649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требования в реестр требований кредиторов
город Горно-Алтайск
03 февраля 2021 года
Дело № А02-250/2019
Резолютивная часть определения объявлена 27 января 2021 года. Полный текст определения изготовлен 03 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л. А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Голубевой О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. В.И. Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, <...>) о включении требований в размере 320290088 руб. 70 коп. в реестр требований кредиторов акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Алтайская, д. 22, пом. 2, г. Горно-Алтайск, <...>),
при участии представителей:
заявителя - ФИО1, по доверенности (в деле);
должника – ФИО2 по доверенности (в деле);
временного управляющего - не явился, уведомлен;
иные лица, участвующие в деле о банкротстве – не явились, уведомлены,
установил:
Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 11.09.2019 в отношении акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (далее – АО «АИЖК РА», общество, должник) введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержденФИО3, член Союза «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Северо-Запада».
07.10.2019 Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай (далее – заявитель, Минэкономразвития, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении требований в размере 320290088 руб. 70 коп. в реестр требований кредиторов должника.
В заявлении Министерство указало, что заявленная сумма является убытками, причиненными должником в результате нецелевого расходования средств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай (далее – Гарантийный фонд). В соответствии с постановлением Правительства РА от 20.02.2009 № 42 «О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» (далее – Постановление № 42) АО «АИЖК РА» наделено полномочиями по управлению данным Гарантийным фондом, в связи с чем, в 2009 и 2010 годах на эти цели получило субсидии в общей сумме 186810000 руб. С учетом доходов от размещения данных средств, размер Гарантийного фонда составил 302593863 руб. 63 коп. Целевое расходование денежных средств заключалось в исполнении обязательств по поручительствам Гарантийного фонда, а также в операционных расходах, связанных с управлением данным Фондом. Всего расходы за период с 2009 года по 2017 год составили 88049528 руб. 76 коп. С учетом суммы расходов остаток средств Гарантийного фонда должен составлять 214544334 руб. 87 коп. (302593863 руб. 63 коп.- 88049528 руб. 76 коп.).
В ноябре 2018 года Федеральным казначейством проведена проверка АО «АИЖК», в ходе которой установлено нецелевое использование обществом средств Гарантийного фонда, в результате чего средства в сумме 214544334 руб. 87 коп. утрачены должником в полном объеме. По результатам проверки Министерство финансов Российской Федерации в бесспорном порядке взыскало с Республики Алтай денежные средства в сумме 105745753 руб. 83 коп., за нецелевое расходование средств федерального бюджета.
В заявлении Минэкономразвития РА также указало, что если бы АО «АИЖК РА» не произвело нецелевого расходования средств Гарантийного фонда, его размер на сегодня составил бы 214544334 руб. 87 коп. Следовательно, бюджет Республики Алтай понес убытки в указанной сумме, поскольку на восстановление Гарантийного фонда необходимо перечислить утраченные денежные средства в размере 214544334 руб. 87 коп. Кроме этого, нецелевое расходование средств должником повлекло причинение реального ущерба бюджету Республики Алтай в сумме 105745753 руб. 83 коп. С учетом этого, общая сумма убытков составляет 320290088 руб. 70 коп. и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
В отзыве на заявление временный управляющий возражает против удовлетворения заявленного требования, указывает на пропуск срока исковой давности, а также недоказанность юридического состава убытков.
АО «АИЖК» в отзыве на заявление указало, что при предъявлении требований заявитель не учёл сроки предъявления требований о возврате субсидий, установленные статьей 93.4 Бюджетного кодекса Российской федерации (далее - БК РФ). Исходя из смысла указанной нормы, указанные положения применяются для правоотношений, где кредитором является Российская Федерация. Министерство экономического развития РА, заявляя требования о возврате средств Гарантийного фонда, действует от имени субъекта РФ - Республики Алтай, а не от имени Российской Федерации, следовательно, нормы статьи 93.4 БК РФ не могут быть применимы к спорным правоотношениям.
Должник в отзыве указал, что согласно статьям 195, 196 ГК РФ общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.Соглашениями о финансировании срок исполнения обязательства АО «АИЖК РА» не определен, однако с момента зачисления денежных средств (субсидий) на счета общества у заявителя возникло право требовать от АО «АИЖК РА» исполнения обязательств по данным Соглашениям по предоставлению ежеквартального отчета по количеству получателей поддержки и сумме предоставленных поручительств.Таким образом, срок исковой давности по последнему платежу истек 23.12.2013.
В отзыве должник также указал, что по состоянию на 01.01.2013 предоставлены поручительства на сумму 417,1 млн. рублей, что в 2,2 раза превышает объем выданной субсидии. В период с 2009 года по 2018 год поручительства предоставлены на сумму 937,56 млн руб., из них действующие обязательства составляют 217 118211 руб. 46 коп. Соглашениями, заключенными между Министерством экономического развития России и Правительством Республики Алтай определено, что в результате реализации региональной программы должно увеличиться количество получателей поддержки за счет средств гарантийного фонда. Форма отчетности, утвержденная Приказом Минэкономразвития России № 198 от 29.05.2009 учитывает только количество и суммы заключенных договоров поручительства, при этом не предусматривает графу расходования средств субсидии. Таким образом, цель предоставленных субсидий достигнута: в связи с предоставленными поручительствами доступ субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга обеспечен. Часть денежных средств, предъявленных заявителем ко взысканию - это доходы, полученные от деятельности Гарантийного фонда (проценты о размещения на депозитах и вознаграждение за предоставление поручительства) возврату не подлежат, т.к. не являются бюджетными в соответствии с нормами БК РФ.Заявитель необоснованно включил в свой расчет сумму в размере101037978 руб.14 коп., уплаченную по решению Совета директоров, так как указанный платеж был совершен, в том числе и по распоряжению Министерства.
Кредитор - (АО КБ «ФорБанк») в отзыве на заявление и дополнении к нему просит суд отказать в удовлетворении заявленного требования, указывает, что как следует из Соглашений о финансировании, субсидии представляются для выполнения функций управления Гарантийным фондом обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай. Согласно пункту 3.2. Соглашения № 1 от 23.11.2010, заключенного между Минэкономразвития и АО АИЖК РА, при установлении нецелевого использования средств субсидии, указанные средства подлежат взысканию в республиканский бюджет Республики Алтай в добровольном порядке в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.Убытками являются расходы, которые понесло илипонесет лицо в связи с утратой имущества. В данном случае в отношении должника (АО АИЖК РА) подано заявление о признании его банкротом, но это обстоятельство еще не является фактом, свидетельствующим о том, что возврат предоставленных субсидий невозможен. В ходе конкурсного производства, будет сформирована конкурсная масса, оспорены недействительные сделки, в конкурсную массу будут возвращены денежные средства, имущество. Соответственно, возможность возврата суммы предоставленной АО АИЖК РА субсидии, на данный момент не утрачена, следовательно, указанная сумма не может быть признана убытком.
