ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-820 от 20.08.2020 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

Председательствующий по делу Буторин Е.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а - 820

20 августа 2020 г. г. Москва

Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:

председательствующего - Балабанова Н.Н.,

судей: Дзадзиева Д.А., Лаврентьева В.В.,

с участием помощника судьи Безносюк М.С. и административного истца рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-18/2020 по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее по тексту - ФГКУ «Росвоенипотека») Лебедева А.В. на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 27 марта 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - РВВДКУ) капитана Абрамова Дмитрия Игоревича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Росвоенипотека», связанных с отказом в расчете и начислении суммы доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.

Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

как видно из решения суда и материалов дела, Абрамов проходит военную службу в РВВДКУ. С 12 июня 2009 года подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) как лицо, окончившее военное образовательное учреждение профессионального образования и получившее в связи с этим первое воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 года (по 01 категории).

Однако по причине неправильного оформления документов, некомпетентности ответственных должностных лиц, отвечающих за ведение документации по НИС, административный истец несвоевременно включен в реестр участников НИС.

Регистрирующим органом - Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) Абрамов включен в реестр участников НИС только 10 января 2019 года, а именной накопительный счет открыт в феврале 2019 года.

По причине несвоевременного включения в названный реестр, накопительные взносы для жилищного обеспечения начислены ему без учета доходов от инвестирования за период с 2009 года по 2019 год.

Полагая свои права нарушенными, так как он должен был быть своевременно включен в реестр участников НИС, Абрамов просил суд:

- признать незаконными действия ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с отказом в расчете и начислении суммы дохода от инвестирования накоплений, который был бы начислен на его именной накопительный счет при своевременном включении в реестр участников НИС;

- обязать Министерство обороны Российской Федерации возместить ему убытки в виде неполученного дохода от инвестирования за период несвоевременного включения в реестр НИС с 12 июня 2009 года по 31 декабря 2018 года в размере <данные изъяты> рублей, путем перечисления в ФГКУ «Росвоенипотека» для зачисления на его именной накопительный счет (далее - ИНС);

- обязать ФГКУ «Росвоенипотека» определить величину неполученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 01 января 2019 года по настоящее время, который должен был быть начислен на ИНС при своевременном включении в реестр участников НИС, а Министерство обороны - перечислить этот инвестиционный доход в ФГКУ «Росвоенипотека» для зачисления на ИНС;

- взыскать с Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы, состоящие из расходов по оплате юридических услуг в размере 15 000 рублей, и оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Абрамова удовлетворил частично.

Суд обязал ФГКУ «Росвоенипотека» определить величину инвестиционного дохода, который был бы начислен Абрамову при своевременном включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих за период с 12 июня 2009 года по дату фактического включения в реестр участников НИС, и величину недополученного Абрамовым инвестиционного дохода за 2019 год, а Министерство обороны Российской Федерации, как распорядителя денежных средств, произвести дофинансирование ФГКУ «Росвоенипотека» в размере им рассчитанного за период с 12 июня 2009 года по дату фактического включения в реестр участников НИС инвестиционного дохода и недополученного Абрамовым инвестиционного дохода за 2019 год в целях зачисления указанных средств на именной накопительный счет Абрамова.

Суд также взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Абрамова судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей и оплатой юридических услуг в размере 9 000 рублей.

В остальной части требований суд отказал.

Представитель ФГКУ «Росвоенипотека», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и в удовлетворении требований административному истцу отказать.

При этом указывает, что действия ФГКУ «Росвоенипотека» по открытию именного накопительного счета Абрамова после поступления из регистрирующего органа сведений о включении его в реестр участников НИС совершены в строгом соответствии с императивными предписаниями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Решение суда в части определения суммы инвестиционного дохода Абрамова, которая была бы ему начислена в случае своевременного включения в реестр, является неисполнимым в связи с отсутствием утвержденных методик расчета инвестиционного дохода и соответствующих нормативно-правовых актов.

Утверждает, что заявленные требования не подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку являются по своей природе требованиями о признании права и должны были рассматриваться в исковом производстве. Судом неверно определен ответчик по заявленным требованиями и неправомерно удовлетворены требования к ФГКУ «Росвоенипотека», так как ответчиком должно выступать Министерство финансов РФ. Игнорирование данных требований процессуального закона нарушает права и законные интересы других участников НИС. В данном случае, истребование суммы инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета, выделяемых на цели НИС, нарушит права и законные интересы других участников НИС, а также ведет к дальнейшему увеличению общего размера недофинансирования средств федерального бюджета на функционирование НИС и, в конечном итоге, к дефициту средств федерального бюджета.

Приводя содержание ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О НИС»), отмечает, что полномочия и законные основания на начисление инвестиционного дохода за период до открытия именного накопительного счета у ФГКУ «Росвоенипотека» отсутствовали.

Объясняя появление инвестиционного дохода, настаивает, что размер инвестиционного дохода каждого участника напрямую зависит от суммы денежных средств, учтенных на его ИНС, от количества участников НИС, от суммы денежных средств, учтенных на ИНС всех участников НИС, от объема средств, находящихся в доверительном управлении, сроков инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. Рассчитать «объективную и достоверную величину» инвестиционного дохода, который был бы учтен на именном накопительном счете, в случае его своевременного включения в реестр участников НИС не представляется возможным.

Также поясняя порядок формирования накоплений, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, обращает внимание, что расчет суммы дохода производится относительно конкретного участника НИС, включенного в реестр, накопления которого переданы в доверительное управление, и отражают ту сумму инвестиционного дохода конкретного участника, которая должна быть ему начислена и учтена на его именном накопительном счете.

