АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
248000, г. Калуга, ул.Ленина, д.90; тел: (4842) 505-902; факс: (4842) 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Дело № А23-4090/2021
6 октября 2021 годаг.Калуга
Резолютивная часть дополнительного решения объявлена 30.09.2021
Полный текст дополнительного решения изготовлен 06.10.2021
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Харчикова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ушаковой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества "Всерегиональное объединение "Изотоп" (ОГРН 1087746009130, ИНН 7704674312, 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 22)
к Калужской таможне (ОГРН 1024001338492, ИНН 4028016174, 248017, г.Калуга, ул. Воинская, д. 16)
о признании незаконным представления,
при неявке сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "В/О "Изотоп" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужской таможне (далее – таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2021 по делу № 10106000-573/2021 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде предупреждения, а также представления Калужской таможни от 28.04.2021 по делу № 10106000-573/2021.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 26.07.2021 (мотивированное решение изготовлено 09.08.2021) признано незаконным и отменено полностью постановление Калужской таможни от 28.04.2021 по делу № 10106000-573/2021.
При изготовлении полного текста решения установлено, что требование о признании незаконным представления Калужской таможни от 28.04.2021 по делу № 10106000-573/2021 судом не рассмотрено, в силу чего назначено судебное заседание для решения вопроса о вынесении дополнительного решения (статья 178 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, таможней обществу внесено представление от 28.04.2021 по делу № 10106000-573/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В представлении указано, что таковыми причинами и условиями является недостаточно ответственный подход генерального директора общества, отвечающего за соблюдение требований и условий помещения товаров под таможенную процедуру в установленный срок.
Обществу предложено принять необходимые меры и усилить контроль со стороны руководства за соблюдением таможенного законодательства, проявить заботливость и осмотрительность в целях надлежащего исполнения обязанностей таможенного представителя. Также на общество возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и представить информацию о принятых мерах в таможню в месячный срок со дня получения представления.
Часть 1 статьи 29.13 КоАП РФ наделяет в частности административный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, правомочием при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
Обязанность административного органа выявлять причины и условия совершения административного правонарушения следует из ч. 7 ст. 26.1 КоАП РФ.
Как указано выше, Арбитражным судом Калужской области признано незаконным и отменено полностью постановление Калужской таможни от 28.04.2021 по делу № 10106000-573/2021. Основанием к тому послужили недоказанность события правонарушения и вины общества.
В отношении недоказанности вины судом было указано, что представленными заявителем фотоматериалами подтверждается отсутствие информации о графике работы таможни (как обычном, так и измененном) как на информационном стенде, так и на входе в таможенный пост. При этом суд принял во внимание, что выходные дни 05.09.2020 и 06.09.2020 назначены для Обнинского таможенного поста рабочими днями приказом от 01.09.2020, что с учётом основанного на более долгосрочном планировании характера процесса ввоза и декларирования товара не позволяет участнику внешнеэкономической деятельности даже при должной осмотрительности предвидеть такое событие. По указанным причинам отсылки таможни к размещению информации на сайте судом не принимаются.
По мнению суда, недоказанность вины исключает возможность внесения представления.
В отношении отсутствия события правонарушения суд указывал, что согласно п. 9 ст. 4 ТК ЕАЭС в случае, если в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и в иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.
Данная норма по сути своей разъясняет порядок исчисления сроков в таможенном законодательстве, и накладывает на таможенный орган, для которого установлено время работы в нерабочие дни, обязанность совершать таможенные операции в нерабочие дни. Однако, по мнению суда, она не распространяется на обязанности иных участников таможенных правоотношений, в том числе заявителя. Аналогичные выводы в отношении данной нормы содержится в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-176663/2019.
При таких обстоятельствах недоказанным признано и событие правонарушения, поскольку вменённое заявителю нарушение срока основано на неверном исчислении этого срока.
Кроме того, из содержания статьи 29.13 КоАП РФ следует, что представление должно:
-быть основано на обстоятельствах, выявленных при производстве по делу об административном правонарушении;
-содержать описание этих обстоятельств как причин административного правонарушения и(или) условий, способствовавших его совершению;
-быть адресовано соответствующим организации или должностному лицу – то есть тем организации или лицу, чьи действия (бездействие) стали причиной административного правонарушения и(или) способствовали его совершению;
-содержать требование о принятии мер по устранению указанных причин и условий и сообщении внесшему представление административному органу в установленный срок.
В части 2 статьи 1.1 КоАП РФ задекларировано, что названный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Принципы презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и обеспечения законности (статья 1.6 КоАП РФ) mutatis mutandis (с учетом соответствующих различий) суд находит применимыми к представлениям.
Данные законоположения и принципы, включая принцип правовой определенности, в совокупности предъявляют к представлению также требование нормативной и фактической обоснованности.
В настоящем случае это означает, что в представлении должны быть указаны:
-конкретные фактические обстоятельства (деяния) адресата представления, и их связь с правонарушением;
-конкретные нормы права, нарушенные адресатом представления и(или) лицом, совершившим соответствующее административное правонарушение.
Иной подход непреодолимо препятствовал бы реализации принципа правовой определенности, поскольку не позволял бы достоверно установить и проверить, какие именно фактические обстоятельства и конкретные нормы законодательства послужили основанием для принятия оспариваемого представления.
Следует отметить, что при проверке законности и обоснованности акта органа власти суд не вправе подменять полномочия этого органа, а проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта по тем основаниям, которые в нем приведены.
Предметом настоящего спора является представление, в котором в качестве нарушенной нормы права указана лишь статья 14.16 КоАП РФ «Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций», имеется указание на нарушение «установленных требований и условий помещения товаров под таможенную процедуру в установленный срок».
Какие требования и условия (нормы права) нарушены обществом, а также в чём конкретно (где и когда) это выразилось, в представлении не указано. Связь представления и постановления в результате изложенного не прослеживается.
По каким причинам общество в представлении поименовано таможенным представителем, также неясно.
Таким образом, оспариваемое представление является незаконным, поскольку оно не обосновано ссылками на конкретные нормы права и фактические обстоятельства.
Поскольку незаконное и необоснованное представление нарушает права и законные интересы комитета, безосновательно возлагая на него обязанности по принятию мер к устранению фактов, незаконность которых в представлении не доказана, указанное нарушает права и законные интересы общества.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 178, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать незаконным и отменить полностью представление Калужской таможни об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 28.04.2021 по делу № 10106000-573/2021.
Дополнительное решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья Д.В. Харчиков