На основании пункта 1 статьи 132 БК РФ сумма предоставленной субсидии не может быть признана убытком, посколькусубсидии не являются результатом какой-либо экономической деятельности истца, не является доходом, как понимается гражданским законодательством при осуществлении нормального гражданского оборота и регулируется специальными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
АО КБ «ФорБанк» в отзыве также указало, чтосогласно акту выездной проверки АО «АИЖК РА» от 26.11.2018, нецелевое расходование денежных средств должником происходило уже 2013-2014 годах (в том числе, например, направление полученных субсидий на погашение кредитов в кредитных организациях, расходовались доходы от размещения средств Гарантийного фонда на депозитах). Соответственно, о нецелевом расходовании Минэкономразвития должно было узнать не позднее 2014 - 2015года, когда должны были быть проведены годовые собрания.
Таким образом, имея возможность получить сведения о нецелевом использовании предоставленных субсидий, в соответствии с Соглашениями, Минэкономразвития имело возможность предъявить требование о возврате сумм предоставленных субсидий с 2014-2015 года, соответственно. На момент подачи Минэкономразвития заявления о включении в реестр требований кредиторов АО «АИЖК РА» срок исковой давности истек.
Кредитор также указал, что единственным акционером должника является Республика Алтай в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай. Совет директоров должника состоял в том числе из лиц, занимающих должности в министерствах Республики Алтай. Таким образом, заявитель является аффилированным лицом по отношению к АО «АИЖК РА» и подлежит исключению из числа конкурсных кредиторов.
Кредитор АКБ «Ноосфера» в отзыве на заявление и дополнениях к нему просит отказать Министерству в удовлетворении заявления, указывает, что разделом 3 Соглашений о финансировании предусмотрена ответственность общества в виде взыскания субсидий в бюджет Республики Алтай в случае нецелевого расходования денежных средств.Основным акционером АО «АИЖК РА» является Республика Алтай, следовательно о фактах нецелевого расходования средств из Гарантийного фонда Министерство должно было узнать на очередном годовом собрании АО «АИЖК РА», а не из Акта выездной проверки Федерального казначейства от 26.11.2018. При указанных обстоятельствах, срок исковой давности о взыскании денежных средств израсходованных АО «АИЖК РА» не по целевому назначению за период времени с 2013 года по 2016 год истек.
В судебном заседании 17.06.2020 представитель должника заявила ходатайство о назначении бухгалтерской экспертизы по определению размера Гарантийного фонда с учетом полученных доходов и произведенных расходов за период с 2009 по 2019 год. Представители должника указали, что Федеральным казначейством при проверке неправильно определена сумма операционных расходов АО «АИЖК РА», связанных с управлением Гарантийным фондом. Размер расходов необходимо определять за период с 2009 год по 2019 год, поскольку в 2018 году и 2019 году у АО «АИЖК» также имелись расходы, связанные с обслуживанием Гарантийного фонда. Кроме этого, в 2018 году заключались договоры поручительства с субъектами малого предпринимательства, а в 2019 году расходы были связаны с оплатой труда двух сотрудников, обслуживающих деятельность Гарантийного фонда.
Определением от 23.06.2020 суд назначил судебную бухгалтерскую экспертизу по определению размера расходов АО «АИЖК РА» по Гарантийному фонду за период с 2009 год по 2019 год.
Суд поставил перед экспертом следующий вопрос:
- определить размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 год по 2019 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийного фонда, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет средств Гарантийного фонда (отдельно размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 год по 2017 год).
Производство экспертизы суд поручил эксперту ООО «Радек» ФИО4. 14.08.2020 в суд поступило заключение эксперта № от 10.08.2020 по проведенной судебной бухгалтерской экспертизе.
Судебное заседание по рассмотрению обоснованности предъявленного требования неоднократно откладывалось судом для представления сторонами дополнительных документов, в связи с назначением экспертизы, для вызова эксперта, а также в связи с предотвращением угрозы распространения коронавирусной инфекции.
В судебном заседании 15-21 января 2021 года представитель должника оставил заявленное требование на усмотрение суда, указал на необходимость включения в сумму обоснованных расходов должника налогов на прибыль, поскольку он относится к обязательным расходам, связанным с деятельностью Гарантийного фонда. При этом налоги на прибыль за 2009 год, 20ё10 год, 2014 годы подлежат учету в суммах фактически уплаченных налогов, а в период с 2011 год по 2013 год – в расчетных суммах, указанных в экспертном заключении ЭС-01-2020.
Временный управляющий, иные лица, участвующие в деле, в настоящее судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения.
В связи с этим и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленное требование в полном объеме, указала, что расчет суммы убытков произведен Министерством на основании акта Федерального казначейства, с учетом суммы в размере 105745753 руб. 83 коп, бесспорно взысканной Министерством финансов РФ из республиканского бюджета за нецелевое расходование АО «АИЖК» денежных средств Гарантийного фонда.
Исследовав материалы обособленного спора, заслушав представителей заявителя и должника суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай с 24.02.2020 (Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 24.12.2019 № 345-у «О переименовании Министерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай и внесении изменения в приложение к Указу Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 22.10.2014 № 272-у») переименовано в Министерство экономического развития Республики Алтай.
С учетом этого заявителем по данному обособленному спору является Министерство экономического развития Республики Алтай (бывшее наименование – Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай).
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В силу пункта 1 статьи 71 закона о банкротстве - для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Из материалов дела следует, что определением от 11.09.2019 в отношении АО «АИЖК РА» введена процедура наблюдения. Сообщение о введении процедуры опубликовано в газете «Коммерсантъ» 21.09.2019.
Минэкономразвития РА обратилось с настоящим требованием 07.10.2019 (согласно входящему штампу отдела делопроизводства суда). Таким образом, заявителем не пропущен установленный законом срок для предъявления требований к должнику в процедуре наблюдения.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
По смыслу названной нормы, арбитражный суд проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований и выясняет наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов, исходя из подтверждающих документов.
