ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А04-2435/09 от 30.06.2009 АС Амурской области

1117/2009-14753(1)

Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163
http://amuras.arbitr.ru
email: info@amuras.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБ ОТЛОЖЕНИИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

г. Благовещенск

Дело № АО4-2435/2009

“ 30 “ июня 2009г

Арбитражный суд в составе судьи Л.Л. Лодяной

рассмотрев в судебном Министерства экономического развития, заседании дело по заявлению промышленности и транспорта Амурской

области

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-

бюджетного надзора в Амурской области

об оспаривании ненормативного правового акта

Третьи лица:

Управление государственного регулирования цен и

тарифов Амурской области;

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания»;

Федеральная служба по тарифам России.

при участии в заседании: Заявитель – Кушнарева О. В., заместитель начальника

юр.отдела, по доверенности от 16.04.2009 № 1770-01,
папорт, Малайрева Т. П., начальник отдела топливной
промышленности, по доверенности от 26.05.2009 №

2678-15, паспорт;

Ответчик – Жукова Е.М., главный контролер-эксперт,
по доверенности от 01.06.2009, паспорт, Данилин
А.Н., главный специалист-эксперт, по доверенности

от 06.10.2008, удостоверение;

УГРЦиТ Амурской области – Личман О.М.,
начальник отдела регулирования и анализа тарифов,

по доверенности от 25.05.2009 № 6, паспорт;

ОАО «ДЭК» - Чуясов С.В., зам.директора по
правовым вопросам, по доверенности от 01.01.2009 №
ДЭК-20-15/191Д, паспорт, Ломако Е.В.,
зам.директора по финансам и экономике, по
доверенности от 01.01.2009 № ДЭК-20-15/224Д,
паспорт, Бунина А.А., начальник правового отдела, по
доверенности от 01.01.2009 № ДЭК-20-15/186Д,

паспорт;
ФСТ РФ – представитель не явился, извещена

установил:

Министерство экономического развития, промышленности и транспорта

Амурской области (далее – Министерство ЭРПТ АО, заявитель) обратилось в

Арбитражный суд Амурской области с требованием о признании


недействительным подпункта 1 пункта II Предписания по устранению выявленных нарушений, выданного руководителем территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее – ТУ Росфиннадзора, ответчик) от 10.04.2009 № 23-04-17/810.

Определением от 12.05.2009 дело назначено к предварительному заседанию, сторонам предложено представить доказательства по делу.

Определениями суда от 12.05.2009, от 01.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – УГРЦиТ Амурской области, Управление), открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» (далее – ОАО «ДЭК»), Федеральная служба по тарифам России (далее – ФСТ РФ).

Ответчик требования не признал, указав, что ТУ Росфиннадзора в период с 09.02.2009 по 25.02.2009 проведена проверка своевременности распределения и правомерности использования средств федерального бюджета, поступивших в область на реализацию федеральных целевых программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года», на топливно-энергетический комплекс и другие в 2008 году в Министерстве ЭРПТ АО. В ходе проверки установлено, что, в нарушение Правил предоставления в 2008 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 № 819, Порядка составления отчетов, определенного Соглашением с Амурской областью о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня от 13.11.2007 и Дополнительного соглашения к нему от 09.12.2008, Министерством ЭРПТ АО неправомерно перечислена субсидия на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в ОАО «ДЭК» в сумме 1677 656,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 1677 653,7


тыс. рублей.

Исходя из представленных к проверке документов, обосновывающих перечисление денежных средств, с учетом данных расчетов Амурская область и ОАО «ДЭК» в 2008 году не нуждалась в субсидиях на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 № 819.

При определении величины некомпенсируемых средств в графе 4 отчета, ОАО «ДЭК» по согласованию с УГРЦиТ Амурской области применен плановый объем покупки мощности (графа 3.4) по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке для поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утвержденной балансом ФСТ РФ, что противоречит порядку составления отчета об использовании выделяемых средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, установленного Дополнительным соглашением от 09.12.2008 к Соглашению о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня от 13.11.2007.

При реализации материалов данной проверки Ответчиком в пределах своих полномочий и компетенции в адрес Заявителя было направлено обязательное к исполнению Предписание по устранению выявленных нарушений от 10.04.2009 № 23-04-17/810.

Полномочия по внесению предписаний предоставлено Федеральной службе финансово-бюджетного надзора Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н.

ОАО «ДЭК» заявленные требования поддержало в полном объеме. В письменном отзыве, устных пояснениях указало, что порядок и условия


получения субсидии предусмотрены: Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 № 819 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике» (далее – Постановление от 07.11.2008 № 819); Постановлением Правительства Амурской области от 18.12.2008 № 303 «Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета в 2008 году субсидий юридическими лицами на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике» (далее – Постановление от 18.12.2008 № 303); Соглашением между министерством промышленности и энергетики РФ, ФСТ РФ и министерством промышленности, топливно- энергетического комплекса и связи Амурской области от 13.11.2007 «О поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня» (далее – Соглашение от 13.11.2007).

