1055/2021-35686(1)
Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 06АП-4850/2021
Резолютивная часть определения объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст определения изготовлен 27 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Мильчиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО «Финансовый и организационный консалтинг»: ФИО1, представитель по доверенности от 30.12.2020 № 5;
от Минэкономразвития Амурской области: ФИО2, представитель по доверенности от 13.09.2021 № 7251-В3, ФИО3, представитель по доверенности от 13.09.2021 № 7250-18, ФИО4, представитель по доверенности от 24.12.2020 № 10687-18;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Финансовый и организационный консалтинг»
на решение от 01.07.2021
по делу №А04-6710/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью «Финансовый и организационный консалтинг» (ОГРН <***>, г. Москва)
[A1] к Министерству экономического развития Амурской области (ОГРН 1122801005062, Амурская область, г. Благовещенск)
о взыскании 5 495 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Финансовый и организационный консалтинг» (ООО «ФОК») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Министерства экономического развития Амурской области (Минэкономразвития Амурской области) 5 495 000 руб.
Требование мотивировано ненадлежащим исполнением обязательства по оплате выполненных по контракту № 103/19 от 09.01.2020 работ (1 этап).
Решением от 01.07.2021 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО «ФОК» считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на недостоверность положенного в основу оспариваемого решения экспертного заключения, выполненного ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса». (ФГБОУ ВО «ВГУЭиС»).
В обоснование указано на необъективность заключения, поскольку экспертиза проведена участником процедуры закупки по контракту, проигравшим ООО «ФОК» по критериям качества и квалификации участника, указавшим в письме от 11.02.2021 о согласии на проведение экспертизы ложные сведения об опыте выполнения проектов, аналогичных НИР; необоснованный отказ суда в назначении по делу повторной судебной экспертизы.
Заключение содержит ряд недостатков, неполноту исследования, наличие подписей иных лиц, кроме экспертов, редакция выводов экспертов не соответствует редакции вопросов, поставленных судом, отсутствует описание хода исследования, методов и методики исследования, выводы экспертов о несоответствии результата НИР требованиям нормативных правовых актов построены на основе сравнения результата НИР с нормативными правовыми актами, которым спорные работы соответствовать не должны.
В обоснование данного довода в ходе рассмотрения спора ООО «ФОК» представило заключение специалиста ФГБУ ВО «Пятигорский государственный университет» - профессора ФИО5 от 18.06.2021, в
[A2] котором подробно рассмотрены ошибки, допущенные экспертами, и влияющие на их выводы.
Кроме того, замечания, выставлявшиеся министерством к результату 1 этапа НИР в течение срока действия контракта и позднее в процессе рассмотрения дела, каждый раз являлись новыми, а не выставлялись повторно, как не исправленные ООО «ФОК».
Так, в ходе рассмотрения настоящего дела ООО «ФОК» представило письма министерства от 20.05.2020 № 4751-06, от 31.07.2020 № 6707-04, в которых указаны все замечания, поступившие от министерства в ходе исполнения контракта. Сравнение указанных писем свидетельствует о том, что каждое из них содержит замечания, не выставлявшиеся министерством ранее к предыдущим версиям результата 1 этапа работ НИР.
В этой связи суд ошибочно оценил замечания министерства, выставленные впервые, как выставляемые повторно.
Более того, устранение ООО «ФОК» всех замечаний, поступавших от министерства в период исполнения контракта, установлено вступившим в силу решением УФАС по Амурской области от 02.09.2020 № РНП-28- 62/2020.
При этом, Проект Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года был передан министерством Правительству Амурской области и официально опубликован последним уже 20.05.2020. Правительство, в свою очередь, опубликовало статью, в которой прямо указано на завершение выполнения первого этапа контракта и о переходе ко второму этапу.
Министерство использовало результат 1 этапа работ НИР по назначению, направив Министерству экономического развития РФ, которое, в свою очередь, рассмотрело и согласовало указанную документацию с предложением внести лишь незначительные корректировки.