С учетом специфики дел о банкротстве при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Из материалов дела следует, что АО «АИЖК РА» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.11.2002.Предметом основной деятельности общества является организация строительных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры. Общество также является организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При создании юридического лица учредителями АО «АИЖК РА» являлись ФИО5, ЗАО «Горно-Алтайская ПМК», Горно-Алтайский комитет по управлению государственным имуществом с контрольным пакетом акций.
С 30.06.2013 единственным учредителем общества и единственным акционером является Республика Алтай, вначале в лице Министерства имущественных отношений Республики Алтай, затем в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Таким образом, единственным учредителем и акционером должника является Республика Алтай в лице уполномоченного исполнительного органа Правительства Республики Алтай.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о банкротстве заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются: лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) входит в одну группу лиц с должником; лицо, которое является аффилированным лицом должника.
В соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
В силу части 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
На основании части 2 статьи 124 ГК РФ к указанным публичным субъектам гражданского права применяются нормы, регулирующие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством РФ принципам равенства участников гражданских правоотношений и недопустимости ограничения их прав, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
С учетом сложившейся судебной практики установления заинтересованности и фактической аффилированности указанных участников отношений (статья 19 Закона о банкротстве) суд исходит из необходимости применения в данном случае правила о повышенном стандарте доказывания обоснованности предъявленного требования.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 № 42 «О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» (далее – Постановление № 42) был сформирован Гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.
Постановлением № 42 было утверждено Положение о Гарантийном фонде (далее – Положение о ГФ).Полномочиями по исполнению функций управления Гарантийным фондом было наделено АО «АИЖК РА». Финансовое формирование Гарантийного фонда поручено Министерству финансов Республики Алтай.
Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай определено исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, ответственным за мониторинг и выполнение целевых показателей Соглашения о взаимодействии между Правительством Республики Алтай и акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» от 1 марта 2016 года № С-45.
Таким образом, управление сформированным Правительством РА Гарантийным фондом осуществляло юридическое лицо – АО «АИЖК РА», учредителем которого является Республика Алтай. Требование о включение в реестр кредиторов АО «АИЖК РА» заявлено Минэкономразвития РА, то есть уполномоченном лицом учредителя АО «АИЖК».
Следовательно, учредитель АО «АИЖК РА» - Республика Алтай в лице данного соответствующего уполномоченного органа (Минэкономразвития РА) должен по повышенному стандарту доказать факт причинения убытков бюджету Республики Алтай созданным им юридическим лицом – АО «АИЖК РА», при выполнении последним функций управления Гарантийным фондом.
Иное толкование приведенных норм ГК РФ противоречило бы принципу равенства всех перед законом, закрепленному частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, в также предусмотренным статьей 1 ГК.
Судом установлено, что в соответствии с Положением о ГФ (пункт 1.1.) Гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай формируется для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.
Согласно разделу 2 Положения о ГФ средства Гарантийного фонда формируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период, а также доходов от размещения указанных средств.
Расходование средств Гарантийного фонда допускается на исполнение обязательств по поручительствам в случае наступления гарантийного случая, а также на операционные расходы АО «АИЖК», связанные с управлением Гарантийным фондом.
Из материалов дела следует, что 30.09.2009, 03.12.2009, 16.09.2010 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Алтай были заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Алтай на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. В рамках данных соглашений из бюджета Российской Федерации бюджету Республики Алтай были выделены субсидии в сумме 168657000 руб.
На основании Постановления № 42 между Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай и АО «АИЖК» 01.10.2009, 24.11.2009, 25.11.2009, 23.11.2010 были заключены соглашения №№ 1, 2, 3, 4, 1 о предоставлении субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Республиканской целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 30.11.2007 № 74-РЗ.
По условиям данных соглашений Министерство обязалось предоставить АО «АИЖК РА» субсидии на реализацию вышеназванной программы, а АО «АИЖК РА»- обеспечить целевое и эффективное расходований полученных субсидий.
С целью исполнения данных соглашений Министерство перечислило в Гарантийный фонд субсидии в общей сумме 186810000 руб.: в 2009 году – 155560000 руб., в 2010 году – 31250000 руб. Из них: субсидии Российской Федерации – 168657000 руб., субсидии Республики Алтай – 18153000 руб. Факт перечисления денежных средств подтверждается платежными поручениями № 1159 от 08.10.2009, № 1344 от 25.11.2009, № 1366 от 27.11.2009, № 1566 от 23.12.2009, № 1053 от 24.11.2010, № 1230 от 13.12.2010.
В ноябре 2018 года Федеральным казначейством проведена проверка АО «АИЖК РА» на предмет использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства за период с 01.01.2009 по 31.12.2017 года. В ходе поверки:
установлен факт получения дохода от размещения субсидий на депозитах в сумме 115783000 руб., а также обоснованное использование АО «АИЖК РА» средств Гарантийного фонда в общей сумме 88049528 руб. 76 коп. на операционные расходы, связанные с управлением Гарантийным фондом и исполнение обязательств по поручительствам Гарантийного фонда в связи с наступлением гарантийного случая;
сделан вывод о нецелевом расходовании АО «АИЖК» средств Гарантийного фонда на погашение кредита № 02/003-13-ЮЛ от 29.08.2013 в АКБ «Ноосфера» (100000000 руб.), на погашение иных обязательств по кредитным договорам (стр. 60-61 акта Федерального казначейства) в общей сумме 175241858 руб. 43 коп., а также на погашение иных задолженностей общества, выплату налога на прибыль.
По результатам данной проверки Министерство финансов РФ 19.02.2019 издало Приказ № 72 о применении в отношении Правительства Республики Алтай меры бюджетного принуждения – бесспорном взыскании денежных средств в сумме 105745753 руб. 83 коп. за нецелевое расходование средств субсидий, предоставленных бюджету Республики Алтай на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на основании соглашений от 30.09.2009, 03.12.2009, 16.09.2010.
Платежными поручениями № 80762 от 21.03.2019, № 84534 от 22.03.2019, № 87301 от 25.03.2019, № 99699 от 28.03.2019, № 94658 от 27.03.2019, № 91102 от 26.03.2019 денежные средства в сумме 105745753 руб. 83 коп. перечислены Минэкономразвития РА в федеральный бюджет.
