченные финансовые, человеческие и материально-технические ресурсы. Реализация мероприятия позволит автоматизировать процессы учета и управления научной информацией | 2024 - 2030 годы |
32. | Совершенствование системы управления на основе международной модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством | сертификация позволит университету реализовывать образовательные программы с учетом перспективной потребности экономики Арктической зоны, позволит увеличить количество совместных образовательных программ с ведущими российскими и иностранными образовательными и научными организациями в сфере развития и освоения Арктики, в том числе программ "двойного диплома", программ, имеющих международную аккредитацию (сертификацию), к 2035 году не менее 15 программ (в 2019 году - 4 программы) | 2024 - 2035 годы |
33. | Обеспечение членства университета в международных организациях стран мира по вопросам глобальной арктической повестки | расширение сети профессиональных партнерств с ведущими международными организациями (ассоциациями), научно-образовательными центрами, проектными организациями и компаниями стран мира, занимающихся вопросами развития Арктики, в целях создания и реализации совместных экспериментальных и конкурсных программ (проектов), создания проектно-исследовательских лабораторий, инжиниринговых центров, что будет способствовать росту вовлеченности университета в мировое сообщество, развитию межкультурного диалога и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также использованию наиболее успешных доступных технологий в Арктической зоне | 2024 - 2035 годы |
Приложение N 2
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
(млн. рублей)
Источник финансирования | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2021 - 2026 годы |
I. Совершенствование образовательной деятельности - развитие человеческого капитала в интересах Арктики |
Итого по направлению | 81,8 | 240,1 | 313,5 | 171,5 | 129 | 134,1 | 1070 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет (субсидия на иные цели) | 59,7 | 218 | 267 | 85 | 85 | 90,1 | 804,8 |
иная приносящая доход деятельность | 22,1 | 22,1 | 46,5 | 86,5 | 44 | 44 | 265,2 |
II. Совершенствование научно-исследовательской и инновационной деятельности |
Итого по направлению | 40 | 48 | 52 | 85 | 123 | 143,8 | 491,8 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет (субсидия на иные цели) | 40 | 40,5 | 52 | 85 | 85 | 97,8 | 400,3 |
иная приносящая доход деятельность | 0 | 7,5 | 0 | 0 | 38 | 46 | 91,5 |
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктической зоне, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов |
Итого по направлению | 4,2 | 33,4 | 60 | 30,5 | 36,9 | 38,6 | 203,6 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет (субсидия на иные цели) | 0 | 24 | 48 | 25,5 | 28,9 | 30,6 | 157 |
иная приносящая доход деятельность | 4,2 | 9,4 | 12 | 5 | 8 | 8 | 46,6 |
IV. Развитие кадрового потенциала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" |
Итого по направлению | 3,5 | 5,5 | 5,5 | 10,6 | 6 | 6,8 | 37,9 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет (субсидия на иные цели) | 0 | 0 | 0 | 5,1 | 6 | 6,8 | 17,9 |
иная приносящая доход деятельность | 3,5 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 0 | 0 | 20 |
V. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры |
Итого по направлению | 256 | 167 | 0 | 130,9 | 138 | 104,5 | 796,4 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет (субсидия на иные цели) | 248 | 167 | 0 | 130,9 | 130 | 104,5 | 780,4 |
иная приносящая доход деятельность | 8 | 0 | 0 | 0 | 8 | 0 | 16 |
VI. Повышение эффективности управления федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" |
Итого по направлению | 180,5 | 73 | 139 | 93,5 | 90,1 | 102,2 | 678,3 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет (субсидия на иные цели) | 152,3 | 50,5 | 133 | 93,5 | 90,1 | 95,2 | 614,6 |
иная приносящая доход деятельность | 28,2 | 22,5 | 6 | 0 | 0 | 7 | 63,7 |
Итого по программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" на 2021 - 2035 годы | 566 | 567 | 570 | 522 | 523 | 530 | 3278 |
в том числе: | | | | | | | |
федеральный бюджет (субсидия на иные цели) | 500 | 500 | 500 | 425 | 425 | 425 | 2775 |
