Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕо признании требований заявителя обоснованными и введении реструктуризации долгов гражданина | ||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-1856/2021 | ||||||
13 августа 2021 года | вынесено определение в полном объеме | |||||||
10 августа 2021 года | вынесена резолютивная часть определения | |||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.В. Даровских, | ||||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Никулиной, | ||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании заявления Федеральной налоговой службы России (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Амурская область, Ивановский р-н, с. Ивановка, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: <...>) о признании его несостоятельным (банкротом), заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих: Ассоциация «межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» (302004, г. орёл, ул. 3-я Курская, д. 15, помещение 6, оф. 14) | ||||||||
о признании несостоятельным (банкротом) | ||||||||
при участии в заседании: лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены, | ||||||||
установил: | ||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилась Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - ФНС России, заявитель, уполномоченный орган) о признании несостоятельным (банкротом) ФИО1 (далее – должник, ФИО1).
Определением от 28.04.2021 возбуждено производство по делу, рассмотрение обоснованности заявления назначено в судебное заседание на 24.05.2021.
Определением суда от 24.05.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 23.06.2021, в связи с ненадлежащим извещением должника, а также удовлетворением ходатайства уполномоченного органа об отложении судебного заседания
Ранее от саморегулируемой организации Ассоциация «межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» в материалы дела поступили сведения о кандидатуре арбитражного управляющего ФИО2 для утверждения в настоящем деле о банкротстве, сведения о соответствии требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве и ее согласие на утверждение финансовым управляющим.
Ранее уполномоченный орган через канцелярию суда направил уточнения к заявленным требования, просил: включить в реестр требований кредиторов должника, требования уполномоченного органа в размере 862 862,76 руб., в том числе основной долг - 606 426,56 руб., пени - 170 526,38 руб., штраф - 85 909,80 руб., в том числе: во вторую очередь реестра требований кредиторов задолженность в размере 28 656,80 руб., из них: налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - 28 656,80 руб. В третью очередь реестра требований кредиторов задолженность в размере 834 205,96 руб., из них: налог на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 252 837,06 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 91 303,13 руб.; штраф по налогу на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 85 909,80 руб.; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - 301 613,67 руб.; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - 71 520,29 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - 2 013,62 руб.; транспортный налог с физических лиц - 11 579,78 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц - 2 409, 49 руб.; ЕНВД - 7 282 руб.; пени по ЕНВД - 2 067,96 руб.; налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 4 457,27 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года – 435,08 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – 776,81 руб. В обоснование представленных уточнений представил акт сверки за период с 28.04.2021 по 19.05.2021,
Судом уточненные требования приняты к рассмотрению на основании статьи 159 АПК РФ.
Определением суда от 23.06.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 14.07.2021, в связи с ненадлежащим извещением должника, а также удовлетворением ходатайства уполномоченного органа об отложении судебного заседания.
От Управления по вопросам миграции УМВД России по Амурской области через канцелярию суда поступили запрошенные сведения в отношении ФИО1 (ИНН <***>) в которых указанно, что должник зарегистрирован с 30.10.2013 по адресу <...>.
Определением суда от 14.07.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 04.08.2021, в связи с ненадлежащим извещением должника, а также для представления уполномоченным органом дополнительных документов.
В судебном заседании 04.08.2021 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10.08.2021 до 11 час. 50 мин.
После перерыва лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте его проведения извещены в порядке ст. 123 АПК РФ, ходатайств и дополнительных документов не направили. Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Основанием обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением является образовавшаяся с учетом принятых уточнений задолженность ФИО1 в размере 862 862,76 руб., из них налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - 28 656,80 руб.; налог на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 252 837,06 руб.; пени по налогу на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 91 303,13 руб.; штраф по налогу на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 85 909,80 руб.; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - 301 613,67 руб.; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - 71 520,29 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - 2 013,62 руб.; транспортный налог с физических лиц - 11 579,78 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц - 2 409, 49 руб.; единый налог на вмененный доход - 7 282 руб.; пени по единый налог на вмененный доход - 2 067,96 руб.; налог по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 4 457,27 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года – 435,08 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – 776,81 руб.
Данная задолженность образовалась на основании решений, принятых Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области по результатам камеральных налоговых проверок: налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2015 года, налоговой декларации по НДФЛ за 2014; представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по упрощенной системе налогообложения за 2015, 2016, налоговой декларации по НДФЛ за 2016 год; представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по страховым взносам за 4 квартал 2017, 4 квартал 2018; задолженности по транспортному налогу за 2015-2019.