Считая, что возврат части субсидии в сумме 105745753 руб. 83 коп. является убытками бюджета Республики Алтай и произошел по вине АО «АИЖК РА», которое допустило нецелевое расходование средств Гарантийного фонда, Министерство просит включить указанную сумму убытков в реестр требований кредиторов АО «АИЖК РА».
Кроме этого, Министерство считает, что с учетом полученных доходов от размещения средств Гарантийного фонда и обоснованных расходов, установленных Федеральным казначейством при проверке, Гарантийный фонд на момент проверки должен был составлять 214544334 руб. 87 коп. (186810000 руб. + 115783000 руб. - 88049528 руб. 76 коп.) и использоваться на обеспечение исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.
Заявитель считает, что в связи с нецелевым расходованием данной суммы, и её отсутствием в Гарантийном фонде, АО «АИЖК РА» причинило бюджету Республики Алтай убытки в сумме 214544334 руб. 87 коп., которые также подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): факта причинения вреда и его размера; противоправности действий причинителя вреда; причинной связи между противоправными действиями и убытками; вины причинителя вреда.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 1 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Согласно статьям 15, 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода.
Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества.
Согласно пункту 5 статьи 393 ГК РФ размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что по смыслу статьей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 3 статьи 401 Кодекса).
Исходя также из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявителем частично доказан факт причинения ему убытков в виде ущерба неправомерными виновными действиями АО «АИЖК РА».
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 17 Закона № 209-ФЗ средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Во исполнение норм Закона № 209-ФЗ Законом Республики Алтай от 30.11.2007 № 74-РЗ утверждена Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы. Согласно данной программе, источниками её финансирования являются средства федерального и республиканского бюджета.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178 (действовали до 30.12.2014) субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Пунктами 1 и 4 статьи 41 БК РФ предусмотрено формирование бюджета субъекта Российской Федерации из различных источников - налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений. Полученные из федерального бюджета субсидии являются одним из видов доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, поступившие по соглашениям от 30.09.2009, от 03.12.2009, от 16.09.2010 с Министерством экономического развития Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет Республики Алтай в 2009-2010 годах в порядке софинансирования денежные средства в виде субсидий, в общей сумме 168657000 руб., с момента поступления их в бюджет стали собственными доходами бюджета Республики Алтай, имеющими целевое назначение - государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Республиканской целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 30.11.2007 № 74-РЗ.
Согласно пунктам 2.2.1 соглашений о финансировании от 01.10.2009, от 24.11.2009, от 25.11.2009, от 23.11.2010, заключенным между АО «АИЖК РА» и Министерством туризма и предпринимательства РА Министерство предоставило обществу субсидии на реализацию вышеназванной региональной программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с соглашениями между Министерством экономического развития РФ и Правительством РА.
Судом также установлено, что на развитие указанной государственной программы из республиканского бюджета Республики Алтай были выделены денежные средства в сумме 18153000 руб.
В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.5 соглашений о финансировании от 01.10.2009, от 24.11.2009, от 25.11.2009, от 23.11.2010 между АО «АИЖК РА» и Министерством туризма и предпринимательства РА, общество приняло на себя обязательства по осуществлению реализации мероприятий региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, а также по обеспечению целевого и эффективного использования полученных субсидий.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
В силу статьи 306 БК РФ меры принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 1). К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются бюджетные меры принуждения, одной из которых является бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2).
С учетом вышеназванных нормативных актов и соглашений Правительство РА должно было использовать полученные из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий региональной программы развития малого и среднего предпринимательства. Поступившие в управляемый АО «АИЖК РА» Гарантийный фонд денежные средства в виде субсидий в общей сумме 186810000 руб. являются средствами бюджета Республики Алтай, которые общество получило на реализацию мероприятий региональной программы развития малого и среднего предпринимательства и имело право расходовать только на цели и в порядке, установленные соглашениями о финансировании и Положением о ГФ.
Системный анализ названных норм позволяет сделать вывод о том, что утрата и нецелевое расходование бюджетных денежных средств, а также применение мер принуждения в виде бесспорного взыскания из бюджета суммы средств, в связи с их нецелевым расходованием, свидетельствует о причинении убытков соответствующему бюджету.
Факт бесспорного взыскания из бюджета Республики Алтай в федеральный бюджет денежных средств в сумме 105745753 руб. 83 коп. подтверждается платежными поручениями № 80762 от 21.03.2019, № 84534 от 22.03.2019, № 87301 от 25.03.2019, № 99699 от 28.03.2019, № 94658 от 27.03.2019, № 91102 от 26.03.2019. Бесспорное взыскание произведено на основании соглашений от 30.09.2009, от 03.12.2009, от 16.09.2010 между Республикой Алтай и Министерством экономического развития Российской Федерации в связи с нецелевым использованием предоставленных по вышеназванным соглашениям субсидий, за счет которых был сформирован Гарантийный фонд.
Факт отсутствия в Гарантийном фонде денежных средств на дальнейшую реализацию программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, а также использование обществом части полученных средств не по целевому назначению не опровергнут АО «АИЖК РА» путем представления допустимых доказательств, подтверждается актом Федерального казначейства.
На основании изложенного, суд считает, что Министерством доказан факт причинения убытков бюджету Республики Алтай:
отсутствием денежных средств в Гарантийном фонде, которым управляло АО «АИЖК РА»;
нецелевым расходованием денежных средств, поступивших в Гарантийный фонд;
бесспорным взысканием денежных средств из бюджета Республики Алтай в федеральный бюджет в связи с нецелевым расходованием средств Гарантийного фонда.
Суд учитывает, что отсутствие денежных средств в Гарантийном фонде делает невозможным исполнение обществом принятых на себя обязательств по заключенным договорам поручительства за счет средств Гарантийного фонда. Указанное обстоятельство влечет за собой исполнение обществом обязательств за счет собственных средств и имеющегося имущества. Вместе с тем, Республика Алтай является учредителем АО «АИЖК РА», что в соответствии со статьей 56 ГК РФ и Законом о банкротстве может в будущем повлечь его субсидиарную ответственность по долгам общества, в случае недостаточности денежных средств в конкурсной массе.
