Арбитражный суд Амурской области | ||||||||||||||||||
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163 | ||||||||||||||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||||||||||||||||||
об отложении судебного разбирательства | ||||||||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-4395/07-15/221 | ||||||||||||||||
“ | “ | Сентября | ||||||||||||||||
Арбитражный суд в составе судьи | Дорощенко Г.А. | |||||||||||||||||
(Фамилия И.О. судьи) | ||||||||||||||||||
Арбитражных заседателей | без участия | |||||||||||||||||
При участии помощника судьи | без участия | |||||||||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление | Администрация г. Благовещенска | |||||||||||||||||
к | Амурская области в лице Министерства образования и науки Амурской области (Департамент образования Администрации Амурской области) | |||||||||||||||||
о | взыскании 2 820 000 руб. | |||||||||||||||||
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области | ||||||||||||||||||
Протокол вел: без протокола | ||||||||||||||||||
При участии в заседании: от истца – ФИО1 по доверенности №01-10/4868 от 28.12.06. сроком на 1г.; от ответчика – извещен, не явился; от третьего лица – ФИО2 по доверенности №13-1/501 от 15.08.07г. сроком до 31.12.07г. | ||||||||||||||||||
Установил: | ||||||||||||||||||
Администрация г.Благовещенска обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Амурской области в лице Министерства образования и науки Правительства Амурской области просит взыскать с Амурской области в лице Министерства образования и науки Правительства Амурской области за счет средств казны Амурской области убытки в размере 2 820 000 руб., понесенные в результате обеспечения жильем детей – сирот.
В обоснование исковых требований истец указал следующее.
Решениями Благовещенского городского суда Амурской области на администрацию города Благовещенска возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
Данные решения Благовещенского городского суда были исполнены администрацией города Благовещенска. ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 были предоставлены по договорам социального найма жилые помещения, которые в дальнейшем были ими приватизированы.
1 | ФИО3 Н.Н. | кв. 84 по ул. Пионерской, 153, г. Благовещенска. Предоставлена по постановлению мэра от 10.11.2005г. № 3281, Приватизирована 21.12.2006г. | Заочное решение суда от 26.09.2005г., | Стоимость жилья 470000 руб. | ||
2 | ФИО4 | ком. 8 в кв. 50 по ул. Студенческой, 36, г. Благовещенска. Предоставлена по постановлению мэра от 11.12.2006г. № 3992, Приватизирована 20.02.2007г. | Решение суда от 28.09.2006г. | Стоимость жилья 670000 руб. | ||
3 | ФИО5 | кв. 49 по ул. Амурской, 24, г. Благовещенска. Предоставлена по постановлению мэра от 18.05.2006г. № 1424, Приватизирована 29.09.2006г. | Решение суда от 16.06.2005г. | Стоимость жилья 1070000 руб. | ||
4 | ФИО6 | ком. 4 в кв. 47 по ул. 50 лет Октября, 206/1. Предоставлена по постановлению мэра 22.02.2005г. № 497, Приватизирована 05.02.2007г. | Решение суда от 15.04.2004г., | Стоимость жилья 320000 руб. | ||
5 | ФИО7 | ком. 8 в кв. 34 по ул. Ломоносова, 261. Предоставлена по постановлению мэра от 17.08.2004г. №2424, Поиватизиоована 20.06.2005г. | Решение суда от 14.05.2004г., | Стоимость жилья 290000 руб. | ||
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - сироты), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 чЛ ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от 14.03.2005 № 447-ОЗ муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит.
Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ. Данный закон подробно регулирует вопросы внеочередного предоставления жилья сиротам и, соответственно, имеет преимущество перед остальными нормативными актами в своем применении.
Указанный Федеральный закон определяет, что жилье «предоставляется вне очереди органами исполнительной власти». Согласно ст. ст. 10,11 Конституции РФ деление власти на законодательную, судебную и исполнительную предусмотрено исключительно для государственной власти.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят.
Истец указывает, что в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» идет речь только об органах государственной власти и никаких обязанностей по обеспечению сирот жильем на органы местного самоуправления не возложено. Данный вывод подтверждается ст. 2 названного закона, где четко определено, что «настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статья 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) прямо определяла, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите сирот, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, абз.2 п. 3 ст. 8 данного закона предусматривалась возможность предоставления целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения - жилой площади не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьями 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, финансирование дополнительных гарантий (льгот) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями производится за счет казны Амурской области.
В городской бюджет муниципального образования города Благовещенска средств из федерального или областного бюджета на обеспечение жильем детей - сирот ни в 2004, ни в 2005, ни в 2006 годах не поступало. Принятие судом решений о предоставлении администрацией города Благовещенска сиротам жилья, без учета факта финансирования из вышестоящих бюджетов, приводит к тому, что местный бюджет расходуется на выполнение несвойственных ему функций, при том, что вопросы местного значения остаются нерешенными.
Администрация города Благовещенска обращалась в Администрацию Амурской области с целью решения вопроса о зачете стоимости жилых помещений, предоставленных детям-сиротам до 1 января 2007 года. Однако, заместитель Губернатора в письме от 15.06.2007г. № 01-27-2377/3924 сослался на невозможность произведения данного зачета, поскольку закон Амурской области от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закон Амурской области от 30.03.2007г. № 316-ОЗ), предусматривающий предоставление органам местного самоуправления субвенций для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями распространяет свое действие на правоотношения, которые возникнут с 01.01.2007г.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (п.3 ст. 35 Конституции).