иная приносящая доход деятельность | 66 | 67 | 70 | 97 | 98 | 105 | 503 |
Приложение N 3
к Программе развития
федерального государственного
автономного образовательного
учреждения высшего образования
"Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова"
на 2021 - 2035 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА" НА 2021 - 2035 ГОДЫ
Показатель | Единица измерения | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2030 год | 2035 год |
I. Показатели качества образовательной деятельности |
1. | Средний балл единого государственного экзамена абитуриентов, поступающих на программы бакалавриата и специалитета | единиц | 66 | 67 | 69 | 72 | 74 | 81 | 84 |
2. | Доля магистрантов, аспирантов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся по программам высшего образования | процентов | 21 | 22 | 23 | 25 | 27 | 30 | 34 |
3. | Численность детей и молодежи, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества, принявших участие в мероприятиях университета | человек | 8000 | 10000 | 12000 | 15000 | 17000 | 25000 | 35000 |
4. | Доля образовательных программ, предусматривающих независимую оценку профессиональных квалификаций, в общем количестве основных профессиональных образовательных программ очной формы обучения | процентов | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 17 | 30 |
5. | Функционирование мастерских (лабораторий, центров), оснащенных современной материально-технической базой в соответствии с требованиями компетенций "Ворлдскиллс" | единиц | не менее 5 по 5 компетенциям | не менее 8 по 7 компетенциям | не менее 11 по 9 компетенциям | не менее 13 по 10 компетенциям | не менее 15 по 12 компетенциям | не менее 25 по 20 компетенциям | не менее 30 по 24 компетенциям |
6. | Доля обучающихся по программам высшего образования с возможностью выбора онлайн-курсов в объеме не менее 10 процентов общей трудоемкости образовательной программы от общего числа обучающихся | процентов | 20 | 32 | 68 | 94 | 98 | 100 | 100 |
7. | Доля обучающихся по индивидуальным учебным планам | процентов | 21 | 30 | 40 | 60 | 62 | 80 | 100 |
8. | Доля обучающихся по программам, обеспечивающим подготовку кадров в интересах развития Арктической зоны, в общей численности обучающихся по основным профессиональным образовательным программам | процентов | 53 | 57 | 61 | 64 | 66 | 75 | 85 |
9. | Доля обучающихся по программам высшего образования по очной форме, реализуемых в рамках сетевого взаимодействия, в общей численности обучающихся по программам высшего образования по очной форме | процентов | 5 | 7 | 10 | 13 | 16 | 25 | 34 |
10. | Доля обучающихся по программам высшего образования с оплатой стоимости обучения юридическими лицами и по договорам о целевой подготовке в общей численности обучающихся по программам высшего образования (очная форма) | процентов | 14 | 15 | 17 | 18 | 20 | 27 | 34 |
11. | Количество обучающихся и слушателей, прошедших обучение по образовательным программам и модулям на базе ресурсного центра инклюзивного образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова | человек | 200 | 250 | 320 | 390 | 460 | 550 | 830 |
12. | Количество обучающихся (нарастающим итогом), прошедших обучение по образовательным программам, направленным на подготовку кадров по приоритетам научно-технологического развития, в рамках научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" | человек | - | 15 | 45 | 90 | 150 | 300 | 500 |
13. | Доля обучающихся по программам подготовки кадров для цифровой экономики в общей численности обучающихся | процентов | 14 | 16 | 19 | 21 | 25 | 38 | 70 |
14. | Количество слушателей, прошедших обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности и по программам развития компетенций цифровой экономики | человек | 3000 | 5000 | 7000 | 9000 | 11000 | 19000 | 29000 |
15. | Количество участников студенческих военно-патриотических клубов и центров поисковой работы | человек | 500 | 550 | 600 | 650 | 700 | 1500 | 3000 |
16. | Количество участников студенческих волонтерских и антинаркотических объединений | человек | 550 | 600 | 650 | 700 | 750 | 1650 | 3500 |
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности |
17. | Объем финансовых ресурсов, привлеченных на выполнение прикладных научных исследований | млн. рублей | 100 | 150 | 250 | 300 | 320 | 550 | 1000 |
18. | Количество опубликованных статей в журналах, входящих в базу данных Web Of Science Core Collection и (или) Scopus, на 1 научного сотрудника в год | единиц | 0,5 | 0,75 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19. | Численность научно-педагогических работников, имеющих статьи в научных изданиях высших категорий научных журналов по степени востребованности (цитируемости) | человек | 30 | 45 | 60 | 75 | 100 | 200 | 350 |
20. | Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей | процентов | 30 | 35 | 40 | 45 | 50,1 | 52,5 | 55 |
21. | Доля научных проектов, которыми руководят молодые перспективные исследователи, в научных проектах, выполняемых в университете | процентов | 10 | 15 | 25 | 35 | 50 | 55 | 60 |
22. | Количество созданных результатов интеллектуальной деятельности (программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) | единиц | 25 | 27 | 30 | 35 | 42 | 80 | 100 |
23. | Объем доходов (сделок) от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат университету (в том числе при совместном правообладании) | тыс. рублей | 25 | 50 | 75 | 100 | 150 | 250 | 500 |
24. | Количество международных научно-образовательных экспедиций, реализация экспедиционного проекта "Арктический плавучий университет" | единиц | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 |
III. Научно-образовательное сопровождение процесса жизнедеятельности человека в Арктике, в том числе для повышения качества жизни коренных малочисленных народов |
25. | Количество образовательных программ для представителей коренных малочисленных народов, в том числе дополнительных образовательных программ | единиц | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 20 | 35 |
26. | Количество научных мероприятий (участие в конференциях, проведение семинаров) и публикаций по теме сохранения населения и повышения качества жизни в Арктической зоне, в том числе коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне | единиц | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 10 | 15 |
IV. Показатели интернационализации и международного признания |
27. | Доля иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) | процентов | 8 | 8,15 | 9 | 9,5 | 10 | 12 | 15 |
28. | Количество участников программ академической мобильности | человек | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 | 500 | 600 |
V. Повышение эффективности развития кадрового потенциала и управления университетом |
29. | Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации на основе анализа цифрового профиля и портфолио | процентов | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 |
30. | Численность иностранных исследователей и преподавателей, привлеченных для работы над проектами развития Арктической зоны | человек | 3 | 4 | 6 | 8 | 10 | 20 | 30 |
31. | Доля представителей партнерских организаций и предприятий в составе коллегиальных органов управления | процентов | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | 70 |
32. | Доля руководящего состава, в том числе работников, включенных в кадровый резерв и прошедших обучение | процентов | 70 | 75 | 80 | 90 | 100 | 100 | 100 |
33. | Цифровая трансформация административных и вспомогательных процессов (разработка и внедрение функциональных подсистем) | единиц | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 |
34. | Численность специалистов, имеющих опыт работы в ведущих иностранных и российских университетах и научных организациях, привлекаемых на руководящие должности | человек | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
VI. Показатели экономической устойчивости университета |
35. | Доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника | тыс. рублей | 4952,8 | 5165,77 | 5387,9 | 5619,58 | 5861,22 | 6113,25 | 6376,12 |
36. | Доходы от инновационной деятельности (доходы от управления результатами интеллектуальной деятельности (продажа патентов и лицензий), доходы от участия в капитале инновационных компаний, доходы от предоставляемых услуг, учрежденных инжиниринговых центров и других высокотехнологичных и интеллектуальных сервисов) | млн. рублей | 17 | 15 | 15 | 17 | 20 | 22 | 25 |