С учетом изложенного, отсутствие в Гарантийном фонде полученных на определенные цели денежных средств, нецелевое расходование бюджетных средств и возврат из бюджета Республики Алтай в Федеральный бюджет денежных средств в связи с нарушением целей и порядка их использования, означает лишение бюджета Республики Алтай части полученных доходов из федерального бюджета, собственных бюджетных средств, а также влечет возможные будущие расходы бюджета на восстановление средств Гарантийного фонда, либо на исполнение обязательств по уже заключенным договорам поручительства в рамках реализации республиканской программы, иные неблагоприятные последствия. В связи с этим, суд делает вывод о доказанности причинения убытков бюджету Республики Алтай.
Суд считает, что материалами обособленного спора также подтверждается факт нецелевого расходования АО «АИЖК РА» денежных средств Гарантийного фонда. При этом суд исходит из следующего.
Министерство перечислило в Гарантийный фонд субсидии в общей сумме 186810000 руб.: в 2009 году – 155560000 руб., в 2010 году – 31250000 руб. Из них: субсидии Российской Федерации – 168657000 руб., субсидии Республики Алтай – 18153000 руб.
С целью управления Гарантийным фондом и в соответствии с Постановлением № 42 АО «АИЖК РА» имело право размещать денежные средства Гарантийного фонда (то есть полученные субсидии) на депозитах кредитных организаций на срок не более одного года. Указанная сумма доходов от размещения полученных субсидий включалась в общие средства Гарантийного фонда и подлежала расходованию в порядке и на цели, предусмотренные Постановлением № 42 и Положением о ГФ.
Доход, получаемый от размещения временно свободных денежных средств Гарантийного фонда и средства Гарантийного фонда направлялись АО «АИЖК РА» на исполнение обязательств но договорам поручительства, пополнение Гарантийного фонда, а также на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий размещения временно свободных средств Гарантийного фонда, уплату соответствующих налогов, связанных с получением дохода о размещения временно свободных средств Гарантийного фонда, а также на покрытие операционных расходов, а также на погашение имеющихся кредитных и иных обязательств общества.
Сам факт нецелевого расходования части средств Гарантийного фонда должником не опровергается путем представления допустимых доказательств.
В частности, судом установлено, что платежным поручением № 46 от 19.07.2016 обществом действительно было произведено погашение основного долга по кредитному договору <***> в сумме 100000000 руб., то есть расходование данных денежных средств произведено не на цели, связанные с реализацией программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.
Ссылки должника на то, что перечисление произведено в соответствии с протоколом № 39 Совета директоров от 19.07.2016, а также в соответствии с протоколами собрания акционеров (то есть по решению единственного акционера – Республики Алтай) не меняет характер их нецелевого использования и не свидетельствует о невиновности АО «АИЖК РА».
Совет директоров является органом АО «АИЖК РА», следовательно, решение о погашении кредитных обязательств за счет средств Гарантийного фонда принято высшим органом общества, которое осуществляет управление Гарантийным фондом и приняло на себя обязанность по эффективному и целевому расходованию его средств.
Суд учитывает, что данным протоколом № 39 также принято решение об обеспечении восстановления снятых с депозитного счета денежных средств в полном объеме до 31.12.2018. Указанное обязательство обществом не исполнено до настоящего времени.
В связи с наличием возражений должника и кредиторов по сумме нецелевого расходования, а также по сумме полученных доходов от размещения средств Гарантийного фонда и обоснованных расходов, указанным в акте Федерального казначейства, суд назначил судебную бухгалтерскую экспертизу по определению размера расходов АО «АИЖК РА» по Гарантийному фонду за период с 2009 год по 2019 год.
Суд поставил перед экспертом следующий вопрос:
- определить размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 год по 2019 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийного фонда, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет средств Гарантийного фонда (отдельно размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 год по 2017 год).
Согласно экспертному заключению № ЭС-01-2020 от 10.08.2020:
размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 по 2017 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийным фондом, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет Гарантийного фонда составил 204 662201 руб. 89 коп.;
размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 по 2019 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийным фондом, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет Гарантийного фонда составил 208 859 058 руб. 59 коп.
В данную сумму экспертом включены:
выплаты в счет обеспечения обязательств по договорам поручительства - 69679 125 руб.13 коп.;
расходы, связанные с исполнением функций управления - 25 598 588 руб. 69 коп.;
расходы по приобретению имущества для обеспечения деятельности Гарантийного фонда - 709 000 руб.;
погашение кредита на строительство зданий в сумме 100000000 руб.;
налог на прибыль по ставке 20% за период с 2009 по 2014 год) - 11 878 095 руб.13 коп.;
выплата дивидендов акционерам -994 250 руб.
Анализ экспертного заключения позволяет сделать вывод о том, что экспертом также подтвержден факт нецелевого расходования АО «АИЖК РА» денежных средств Гарантийного фонда на погашение кредитных обязательств в сумме 100000000 руб. и 994250 руб. на выплату дивидендов акционерам общества.
Судом установлено, что в ходе проведенной проверки Федеральным казначейством были установлены факты нецелевого расходования АО «АИЖК» средств Гарантийного фонда не только на погашение кредита № 02/003-13-ЮЛ от 29.08.2013 в АКБ «Ноосфера» (100000000 руб.), но и на погашение иных обязательств по кредитным договорам (стр. 60-61 акта Федерального казначейства) в общей сумме 175241858 руб. 43 коп., а также на погашение иных задолженностей общества (ООО «Ремстрой – 7255625 руб. 02 коп.). Указанный вывод сделан на основании информации, отраженной в карточке счета 51, а также платежного поручения № 3 от 24.01.2017.
АО «АИЖК РА» не представило доказательств опровергающих факт использования средств Гарантийного фонда на погашение отраженных в акте проверки Федерального казначейства иных обязательств общества, помимо вышеназванного кредитного обязательства перед Банком «Ноосфера», не представило доказательства восстановления в Гарантийном фонде использованных на эти цели денежных средств.
Судом также установлено, что решением Совета директоров АО «АИЖК РА» № 42 от 08.12.2016 был утвержден план мероприятий (дорожная карта), предусматривающий погашение ссудной и кредиторской задолженности АО «АИЖК РА» и восстановление снятых с депозитного счета денежных средств Гарантийного фонда. В связи с неисполнением указанной дорожной карты должником 29.12.2017 утверждена и согласована новая дорожная карта со сроком исполнения до 31.12.2018 на общую сумму 187295000 руб., которая также не исполнена должником до настоящего времени.
