АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
«19» сентября 2005 г. Дело № А-38-1548-9/196-05 Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Суслопаровой М.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Суслопаровой М.И.
рассмотрел заявление и приложенные к нему документы Йошкар-Олинской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ
к ответчику городскому собранию муниципального образования «город Йошкар-Ола»
об оспаривании решения от 19.04.2005г. № 79-!V
третьи лица - Теруправление Минимущества РФ по РМЭ, Администрация г. Йошкар-Олы
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, начальник, ФИО2, представитель по доверенности
от ответчика – ФИО3, консультант-юрист по доверенности
от третьих лиц - Теруправление Минимущества РФ по РМЭ – не явились, извещены надлежащим образом по правилам части 1 статьи 123 АПК РФ, Администрация г. Йошкар-Олы – ФИО4, главный специалист по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Йошкар-Олинская квартирно-эксплуатационной часть района Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ (в дальнейшем - Йошкар-Олинская КЭЧ) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения IV сессии городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 19.04.2005г. № 79- IV, в соответствии с которым был отклонен внесенный главой администрации муниципального образования «Город Йошкар-Ола» проект решения «О принятии в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры федеральной собственности», а также об обязании городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении проекта соответствующего решения (т.2, л.д. 57-65).
В дальнейшем Йошкар-Олинская КЭЧ отказалась от требования об обязании ответчика устранить нарушения ее прав и законных интересов путем принятия решения об утверждении проекта решения «О принятии в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры федеральной собственности Российской Федерации» (т.2, л.д. 123).
В судебном заседании представители заявителя требование об оспаривании решения органа местного самоуправления поддержали, при этом пояснили, что Йошкар-Олинская КЭЧ в данном деле не представляет интересы собственника имущества, поскольку создана в форме учреждения и самостоятельно, от своего имени требует признать незаконным акт органа местного самоуправления, который нарушает ее права и законные интересы (т.2, л.д. 64).
По мнению Йошкар-Олинской КЭЧ, нарушение этих прав и интересов выражается в том, что в настоящее время встроенно-пристроенные помещения к жилым домам сдаются заявителем в аренду, арендная плата поступает в федеральный бюджет, а затем - в Йошкар-Олинскую КЭЧ в форме дотаций и субсидий, используемых для достижения целей, определенных в учредительных документах (т.2, л.д.59-60).
Участник дела считает, что оспариваемое решение городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (в дальнейшем – городское собрание) не соответствует статье 298 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 Постановления Правительства РФ от 06.10.1999г. № 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность», пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 17.12.1991г. № 3020- I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», письму Госкомимущества РФ от 18.03.1994г. № АЧ-4/2096, письму Минимущества России от 05.03.2003г. № ЮМ-8/8781 «О порядке передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», части «г» пункта 1 Указа Президента РФ от 25.11.1996г. № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации», распоряжению Правительства РФ от 17. 10.2002г. № 1453-р, части 7 пункта 9 распоряжения Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-р «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности», пункту 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» (т.2, л.д.62-63).
Ответчик заявленное требование полностью отклонил. При этом в отзыве на заявление и в судебном заседании сослался на то, что городское собрание по существу рассматриваемого вопроса о принятии или об отказе в принятии в муниципальную собственность федерального имущества решения не принимало. Оспариваемое заявителем решение от 19.04.2005г. не порождает для Йошкар-Олинской КЭЧ никаких правовых последствий, не нарушает ее прав и не возлагает никаких обязанностей. Проект был внесен на IV сессию городского собрания главой Администрации г. Йошкар-Олы и после отклонения, оформленного решением № 79- IV от 19.04.2005г., был направлен ему на доработку. Йошкар-Олинская КЭЧ в правоотношениях, возникших в связи с внесением в городское собрание проекта решения, не участвует, ненормативный акт о правах и обязанностях заявителя ответчиком не принимался (т.2, л.д. 79-81).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по РМЭ (в дальнейшем – Теруправление Минимущества РФ по РМЭ), а также Администрация муниципального образования «Город Йошкар-Ола (в дальнейшем – Администрация г. Йошкар-Олы).
Территориальное управление Минимущества России по РМЭ в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании посчитало доказанной обязанность ответчика принять в муниципальную собственность жилищный фонд Йошкар-Олинской КЭЧ. Кроме того, третье лицо указало, что заявитель совершил все предусмотренные действующим законодательством действия по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность, в свою очередь, ответчик бездействует в его принятии, выставляя при этом условия, не соответствующие законодательству, - передача в муниципальную собственность встроенно-пристроенных помещений (т.2, л.д. 113).
Администрация г. Йошкар-Олы в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании пояснила, что окончательного решения о принятии в собственность муниципального образования «город Йошкар-Ола» жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры федеральной собственности либо об отказе в принятии городское собрание не принимало. Решение от 19.04.2005г. № 79- IV об отклонении проекта решения является процедурным актом, не порождающим для заявителя каких-либо правовых последствий, не влечет для Йошкар-Олинской КЭЧ возникновения прав и не налагает никаких обязанностей (т.2, л.д. 125-130).