На основании статей 69, 70 НК РФ должнику направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 2960 от 25.05.2016, № 89028 от 26.07.2017, № 4804 от 26.01.2018, № 21914 от 03.07.2018, № 16987 от 29.12.2016, № 20448 от 09.06.2018, № 6284 от 20.10.20160, № 10182 от 06.02.2017, № 53881 от 25.12.2017, № 15064 от 06.02.2019, № 117601 от 25.12.2019, № 57511 от 30.06.2020, № 45938 от 26.06.2020, № 74613 от 12.07.2019, № 26490 ль 28.01.2019, № 15854 от 18.12.2018, № 11394 от 23.11.2018, № 6673 от 17.10.2018, № 6672 от 17.10.2018, № 1955 от 16.08.2018, № 1954 от 16.08.2018, № 15210 от 25.04.2018, № 96096 от 15.09.2017, № 773 от 20.10.2016, в связи с несвоевременной уплатой начисленных налогов и взносов в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени по налогу на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 91 303,13 руб.; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - 71 520,29 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - 2 013,62 руб.; пени по транспортному налогу с физических лиц - 2 409, 49 руб.; единый налог на вмененный доход - 7 282 руб.; пени по единый налог на вмененный доход - 2 067,96 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года – 435,08 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года – 776,81 руб., а также штраф по налогу на доходы физических лиц (ст. 227 НК РФ) - 85 909,80 руб.;
На основании статей 46, 47, 76 НК РФ налоговым органом приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 07.09.2017 № 18196, от 20.12.2017 № 28010023309, от 23.03.2018 № 28010026772, от 18.01.2017 № 6316, от 18.01.2017 № 6317, от 17.02.2017 № 6779, от 18.01.2017 № 6312, от 25.11.2016 № 13578, от 16.12.2016 № 15045, от 08.02.2017 № 16900, от 30.08.2017 № 41605, от 11.12.2017 № 53589, от 15.03.2018 № 63027, от 04.06.2018 №73561, вынесены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика № 18269 от 07.09.2017, № 28010023374 от 20.12.2017, № 28010026855 от 23.03.2018, № 6383 от 18.01.2017, № 6384 от 18.01.2017, № 6884 от 17.02.2017, № 6382 от 18.01.2017, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 21763 от 08.08.2016, № 19474 от 28.03.2016.
В соответствии со статьей 362 НК РФ должнику по транспортному налогу за 2015-2019 год направлены налоговые уведомления № 5265711 от 25.07.2019, № 54950883 от 23.08.2018, № 92832188 от 13.09.2016, №2340806 от 03.08.2020, № 58724399 от 20.09.2017.
Исполнительнее производства, находившиеся на исполнении в отделе судебных приставов № 3 по г. Благовещенску и Благовещенскому району Амурской области прекращены в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.
Налоговым органом соблюден установленный статьями 46, 47, 48, 69, 75, 362, 409 НК РФ порядок принудительного взыскания задолженности.
Задолженность в полном объеме должником не оплачена, иное в дело не представлено. Требование в заявленном размере арбитражным управляющим и должником не оспорено.
В связи с наличием у ФИО1 просроченной задолженности по обязательным платежам на сумму более пятисот тысяч рублей и просрочки в исполнении обязательств сроком свыше трех месяцев, уполномоченный орган обратился в суд с настоящим требованием.
Дела о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 32 Закона и часть 1 статьи 223 АПК РФ), который в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников гражданского (имущественного) оборота является специальным.
Особенности банкротства гражданина установлены параграфом 1.1 главы X Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I-III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI названного Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.3 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.
При этом заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 213.3 Закона о банкротстве).
В соответствии с п.1 ст.213.5 Закона о банкротстве заявление о признании гражданина банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом при наличии решения суда, вступившего в законную силу и подтверждающего требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Статьей 213.2 Закона о банкротстве предусмотрено, что при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Согласно пунктам 1-3 статьи 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 213.3 и статьей 213.5 настоящего Федерального закона, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания арбитражного суда и доказана неплатежеспособность гражданина (п. 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве для целей настоящего параграфа под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств: гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил; более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены; размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования; наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.
Согласно пункту 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве одним из обязательных условий для утверждения плана реструктуризации долгов является наличие у должника источника дохода.
В соответствии со статьей 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей; с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим; требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве, исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Как указано выше, задолженность ФИО3 подтверждается мерами принудительного взыскания задолженности.
На дату рассмотрения обоснованности заявления задолженность, послужившая основанием обращения кредитора в суд с настоящим заявлением, не погашена, иное в материалах дела отсутствует. Должник предъявленную задолженность по существу не оспорил.
В связи с наличием у ФИО1 просроченной задолженности по обязательными платежам на сумму более пятисот тысяч рублей и просрочки в исполнении обязательств сроком свыше трех месяцев, кредитор обратился в суд с настоящим требованием.
Уполномоченным органом по платежному поручению № 9697 от 12.04.2021 в депозит арбитражного суда внесено 25 000 руб. на финансирование расходов по делу о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
При этом процедура реструктуризации долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (абз. 17 статьи 2 Закона о банкротстве).