Постановление № 42 и Положение о ГФ не предусматривают возможность использования средств Гарантийного фонда на погашение каких-либо кредитных и иных обязательств АО «АИЖК РА», не связанных с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, расходование средств Гарантийного фонда на любые цели, не связанные с его деятельностью по реализации мероприятий региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, является неправомерными действиями АО «АИЖК РА» при управлении Гарантийным фондом.
На основании изложенного, суд считает, что материалами дела достаточно подтверждается факт нецелевого расходования АО «АИЖК РА» средств Гарантийного фонда. В нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило доказательств, подтверждающих целевое расходование всех средств Гарантийного фонда, в том числе, доходов от их размещения.
Поскольку неправомерные действия АО «АИЖК РА» по нецелевому расходованию средств Гарантийного фонда и не восстановлению этих средств на его счетах до 31.12.2018 привели к отсутствию средств в Гарантийном фонде и применению мер принуждения к бюджету Республики Алтай, суд считает доказанным наличие причинно-следственной связи между данными неправомерными действиями общества и наступившими вышеназванными последствиями в виде причинения убытков бюджету Республики Алтай.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 3 статьи 401 Кодекса).
Таким образом, вина лица, действиями которого причинен ущерб, презюмируется, и её отсутствие подлежит доказыванию причинителем вреда.
АО «АИЖК РА» не представило убедительных доказательств, подтверждающих принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательств по соглашениям о финансировании от 24.11.2009, 23.11.2010, 25.11.2009,24.11.2009, 01.10.2009, для восстановления средств Гарантийного фонда, использованных на погашение кредитных и иных обязательств, а также доказательств невозможности исполнения этих обязательств вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
С учетом этого, суд делает вывод о виновности АО «АИЖК РА».
Оценивая доводы заявителя о размере причиненных убытков, суд считает его неправильным.
Заявленная сумма убытков рассчитана Министерством на основании выводов Федерального казначейства, касающихся размеров полученных доходов и расходов:
доходы Гарантийного фонда АО «АИЖК РА» от размещения временно свободных денежных средств за период с 2009 по 2017 годы - 115783000 руб.;
всего размер Гарантийного фонда с учетом полученных субсидий (186810000 руб.) и доходов от размещения временно свободных денежных средств за период с 2009 по 2017 годы - 302593863 руб. 63 коп.;
размер всех обоснованных расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 по 2017 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийным фондом – 88049528 руб. 76 коп.
С учетом этого, убытки в виде утраченных средств Гарантийного фонда по расчету заявителя составили 214544334 руб. 87 коп. (186810000 руб. + 115783000 руб. - 88049528 руб. 76 коп.).
Вместе с тем, анализ акта проверки федерального казначейства от 26.11.2018 и экспертного заключения № ЭС-01-2020 от 10.08.2020 позволяет сделать вывод о расхождениях в данных документах при определении суммы обоснованных расходов АО «АИЖК РА», связанных с управлением Гарантийным фондом, а также суммы доходов Гарантийного фонда АО «АИЖК РА» от размещения временно свободных денежных средств за период с 2009 по 2017 годы.
При определении размера убытков в виде утраченного остатка средств Гарантийного фонда суд считает возможным принять во внимание суммы, установленные экспертом по результатам назначенной судебной бухгалтерской экспертизы. В частности:
доходы Гарантийного фонда АО «АИЖК РА» от размещения временно свободных денежных средств за период с 2009 по 2019 годы - 115504038 руб. 86 коп.;
всего размер Гарантийного фонда с учетом полученных субсидий (186810000 руб.) и доходов от размещения временно свободных денежных средств за период с 2009 по 2019 годы (115504038 руб. 86 коп.) - 302314038 руб. 86 коп.;
выплаты в счет обеспечения обязательств по договорам поручительства - 69679 125 руб.13 коп.;
расходы, связанные с исполнением функций управления - 25 598 588 руб. 69 коп.;
расходы по приобретению имущества для обеспечения деятельности Гарантийного фонда - 709 000 руб.
При этом суд исходит из того, что согласно части 1 статьи 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде может быть лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», проверка достоверности заключения эксперта слагается из нескольких аспектов: компетентен ли эксперт в решении вопросов, поставленных перед экспертным исследованием, не подлежит ли эксперт отводу по основаниям, указанным в АПК РФ, соблюдена ли процедура назначения и проведения экспертизы, соответствует ли заключение эксперта требованиям, предъявляемым законом.
При выборе кандидатуры эксперта ФИО4 суд исходил из документального подтверждения наличия у эксперта необходимых специальных познаний и уровня квалификации, стажа работы, документов, подтверждающих его право на проведение бухгалтерской экспертизы. ФИО4 имеет квалификационный аттестат аудитора. Отводов кандидатуре эксперта при назначении экспертизы не заявлено, в том числе заявителем.
Таким образом, экспертиза проведена надлежащим лицом, обладающим специальными познаниями в области проверки достоверности и корректности ведения бухгалтерского учета и соответствия налоговой и финансовой отчетности реальным показателям хозяйственной и финансовой деятельности организации.
Экспертное заключение № ЭС-01-2020 от 10.08.2020 содержит сведения, предусмотренные статьей 86 АПК РФ, экспертом дана подписка об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертное заключение содержит ответ на поставленный судом вопрос.
Лицами, участвующими в деле, не заявлено ходатайство о назначении дополнительной или повторной экспертизы по определению размера всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 год по 2019 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийного фонда, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет средств Гарантийного фонда).
С учетом этого, суд, в соответствии со статьями 64, 86 АПК РФ принимает экспертное заключение № ЭС-01-2020 от 10.08.2020 в качестве доказательства доходов и расходов АО «АИЖК РА» средств Гарантийного фонда в период с 2009 года по 2019 год.
Суд считает обоснованным довод АО «АИЖК РА» о том, что учету подлежат расходы общества, связанные с обслуживанием Гарантийного фонда за период с 2009 по 2019 год. При этом суд учитывает, что АО «АИЖК РА» в 2018 году и 2019 году продолжало осуществлять функции по управлению Гарантийным фондом, заключало договоры поручительства (в 2018 году), одобренные Советом директоров, совершало действия по обслуживанию данных договоров поручительства, обеспечивало участие в судебных заседаниях по договорам поручительства, ведение бухгалтерского учета и т.д.
Регулирующее его деятельность постановление № 42 от 20.02.2009 года утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Республики Алтай № 142 от 29.06.2017, которым было утверждено новое Положение о Гарантийном фонде (постановление № 142 утратило силу 01.10.2018 в связи с изданием постановления Правительства РА № 304 орт 28.09.2018).