Размер выделяемой субъекту субсидии на 2008 установлен в Постановлении от 07.11.2008 № 819, и уточненные расчетные данные доведены Минэнерго РФ до субъекта – Амурской области письмом от 12.12.2008. Более того, расчетная величина субсидии – 1 677 792,66 тыс. руб. была учтена регулирующим в сфере ценообразования органом при формировании тарифов на 2008 год (экспертное заключение УГРЦиТ Амурской области).

Факт выделения субсидии на условиях, предусмотренных Постановлением от 07.11.2008 № 819 и в порядке, установленном Соглашением от 13.11.2007, подтверждается положительными заключениями УГРЦиТ Амурской области (на основании п. 11 Порядка составления отчетов от 13.11.2007), в том числе после повторной проверки отчетов, о подтверждении субсидии, причитающейся ОАО «ДЭК» в сумме 1677 656,7 тыс. руб. (письмо от 17.02.2009 № 01-11/231); экспертным заключением УГРЦиТ Амурской области; Приказом УГРЦиТ Амурской области от 21.11.2007 №102-пр/э об утверждении тарифов на электроэнергию на 2008 г.; письмом УГРЦиТ Амурской области от 02.03.2009 №01-11/295.

Ни один из фактических показателей отчета ТУ Росфиннадзора не оспаривается. Разногласия сторон сведены к порядку исчисления расчетной


величины, отраженной в графе 4 Раздела III, IV «Отчетов об использовании выделяемых средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования».

В силу вышеизложенного, с учетом того, что числовые показатели, содержащиеся в строках вышеприведенных отчетов, подтверждаются первичными учетными документами и согласованы ОАО «Администратор торговой системы», Минэкономразвития Амурской области, по мнению ОАО «ДЭК», в действиях заявителя отсутствуют нарушения норм бюджетного законодательства. Документов, подтверждающих необоснованность перечисления суммы субсидии, ответчиком не представлено.

ОАО «ДЭК» обратило внимание суда на то, что отклонение от заполнения отчетной формы не влечет нарушения порядка предоставления субсидии, равно как не свидетельствует о ее незаконном использовании. Факт целевого использования субсидии подтверждается первичными учетными документами, данными сводного прогнозного баланса мощности Амурской области и тарифов на энергию и мощность, учтенными при формировании тарифов для конечных потребителей и утвержденными ФСТ РФ.

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в судебном заседании поддержало позицию заявителя, просило заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В письменном отзыве, устных пояснениях указало, что ОАО «ДЭК» представило в Управление отчеты о фактическом использовании выделяемых средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике за январь-октябрь 2008 года, составленные по формам отчетов, утвержденных Приложением № 2 к Соглашению от 13.11.2007.

Проверка показала, что сведения в п. 1, 3, 4, 5, 8, 9 отчета ОАО «ДЭК» за январь-октябрь 2008 года экономически обоснованны и не требуют корректировок. В результате Управление направило положительные заключения по отчетам ОАО «ДЭК» в адрес Министерства экономического развития Амурской области, которое, в свою очередь, направило положительные заключения по отчетам ОАО «ДЭК» и отчеты главного распорядителя средств в


адрес ФСТ РФ и Минэнерго России.

Дополнительным соглашением от 09.12.2008 к Соглашению от 13.11.2007 предусмотрены новые формы отчета об использовании выделяемых средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования, отличные от действующих ранее форм. Указанные новые формы отчета и инструкция по их заполнению утверждены приказом Минэнерго России от 24.11.2008 № 220 «О внесении изменений в типовую форму соглашения с субъектом Российской Федерации о поэтапном доведении цен (тарифов) на розничных рынках электрической энергии до экономически обоснованного уровня», вступившим в силу с 20.02.2009.

Существенное отличие новой формы отчета от действовавшей ранее заключается в определении графы 4 отчета «Некомпенсируемые за счет средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, фактические расходы получателя средств на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, (тарифам)».

В соответствии с разъяснениями по заполнению разделов III, IV отчетов получателей средств субсидии на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования графа 3 отражает размер фактических расходов получателя средств на покупку по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке, который определяется исходя из показателей, указанных в графах 3.1-3.4.

При расчете значения пункта 3 отчета ОАО «ДЭК» использовано значение суммарного оплачиваемого объема покупки мощности на оптовом рынке (строка 3.4), определяемое исходя из величины мощности, определенной в балансе ФСТ РФ для Амурской области, с учетом коэффициента резервирования станций.

Пункт 4 отчета предназначен для отражения сведений о величине средств на покупку электрической энергии и мощности на оптовом рынке, возмещаемых ОАО «ДЭК» потребителями Амурской области. Однако применение формулы расчета пункта 4 (гр.4.1 х гр. 3.3) х 1000 + (гр.4.2 х гр.3.4) /1000 искажает фактические сведения о некомпенсируемой ОАО «ДЭК» (за счет средств бюджетов всех уровней) величине расходов на покупку электрической энергии с


оптового рынка, поскольку в расчетной формуле используется показатель гр.3.4, отражающий покупку мощности на оптовом рынке с учетом коэффициента резервирования станций, а при формировании тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей учитывается балансовая мощность потребителей.

Если строго следовать формуле расчета пункта 4 в графе 5 отчета «Компенсируемые за счет средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике, фактические расходы получателя средств на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам)» получается отрицательное значение суммы субсидии в размере -1 733 291,64 тыс. рублей, исходя из чего проверяющим органом сделан вывод о незаконности предоставления субсидии.

При применении формулы расчета пункта 4 в Отчете происходит неправильное определение величины некомпенсируемых ОАО «ДЭК» расходов на приобретение электрической энергии в 2008 году в размере 7 086 606,31 тыс. руб. (Согласно экспертного заключения Управления по обоснованию размера необходимой валовой выручки для осуществления деятельности по сбыту электрической энергии гарантирующим поставщиком ОАО «ДЭК», указанная величина составила 5 169 308,27 тыс. руб., из них 3 491 515,61 тыс. руб. – величина расходов, учтенная Управлением при формировании тарифов на электрическую энергию для потребителей области на 2008 год). В результате среднеотпускной тариф на электрическую энергию для потребителей Амурской области в 2008 году складывается в размере 2,39 руб./кВтч (без НДС) против установленного Управлением 1,60 руб./кВтч (без НДС).

Некорректная формула расчета пункта 4 отчета об использовании выделяемых средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в 2008 году приводит к возникновению необоснованных убытков от реализации электрической энергии ОАО «ДЭК» в размере 3 595 090,70 тыс. рублей (7 086 606,31 тыс. руб. - 3 491 515,61 тыс. руб.).

В целях отражения объективных сведений о некомпенсируемых за счет средств, предоставляемых на ликвидацию межтерриториального перекрестного


субсидирования в электроэнергетике, фактических расходах ОАО «ДЭК» на покупку электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), в разделе III, IV Отчетов расчет пункта 4 произведен исходя из планового объема покупки мощности по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке для поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утвержденного балансом ФСТ РФ. Правомерность использования при расчете указанной величины следует из ее учета Управлением при расчете тарифов для конечных потребителей области на 2008 год.

Федеральная служба по тарифам России явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, письменный отзыв и запрошенные судом документы не направила. О времени и месте судебного разбирательство извещена надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.

Заявителем в судебном заседании заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства энергетики Российской Федерации. В обоснование заявленного ходатайства Министерство ЭРПТ АО указало, что Министерство энергетики Российской Федерации в соответствии с Постановлением от 07.11.2008 № 819 уполномочено на предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий из федерального бюджета, а также на рассмотрение отчета об использовании полученных субсидий.

Ответчик против удовлетворения ходатайства возражал.

Представители третьих лиц ходатайство заявителя поддержали.

Судом заявленное ходатайство удовлетворено, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство энергетики Российской Федерации.

Суд пришел к выводу о невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании в связи с удовлетворением ходатайства заявителя о привлечении к участию в деле третьего лица.

В связи с чем рассмотрение дела подлежит отложению.

Руководствуясь ст. ст. 66, 158, 185 АПК РФ, суд

определил:

Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего


самостоятельных

требований относительно предмета спора,

Министерство энергетики Российской Федерации (107996, <...>).

Рассмотрение дела отложить на 23 июля 2009 года на 13 час. 00 мин.

Предложить сторонам к указанному сроку представить:

Заявителю: направить копию заявления с приложенными к нему документами в адрес Министерства энергетики Российской Федерации, доказательства направления представить в суд.

ФСТ РФ: подробный письменный отзыв, письменно обосновать законность утвержденных отчетов; представить заключения по указанным отчетам, ответ на письмо Министерства экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области от 19.02.2009 № 734-15.

Министерству энергетики Российской Федерации: подробный письменный отзыв, письменно обосновать законность утвержденных отчетов; представить заключения по указанным отчетам.

Документы представлять в подлинниках для обозрения и заверенных копиях для приобщения к материалам дела.

Информацию о движении дела (в том числе о перерыве в судебном заседании) стороны могут получить на официальном сайте Арбитражного суда Амурской области - http://www.amuras.arbitr.ru.

Лицам, участвующим в деле, предоставляется возможность ознакомления с материалами дела в Арбитражном суде Амурской области по адресу: <...> этаж, кабинет 109, понедельник, среда, четверг с 9-00 до 16-00, перерыв с 12-00 до 13-00.

Суд разъясняет, что в соответствии со статьей 66 АПК РФ копии документов, представленные в суд лицом, участвующим в деле, направляются им другим лицам, участвующим в деле, если у них эти документы отсутствуют. Доказательства отсылки предоставляются в суд.

Судья

Л. Л. Лодяная



2 А04-2435/2009

3 А04-2435/2009

4 А04-2435/2009

5 А04-2435/2009

6 А04-2435/2009

7 А04-2435/2009

8 А04-2435/2009

9 А04-2435/2009