ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 550/08 от 13.02.2009 Высшего Арбитражного Суда РФ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отказе в передаче дела в Президиум

 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

550/08

Москва                                                                            27 февраля  2009 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего    судьи Козловой О.А.  и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел   в   судебном   заседании  заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области (Ильинская пл., д.1/6, г.Саратов, 410056)  о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от  18.12.2008 по делу                         № А57-8774/06   Арбитражного суда Саратовской области по иску  открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги к Министерству  финансов Саратовской области, Министерству  социального развития Саратовской области,  Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию о взыскании (с учетом уточнения, без НДС) 22 403 рублей  22 копеек  убытков,  связанных с предоставлением в 2004 году  отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом в соответствии с Федеральным законом              «О ветеранах».

Суд установил:

решением суда первой инстанции  от 23.04.2008, подтвержденным Двенадцатым арбитражным апелляционным судом от  30.07.2008,  исковые требования удовлетворены:  с Российской Федерации в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию за счет средств  казны Российской Федерации  взыскано  22 403 рубля  22  копейки  убытков. В иске к остальным ответчикам отказано.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от  18.12.2008 решение  суда первой инстанции и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от  30.07.2008  изменил в части  указания  главного распорядителя бюджетных средств. Взыскал с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств  казны Российской Федерации 22 403 рубля  22 копейки убытков. В остальной части судебные акты оставил без изменения.

         Заявитель (Минфин  России)   просит об отмене постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм права.

         Рассмотрев заявление  и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об  отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

           Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации  соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике (постановление  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23).

Изменяя решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции   в части  указания  главного распорядителя  бюджетных средств, суд кассационной инстанции исходил из следующего.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный  юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается  за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами  причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие  финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации по  специальному  поручению могут выступать иные, кроме финансовых, государственные органы в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Законодательство не содержит положений, обязывающих Федеральное  агентство по здравоохранению и социальному развитию как главного распорядителя  средств федерального бюджета выступать  в суде от имени казны Российской Федерации по искам, связанным с  возмещением спорных затрат в части, превышающей  размер полученных им бюджетных ассигнований.

Кроме того, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель  бюджетных средств  несет ответственность за неисполнение  государственных полномочий  только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. По настоящему  делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы убытки (пункт 18 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23).

Довод Минфина России о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права (со ссылкой на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от  25.03.2008 по делу № А57-3158/05-15-21 Арбитражного суда  Саратовской области)   не может быть принят во внимание.  Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23  по искам  о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления)  либо должностных лиц этих органов взыскание производится с соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или с соответствующего финансового органа публично-правового образования.  

Доводы заявителя о  несогласии с  размером заявленных истцом убытков  подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию и полномочия  надзорной инстанции.

  Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

                                         определил:    

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела №  А57-8774/06 Арбитражного суда Саратовской области  для  пересмотра   в порядке надзора постановления  Федерального арбитражного суда Поволжского  округа от 18.12.2008  по тому же делу отказать.

Председательствующий

 судья                                                                               О.А.Козлова

Судья                                                                                        Л.Г.Воронцова                                                           

Судья                                                                                  Н.А.Ксенофонтова