В соответствии с пунктом 2 постановления № 142 АО «АИЖК РА» по - прежнему являлось органом, наделенным функциями управления Гарантийным фондом
Протоколом Совета директоров АО «АИЖК РА» от 31.10.2019 утверждено новое положение о Гарантийном фонде, в котором АО «АИЖК РА» также наделялось функциями управления Гарантийным фондом.
Таким образом, АО «АИЖК РА» в 2018 и 2019 годах на основании вышеназванных документов продолжало оставаться лицом, управляющим Гарантийным фондом, следовательно, расходы по управлению за данный период подлежат включению в общую сумму расходов, связанных с деятельностью данного фонда.
Согласно экспертному заключению № ЭС-01-2020 от 10.08.2020 в обоснованные расходы экспертом включена сумма уплаченного налога на прибыль по ставке 20% за период с 2009 по 2014 год) в размере 11 878 095 руб.13 коп.
Заявитель считает, что уплата налогов является нецелевым расходованием средств, поскольку Постановлением № 42 и Положением о ГФ не предусмотрена их уплата за счет средств Гарантийного фонда (в том, числе, от доходов от размещения временного свободных средств).
Вместе с тем, в соответствии со статьями 247, 248, 250 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы для российских организаций, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, в том числе, внереализационные доходы.
В силу статей 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Поскольку АО «АИЖК РА» в период с 2009 года по 2014 год получало доходы, связанные с деятельностью Гарантийного фонда (в том числе от размещения временно свободных денежных средств Гарантийного фонда), у него возникла обязанность по уплате законно установленного налога на прибыль от данного дохода.
С учетом этого, суд делает вывод о том, что уплата налога на прибыль от вышеназванных доходов, является необходимыми расходами, связанными с деятельностью и управлением Гарантийным фондом.
Согласно экспертному заключению № ЭС-01-2020 от 10.08.2020 налог на прибыль за период с 2009 года по 2014 год в общей сумме 11878095 руб. 13 коп. по деятельности Гарантийного фонда является расчетным налогом.
Суд соглашается с доводами должника о том, что в качестве обоснованных расходов по налогам следует учитывать суммы фактически уплаченных налогов за конкретный период. Должник представил сведения об уплате налогов от деятельности Гарантийного фонда за 2009 год в сумме 4311 руб., за 2010 год в сумме 1117032 руб., за 2014 год в сумме 307671 руб. то есть в размере, отличающемся от расчетных сумм налогов за данные периоды, указанных в экспертном заключении № ЭС-01-2020 от 10.08.2020.
С учетом этого, суд делает вывод о том, что к обоснованным расходам АО «АИЖК РА» следует отнести налог на прибыль за период с 2009 по 2014 годы в общей сумме 8653321 руб. 69 коп. В частности:
за 2009 год – в сумме 4311 руб. (фактически уплачен);
за 2010 год – в сумме 1117032 руб.(фактически уплачен);
за 2011 год – в сумме 2486786 руб. 28 коп. (расчетный налог по заключению эксперта);
за 2012 год – в сумме 2589755 руб. 59 коп. (расчетный налог по заключению эксперта);
за 2013 год – в сумме 2147765 руб. 82 коп. (расчетный налог по заключению эксперта);
за 2014 год – в сумме 307671 руб. (фактически уплачен).
Таким образом, к обоснованным расходам АО «АИЖК РА», связанным с управлением Гарантийным фондом за период с 2009 года по 2019 год следует отнести:
выплаты в счет обеспечения обязательств по договорам поручительства - 69679 125 руб.13 коп.;
расходы, связанные с исполнением функций управления (операционные расходы) -25 598 588 руб. 69 коп.;
расходы по приобретению имущества для обеспечения деятельности Гарантийного фонда -709 000 руб.;
налог на прибыль по ставке 20% за период с 2009 по 2014 год - 8653321 руб. 69 коп.
Всего: 104640035 руб. 51 коп.
Следовательно, с учетом всех обоснованных расходов в Гарантийном фонде должны были остаться денежные средства в сумме 197674003 руб. 35 коп. (186810000 руб. (субсидии) + 115504038 руб. 86 коп. (доходы от размещения средств) - 104640035 руб. 51 коп. (обоснованные расходы). Указанная сумма в Гарантийном фонде отсутствует.
Отсутствующая в Гарантийном фонде сумма в размере 197674003 руб. 35 коп. использована АО «АИЖК РА» не по целевому назначению, не восстановлена им, а потому является убытками бюджета Республики Алтай, поскольку Гарантийный фонд был сформирован за счет бюджетных средств, полученных должником в виде субсидий и доходов от их размещения в банках.
На основании изложенного, требование Минэкономразвития РА о заявленных убытках в сумме 214544334 руб. 87 коп. подлежит частичному удовлетворению в сумме 197674003 руб. 35 коп.
Суд оценил требование Минэкономразвития РА о заявленных убытках в сумме 105745753 руб. 83 коп. и пришел к выводу о том, что оно также подлежит частичному удовлетворению.
В ходе рассмотрения спора суд истребовал у заявителя методику расчета указанной суммы, примененную Министерством финансов Российской Федерации при издании Приказа № 72 от 19.02.2019 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из Федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
Заявитель представил письмо Федерального казначейства № 23-01-01/19997 от 02.10.2020, а также дополнительные пояснения, касающиеся включенных в письмо сумм.
Из анализа данных документов следует, что при расчете суммы в 105745753 руб. 83 коп. Федеральным казначейством взяты суммы, указанные в акте проверки от 26.11.2018. Согласно примененной методике данная сумма рассчитана следующим образом:
115783863 руб. 63 коп. (сумма доходов от размещения средств Гарантийного фонда) – 18370403 руб. (сумма обоснованных операционных расходов общества ) = 97413460 руб.;
302593863 руб. 63 коп. (вся сумма средств Гарантийного фонда: субсидии + доходы от размещения) – 88049528 руб. 76 коп. (сумма обоснованных расходов, указанная в акте федерального казначейства) = 214544332 руб. 87 коп. (остаток суммы Гарантийного фонда, указанный в акте Федерального казначейства и заявленный Министерством к взысканию);
214544332 руб. 87 коп. - 97413460 руб. = 117130874 руб. 87 коп. (сумма, на которую распространяются бюджетные меры принуждения);
117130874 руб. 87 коп. х 90, 28% (уровень софинансирования Гарантийного фонда за счет средств федерального бюджета) = 105745753 руб. 83 коп.
