ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А02-1460/20 от 22.10.2021 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                               http://www.altai.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об истребовании документов

город Горно-Алтайск

Дело № А02-1460/2020

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Соколовой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Букачаковой В.А., рассмотрев в судебном заседании ходатайство временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Ровер» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. ЧоросФИО1, 29, г. Горно-Алтайск, <...>) ФИО2 (ИНН <***>, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих ассоциации № 9809, адрес для направления корреспонденции: 305044 <...>) об истребовании у генерального директора ФИО3 (650002, <...>) документов

лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились, уведомлены,

установил:

определением от 15.01.2020 признано обоснованным заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ровер» (далее – ООО «Ровер», должник) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО2.

Временный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об истребовании у руководителя должника ФИО3 копий первичных бухгалтерских, налоговых документов, иных документов, отражающих экономическую деятельность должника за период с 07.10.2018 по настоящее время, а также сведения об имуществе должника, копий правоустанавливающих документов.

ФИО3 представил отзыв на заявление, где указал, что все документы были переданы временному управляющему по электронной почте.

От временного управляющего поступили пояснения, в которых он подтвердил факт предоставления документов по электронной почте, однако считает данный способ ненадлежащим исполнением, просил дополнительно без учета переданных по электронной почте истребовать от должника документы, имущество, перечисленные в пояснениях.

От ФИО3 поступил отзыв на заявление, согласно которому считает требование временного управляющего необоснованным, копии первичных бухгалтерских, налоговых документов, иных документов, отражающих экономическую деятельность, сведения об имуществе должника, переданы временному управляющему, направлены на адрес электронной почты. Конкретизированный перечень истребуемых документов ранее у руководителя должника не запрашивался. Учитывая, что отчет временного управляющего и анализ финансового состояния были подготовлены к 27.05.2021, полагают, что дополнительное представление документов в объеме, указанном в уточнениях к ходатайству необоснованно.

Судебное заседание неоднократно откладывалось для представления сторонами дополнительных доказательств.

 К судебному заседанию от ФИО3 поступило ходатайство об отложении судебного заседания, где указано, что вопрос об окончании наблюдения, введении следующей процедуры в деле о банкротстве или прекращении производства по делу не разрешен. ФИО3 считает целесообразным рассмотреть данное заявление после разрешения вопроса об окончании наблюдения.

Временный управляющий, иные лица, участвующие в деле о банкротстве,  в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения, путем направления определения по известному суду адресу регистрации, а также путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Руководствуясь статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Согласно пункту 3.2. статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Закона о банкротстве органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.

Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Временный управляющий, по общему правилу, в момент передачи не обладает информацией о комплектности и полноте содержания документов и объективно не имеет возможности определить, все ли документы ему переданы. Не обеспечив документальное оформление исполнения обязанности по передаче документации должника ответчик несет последующие риски неблагоприятных последствий доказывания.

В силу статьи 64 Закона о банкротстве и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания факта передачи сведений и документации несет ответчик (руководитель общества-должника). Соответственно, именно на нем лежит обязанность по представлению доказательств отсутствия у него истребуемых сведений и документации, по указанию объективных (уважительных) причин невозможности ее представления и подтверждению данных причин документально. Такое распределение бремени доказывания обусловлено тем, что в силу корпоративного законодательства (статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), а также Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества, в обязанности которого входит организация и ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также иных документов.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, доводы и возражения участвующих в деле лиц, исходя из приведенных норм права и соответствующих разъяснений, а также из фактических обстоятельств данного конкретного спора, суд установил, что руководителем должника являлся ФИО3., требование временного управляющего о передаче истребуемых документов им не исполнено в полном объеме, доказательств передачи временному управляющему должника запрашиваемой документации должника в полном объеме, либо утраты испрашиваемых документов не представлено, уважительные причины такого поведения не обоснованы. Таким образом, имеются основания для удовлетворения заявления временного управляющего за исключением передачи движимого имущества (в ходе наблюдения руководитель должника обязан передать лишь перечень имущества, а также сведения о совершенных с ним сделка).

Основания для освобождения ФИО3 от установленной законом обязанности о передаче документов временному управляющему судом не выявлены. Доказательства отсутствия документов у директора общества в материалы обособленного спора не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доказательств передачи всей документации также не представлено, несмотря на предложения суда. Перечень истребуемых документов в достаточной степени определен, по характеру связан с необходимостью осуществления полномочий временного управляющего.

Относительно довода о том, что временный управляющий уже подготовил отчет и финансовый анализ, суд отмечает, что финансовый анализ составлен на основании сведений, представленных регистрирующими органами и указанное обстоятельство не отменяет обязанность руководителя по передаче истребуемых документов..