Должник не оспаривает факта своей трудоспособности (доказательств обратного не представил), не представил доказательств наличия неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, признания его банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов, либо утверждения в отношении него плана реструктуризации долгов гражданина в течение предшествующих восьми лет.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что на стадии проверки обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, с учетом представленных должником в дело документов, у суда отсутствуют основания для вывода о полной невозможности удовлетворения требований кредиторов должника путем реструктуризации долгов.
Исходя из плана реструктуризации кредиторы вправе рассчитывать на предполагаемые по обстоятельствам его составления будущие доходы неплатежеспособного должника. При этом будущие источники покрытия долгов определяются в долгосрочной (3 года, по общему правилу) перспективе, установленной законодателем с расчетом на обеспечение добросовестного должника временными рамками для изменения в сторону улучшения своего имущественного положения. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации. И в этом аспекте кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела, жизненного опыта гражданина, его профессионального и образовательного уровня, трудоспособности и т.д.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - Постановление № 45), план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.
Иными словами, план реструктуризации не ограничивается полным удовлетворением требований кредиторов в установленные сроки, поскольку может считаться исполненным и в случае стабилизации финансового состояния должника в степени, позволяющей исполнение периодических платежей в соответствии с условиями обязательств.
Не запрещено (исходя из субъектного состава правоотношений с участием гражданина, находящегося в процедурах банкротства) и прощение части долга, списание штрафных санкций, установление моратория на начисление процентов в конкретные периоды времени со стороны кредитных организаций, как это принято в банковской практике, в целях создания добросовестному заемщику благоприятного режима погашения долга. План реструктуризации может предусматривать снижение кредитного бремени для добросовестного заемщика с соблюдением баланса прав и законных интересов должника и кредиторов, заинтересованных, по общему правилу, в получении причитающегося с него, а не списании долгов (признании их погашенными вследствие завершения процедур банкротства).
Кроме того, реализация имущества должника становится актуальной при отсутствии плана реструктуризации либо при неустранимых разногласиях между заинтересованными лицами по поводу его содержания (не получено одобрение собрания кредиторов), нарушены условия погашения долгов согласно плану реструктуризации, что привело к его отмене по ходатайству собрания кредиторов. То есть в случаях бесперспективности реструктуризации как таковой.
Бесперспективность реструктуризации не может быть констатирована судом в отсутствие доказательств предшествующей достаточной и добросовестной активности должника в получении дохода, как источника для погашения требований кредиторов.
На стадии реструктуризации долгов, ФИО1, чью добросовестность суд, руководствуясь статьи 10 ГК РФ, предполагает, вправе и обязан принять меры к поиску вариантов погашения своих долгов доступными в сложившейся ситуации способами, достичь с кредиторами соглашения о балансе взаимных интересов.
Банкротство граждан, по смыслу Закона о банкротстве, является механизмом нахождения компромисса между должником, обязанным и стремящимся исполнять свои обязательства, но испытывающим в этом объективные затруднения, и его кредиторами, а не способом безответственного и легкого для должника избавления от накопленных долгов.
Как разъяснено в п. 31 Постановления № 45, в силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абзац шестой статьи 213.18 Закона о банкротстве).
Кроме того, частью 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве в числе оснований признания гражданина банкротом предусматривает случаи, в том числе, если: гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона; арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина.
Таким образом, в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина при наличии соответствующих условий, установленных Законом о банкротстве, возможен переход в процедуру реализации имущества гражданина.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что введение процедуры реструктуризации долгов гражданина не повлечет нарушения прав и интересов должника и его кредиторов, поскольку в случае успешной реализации плана реструктуризации долгов, кредиторы могут получить большее удовлетворение, нежели в процедуре реализации имущества должника. При этом, в силу ст. 213.24 Закона о банкротстве процедура реструктуризации долгов гражданина может быть прекращена практически в любое время, поскольку реализация имущества должника вводится судом как в случае непредставления плана реструктуризации, так и в случае отмены арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина.
В связи с вышеизложенным суд с учетом конкретных обстоятельств дела считает необходимым ввести в отношении должника процедуру банкротства - реструктуризация долгов гражданина.
В соответствии со статьями 23, 45, 419, 432 НК РФ налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, а также начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно п. 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов относится к реестровым требованиям второй очереди.
В соответствии с пунктом 14 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
В связи с этим, требования в размере 28 656,80 руб. основного долга - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный периоды начиная с 1 января 2017 года), в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди удовлетворения
На основании пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве требование в размере 577 769,78 руб. основного долга, 170 526,38 руб. пени 85 909,80 руб. штрафы, подлежит удовлетворению в третью очередь реестра требований кредиторов должника. Требование в размере170 526,38 руб. пени 85 909,80 руб. штрафы, в соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В определении арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должны содержаться указания на дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве гражданина; утверждение финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий).
