ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 03АП-1059/2011 от 07.10.2015 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о соответствии закону действий конкурсного управляющего

Резолютивная часть определения вынесена 01 октября 2015 года.  Определение в полном объеме изготовлено 07 октября 2015 года. 

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Ю.В. Хабибулиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Малуновой  рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу 

администрации Подсинского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 

на действия (бездействие) конкурсного управляющего открытым акционерным обществом  «Птицефабрика «Сибирская губерния» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ФИО1. 

В судебном заседании приняли участие:
представитель уполномоченного органа – ФИО2 (доверенность от 07.05.2015);
публика – ФИО3, ФИО4

Открытое акционерное общество «Птицефабрика «Сибирская губерния» (далее –  общество, должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его  несостоятельным (банкротом). 

Определением арбитражного суда от 26.01.2011 указанное заявление принято к  производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве)  общества. Признано обоснованным заявление общества о признании его несостоятельным  (банкротом), в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим  должником утверждён ФИО1 

Решением арбитражного суда от 06.07.2011 общество признано несостоятельным  (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным  управляющим утверждён ФИО1 

Определениями арбитражного суда от 18.01.2012 конкурное производство в  отношении должника продлено сроком на 6 месяцев, от 17.07.2012 - на 6 месяцев, от  16.01.2013 - на 6 месяцев, от 11.07.2013 - на 6 месяцев, от 20.01.2014 – на 6 месяцев, от  03.07.2014 – на 6 месяцев, от 29.12.2014 – на 6 месяцев, от 25.06.2015 – на 6 месяцев,  судебное заседание по рассмотрению итогов конкурсного производства назначено на  23.12.2015. 

В арбитражный суд 14.08.2015 поступила жалоба администрации Подсинского  сельсовета Алтайского района Республики Хакасия (далее – заявитель, администрация), в  которой заявитель просит признать необоснованным отказ конкурсного управляющего о  внеочередном погашении расходов на проведение мероприятий по недопущению  возникновения техногенной и (или) экологической катастрофы либо возможной гибели 


людей в селе Подсинее в осенне-зимний отопительный период в размере 28 730 000 рублей  из средств, вырученных от продажи имущества должника; обязать конкурсного  управляющего Суртаева Н.Х., комитет кредиторов должника, внести в порядок выплат  кредиторской задолженности во внеочередном порядке расходы в размере 28 730 000 рублей  и направить их заявителю для финансирования мероприятий по недопущению  возникновения указанных последствий. 

Определением арбитражного суда от 17.08.2015 жалоба администрации Подсинского  сельсовета Алтайского района Республики Хакасия принята к рассмотрению, судебное  заседание назначено на 09.09.2015, определением арбитражного суда отложено до  01.10.2015. 

До начала судебного заседания от конкурсного управляющего поступило ходатайство  о проведении судебного заседания в его отсутствие. 

В судебном заседании представитель уполномоченного органа указал на  необоснованность жалобы по основаниям, указанным в отзыве. 

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте  рассмотрения жалобы, в том числе с учётом положений статей 121, 123 АПК РФ, пункта 4  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011   № 12, путём направления определения от 09.09.2015 и его размещения на сайте  www.kad.arbitr.ru, размещения информации о перерывах в судебном заседании, о движении  дела на сайте Арбитражного суда Республики Хакасия, в судебное заседание не явились. На  основании статей 156, 223 АПК РФ арбитражный суд рассмотрел жалобу в их отсутствие. 

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие  фактические обстоятельства. 

в порядке пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вне  очереди, за счет средств, вырученных от продажи конкурсной массы, погашает расходы на  проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенной и (или)  экологической катастрофы, либо гибели людей в размере 28 730 000 рублей. 

размер оплаты за имущество предприятия (Лот № 1) не может быть ниже 28 730 000  рублей. В случае отсутствия покупателя все имущество передается в орган местного  самоуправления (Поселковый совет с. Подсинее) в соответствии с пунктом 1 статьи 148  Закона о банкротстве в счет оплаты мероприятий, предусмотренным поселковым советом с.  Подсинее, с целью недопущения указанных катастрофических последствий для населения  села. 

В ответе от 28.07.2015 № 523 конкурсный управляющий указал, что должник не  является градообразующим предприятием. Обратил внимание, что отдельного ходатайства,  заявления, требования о внеочередном погашении расходов в размере 28 730 000 рублей в  адрес конкурсного управляющего от администрации не поступало. 

По мнению заявителя, конкурсный управляющий в нарушение пункта 2 статьи 129  Закона о банкротстве отказался выполнить его требование. 

Заявитель полагает, что поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о  банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам могут предъявляться в ходе  конкурсного производства, конкурсный управляющий обязан сообщить администрации  возражения по требованию. Поскольку в процессе приемки от конкурсного управляющего  социально-значимых объектов выявлены существенные неисправности этих объектов, не  позволяющие их эксплуатировать без срочного проведения ремонта, при условиях отсутствия  денежных средств в бюджете, заявитель полагает, что средства, вырученные в ходе  конкурсного производства от реализации имущества должника, должны быть переданы  заявителю. 


