ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-599/20 от 23.03.2021 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Соцков П.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 – 251

23 марта 2021 г.

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего -

Самойленко А.И.,

судей:

Житникова Ю.В., Новикова М.Ю.,

с участием помощника судьи Шиловой Г.С., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-599/2020 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Московского гарнизонного военного суда от 27 ноября 2020 года, которым частично удовлетворен иск бывшего военнослужащего войсковой части капитана запаса Соколова Владимира Юрьевича к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека) о взыскании не начисленного инвестиционного дохода на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Заслушав доклад судьи Самойленко А.И., судебная коллегия

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Соколов обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил суд:

- признать незаконными действия должностных лиц Министерства обороны РФ, связанные с несвоевременным включением Соколова в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС);

- обязать Росвоенипотеку учесть на его именном накопительном счете (далее – ИНС) доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения (инвестиционный доход) за период с 21 июня 2008 года по 3 января 2019 года, то есть, по дату исключения из списков личного состава части, за вычетом учтенных на его ИНС накопительных взносов из федерального бюджета;

- обязать Росвоенипотеку направить данную денежную сумму в Министерство обороны РФ для перечисления на банковский счет;

- обязать Министерство обороны РФ в течение месяца перечислить на его банковский счет доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения (инвестиционный доход), за период с 21 июня 2008 года по 03 января 2019 года, за вычетом учтенных на ИНС истца накопительных взносов из федерального бюджета;

- взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Соколова доход от инвестирования денежных средств за период с июня 2008 года по 1 января 2019 года, в общей сумме 1124000 руб.

Определением Московского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2020 года рассмотрение данного дела определено в порядке гражданского судопроизводства.

Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.

Суд признал незаконными действия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением Соколова В.Ю. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Взыскал с Министерства обороны РФ в пользу Соколова В.Ю. недополученный доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в размере 1124700 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Соколову В.Ю. отказать.

В обоснование жалобы со ссылкой на пп. 6, 11 и 14 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ст.16 и ст. 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 07 ноября 2005 г. №655 указывает, что законодательство не содержит методики начисления инвестиционного дохода за периоды, в которых накопительные взносы фактически не доводились из бюджета.

Суд не учел, что начисление инвестиционного дохода на именной накопительный счет возможно лишь при наличии открытого именного накопительного счета участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а начисление инвестиционного дохода необходимо производить не из федерального бюджета, а за счет средств, полученных от инвестирования. Поскольку Соколов В.Ю. включен в реестр лишь в ноябре 2019 года, то его именной накопительный счет за оспариваемый период был закрыт, из чего следует, что получить доход от инвестирования за данный период не представляется возможным.

Ссылаясь на судебные постановления судов общей юрисдикции, принятые по делам со схожими фактическими обстоятельствами, обращает внимание, что законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников накопительно-ипотечной системы, которые были включены в реестр несвоевременно. Полагает, что восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, поскольку они являются величиной, известной и установленной Федеральным законом о федеральном бюджете за соответствующий год.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон о НИС) к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие – лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Аналогичную возможность предусматривала норма в редакции, действующей на момент возникновения у Соколова права на включение в реестр участников НИС.

Из материалов дела усматривается, что Соколов окончил военное образовательное учреждение профессионального образования и заключил первый контракт после 1 января 2005 г. и ему присвоено воинское звание офицера 21 июня 2008 г.

Частью 2 ст. 61 ГПК РФ определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Соколов приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы по окончании контракта. Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части. В связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами воинской части своих должностных обязанностей, он был включен в реестр участников НИС несвоевременно – в ноябре 2019 года, с датой возникновения основания для включения в реестр – 21 июня 2008 года. Соколов обратился ДД.ММ.ГГГГ к командиру войсковой части <данные изъяты> с просьбой о выплате учтенных на именном накопительном счете участника НИС денежных средств. Пакет документов на выплату Соколову названных денежных средств направлен в адрес территориального жилищного органа. После чего, ФГКУ «<данные изъяты> в январе 2020 года в адрес регистрационного органа (ДЖО и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ) направлен сводный список на исключение Соколова из реестра участников НИС. Поскольку, на момент рассмотрения дела, сводный список в адрес регистрирующего органа не поступил, то судом отказано в удовлетворении требования административного иска Соколова.