По условиям контракта выполняемая НИР включает в себя доработку проектов Стратегии и Плана мероприятий по результатам согласований с областными и федеральными органами государственной власти и общественных обсуждений (пункт 6 Технического задания к контракту); выставление замечаний министерством и иными федеральными органами исполнительной власти и их исправление ООО «ФОК» является одной из процедур, предусмотренных законом и Техническим заданием к контракту, и не свидетельствует о низком качестве результатов НИР.
[A3] Возражения министерства о невозможности использования полученного результата НИР противоречат фактическим обстоятельствам, в частности, на основании разработанной ООО «ФОК» документации утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Амурской области (Постановление губернатора Амурской области от 19.08.2021 № 170; предложения по развитию отраслей по кластерной модели, приведенные в Проекте Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года, в настоящее время реализуются руководством Амурской области на практике).
В качестве доказательства соответствия научно-исследовательской работы условиям государственного контракта ООО ФОК» представлено заключение специалиста ФГБУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова» - доктора экономических наук, доцента ФИО6 от 20.08.2020 № 2/2021.
Согласно данному заключению выполненный ООО «ФОК» проект Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года соответствует условиям государственного контракта № 103/19 от 09.01.2020, требованиям Технического задания (Приложение № 1 к контракту) и нормам Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Ряд замечаний является конкретным (перечень приведен в Таблице 4); ни одно из замечаний не является обоснованным и не является существенным; все сформулированные замечания являются устранимыми.
Кроме того, передав министерству результаты первого этапа НИР «Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятия по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года» в первоначальной редакции 25.03.2020, затем в скорректированных редакциях 12.05.2020, 13.07.2020 и 10.08.2020, в отсутствие замечаний к последней редакции, министерство получило результат второго этапа НИР 29.07.2020, не заявив к нему каких-либо замечаний, а также денежные средства, перечисленные ООО «ФОК» в обеспечение исполнения гарантийных обязательств по факту выполнения всего объема работ в порядке, предусмотренном разделом 8 контракта.
Между тем, ни результаты первого, ни результаты второго этапа НИР, ни денежные средства, внесенные ООО «ФОК» после завершения
[A4] выполнения НИР в обеспечение исполнения гарантийных обязательств, министерство не возвратило, результат выполненных работ не оплачен.
В подтверждение своей позиции ООО «ФОК» представлены:
- статья с официального сайта Правительства Амурской области «Опубликован проект стратегии Приамурья до 2035 года, который создавался с учетом мнения амурчан»,
- сведения о размещении проекта Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года официальном сайте Министерства экономического развития РФ,
- скан-копия письма Министерства экономического развития РФ от 21.10.2020 № Д14и-34762,
- постановление Губернатора Амурской области от 19.08.2021 № 170,
- статья РИА Новости «ФИО7 и ФИО4 посетили газохимический кластер Приамурья»,
- статья Российской газеты «В ТОР Свободный будет создан газохимический кластер»,
- статья с официального сайта Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики «ТОР «Свободый» станет центром развития нефтегазохимического комплекса на Дальнем Востоке»,
- статья с официального сайта Правительства Амурской области «Угольно-логический кластер может появиться на территории Тындинского района».
Поскольку суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам, учитывая необходимость всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и правильного рассмотрения спора, в целях соблюдения принципа равноправия сторон представленные документы приобщены к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ.
По мнению заявителя жалобы, приведенные обстоятельства доказывают факт получения министерством результата НИР в качестве, пригодном для передачи в вышестоящий орган власти для публичного представления, еще 12.05.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу Минэкономразвития Амурской области выразило несогласие с ее доводами, ссылаясь на ненадлежащее качество выполненных по первому этапу работ.
Так, в соответствии с условиями заключенного контракта экспертиза выполненных работ по первому этапу проводилась министерством своими
[A5] силами; в экспертных заключениях от 20.04.2020, 29.05.2020, 31.07.2020 министерство неоднократно указывало исполнителю на наличие в работе недостатков, подлежащих устранению, которые носят существенный характер, поскольку требуют значительной доработки, что свидетельствует о несоответствии результата работ условиям контракта и, как следствие, о невозможности использования результата работ по назначению.
Поскольку после неоднократного предоставления ООО «ФОК» возможности исправить результат выполненной работы по первому этапу исполнителем по состоянию на 31.07.2020 результат надлежащего качества, соответствующий требованиям Технического задания к контракту, не представлен, министерством 31.07.2020 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В отсутствие доказательств надлежащего исполнения принятых на себя по контракту обязательств оплата за первый этап работ не произведена.
По мнению министерства, доводы ООО «ФОК» о наличии в судебном экспертном заключении недостатков, с которыми последнее не могло быть признано судом надлежащим доказательством по делу, являются исключительно субъективными и оценочными и по существу сводятся к несогласию с полученными результатами экспертизы, выполненной высококвалифицированными специалистами, в отсутствие противоречий и неясностей.
Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства уклонения министерства от приемки спорных работ, которые выполнены некачественно, что подтверждено материалами дела, обязанность по оплате представленных работ у министерства не возникла, а переданная документация не имеет потребительской ценности и непригодна к использованию по назначению.
В дополнительных возражениях на пояснения ООО «ФОК» министерство указало на то, что контрактом не установлена форма мотивированного отказа от приемки работ; согласие исполнителя с замечаниями, перечисленными в заключении, который приступил к исправлению ранее представленного проекта стратегии.
При этом, Минэкономразвития Амурской области предусмотренную Правилами процедуру согласования проекта стратегии не инициировало, в информационной системе «Управление» указанный проект стратегии не размещало, не прикладывало обосновывающих материалов, которые включают в себя статистические, аналитические, картографические и иные
[A6] материалы, определяющие и иллюстрирующие основные положения проекта; в информационной системе «Управление» отсутствует информация о согласительных процедурах в отношении данного проекта стратегии.
Дело рассмотрением откладывалось, в ходе которого ООО «ФОК» заявлено ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы, с представлением: документов о профессиональной подготовке экспертов, писем ФГБУН «Вологодского научного центра Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН) и ФГБОУ ВО «Московский педагогический университет» о готовности проведения экспертизы по настоящему делу, платежное поручение о перечислении денежных средств в депозит апелляционного суда.
Возражая против удовлетворения ходатайства, Минэкономразвития указало на правомерный отказ суда первой инстанции в назначении повторной экспертизы, поскольку само по себе несогласие с выводами эксперта не может свидетельствовать о неполноте и противоречивости проведенного экспертного исследования. Кроме того, обращаясь в суде первой инстанции с подобным ходатайством, ООО «ФОК» не представило кандидатуры экспертов, их согласие на проведение экспертизы, доказательства внесения денежных средств в депозит суда.
В судебном заседании 20.10.2021, проводившемся в режиме он-лайн связи, представители сторон поддержали каждый свою позицию, настаивая на ее удовлетворении.
Рассмотрев заявленное ООО «ФОК» ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы, апелляционный суд считает его подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно материалам дела 09.01.2020 между Минэкономразвития Амурской области (заказчик) и ООО «ФОК» (исполнитель) на основании протокола по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме от 18.12.2019 № 0123200000319003463 заключен государственный контракт № 103/19, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязался выполнить научно-исследовательскую работу на тему: «Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года» и передать полученные при выполнении работ результаты в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
[A7] Заказчик, со своей стороны, обязался принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы, предусмотренные контрактом.
Выполнение работ по контракту осуществляется в два этапа:
- 1 этап: разработка Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года - до 01.04.2020;
- 2 этап: разработка Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года - до 01.08.2020 (пункт 1.4 контракта).
Согласно пункту 1.5 государственного контракта наименования, виды работ по контракту, требования, предъявляемые к выполнению работ, включая параметры, определяющие качественные и количественные характеристики работ, особые условия выполнения работ, требования к результатам работ, требования к отчетной документации и другие условия исполнения контракта определяются в Техническом задании на выполнение работ (приложение № 1 к контракту).
Сроки выполнения работ, последовательность действий исполнителя при выполнении работ, изложенная в хронологическом порядке по дате завершения каждого отдельного этапа (вида работ), устанавливаются в Календарном плане выполнения работ (приложение № 2 к контракту) (пункт 1.6).
В соответствии с пунктами 2.1.5, 2.1.7 контракта датой начала выполнения работ является дата подписания контракта сторонами; датой окончания отдельного этапа выполнения работ по контракту является дата подписания сторонами акта сдачи-приемки работ по отдельному этапу контракта; дата окончания отдельного этапа выполнения работ по контракту не может быть позднее даты, указанной в Техническом задании и Календарном плане.
Согласно пункту 3.1 стоимость работ по контракту в соответствии с приложением № 3 составляет 10 990 000 руб., НДС не облагается, в том числе: стоимость выполнения работ в 2020 году – 5 495 000 руб. за 1 этап; 5 495 000 руб. за 2 этап.
Расчеты с исполнителем осуществляются в пределах стоимости выполнения отдельного этапа работ в течение 30 дней с момента представления исполнителем подписанного сторонами акта сдачи-приемки работ по отдельному этапу контракта (пункт 3.6).
Пунктом 4.1.1 контракта предусмотрено, что выполненные работы принимаются заказчиком по акту сдачи-приемки работ по отдельному этапу
[A8] контракта. При приемке, в том числе, проверяется соответствие объема и качества выполненных работ требованиям контракта.
Согласно пункту 6 Технического задания (приложение № 1) работа включает в себя следующие мероприятия:
- организация научных исследований (результаты работы: программа выполнения научных исследований);
- выполнение научных исследований и разработка проектов Стратегии и Плана, с учетом документов территориального планирования Амурской области (результаты работы: проект Стратегии, проект Плана);
- подготовка демонстрационных материалов по проектам Стратегии и Плана (результаты работы: демонстрационные материалы по проектам Стратегии и Плана);
- доработка проектов Стратегии и Плана по результатам согласований с областными и федеральными органами государственной власти и общественных обсуждений (результаты работы: доработанный проект Стратегии; доработанный проект Плана).
Основные требования к содержанию работы перечислены в приложении № 2 к Техническому заданию.
В соответствии с Календарным планом 1 этап работ – разработка Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года подлежит выполнению в срок до 01.04.2020; 2 этап работ – разработка Плана мероприятий по реализации Стратегии социально экономического развития Амурской области до 2035 года подлежит выполнению до 01.08.2020.
Заказчик письмом от 20.04.2020 № 3521-06 направил исполнителю Заключение по результатам экспертизы соответствия результатов выполненных обязательств условиям государственного контракта от 09.01.2020 № 103/19, с указанием перечня выявленных в научно-исследовательской работе недостатков и предложением их устранения в срок до 12.05.2020.
[A9] 12.05.2020 письмом № 64/ф исполнитель направил заказчику откорректированный результат выполненных по первому этапу работ, с учетом замечаний заказчика.
Письмом от 13.07.2020 № 86/ф исполнитель вновь направил заказчику результат выполненных по первому этапу работ по контракту, акт сдачи-приемки выполненных работ от 25.03.2020 № 200325-01 на подписание и счет от 13.07.2020 № 200713-01 на оплату.
Письмом от 31.07.2020 № 6707-04 заказчик направил исполнителю Заключение по результатам экспертизы соответствия результатов выполненных обязательств условиям государственного контракта от 09.01.2020 № 103/19, с указанием перечня выявленных в научно-исследовательской работе недостатков, выводов о несоответствии проекта Стратегии социально экономического развития Амурской области до 2035 года нормам Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», отказавшись от приемки выполненных работ.
Письмом от 27.07.2020 № 98/ф исполнитель направил заказчику научные исследования в рамках второго этапа работ по контракту, акт сдачи-приемки второго этапа работ от 27.07.2020 № 200727-01, счет от 27.07.2020 № 200727-02 на оплату.
[A10] результат выполненных работ, комментарии относительно обоснованности замечаний, счет от 10.08.2020 № 200810-01 на оплату.
Информация о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 09.01.2020 № 103/19 направлена Минэкономразвития Амурской области в Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области.
Выполненные истцом по первому этапу работы по государственному контракту на выполнение научно-исследовательской работы на тему: «Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года» от 09.01.2020 № 103/19 на сумму 5 495 000 руб. ответчиком не оплачены.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В силу статьи 773 ГК РФ исполнитель в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан:
выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результаты в предусмотренный договором срок;
согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретение прав на их использование;
своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;
[A11] незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;
гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Статья 65 АПК РФ возлагает на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение заявленных требований ООО «ФОК» в материалы дела представлены: акты о приемке выполненных работ, счета на оплату, заключение специалиста ФГБУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова» - доктора экономических наук, доцента ФИО6 от 20.08.2020 № 2/2021, согласно которому выполненный ООО «ФОК» проект Стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года соответствует условиям государственного контракта № 103/19 от 09.01.2020, требованиям Технического задания (Приложение № 1 к контракту) и нормам Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения настоящего спора, учитывая возражения Минэкономразвития Амурской области относительно заявленных требований, со ссылкой на выполнение первого этапа работ с ненадлежащим качеством, судом первой инстанции по делу назначена комиссионная судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» ФИО8 и ФИО9
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
[A12] работы на тему: «Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года» от 09.01.2020 № 103/19 требованиям нормативных правовых актов и технического задания?
Согласно экспертному заключению ФГБОУ ВО «ВГУЭиС» № 2/2021 от 20.05.2021 результаты выполненных по государственному контракту № 103/19 от 09.01.2020 работ не в полной мере соответствуют требованиям нормативных правовых актов, требованиям Технического задания.
Выявленные недостатки являются существенными, требуют существенной доработки.
Возражая против выводов экспертов ФГБОУ ВО «ВГУЭиС», приведенных в заключении № 2/2021 от 20.05.2021, ООО «ФОК» со своей стороны представило заключение специалиста ФГБУ ВО «Пятигорский государственный университет» от 18.06.2021, в котором отражены ошибки, допущенные экспертами, повлиявшие на их выводы.
Кроме того, в качестве обоснования исковых требований ООО «ФОК» в материалы дела представлено заключение специалиста ФГБУ ВО «Российский экономический университет им Г.В. Плеханова» от 20.08.2020 № 2/2021, согласно которому выполненный ООО «ФОК» результат работ по первому этапу контракта № 103/19 от 09.01.2020 соответствует его условиям, требованиям Технического задания и нормам Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; ряд замечаний является конкретным (перечень приведен в Таблице 4); ни одно из замечаний не является обоснованным и не является существенным; все сформулированные замечания являются устранимыми.
[A13] В соответствии с частью 1 статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
Согласно части 2 указанной статьи в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Последствия выполнения работ с недостатками установлены в статье 723 ГК РФ.
В силу пункта 6 статьи 753 ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
При наличии иных недостатков (то есть недостатков, которые не исключают возможность использования результата работ для предусмотренной договором цели или являются устранимыми) заказчик вправе предъявить генеральному подрядчику требования, основанные на пункте 1 статьи 723 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
С учетом изложенного, ходатайство ООО «ФОК» признается обоснованным.
Кроме того, судебная экспертиза проведена ФГБОУ ВО «ВГУЭиС», являвшегося участником процедуры закупки по спорному контракту, проигравшего ООО «ФОК» по критериям качества и квалификации участника, что в определенной степени ставит под сомнение объективность самого исследования данной экспертной организацией.