Заявитель считает, что действия конкурсного управляющего в части отказа от  выполнения предъявленного требования нарушают и делают неисполнимыми основные  социально значимые функции администрации, прописанные в пунктах 14, 19 статьи 9 Устава  органа местного самоуправления, а именно: подачу горячей и холодной воды в жилые дома  граждан, социальные и другие объекты, находящиеся на территории села Подсинее;  организацию теплоснабжения домов граждан и предприятий села, в том числе социально- значимых; организацию водоотведения (канализационной системы села); организацию  бесперебойного электроснабжения жилых помещений граждан и предприятий села. В  качестве причины неудовлетворительного положения дел Администрация указывает на  выявленные в процессе приемки от конкурсного управляющего Суртаева Н.Х. существенные  неисправности объектов, которые не позволяют эксплуатировать эти объекты в осенне-  зимний период 2015-2016 годов без срочного проведения серьезного и дорогостоящего  ремонта, средства на который в бюджете отсутствуют. 

На основании вышеизложенного, заявитель приходит к выводу о том, что  совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что уже наступили  необратимые последствия, единственной возможностью избежать техногенную и  экологическую катастрофу является внеочередное погашение расходов на проведение  мероприятий по недопущению возникновения техногенной и (или) экологической  катастрофы либо возможной гибели людей в с. Подсинее в осенне-зимний отопительный  период, за счет средств, полученных от продажи имущества должника. 

Конкурсный управляющий представил возражения по доводам заявителя жалобы,  указав на следующие обстоятельства: 

на ходатайство заявителя № 344 от 07.07.2015 конкурсным управляющим 28.07.2015  направлен ответ, иных требований (заявлений, ходатайств) в его адрес не поступало; 

статьей 169 Закона о банкротстве установлены критерии отнесения организаций к  категории градообразующих предприятий, должник указанным критериям не отвечает,  соответственно, не может быть отнесен к предприятиям данной категории; 

конкурсным управляющим выполнены следующие мероприятия в рамках подготовки  котельной к отопительному сезону: замена тросов 126 метров лебедки ШЗУ котла 1; замена  ротора левого забрасывателя котла 1; замена подшипников приводного барабана первой  ленты топливоподачи; ремонт насосов подпитки теплосети с заменой подшипников; замена  переднего подшипника сетевого насоса 3; разборка колосниковой решетки котла 5,  подготовка к капитальному ремонту; разборка старых ходовых частей и рабочих колес с  дымососов котла 1 и 2; набивка сальников по питательной нитке на арматуре ДУ 80; 

в период с 15.04.2015 по 07.08.2015 конкурсным управляющим осуществлялись  мероприятия по обеспечению с. Подсинее теплом до момента окончания отопительного  сезона (05.05.2015), подача холодной воды осуществлялась до момента передачи социально  значимых объектов в муниципальную собственность (07.08.2015); 

в соответствии с пунктом 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально  значимых объектов в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо  дополнительных условий; 

администрация Подсинского сельсовета, являясь с 07.08.2015 собственником  социально значимых объектов, несет обязанности связанные с их содержанием и  поддержанием в надлежащем состоянии; 

в деле отсутствуют доказательства возникновения обязательств должника перед  администрацией на сумму 28 730 000 рублей; 

поскольку в заявлении администрации речь идет о расходах, возникающих в  будущем, рассматриваемое требование нельзя квалифицировать как текущие платежи,  следовательно, оно не подлежит удовлетворению во внеочередном порядке. 

В своем отзыве уполномоченный орган указал, что поскольку с 07.08.2015 заявитель  является собственником социально значимых объектов, то должен нести обязанности,  связанные с содержанием данных объектов. Погашение конкурсным управляющим 


необоснованных внеочередных расходов повлечет уменьшение конкурсной массы, что  нарушает права конкурсных кредиторов и уполномоченного органа на соразмерное и полное  погашение заявленных требований. 

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим  выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), дела о  несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам,  предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с  особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о  несостоятельности (банкротстве). 

Из материалов дела следует, что определением арбитражного суда от 11.08.2014  утверждены Предложения о порядке, сроках и условиях проведения торгов по реализации  имущества открытого акционерного общества «Птицефабрика «Сибирская губерния»  согласно которым часть имущества должника отнесена к социально значимым объектам: 

котельная, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 3375,8  квадратных метров, инв. № 177-30-2НС, литера В71; 

насосная станция № 4, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 19,5  квадратных метров, инв. № 4026, литера В; 

насосная станция № 5, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 32,6  квадратных метров, инв. № 4026, литера В; 

насосная станция № 70, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 12,3  квадратных метров, инв. № 4026, литера В; 

насосная станция № 71, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 12,3  квадратных метров, инв. № 4026, литера В; 

КНС -16, назначение: нежилое здание, 2 - этажный (подземных этажей -1), общая  площадь 136,1 квадратных метров, инв. № 4026, литера В79; 

КНС-66, назначение: нежилое здание, 2 - этажный (подземных этажей - 1), общая  площадь 123,2 квадратных метров, инв. № 4026, литера В59; 

КНС 66-А, назначение: нежилое здание, 2 - этажный (подземных этажей -1), общая  площадь 126,8 квадратных метров, инв. № 4026, литера В38; 

напорный коллектор, назначение: не указано, протяженность 3727,8 метров,  инв. № 204-34-1С, литера Л22. 