В то же время из справки, представленной ФГКУ «Росвоенипотека» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ИНС Соколова, как участника НИС, открыт только ДД.ММ.ГГГГ, с датой возникновения основания включения в реестр – ДД.ММ.ГГГГ, на основании сведений, поступивших из регистрирующего органа ДД.ММ.ГГГГ Учет накоплений на ИНС участника системы и передача их в доверительное управление производится с ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с первого квартала 2020 года. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения участнику системы не представлялся. ИНС участника НИС закрыт ДД.ММ.ГГГГ с правом на использование накоплений (дата исключения – ДД.ММ.ГГГГ). Денежные средства в размере 2335380 руб. 80 коп., в том числе и инвестиционный доход в сумме 71608 руб. 87 коп. перечислены на личный счет участника системы ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, из-за нераспорядительности должностных лиц федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, ответственных за включение военнослужащих в реестр НИС, Соколов в реестр участников НИС своевременно включен не был, в связи с этим за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему не начислялся инвестиционный доход.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставления целевого жилищного займа.

В силу ст. 5 Закона о НИС накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

В соответствии с ч.ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона о НИС учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС, участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.

В целях реализации ст. 7 Закона о НИС постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. № 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.

Приказом Министра обороны РФ от 8 октября 2018 г. № 555 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который в силу возложенных на него задач является центральным органом военного управления, осуществляющим, в том числе функции по организации и осуществлению работы по формированию и ведению реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил.

Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. № 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

В силу подп. «в» п. 5, п.п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655, именной накопительный счет включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.

Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

Внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы.

Изменения в именной накопительный счет вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.

При внесении изменений в именной накопительный счет производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.

В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.

Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Закона о НИС.

Таким образом, из-за нераспорядительности воинских должностных лиц федерального органа исполнительной власти в котором Соколов В.Ю. проходил военную службу, он своевременно в реестр участников НИС включен не был, а это привело к тому, что ФГКУ «Росвоенипотека» за период с 21 июня 2008 г. по 31 декабря 2019 г. не начисляла ему инвестиционный доход.

Согласно п. 42 сведений о средствах, учтенных на ИНС участников НИС (Приложение № 7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2018 году), по состоянию на 1 января 2019 г. сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в июне 2008 года, составляет 1124 700 рублей.

Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, от имени которой в силу ст. 1071 ГК РФ и во взаимосвязи с п. 3 ст. 125 ГК РФ могут выступать, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, в том числе, государственные органы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце втором п. 14 постановления от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснил, что субъектом, обязанным возместить вред по правилам ст. 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (п. 3 ст. 125 ГК РФ, ст. 6 пп.1 п. 3 ст. 158 БК РФ).

Исходя из установленных обстоятельств, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец с 21 июня 2008 г. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако по причине нераспорядительности должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включен в реестр участников НИС, что привело к начислению на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в него до даты открытия этого счета без учета дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, в результате чего Соколову В.Ю. причинен ущерб.

Учитывая приведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности действий должностных лиц Министерства обороны российской Федерации, связанных с несвоевременным включением Соколова В.Ю. в реестр участников НИС и правомерно взыскал с Министерства обороны Российской Федерации недополученный доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.

При этом нерегламентированность нормативно-правовыми актами правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, несвоевременно включенных в соответствующий реестр, а также отсутствие соответствующей методики расчетов инвестиционного дохода, сама по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, в связи с возмещением ущерба.

Вопреки доводам жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а обжалуемое решение базируется на правильном применении норм материального права.

Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по изложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Московского гарнизонного военного суда от 27 ноября 2020 года по иску Соколова Владимира Юрьевича к Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи: