АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Барнаул | Дело № А03-8928/2013 |
Резолютивная часть определения от 25.07.2013. Полный текст определения от
31.07.2013.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдиной Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 11.02.2013 № 44,
от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах (далее – заявитель, Управление) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Определением суда от 06.06.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Определением суда от 26.06.2013 дело принято к рассмотрению по общим правилам искового производства (административного производства) в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 227 АПК РФ.
В обоснование своих требований заявитель указал, что предпринимателем при осуществлении деятельности по розничной торговле непродовольственными товарами на предприятии розничной торговли, расположенном по адресу: <...> допущена реализация (продажа) обуви населению с нарушением требований технических регламентов и
подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции в области маркировки продукции: в реализации (в продаже) находилась обувь без информации в маркировке о составе изделия: товарного знака (при наличии): единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости): дате изготовления: номере партии продукции (при необходимости): виде материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви: инструкции по уходу за обувью (при необходимости), наименовании продукции, наименования изготовителя или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица.
Предприниматель отзыв на заявление не представил, в предварительное судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом в соответствии со ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предварительное судебное заседание проводится в его отсутствие.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в отзыве.
Согласно ст. 137 АПК РФ в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, а также в случае неявки в предварительное судебное заседание лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу и не заявивших возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания.
Суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству. От лиц, участвующих в деле, возражений против проведения судебного заседания в одну дату с предварительным заседанием не поступило. При этом лица, участвующие в деле, извещены судом о возможности проведения судебного заседания тем же определением суда, которым извещены о времени и месте проведения предварительного судебного заседания.
Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие предпринимателя в судебном заседании.
В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
24.05.2013 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Управлением была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции на
предприятии розничной торговли, расположенном по адресу: Алтайский край Благовещенский район р.п. Благовещенка, ул. Пушкина, 93.
В ходе проведения проверки было установлено, что предпринимателем, при реализации (продаже) непродовольственных товаров (обуви) населению, были нарушены требования пунктов 1, 3 статьи 9 Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденною Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. № 876; ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1; п.11,39,41 Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55, а именно: в реализации (в продаже) находились:
- туфли женские закрытые из комбинированных материалов (кожа-замша и текстиль) на шнурках (мокасины), «adenlis», Россия, изготовитель ООО «TPNBA» <...>, модели и артикула 9033 цвета бежевый и 3288 цвета черный, в потребительской упаковке (коробка), по цене 450 руб. без информации в маркировке: состава изделия: товарного знака (при наличии): единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости): даты изготовления: номера партии продукции (при необходимости): вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви: инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 2 пар;
- туфли женские кожаные замшевые синие летние на платформе со стразами, носок и задник открытые, на металлической застёжке «Lady Lucy» модель 64-520А, по цене 1500-00 руб., без сведений в маркировке: наименования продукции, наименования изготовителя или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости); даты изготовления; номера партии продукции (при необходимости); вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 6 пар;
- туфли кожаные черные женские на каблуке закрытые «Классика», артикул 0166- Д92, по цене 1200 руб. без информации в маркировке: наименования продукции, наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости); даты изготовления; номера партии продукции (при необходимости); вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 2 пар;
- сапоги кожаные женские черные с вышитыми цветами со стразами «NECOSIA». артикул М261-Х1637, по цене 1400 руб. без сведений в маркировке: наименования продукции, наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости); даты изготовления; номера партии
продукции (при необходимости); вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 2 пары;
- туфли кожаные бежевые женские с открытым задником (сабо) на платформе, верх обуви вышит цветами YAZHOUREN, артикул WL915303, с информацией на иностранном языке на этикетке, по цене 800 рублей без сведений в маркировке: наименования продукции, наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости); даты изготовления; номера партии продукции (при необходимости): вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви; инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 3 пар;
- полусапожки кожаные черные женские на квадратном каблуке демисезонные «Tanssico» RM126-1-2169J по цене 2700 руб. без данных в маркировке: наименования продукции, наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости): даты изготовления: номера партии продукции (при необходимости); вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви, в количестве 2 пар;
- полусапожки кожаные замшевые цвет кофе с мехом, зимние на платформе «bigRope» артикул Н1077-309М на замке, по цене 3800 руб. без данных в маркировке: наименования продукции, наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица: товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза: гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости): даты изготовления; номера партии продукции (при необходимости); вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви, инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 2 пар:
- туфли дорожные, спортивного типа на шнурках из синтетического материала цветные «Jun Pis», артикул GF-110, по цене 500 руб. без данных в маркировке: наименования продукции, наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица: товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости): даты изготовления; номера партии продукции (при необходимости); вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви, инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 2 пар:
- туфли кожаные женские дорожные спортивного стиля (кроссовки) бежевые на шнурках «WBL» артикул WW8694-2, с информацией на иностранном языке на этикетке, по цене 700-00 руб., без данных в маркировке: наименования продукции,
наименования изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридического адреса изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; товарного знака (при наличии); единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийных обязательств изготовителя (при необходимости); даты изготовления; номера партии продукции (при необходимости); вида материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви, инструкции по уходу за обувью (при необходимости), в количестве 1 пары.
Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки №21/2-63 от 27.05.2013, на основании которого, 27.05.2013 Управлением в отношении предпринимателя было вынесено определение № 21/1-84 о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования по ст. 14.43 КоАП РФ.
30.05.2013, по окончанию административного расследования, ведущим специалистом – экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах был составлен протокол № 21/1-132 об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным заявителем, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ являются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (технические регламенты).
Исходя из вида осуществляемой предпринимателем деятельности (розничная продажа обуви), в рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения состоит в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП Российской Федерации под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Таким образом, указанной нормой права предусмотрена административная ответственность, в частности, за нарушение продавцом требований технических регламентов.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается (часть 2 статьи 6 вышеуказанного закона).
В свою очередь, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей указанным в этой норме целям (одной из которых является предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей).
Как следует из протокола об административном правонарушении от 30.05.2013 № 21/1-132 предпринимателю вменяется розничная продажа обуви с неполной информацией об изготовителе и товаре.
Статьей 8 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров по договору розничной купли- продажи.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона РФ № 2300-1 и пункта 11 Правил № 55, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в частности: наименование товара; наименование технического регламента или иное установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя и продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров.
Пунктом 41 Правил № 55, предусмотрено, что товары (в том числе обувь) должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера.
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
За нарушение указанных требований Закона о защите прав потребителей и Правил N 55, гарантирующих право потребителя на получение информации о товаре и его изготовителе, действующим законодательством установлена специальная административная ответственность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, в данном случае влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Обозначенные составы административных правонарушений являются специальными по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП Российской Федерации, поэтому неправомерные действия предпринимателя, выразившиеся в непредставлении потребителям информации о реализуемых обувных изделиях подлежат квалификации именно по части 1 статьи 14.5 или части 1 статьи 14.8 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 202 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают только дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении
производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В соответствии с правилами статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.5, 14.8 КоАП РФ, арбитражным судам не подведомственно.
При таких обстоятельствах суд производство по делу прекращает на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 184-185, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Возвратить протокол об административном правонарушении № 21/1-132 от 30.05.2013 с прилагаемыми к нему документами в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучию человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетском и Табунском районах, с. Кулунда, Алтайский край.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его вынесения через арбитражный суд Алтайского края.
Судья | В.В. Синцова |
2
3
4
5
6
7
8
9