Поскольку суд принимает во внимание выводы, изложенные в экспертном заключении № ЭС-01-2020 от 10.08.2020 о размере Гарантийного фонда, о полученных доходах от размещения средств, о размере обоснованных расходов АО «АИЖК РА», а также доводы должника о фактически уплаченных налоговых платежах, размер убытков в сумме 105745753 руб. 83 коп. причиненный неправомерными действиями должника также подлежит корректировке.
Согласно вышепримененной методике, сумма подлежащих взысканию с общества убытков составляет 97293449 руб. 81 коп. При расчете данной суммы суд исходил из следующего:
115504038 руб. 86 коп. (сумма доходов от размещения средств Гарантийного фонда) –25598588 руб. 69 коп. (сумма обоснованных операционных расходов общества ) = 89905250 руб. 17 коп.;
302314038 руб. 86 коп. (вся сумма средств Гарантийного фонда: субсидии + доходы от размещения) –104640035 руб. 51 коп. (сумма обоснованных расходов, установленная судом) = 197674003 руб. 35 коп. (остаток суммы Гарантийного фонда, установленный судом);
197674003 руб. 35 коп. - 89905250 руб. 17 коп. = 107768553 руб. 18 коп. (сумма, на которую распространяются бюджетные меры принуждения);
107768553 руб. 18 коп. х 90, 28% (уровень софинансирования Гарантийного фонда за счет средств федерального бюджета) = 97293449 руб. 81 коп.
Указанная сумма убытков находится в причинно-следственной связи с неправомерными действиями общества по нецелевому расходованию денежных средств Гарантийного фонда и причинению убытков в сумме 197674003 руб. 35 коп.
С учетом изложенного, общая сумма убытков составляет 294967453 руб. 16 коп. (197674003 руб. 35 коп. + 97293449 руб. 81 коп.) и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника третьей очереди.
Суд оценил доводы кредиторов о пропуске срока исковой давности и считает их необоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Кредиторы и должник считают, что о фактах нецелевого расходования средств из Гарантийного фонда участники общего собрания акционеров (читай – Правительство РА в лице уполномоченных органов) должны были узнать соответственно в 2014 или в 2015 году на очередном годовом общем собрании акционеров, на которомутверждаются годовые результаты деятельности общества за 2013, 2014 годы.
Действительно, основным акционерном АО «АИЖК РА» является Республика Алтай в лице уполномоченного органа.
С учетом этого, о фактах нецелевого расходования обществом средств из Гарантийного фонда участники общего собрания акционеров должны были узнавать на очередном годовом общем собрании акционеров, на которомутверждаются годовые результаты деятельности общества.
Вместе с тем, судом установлено, что протоколом № 39 Совета директоров общества было принято решение об обеспечении восстановления АО «АИЖК РА» снятых с депозитного счета денежных средств в полном объеме до 31.12.2018. Указанное обязательство обществом не исполнено в установленный срок. Кроме этого, решением Совета директоров АО «АИЖК РА» № 42 от 08.12.2016 был утвержден план мероприятий (дорожная карта), предусматривающий погашение ссудной и кредиторской задолженности АО «АИЖК РА» и восстановление обществом всех снятых с депозитного счета денежных средств Гарантийного фонда. В связи с неисполнением указанной дорожной карты должником 29.12.2017 утверждена и согласована новая дорожная карта со сроком исполнения до 31.12.2018 на общую сумму 187295000 руб., которая также не была исполнена должником.
С учетом этого, суд считает, что о нарушении прав Республики Алтай нецелевым расходованием обществом бюджетных денежных средств Министерство узнало после истечения установленного в дорожной карте срока, то есть 31.12.2018.
Сумма в размере 105745753 руб. 83 коп. взыскана из бюджета Республики Алтай Министерством финансов Российской Федерации в марте 2019 года.
Судом установлено, что 30.04.2019 Минэкономразвития РА обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании суммы убытков с должника (дело № А02-651/201). В связи с введением наблюдения заявление о включении этих же требований в реестр подано 07.10.2019, то есть в пределах срока исковой давности.
Суд не находит оснований для понижения указанной суммы требования Минэкономразвития РА в очередности удовлетворения, так как ущерб возник не в результате участия Правительства Республики Алтай в деятельности учрежденного им АО «АИЖК РА», а в связи с созданием Гарантийного фонда в рамках реализации Республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 30.11.2007 № 74-РЗ. При этом АО «АИЖК РА» имело право использовать полученные бюджетные средства не для развития собственной деятельности, а только на цели, предусмотренные данной программой, Постановлением № 42 и Положением о ГФ.
При вынесении определения суд разрешил вопрос о судебных расходах на оплату услуг эксперта.
В соответствии с положениями статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам (статья 106 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Из материалов дела следует, что на оплату услуг эксперта АО «АИЖК РА» внесло на депозитный счет арбитражного суда 40000 руб. Заявленное Министерством требование удовлетворено в сумме 294967453 руб. 16 коп., то есть в размере 92%.
Следовательно, судебные расходы на оплату услуг эксперта в размере 92% от 40000 руб. (36800 руб.) подлежат отнесению на АО «АИЖК РА», а оставшаяся сумма (3200 руб.) – на заявителя.
С учетом этого, с Министерства в пользу АО «АИЖК РА» подлежат взысканию судебные расходы общества на оплату услуг эксперта в сумме 3200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 71 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
признать обоснованным требование Министерства экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. В.И. Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, <...>) в сумме 294967453 руб. 16 коп.. и включить его в реестр требований кредиторов акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Алтайская, д. 22, пом. 2, г. Горно-Алтайск, <...>) третьей очереди.
В остальной части требования отказать.
Перечислить обществу с ограниченной ответственностью «Радек» с депозитного счета Арбитражного суда Республики Алтай 40000 (сорок тысяч) руб. за проведение экспертизы. Перечисление произвести по реквизитам, указанным в счете на оплату № 60 от 10.08.2020.
Взыскать с Министерства экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. В.И. Чаптынова, д. 24, г. Горно-Алтайск, <...>) в пользу акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Алтайская, д. 22, пом. 2, г. Горно-Алтайск, <...>) судебные расходы на оплату услуг эксперта в сумме 3200 (три тысячи двести) руб.
Определение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья
Л.А. Кулакова