ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А03-3487/2021 от 05.08.2022 АС Алтайского края

[A1]



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу о банкротстве

о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов должника  город Барнаул Дело № А03-3487/2021 

Резолютивная часть определения объявлена 05 августа 2022 года.
Полный текст определения изготовлен 12 августа 2022 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Фаст Е.В., при ведении  протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Вишняковой Е.А.,  рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Федеральной  налоговой службы (127381, Москва, улица Неглинная, дом 23, ИНН <***>, ОГРН  <***>) в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по  Алтайскому краю (656056, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о включении в реестр требований кредиторов  ФИО1 (адрес регистрации: 659330, <...>, ИНН <***>) требования в размере 138 185,69 рублей. 

В судебном заседании участвуют представители – без участия, извещены,

установил:

определением от 23.11.2021 (резолютивная часть объявлена 16.11.2021) Арбитражного  суда Алтайского края заявление Федеральной налоговой службы (далее - заявитель) о  признании ФИО1 (далее - должник) несостоятельным  (банкротом) признано обоснованным и в отношении должника введена процедура  реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим утвержден ФИО2. 

Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» в печатной версии   № 221 (7183) от 04.02.2022 (объявление № 54230256713), в Едином федеральном реестре  сведений о банкротстве 23.11.2021 (сообщение № 7724543). 

Определением суда 18.07.2022 заявление ФНС России принято к рассмотрению в  рамках обособленного спора, судебное заседание назначено на 05.08.2022. 

К судебному заседанию от уполномоченного органа поступило ходатайство о  приобщении пояснений с приложением сведений с сайта ФССП России, просит  рассмотреть заявление в отсутствие представителя уполномоченного органа. 

От финансового управляющего поступил отзыв на заявление, в котором он против  удовлетворения заявленных требований не возражал, отзыв приобщен арбитражным 


[A2] судом к материалам дела на основании статьи 131 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены  надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации путем направления в их адрес копий определения о назначении  судебного заседания, а также размещения данной информации на официальном сайте  суда, представителей в арбитражный суд первой инстанции не направили. 

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие  неявившихся лиц. 

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации обстоятельства и материалы дела, арбитражный суд  приходит к следующим выводам. 

В силу положений статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве)  рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным  процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными  федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). 

Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы  X Закона о банкротстве; отношения, связанные с банкротством граждан и не  урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы  IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона о  банкротстве). 

В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов  включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным  управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу  судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено  настоящим пунктом. 

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от  29.05.2004 № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле  о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая  служба России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным  на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о  банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской  Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных  платежей). 

В рассматриваемом случае с заявлением о включении требования в реестр  требований кредиторов должника уполномоченный орган обратился в нарушением срока,  установленного статьей 213.8 Законом о банкротстве, при этом с учетом состава  заявленного требования (пени) кредитор, имеющий требование по штрафным санкциям не  имеет права голоса на собрании кредиторов, ввиду того, что пени не учитываются для 


[A3] целей определения числа голосов на собрании кредиторов в силу статья 12 Закона о  банкротстве. 

Вместе с тем, согласно абзацу четвертому пункта 23 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 "О некоторых вопросах,  связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности  (банкротстве) граждан" (далее - Постановление № 45) предъявление кредитором или  уполномоченным органом требования с пропуском установленного пунктом 2 статьи  213.8 Закона о банкротстве срока или отказ в его восстановлении для целей участия в  первом собрании кредиторов должника не является основанием для нерассмотрения  судом этого требования для целей включения в реестр. Данные требования, в случае  включения в реестр требований кредиторов должника, удовлетворяются на общих  условиях (абзац второй пункта 4 статьи 213.19 Закона о банкротстве). В резолютивной  части определения о включении такого требования в реестр требований кредиторов  должника суд указывает на отсутствие у конкурсного кредитора или уполномоченного  органа права принимать участие в первом собрании кредиторов должника. 

В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской  Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с  рассмотрением дел о банкротстве» (далее - Постановление № 35), пункте 10 Обзора  судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах  о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом  Верховного Суда РФ 20.12.2016) разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 16, а также  пунктам 3 - 5 статьи71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд  проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных  вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий  относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять  соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором,  с другой стороны. 

В случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении  обязательных платежей, арбитражный суд проверяет, представлены ли в подтверждение  этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по  обязательным платежам. 

Как следует из материалов обособленного спора, обращаясь с требованием о  включении в реестр требований кредиторов должника, уполномоченный орган указал на  наличие у ФИО1 (ИНН <***>) задолженности по уплате обязательных  платежей в сумме 138 185,69 рублей пени, начисленных ввиду несвоевременного  исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин. 

Статьей 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - это  налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего  уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные  внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством  Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных 


[A4] взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации  и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и  установленные уголовным законодательством штрафы. 

Согласно разъяснениям пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам,  связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в  этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016),  при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в  качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового  (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг. 

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания  налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания  срока уплаты налога. 

Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся  таможенных пошлин и страховых взносов. 

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения  обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов,  подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими  платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования  учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению  после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные  требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей  определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются  правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения  соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац  десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи  126 Закона о банкротстве). 

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если  иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности  по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения  обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45  Налогового кодекса Российской Федерации). 

Порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налога физическим  лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, регулируется статьями 48,  69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации. 

В обоснование наличия задолженности уполномоченным органом представлены:  справка о суммах недоимки, задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам и  штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную  границу Российской Федерации по состоянию на 20.05.2022, уведомление о наличии  задолженности от 20.05.2022, постановление о возбуждении исполнительного  производства от 30.03.2011 № 25/20205, заявление о повторном предъявлении  исполнительного листа от 22.03.2011 № 11-6-20/3641, постановление об окончании 


[A5] исполнительного производства от 15.06.2009, акт о невозможности взыскания от  15.06.2009, постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.10.2004,  решение Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-1745/04-10 от 25.05.2004,  требования об уплате таможенных платежей от 28.01.2004 №№ 1, 2, сведения с сайта  Федеральной службы судебных приставов. 

Заявленный налоговым органом размер задолженности в сумме 138 185 рублей 69  копеек материалами дела подтверждается (статья 65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

Сумма задолженности по обязательным платежам не оспорена.

Доказательств погашения задолженности в указанном уполномоченным органом  размере, а равно ее отсутствие, в материалах дела не имеется (часть 2 статьи 9, статья 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Порядок предъявления требований по уплате обязательных платежей соблюден,  возможность принудительного взыскания вышеуказанной задолженности на момент  предъявления требования в арбитражный суд не утрачена. 

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения  обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов,  подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими  платежами. 

Таким образом, требование уполномоченного органа подлежит удовлетворению,  задолженность в размере 138 185 рублей 69 копеек пени подлежит включению в третью  очередь реестра требований кредиторов должника. 

По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве заявленные требования  учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению  после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. 

Руководствуясь статьями 4, 16, 71, 134, 137, 213.27 Федерального закона от  26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 156, 184, 185, 223  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

определил:

признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы (Москва, ИНН  <***>) и включить его в реестр требований кредиторов ФИО1 (ИНН <***>; 659330, <...>,) в следующем составе и размере: 

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано  в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок,  не превышающий десяти дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной  жалобы через Арбитражный суд Алтайского края. 

 Судья Е.В. Фаст 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 09.03.2022 22:59:00

 Кому выдана Фаст Екатерина Владимировна