Таким образом, предоставляя жилые помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей из муниципального жилого фонда администрация города Благовещенска понесла убытки в размере 2 820 000 (Два миллиона восемьсот двадцать тысяч) рублей, стоимость жилых помещений, предоставленных по решениям Благовещенского городского суда ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и в последующем ими приватизированных.
Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Право требования возмещения понесенных расходов не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность субъекта РФ - Амурской области – указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилья определенным в Федеральном законе лицам.
В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны субъекта РФ, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
В связи с тем, что в Законе Амурской области «Об областном бюджете на 2007 год» от 13.12.2006г. № 263-ОЗ в ведомственной классификации главным распорядителем бюджетных средств по реализации Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указан Департамент образования администрации Амурской области (в настоящее время Министерство образования и науки Правительства Амурской области), то данные убытки муниципального образования г. Благовещенска подлежат взысканию с Министерства образования и науки Правительства Амурской области.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представил письменные уточнения исковых требований от 05.09.07г., из которых усматривается, что истец просит привлечь в качестве ответчика по делу Министерство финансов Амурской области.
В связи с чем, руководствуясь п.3 ст.125, 1069, 1071 ГК РФ просит взыскать с Амурской области в лице Министерства образования и науки Амурской области и Министерства финансов Амурской области в солидарном порядке, за счет средств казны Амурской области в пользу администрации г.Благовещенска убытки в размере 2 820 000 руб., возникшие в связи с обеспечением жильем детей – сирот.
Привлеченное в качестве ответчика Министерство образования и науки Амурской области в судебное заседание явку представителя не обеспечило, присутствующий в предварительном заседании 14.08.07г. представитель возражал против предъявленных требований, представил письменный отзыв на иск.
Представлено постановление губернатора Амурской области от 03.08.07г. №454 «Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Амурской области», из Положения (пункт 1.1.) усматривается, что Министерство является правопреемником департамента образования Администрации Амурской области. В соответствии с п.1.7 Положения финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.
Ответчик в отзыве на иск, в частности, указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, считает, что требования должны быть предъявлены к казне Амурской области – Министерству финансов Амурской области.
Закон Амурской области от 13.12.2006г. №263-ОЗ «Об областном бюджете на 2007год» (в редакции от 30.03.07г. №312-ОЗ) предусматривает средства на реализацию отдельных государственных полномочий, ежегодно передаваемых муниципальным городским округам и районам, в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.
Постановлением губернатора Амурской области от 13.07.07г. №414 утвержден подзаконный акт, регламентирующий порядок взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти по поводу переданных полномочий – Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Порядок финансирования по вышеназванному Положению проходит в настоящее время необходимые согласования.
Суд считает возможным рассмотреть дело в судебном разбирательстве без участия ответчика в порядке ст.156 АПК РФ.
Привлеченное в качестве третьего лица Министерство финансов Амурской области в судебное заседание представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что в законодательном порядке не определен порядок, а также не установлена обязанность субъекта РФ реализовывать права граждан (в части обеспечения жильем детей – сирот), возникшие до 01.01.2005г. Каким-либо иным нормативно-правовым актом также не были переданы на уровень субъекта РФ не исполненные до 01.01.2005г. расходные полномочия муниципальных органов и федеральных органов государственной власти.
В соответствии с приложением №22 к Закону Амурской области от 01.06.2007г. №340-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2007г.» субвенция бюджету г.Благовещенска на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определена в размере 23 925 тыс. руб.
Суд по основаниям ст.158 АПК РФ считает необходимым отложить судебное разбирательство на другую дату в связи с необходимостью привлечения в качестве ответчика Министерство финансов Амурской области, а также в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов и доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 46, 158, 184, 185 АПК РФ суд
О П Р Е Д Е Л И Л: | ||||||||||||||
Отложить судебное разбирательство в заседании арбитражного суда Амурской области на | ||||||||||||||
“ | 17 | “ | Сентября | 2007 г. | на | 11 | час. | 00 | мин. | в помещении | ||||
суда по адресу <...> | К.236 | Тел | ||||||||||||
Привлечь по делу в качестве второго ответчика Министерство финансов Амурской области – <...>.
К судебному заседанию предложить представить лицам, участвующим в деле:
Истцу:направить в адрес Министерства финансов Амурской области уточненные требования в связи с привлечением его в качестве ответчика; письменноуточнить правовые основания для заявленной солидарной ответственности; письменно уточнить наименование ответчиков с учетом утвержденных губернатором Амурской области Положений о Министерствах; уточнить «просительную» часть иска.
Ответчику: представить Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением губернатора Амурской области от 13.07.07г. №414 и согласованный Порядок финансирования; представить дополнительный письменный отзыв на иск с учетом заявленной истцом солидарной ответственности.
Ответчику(Министерству Финансов Амурской области): представить письменный отзыв на иск с учетом заявленной истцом солидарной ответственности; представить утвержденное губернатором Амурской области Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №414 от 13.07.07г.
Явка представителей сторон в судебное заседание обязательна.
Судья Дорощенко Г.А.