Заявитель просил утвердить арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации «межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» которая представила сведения о соответствии кандидатуры ФИО2 требованиям, предусмотренным статьями 20, 20.2 Закона о банкротстве, его письменное согласие на утверждение арбитражным управляющим должника.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие возражений против представленной кандидатуры арбитражного управляющего, суд считает необходимым утвердить финансовым управляющим должника в силу статьи 213.6 Закона о банкротстве ФИО2 с фиксированным единовременным вознаграждением в размере 25 000 рублей за счет средств, депонированных на счете суда.
Вместе с тем, уполномоченный орган просил ввести в отношении должника процедуру применяемую в деле о банкротстве - реализации имущества гражданина.
В силу пункта 8 статьи 213.13 Закона о банкротстве арбитражный суд по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, вправе (а не обязан) вынести решение о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.
Как указано судом выше, правилами частей 1, 2, 3, 4 статьи 213.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина; о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения; о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.
Исключение из общего правила закреплено в п. 8 ст. 213.6 Закона о банкротстве - арбитражный суд вправе по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве.
С учетом указанной нормы права, введение процедуры реализации имущества гражданина по результатам рассмотрения обоснованности заявления о банкротстве является правом суда, которым можно воспользоваться лишь при заявленном самим должником ходатайстве о его несоответствии требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов и введении по указанной причине следующей процедуры банкротства - реализации имущества гражданина. Однако данное ходатайство должником не заявлено.
Таким образом, Закон о банкротстве устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов. Введение процедуры реализации имущества гражданина по ходатайству кредитора Законом о банкротстве не предусмотрено.
Следовательно, положения действующего законодательства о банкротстве позволяют ввести процедуру реализации имущества, минуя процедуру реструктуризации долгов, лишь в случае, если гражданин не имеет источников дохода, и только с его согласия (при наличии ходатайства самого должника), либо, при отсутствии ходатайства, в отношении этого должника процедура реализации имущества может быть введена лишь в исключительных случаях.
О таком исключении указано в пункте 17 Постановления № 45, если будет установлено, что должник представил заведомо недостоверные сведения либо совершает действия, направленные на сокрытие имущества, его незаконную передачу третьим лицам, то вводится реализация имущества, а не процедура реструктуризации долгов, даже при наличии у должника доходов, позволяющих погасить задолженность в непродолжительный период времени, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении должником действий, направленных на уклонение от погашения имеющейся у него задолженности (статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данные обстоятельства судом в настоящем деле не установлены и материалами дела не подтверждаются, должник ходатайств относительно введения реализации имущества не заявлял; при таких обстоятельствах судом не выявлено препятствий для введения реструктуризации долгов и не установлена возможность для введения процедуры реализации. Доказательства не соответствия должника условиям для утверждения плана реструктуризации долгов заявителем не представлены.
В связи с вышеизложенным суд не усматривает в настоящее время оснований для удовлетворения требований ФНС России в части введения в отношении ФИО1 процедуры применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве) – реализации имущества гражданина.
С даты вынесения настоящего определения наступают последствия введения реструктуризации долгов гражданина, предусмотренные статьей 213.11 Закона о банкротстве. Срок предъявления требований кредиторов для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов составляет два месяца с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 9 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.
Суд назначает судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Руководствуясь статьями 213.5, 213.6, 213.11 Федерального закона от 26.10.2002
№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-185, 223, 224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
признать требования Федеральной налоговой службы России (ОГРН <***>, ИНН <***>) обоснованными.
Ввести в отношении ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Амурская область, Ивановский р-н, с. Ивановка, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: <...>) процедуру, применяемую в деле о банкротстве - реструктуризация долгов гражданина сроком до 09.12.2021 года.
Утвердить финансовым управляющим должника ФИО2, (ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции: 675000, <...>), члена Ассоциация «межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» с выплатой фиксированного денежного вознаграждения в сумме 25 000 рублей.
Включить во вторую очередь реестра требований кредиторов должника - ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Амурская область, Ивановский р-н, с. Ивановка, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: <...>) требование Федеральной налоговой службы в размере 28 656,80 руб. налог по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года).
Включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника - ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Амурская область, Ивановский р-н, с. Ивановка, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: <...>) требование Федеральной налоговой службы в размер 577 769,78 руб. основного долга, 170 526,38 руб. пени, 85 909,80 руб. штраф.
С даты вынесения настоящего определения наступают последствия, установленные статьями 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В ходе процедуры действуют ограничения и обязанности должника, предусмотренные статьей 213.11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Назначить судебное заседание по рассмотрению дела о банкротстве гражданина на 09 декабря 2021 года на 09 часов 40 минут в помещении Арбитражного суда Амурской области по адресу: <...>, кабинет № 316.
Определение подлежит исполнению немедленно и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения в Шестой арбитражный апелляционный суд
(г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.В. Даровских