Разъясняет, что поскольку в период с 12 июня 2009 года по февраль 2019 года у административного истца ИНС открыт не был, то отсутствуют основания полагать, что доходы от инвестирования не получены по вине ФГКУ «Росвоенипотека».

В заключение автор жалобы указывает, что избранный судом первой инстанции административный порядок рассмотрения данного спора грубо нарушает требования материальных и процессуальных норм, подлежащих применению к данному правоотношению, создает необоснованные коллизии, посягающие на принцип законности правосудия. Вынесенный судебный акт не может быть признан законными и подлежат отмене.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», реализация права на жилище участниками НИС может осуществляться посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, а также предоставления целевого жилищного займа.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:

1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;

2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;

3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.

Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.

Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации.

Согласно п. 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.

Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган исполнительной власти).

Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.

Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.

В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.

Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.

Из материалов дела усматривается, что Абрамов 12 июня 2009 года окончил Рязанский военный автомобильный институт, далее проходил службу в различных воинских частях, а в настоящее время проходит военную службу в РВВДКУ и относится к обязательной категории включения в НИС согласно Федеральному закону от 20.08.2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», однако в НИС включен не был. Причинами невключения в реестр НИС Абрамова явились: неправильное оформление документов ответственными должностными лицами воинской части, в которой Абрамов ранее проходил военную службу; некомпетентность ответственных должностных лиц, отвечающих за ведение документации по НИС военнослужащих. 10 января 2019 года он включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения - 12.06.2009 года, а ИНС участника НИС Абрамова открыт 30.01.2019 года. Положенные накопления были учтены на ИНС Абрамова и переданы в доверительное управление с 01.02.2019 г., доход от их инвестирования начисляется и учитывается на его ИНС с 1 кв. 2019 года. По состоянию на 10.03.2020 г. на ИНС Абрамова учтены накопления для жилищного обеспечения с 12.06.2009 г. по 29.02.2020 г. в размере <данные изъяты> руб., в том числе доход от инвестирования накоплений за период с 1 кв. 2019 г. по 4 кв. 2019 г. в размере <данные изъяты> руб. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения Абрамову не предоставлялся, денежные средства не выплачивались.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Абрамов относится к категории участников НИС, указанной в п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20.08.2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а несвоевременно включен в реестр участников НИС по причине нераспорядительности действий должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации - воинской части, в которой он ранее проходил военную службу, в результате чего за период с 2009 года по дату фактического включения в реестр НИС доход от инвестирования на его ИНС не учитывался, а сумма инвестиционного дохода иных участников НИС, включенных в реестр в 2009 году, превышает размер такого дохода учтенного на ИНС Абрамова.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», постановлениями Правительства РФ от 7 ноября 2005 года № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2013 года № 865 «Об утверждении Порядка учёта сведений участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые ведутся на бумажных и (или) электронных носителях информации, Порядка регистрации именных накопительных счётов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» ФГКУ «Росвоенипотека» рассчитывает инвестиционный доход, а также учитывает доходы от инвестирования на ИНС участников, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с отказом в расчете и начислении суммы дохода от инвестирования накоплений, который был бы начислен на именной накопительный счет Абрамова при своевременном включении его в реестр участников НИС и для восстановления нарушенных прав административного истца возложил обязанность на ФГКУ «Росвоенипотека» определить размер инвестиционного дохода, который был бы начислен Абрамову в случае, если бы он был своевременно включен в реестр участников НИС за период с 12.06.2009 года по дату фактического включения в реестр участников НИС.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или ихдолжностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, от имени которой в силу ст. 1071 ГК РФ и во взаимосвязи с п. 3 ст. 125 ГК РФ могут выступать, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, в том числе, государственные органы.

В силу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по таким искам выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, главным распорядителем которого является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Согласно поди. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 этого Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализируя обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в результате незаконного бездействия воинских должностных лиц, на ИНС Абрамова учтены накопления в меньшем размере, чем предусмотрено ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», что нарушает его права, гарантированные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона на использование накоплений в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств либо на использование целевого жилищного займа.

С учетом приведенных норм, поскольку функции по расчету суммы дохода от инвестирования накоплений возложены на ФГКУ «Росвоенипотека», а Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих через НИС, так и защита их нарушенных нрав в указанной сфере, то суд первой инстанции обоснованно обязал это ведомство перечислить в ФГКУ «Росвоенипотека» для зачисления на ИНС Абрамова сумму инвестиционного дохода, который был бы ему начислен в случае, если бы он был своевременно включен в реестр участников НИС за период с 12.06.2009 года по дату фактического включения в реестр участников НИС, в размере определенном ФГКУ «Росвоенипотека», удовлетворив тем самым заявленные требования в данной части.

Доводам представителя административного ответчика, о невозможности рассчитать предполагаемый доход от инвестирования участника НИС Абрамова судом дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.

Суд первой инстанции, достоверно установив, что за период с 1 кв. 2019 г. по 4 кв. 2019 г. на ИНС Абрамова учтен доход от инвестирования накоплений, размер которого рассчитан без учета размера доходов от инвестирования предыдущих периодов, которые также, в свою очередь, участвуют в доверительном управлении и приносят инвестиционный доход, обоснованно возложил на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанность определить величину недополученного Абрамовым в 2019 году инвестиционного дохода, а на Министерство обороны РФ - обязанность перечислить рассчитанный ФГКУ «Росвоенипотека» недополученный Абрамовым в 2019 году инвестиционный доход.

Иная оценка в апелляционной жалобе обстоятельств дела по вышеизложенным основаниям является несостоятельной.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию представителей административных ответчиков, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рязанского гарнизонного военного суда от 27 марта 2020 года по административному исковому заявлению Абрамова Дмитрия Игоревича оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ «Росвоенипотека» Лебедева А.В. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

«Подписи»

Председательствующий

Судьи: