АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа Дело № А07-21494/2010 31 марта 2016 года
Резолютивная часть определения объявлена 15.03.2016
Полный текст определения изготовлен 31.03.2016
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С. Л., рассмотрев заявление Главы КФХ "Куряш-Буляк" ФИО1 об уменьшении размера взыскания по постановлению от 20.01.2014 по исполнительному производству , возбужденному на основании решения по делу А07-21494/2010 рассмотренному по иску
Индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Главе КФХ "Куряш-Буляк" ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 6 000 000 руб. – долга по договору № 2 от 15.04.2010, при участии в судебном заседании:
от Главы КФХ "Куряш-Буляк" ФИО1: ФИО1, предъявлен паспорт, ФИО3. доверенность № 1 от 01.03.2016, предъявлен паспорт,
от УФССП по РТ: ФИО4, доверенность № 53 от 21.10.2015, предъявлено служебное удостоверение,
от Индивидуального предпринимателя ФИО2: не явился, явку представителя не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. ст. 121-123 АПК РФ, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте суда.
Индивидуальный предприниматель Кадыров Р.Х. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о взыскании с Главы КФХ "Куряш-Буляк" Лукманова Ф.Г. задолженности в размере 6 000 000 рублей. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан суда от 29 марта 2011 года, исковые требования индивидуального предпринимателя Кадырова Рима Харрасовича удовлетворены, с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Куряш- Буляк" Лукманова Фикрата Галимзяновича в пользу индивидуального предпринимателя Кадырова Рима Харрасовича взыскана сумма долга в размере 6 000 000 рублей. Также данным решением с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Куряш-Буляк" Лукманова Фикрата Галимзяновича взысканы 53 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 и постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 20.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
На принудительное исполнение решения Арбитражного суда Республики Башкортостан выданы исполнительные листы АС № 004973669, АС № 004973670.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ютазинского РОСП УФССП по Республике Татарстан ФИО5 25.07.2011 возбуждено исполнительное производство № 4129/11/54/16 по исполнительному листу серии АС № 004973669 выданному Арбитражным судом Республики Башкортостан по делу № А07-21494/2010 в отношении должника - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Куряш-Буляк" ФИО1, в пользу взыскателя - Индивидуального предпринимателя ФИО2, предмет исполнения – 6 000 000 руб.
Постановлением от 20.01.2014 судебный пристав-исполнитель Ютазинского РОСП УФССП по Республике Татарстан ФИО6 для осуществления взыскания направила копию исполнительного листа по месту получения должником дохода в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Бавлы Бавлинского и Ютазинского районам Республики Татарстан.
Согласно п. 3 указанного постановления предписано производить удержания ежемесячно в размере 50 % от дохода должника .
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Куряш-Буляк" ФИО1, ссылаясь на тяжелое материальное положение, обратился в суд с заявлением об изменении порядка
исполнения по исполнительному производству , заявитель просит уменьшить размер производимого взыскания по постановлению от 20.01.2014 до 20% (с учетом уточнения сделанного в судебном заседании 15.03.2016).
В обоснование заявления должник ссылается на то, что его ежемесячный доход состоит только из пенсии по старости которая составляет 11051,94 руб., ежемесячно по исполнительному листу с него удерживается 50% от получаемого дохода , следовательно, на жизнь остается 5525,97 руб., при этом, не считая расходов на питание, средства личной гигиены и одежду, у него имеются иные обязательные платежи (ежемесячная оплата по кредитному договору <***> от 08.08.2011 в размере 5 084,75 руб., оплата за газ в среднем по 2 134,19 руб., за свет в среднем по 1 442,32 руб., оплата услуг ПАО "Таттелеком" в среднем 1 112 руб.). Иного способа , кроме уменьшения размера взыскиваемой суммы , заявитель не усматривает .
Судебный пристав - исполнитель в судебном заседании просит заявление должника ФИО1 удовлетворить, указав , что действительно финансовое состояние и жилищные условия должника не позволяют существовать в пределах указанной суммы , которая является ниже прожиточного минимума. Самостоятельно изменить размер взыскания правовых оснований у судебного пристава - исполнителя не имеется.
Взыскатель ФИО2 представил отзыв, согласно которого возражает по заявлению об изменении порядка исполнения судебного акта .
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд находит подлежащим удовлетворению заявление Главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Куряш-Буляк" ФИО1 об уменьшении взыскания в рамках исполнительного производства по постановлению от 20.01.2014 .
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) взыскатель, вправе обратиться с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно пункту 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава- исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно пункту 2.1 указанной статьи по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.
Порядок удержания по исполнительным листам установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст. 98 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, в том числе, в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).
Возможность удержания из трудовой пенсии на основании исполнительных документов предусмотрена и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 14-О-О, сама по себе такая возможность согласуется с задачами исполнительного производства, включающими правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона), - в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников-граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пенсии.
Согласно пункту 2.3 указанного определения Конституционного Суда Российской Федерации при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, с тем чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.
При этом следует отметить, что норма ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве, устанавливающая предельный максимум удержания из заработной платы, сама по себе призвана обеспечить гарантии должнику по исполнительному производству на достойный уровень жизни, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеизложенных определениях.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 15.07.2010 № 1064-О-О, по смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьей 4, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств конкретного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Таким образом, в целях соблюдения баланса между обязанностью государства обеспечивать надлежащее исполнение вступившего в законную силу судебного решения и необходимостью создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, часть вторая статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" позволяет органам принудительного исполнения устанавливать размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, учитывая его материальное положение.
С 01 января 2016 года Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 6 204 рублей в месяц.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2016 № 178 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г." установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г. на душу населения для пенсионеров – 7 781 рубль.
В данном случае из материалов дела следует, что размер пенсии Лукманова Ф.Г. составляет после удержания 50% - 5525,97 руб ., что ниже минимального размера оплаты труда и размера прожиточного минимума.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает заявление Главы КФХ "Куряш-Буляк" ФИО1 подлежащим удовлетворению,
уменьшить сумму взыскания по постановлению от 20.01.2014 в рамках исполнительного производства , установив размер ежемесячного удержания с пенсионных выплат в размере не более 20%.
Руководствуясь ст. ст. 324, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Уменьшить размер взыскания с должника Главы КФХ "Куряш- Буляк" ФИО1 в рамках исполнительного производства № 4129/11/54/16 по постановлению судебного пристава-исполнителя от 20.01.2014 «о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника» , установив размер ежемесячного удержания с пенсионных выплат в размере 20%.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
Судья С.Л.Чернышова