Пункт 6 статьи 129 Закона о банкротстве относит к социально значимым объекты,  используемые для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений,  других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений; объекты,  используемые для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно- поликлинической, стационарной медицинской помощи; объекты коммунальной  инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-,  тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и  утилизации (захоронения) бытовых отходов; объекты, предназначенные для освещения  территорий городских и сельских поселений; объекты, предназначенные для  благоустройства территорий. 

Судом установлено, что названные объекты значимы для жизнедеятельности  муниципального образования Подсинский сельсовет. 

Статьей 132 Закона о банкротстве регламентирован порядок передачи  нереализованных в ходе проведения торгов социально значимых объектов и иных объектов,  объектов коммунальной инфраструктуры. 

Согласно пунктам 5, 6 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты,  не проданные в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи, подлежат передаче в  муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице 


органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные  органы. 

При этом передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи,  в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий  на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким  определением. 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 39 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах,  связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», передача социально  значимых объектов и жилищного фонда социального использования соответственно в  муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального  использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании  определения суда в сроки, предусмотренные таким определением. 

Невозможность реализации имущества должника, являющегося социально-значимым,  влечет необходимость его передачи в муниципальную собственность вне зависимости от  наличия или отсутствия возражений со стороны муниципалитета. 

Таким образом, в силу прямого указания закона администрация как орган местного  самоуправления, обязана была принять спорные объекты в муниципальную собственность  непосредственно после получения уведомления от конкурсного управляющего и без каких- либо дополнительных условий, поскольку оспариваемый объект не реализован в порядке  предусмотренным статье 132 Закона о банкротстве. 

Во исполнение вышеназванных норм права по акту приема-передачи от 07.08.2015  конкурсный управляющий ФИО1 передал Администрации Подсинского сельсовета  Алтайского района Республики Хакасия в лице главы Подсинского сельсовета ФИО5,  а администрация приняла следующее имущество, относящееся к социально значимым  объектам: 

котельная, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 3375,8  квадратных метров, инвентарный № 177-30-2НС, литера В71; 

насосная станция № 4, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 19,5  квадратных метров, инвентарный № 4026, литера В; 

насосная станция № 5, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 32,6  квадратных метров, инвентарный № 4026, литера В; 

насосная станция № 70, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 12,3  квадратных метров, инвентарный № 4026, литера В; 

насосная станция № 71, назначение: нежилое здание, 1 - этажный, общая площадь 12,3  квадратных метров, инвентарный № 4026, литера В; 

КНС - 16, назначение: нежилое здание, 2 - этажный (подземных этажей - 1), общая  площадь 136,1 квадратных метров, инвентарный № 4026, литера В79; 

КНС-66, назначение: нежилое здание, 2 - этажный (подземных этажей - 1), общая  площадь 123,2 квадратных метров, инвентарный № 4026, литера В59; 

КНС 66-А, назначение: нежилое здание, 2 - этажный (подземных этажей - 1), общая  площадь 126,8 квадратных метров, инвентарный № 4026, литера В38; 

напорный коллектор, назначение: не указано, протяженность 3727,8 метров,  инвентарный № 204-34-1С, литера Л22. 

Как указано выше, передача социально значимых объектов в собственность  муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий,  законом не установлена обязанность должника по несению каких-либо дополнительных  расходов по содержанию таких объектов. 

В соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной  массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед 


кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника  банкротом. 

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных  подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо  гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по  недопущению возникновения указанных последствий (пункт 1). 

Как следует из акта приема-передачи от 07.08.2015 Администрации Подсинского  сельсовета Алтайского района Республики Хакасия приняла от должника имущество,  относящееся к социально значимым объектам. 

Таким образом, должник не может нести расходы на проведение мероприятий по  недопущению возникновения техногенные и (или) экологические катастрофы в отношении  того имущества, которое ему не принадлежит, вследствие того, что соответствующая  деятельность должником уже не ведется. 

Из анализа пункта 1 статьи 60, статьи 20.3, статьи 129 Закона о банкротстве следует,  что основанием для удовлетворения жалобы является установление арбитражным судом  фактов несоответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего  законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных  интересов кредиторов или должника. 

По итогам рассмотрения жалобы администрации арбитражный суд не установил факт  неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на  него обязанностей. Вменяемое заявителем неправомерное действие (бездействие) со стороны  конкурсного управляющего отсутствует. 

При таких обстоятельствах жалоба администрации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 20.3, 60 Федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отказать в удовлетворении жалобы администрации Подсинского сельсовета  Алтайского района Республики Хакасия. 

Настоящее определение подлежит немедленному исполнению и может быть  обжаловано в десятидневный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы  в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск). Апелляционная жалоба подаётся  через Арбитражный суд Республики Хакасия. 

Судья Ю.В. Хабибулина