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым производство по делу прекратить по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Йошкар-Олинская КЭЧ является юридическим лицом, созданным в форме учреждения, действует на основании Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1975г. № 75 (т.2, л.д. 55).
Имущество, переданное в оперативное управление Йошкар-Олинской КЭЧ, является федеральной собственностью, что подтверждается свидетельством о внесении в реестр федерального имущества и выпиской из реестра федеральной собственности (т.1, л.д. 50, 97-126). На балансе Йошкар-Олинской КЭЧ учитываются 145 многоквартирных жилых домов, находящихся в г. Йошкар-Оле, в селе Семеновка г. Йошкар-Олы и в поселке Куяр г. Йошкар-Олы, а также 6 видов инженерных сетей и 53 прочих объекта общей площадью 10 079,4 кв.м. (встроенно-пристроенные помещения к жилым домам) – т.1, л.д.97-126.
Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1996г. № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» предписано в срок до 01 января 2005г. передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999г. № 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность» перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.01.2000г. № 35 утверждена Инструкция о порядке формирования перечней находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, предлагаемых к передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность. Указанной Инструкцией на квартирно-эксплуатационные органы возложена обязанность подготовить перечни таких объектов и представить их на утверждение главнокомандующему видом Вооруженных Сил РФ, командующему войсками военного округа, начальнику главного центрального управления Министерства обороны РФ по подчиненности. Утвержденные перечни направляются начальнику строительства и расквартирования войск – заместителю Министра обороны РФ. По получении решения начальника строительства и расквартирования войск – заместителя Министра обороны РФ квартирно-эксплуатационным органом проводится согласование перечней с органами местного самоуправления, после чего перечни представляются в Комитет по управлению имуществом субъекта Российской Федерации.
Перечень объектов жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность г. Йошкар-Олы, подготовлен Йошкар-Олинской КЭЧ и в установленном порядке в декабре 1998г. утвержден начальником Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны РФ, командующим войсками ПРИВО, а также согласован с главой местного самоуправления г. Йошкар-Олы. В этот перечень, помимо прочего, были также включены встроенные и пристроенные к жилым домам помещения (т.1, л.д.34-48).
ХVI сессией Йошкар-Олинского городского собрания 16.03.1999г. было принято решение «О передаче в муниципальную собственность города Йошкар-Олы имущества в/ч 32401», согласно которому утверждено предложение Комитета по управлению имуществом г. Йошкар-Олы о принятии в муниципальную собственность г. Йошкар-Олы имущества в/ч 32401, относящегося к федеральной собственности (т.1, л.д. 49).
Согласно пункту 1 статьи 13 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» городское Собрание является представительным органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.09.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Статьей 48 названного закона установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Следовательно, решение ХV! сессии Йошкар-Олинского городского Собрания 16.03.1999г. «О передаче в муниципальную собственность города Йошкар-Олы имущества в/ч 32401», утвердившее перечень имущества в/ч 32401(в настоящее время – Йошкар-Олинская КЭЧ), относящегося к федеральной собственности, подлежащего передаче в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола», является действующим муниципальным ненормативным правовым актом, поскольку не отменено органом, его принявшим, либо судом. Однако решение ХVI сессии Йошкар-Олинского городского Собрания 16.03.1999г. «О передаче в муниципальную собственность города Йошкар-Олы имущества в/ч 32401» до настоящего времени не исполнено.
В 2003г. Йошкар-Олинской КЭЧ подготовлен новый перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность г. Йошкар-Олы (т.1, л.д. 60-76, 78-92). В отличие от предыдущего, утвержденного решением ХVI сессии Йошкар-Олинского городского Собрания от 16.03.1999г., новый перечень исключил из числа объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, встроенно-пристроенные помещения к жилым домам, в которых размещены предприятия общественного питания, магазины, медицинские учреждения, учреждения дошкольного воспитания и школы. По мнению заявителя, данные встроенно-пристроенные помещения не подлежат передаче в муниципальную собственность, поскольку не имеют коммунального назначения.
30.12.2003г. новый перечень был направлен Йошкар-Олинской КЭЧ в Администрацию г. Йошкар-Олы.
Согласно статье 79 Регламента городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 08.02.2005г. № 11- IV, главе Администрации города принадлежит право внесения в городское собрание проектов решений.
В соответствии со статьями 80-84 Регламента городского собрания, регулирующего вопросы процедуры внесения и рассмотрения проектов решений, глава Администрации г. Йошкар-Олы 25.03.2005г. внес проект решения городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» «О принятии в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры федеральной собственности Российской Федерации» (т.2, л.д.82-111).
19.04.2005г. IV сессией городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» было принято решение № 79- IV, согласно которому отклонен проект решения «О принятии в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры федеральной собственности Российской Федерации», внесенный главой Администрации г. Йошкар-Олы ФИО5 При этом в решении приведена ссылка на невыполнение Йошкар-Олинской КЭЧ предыдущего решения городского собрания от 16.03.1999г. по этому же вопросу (т.1, л.д. 33).
Отклоненный проект 25.04.2005г. направлен главе Администрации г. Йошкар-Олы на доработку.