Руководствуясь статьями 66, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                         определил:

обязать директора общества с ограниченной ответственностью «Ровер» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. ЧоросФИО1, 29, г. Горно-Алтайск, <...>) ФИО3 (650002, <...>) передать временному управляющему ФИО2 (ИНН <***>, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих ассоциации № 9809, адрес для направления корреспонденции: 305044 <...>) копии документов:

-документы, подтверждающие права ООО «Ровер» на недвижимое имущество, земельный участок, технический паспорт;

-информацию о сделках по отчуждению имущества организации за последние три года в виде справки с указанием имущества, контрагента, цены реализации с приложением договоров и документов, подтверждающих оплату;

-приказы руководителя об утверждении форм регистров бухгалтерского учета; -журналы   регистрации   приходных   и   расходных   кассовых   ордеров,   заверенные руководителем;

-           книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств (отчет кассира), заверенные руководителем;

-авансовые отчеты;

-расшифровка запасов;

-1 С-бухгалтерия (или другие программные комплексы), если бухгалтерский учет велся в электронном виде;

-документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности: приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения, акты приема-передачи товаров/услуг, товарные накладные, счета-фактуры и другие, согласно утвержденным приказом руководителя АО «Бахчисарайский завод «Дориндустрия» формам регистров бухгалтерского учета; квартальные и годовые балансы с отчетами о финансовых результатах (форма № 1, 2) с отметкой налоговой инспекции, книги покупок и продаж, отчеты во внебюджетные фонды (формы РСВ-1 и 4-ФСС) и органы статистики (расчетные ведомости), с соответствующими отметками о принятии) с момента регистрации АО Бахчисарайский завод «Дориндустрия» в ЕГРЮЛ;

-перечень гражданско-правовых договоров, заключенных с ООО «Ровер» за последние три года и заключенных ранее, если договорные отношения по ним продолжаются (за исключением уже представленных и поименованных в уточненном заявлении временного управляющего);

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 01 «Основные средства» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 58 «Финансовые вложения» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 50 «Касса» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 51 «Расчетные счета» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» за 2018 ,2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость но счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 26 «Общехозяйственные расходы» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению » за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за 2018, 2019 гг;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 99 «Прибыли и убытки» за 2018, 2019 гг ;

-оборотно-сальдовую ведомость по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» ; за 2018, 2019 гг

-документы по забалансовым счетам;

-акты на взаимозачет, договоры цессии (уступки прав требований за 2018-2021 годы);

-книгу продаж и книгу покупок;

-главную книгу с 2018 года;

-последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;

-документы по дебиторской задолженности, в том числе кредитов и займов с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения с приложением договоров и иных документов, позволяющих принять меры к её взысканию;

-документы по кредиторской задолженности, в том числе кредитов и займов с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения с приложением договоров и иных документов, её подтверждающих. Документы, которые были представлены в суд, в обоснование возражений на требования кредиторов;

-локальные документы, подтверждающие полномочия руководящих органов;

-протоколы собраний руководящих органов;

-приказы и распоряжения директора;

-ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;

-документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

-справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);

-сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);

-сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой службы и прочих лиц;

-кадровые документы за весь период деятельности предприятия: книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей из них, трудовые книжки, трудовые договоры, приказы, личные карточки работников, расчетные ведомости;

-сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала |учета выдачи доверенностей;

-наименование и адреса организаций, в которых ООО «Ровер» является учредителем (участником), сведения о доле участия;

-нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся «Ровре», ее функций и видов деятельности;

-сведения об ООО «Ровер» и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов;

-лицензии;

-сертификаты;

-   вексели, полученные от общества с ограниченной ответственностью «Русская Промышленная Компания» в 2018, 2019, 2020;

-информацию о распоряжении векселями;

-письма, отправленные в адрес ООО «Русская Промышленная Компания» и иных юридических лиц о погашении задолженности ООО «Ровер» перед его контрагентами в 2018, 2019, 2020 годах;

задолженности

-   письма,   отправленных в адрес ООО «Омега Трейд» о погашении должника перед его контрагентами в 2018 по 2021 году;

-  платежные поручения, которые были предоставлены в суд по погашению требований Департамента лесного комплекса Кузбасса;

-результаты экспертиз, проектную документацию «Технический проект разработки Глушинского каменноугольного месторождения. Отработка запасов | участка недр ФИО4 «Ровер» открытым способом», результаты экспертиз; документального подтверждения работ по техническому перевооружению участка разреза Глушинский ООО «Ровер», результаты экспертиз;

-дополнения № 2 к «техническому проекту консервации горных выработок шахты «Конюхтинская Южная» ООО «Ровер», результаты экспертиз; технического проекта разработки запасов Змеинского камменноугольного месторождения в границах участка Комаровский ООО «Ровер», результаты экспертиз:

-проектной документации горного отвода к лицензии КЕМ 00587 ТЭ участок Щегловский ООО «Ровер», результаты экспертиз;

-проектной документации очистных сооружений карьерных и ливневых вод участка открытых горных работ «Волковский» ООО «Ровер», результаты экспертиз;

-проектной документации «ВЛ 6кВ от ПС 35/6кВ «Ломовская» до участка открытых горных работ «Волковский» ООО «Ровер», результаты экспертиз;

-   проектной документации «Автомобильная дорога от промплощадки до участка открытых горных работ «Волковский» ООО «Ровер», результаты экспертиз; документального подтверждения работ по техническому перевооружению участка разреза Щеловский ООО «Ровер», результаты экспертиз; - проектной документации «Корректировка Паспорта безопасности опасных производственных объектов ООО «Ровер». В остальной части заявления отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья

А.Н. Соколова