Таким образом, принимая во внимание предмет спора, позицию сторон, наличие в материалах дела судебного экспертного заключения и заключений специалистов, противоречащих друг другу, апелляционный суд считает необходимым в целях определения качества выполнения научно-
[A14] исследовательской работы назначить по делу дополнительную судебную экспертизу с постановкой тех же вопросов, а также дополнительно вопроса, касающегося стоимости устранения недостатков в случае их наличия.
Рассматривая кандидатуры экспертов и экспертных организаций, апелляционный считает необходимым поручить проведение экспертизы эксперту Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ФГБУН ВолНЦ РАН) доктору экономических наук, профессору ФИО10 (имеющей общий трудовой стаж с 1985 года, в данной научной организации – 23 года, научную специализацию – региональная экономика, пространственная экономика, управление социально-экономическим развитием территорий, заместителю директора на научной работе, заведующей отделом проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах, имеющей научные публикации, в том числе: «О стратегии развития региона», «Оценка реализации стратегии развития региона», «Социально-экономическое развитие территорий: проблемы эффективности региональной политики», «Устойчивость развития территорий и современные методы управления//Проблемы развития территории»).
Оснований, предусмотренных статьей 23 АПК РФ для отвода данному эксперту и экспертной организации, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 87, 144-145, 184-185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить по делу № А04-6710/2020 дополнительную судебную экспертизу результата научно-исследовательской работы, проведение которой поручить эксперту Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (ОГРН <***>, 160014, <...>, телефон <***>, факс (8172) 59-78-02)
- доктору экономических наук, профессору ФИО10.
Перед экспертом поставить следующие вопросы:
[A15] 1) Соответствуют ли результаты выполненных ООО «Финансовый и организационный консалтинг» работ по государственному контракту № 103/19 от 09.01.2020 на выполнение научно-исследовательской работы на тему: «Разработка проектов стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Амурской области до 2035 года» требованиям нормативных правовых актов и технического задания?
На основании части 2 статьи 86 АПК РФ эксперт вправе включить в заключение свои выводы по вопросам, которые перед ним не были поставлены, если обстоятельства и выводы имеют значение для дела.
В силу статьи 16 Закона об экспертной деятельности эксперт не вправе:
- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
- самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы.
Разъяснить сторонам о необходимости содействия в проведении экспертизы, право присутствовать при проведении экспертизы, не вмешиваясь в ход исследований, если такое присутствие не помешает работе экспертов.
В распоряжение эксперта предоставить материалы гражданского дела № А04-6710/2020.
Предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (руководителю экспертной организации отобрать соответствующую подписку у эксперта).
[A16] Установить ориентировочную стоимость проведения экспертизы – 300 000 руб. В случае увеличения стоимости исследования эксперту вместе с заключением представить обоснование увеличения стоимости экспертизы.
Определить срок проведения экспертизы до 10 декабря 2021 года.
В случае невозможности провести экспертизу в указанный срок экспертной организации проинформировать о данном обстоятельстве Шестой арбитражный апелляционный суд.
Экспертной организации выставить в адрес Шестого арбитражного апелляционного суда счет-фактуру, счет и акт выполненных работ (с указанием номера арбитражного дела) (в двух экземплярах) для перечисления денежных средств, находящихся на депозитном счете суда.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» денежные суммы, причитающиеся эксперту, согласно части 1 статьи 109 АПК РФ выплачиваются после выполнения им своих обязанностей в связи с производством экспертизы, за исключением случаев применения части 6 статьи 110 Кодекса.
Перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счета суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм. Суд выносит такой акт по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.
Производство по делу № А04-6710/2020 ( № 06АП-4850/2021) приостановить на время проведения экспертизы.
Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в кассационном порядке в течение одного месяца.
Необходимые сведения, лица, участвующие в деле, могут получить по телефону № <***>, факс <***>, на доске объявлений в здании суда по адресу: <...> и на официальном сайте суда в сети интернет http://6aas.arbitr.ru.
Председательствующий М.О. Волкова Судьи В.Г. Дроздова И.А. Мильчина