Заявителем оспаривается акт, принятый в ходе работы сессии представительного органа муниципального образования. Такое дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, к компетенции арбитражного суда относится рассмотрение только тех требований, в которых оспаривается недействительность актов, обладающих признаками ненормативных правовых актов и нарушающих права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативным актом государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа является установленная законом форма властно-распорядительного волеизъявления компетентного организационно и функционально обособленного органа публичной власти, направленного на установление персонифицированных прав и обязанностей определенного в акте субъекта (участника) административных правоотношений. Следовательно, ненормативный правовой акт всегда является юридическим фактом для возникновения, прекращения или изменения правоотношений с участием субъекта, которому адресован.
Материалы дела свидетельствуют о том, что из оспариваемого решения городского собрания непосредственно права и обязанности для Йошкар-Олинской КЭЧ не возникают, поскольку решение не опосредует властно-распорядительную форму полномочий представительного органа местного самоуправления.
По правилам статей 90 и 91 Регламента городского собрания рассмотрение проектов решений, внесенных в городское собрание, осуществляется в одном или двух чтениях. Председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии проекта решения за основу. Принятие проекта за основу означает согласие городского собрания с общей концепцией проекта и необходимостью продолжения работы над ним. Проект, не принятый за основу, считается отклоненным и снимается с рассмотрения. По отклоненному проекту оформляется соответствующее решение городского собрания. После доработки отклоненный проект может быть вновь внесен на рассмотрение городского собрания с соблюдением установленных процедур.
Следовательно, городское собрание не решало по существу вопрос о принятии в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры федеральной собственности, так как внесенный проект решения в установленном порядке не рассматривался. Решением № 79- IV от 19.04.2005г. оформлен управленческий (процедурный) акт по вопросу деятельности городского собрания, связанному с реализацией полномочий представительного органа местного самоуправления по обсуждению и подготовке к рассмотрению внесенного проекта. Субъектами правоотношений, в рамках которых оформлено оспариваемое решение, являются глава администрации г. Йошкар-Олы как лицо, наделенное правом внесения в городское собрание проектов решений, и городское собрание как орган местного самоуправления, полномочный рассматривать и принимать соответствующие решения. Заявитель, Йошкар-Олинская КЭЧ, в правоотношениях по поводу внесения в городское собрание соответствующего проекта решения, его обсуждения и принятия, не участвует, поэтому не вправе оспаривать управленческий акт, принятый в рамках установленной Регламентом городского собрания процедуры.
Кроме того, обращаясь в суд с требованием о признании незаконным решения представительного органа местного самоуправления, заявитель должен назвать права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом (часть 1 статьи 198, статья 199 АПК РФ), что обусловливает необходимость избрания такого способа защиты субъективного гражданского права, который обеспечил бы восстановление нарушенного права. Арбитражный суд исходит из того, что Йошкар-Олинская КЭЧ отказалась от требования об обязании городского собрания устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов путем принятия решения «О принятии в собственность муниципального образования «Город Йошкар-Ола» жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры федеральной собственности Российской Федерации». Поэтому избранный заявителем способ защиты своего права основан на ошибочном толковании содержания решения городского собрания от 19.04.2005г. как непосредственного отказа муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в принятии в муниципальную собственность федерального имущества, находящегося в ее оперативном управлении. Заявленное требование не создает для муниципального образования обязанность немедленно принять в муниципальную собственность имущество. Данная ошибочная позиция заявителя необоснованно поддержана Территориальным управлением Минимущества России по РМЭ. Третье лицо считает доказанной обязанность ответчика принять жилой фонд в муниципальную собственность (т.2, л.д. 113).
Между тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1999г. № 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность» согласование перечня федерального имущества, подлежащего передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, является одним из подготовительных этапов управленческой процедуры для принятия Правительством Российской Федерации соответствующего распоряжения по названному вопросу.
Решение городского собрания № 79- IV от 19.04.2005г. само по себе не возлагает на заявителя каких-либо незаконных обязанностей, не нарушает его прав и законных интересов в смысле, придаваемом этому частью 1 статьи 198 АПК РФ.
При этом арбитражный суд учитывает, что управление и распоряжение федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Доказательств того, что оно делегировало Йошкар-Олинской КЭЧ право на передачу федеральной собственности в муниципальную, заявителем не представлено, поэтому требование заявлено в защиту того субъективного права, полномочия на осуществление которого Йошкар-Олинской КЭЧ не доказаны.
Следовательно, решение городского собрания № 79- IV от 19.04.2005г. не содержит признаков ненормативного правового акта, поэтому применительно к пункту 2 статьи 29, части 1 статьи 198 АПК РФ требование о признании его недействительным не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
По правилам пункта 1 части 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ в случае прекращения производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. Поэтому заявителю необходимо возвратить из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению № 130 от 05.05.2005г. государственную пошлину в сумме 2000 рублей (т.1, л.д.32).
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 150 АПК РФ, ст. 151 арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Прекратить производство по делу об оспаривании Йошкар-Олинской квартирно-эксплуатационной частью района Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ решения городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 19.04.2005г. № 79-IV.
2. Возвратить Йошкар-Олинской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны РФ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Определение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья М.И. Суслопарова