Арбитражный суд Амурской области | ||||||||
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕо назначении дела к судебному разбирательству | ||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-4/2010 | ||||||
“ | 26 | “ | января | 2010 г. | ||||
Арбитражный суд в составе судьи: Дорощенко Г.А. | ||||||||
рассмотрев в предварительном судебном заседании исковое заявление ФГУП «Почта России» в лице УФПС Амурской области – филиала ФГУП «Почта России» | ||||||||
к | Третьи лица: Умлеканская сельская администрация Зейский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Амурской области | |||||||
о | признании права собственности | |||||||
при участии в заседании: от истца: ФИО1 доверенность № 281-12/15 от 25.01.2010; ФИО2 доверенность № 281-12/16 от 25.01.2010; от третьего лица Теруправление: ФИО3 доверенность № 158 от 15.06.2009 сроком на 1 год; третье лицо Умлеканская сельская администрация Зейского района: не явилось, извещено заказным письмом № 22021 | ||||||||
установил: | ||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ФГУП «Почта России» в лице УФПС Амурской области – филиала ФГУП «Почта России» с исковым заявлением к Умлеканской сельской администрации Зейского района; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Амурской области о признании права собственности.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства: с 1989 по настоящее время нежилое помещение, расположенное в здании по адресу: <...> используется согласно его целевому назначению в качестве отделения почтовой связи, о чем свидетельствуют: технический паспорт на указанное здание, акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 21.06.1989, выписка из реестра муниципальной собственности Зейского района, подтверждение главы Умлеканского сельсовета ФИО4 от 08.12.2009 № 491.
Изначально зданию, занимаемому отделением почтовой связи был присвоен номер 4/1, впоследствии, в результате приведения в соответствие с требованиями градостроительного Кодекса РФ адресного хозяйства жилого фонда подведомственной территории при подготовке к проведению Всесоюзной переписи населения 2000, была изменена нумерация домов: номер дома 4/1 по ул. Почтовая, был изменен на 8/1, о чем свидетельствуют: справка главы Умлеканского сельсовета ФИО4 от 31.03.2006 № 102, подтверждение об изменении нумерации домов, выданное главой Умлеканского сельсовета ФИО4 от 31.08.2009 № 272.
Однако, согласно выписки из реестра муниципальной собственности Зейского района от 30.07.2003 № 159, балансодержателем нежилого помещения - почты, общей площадью 60,7 кв.м., находящегося по адресу: <...> является Умлеканская сельская администрация, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения по разграничению федеральной собственности и собственности муниципальных образований, по следующим основаниям.
Часть здания, расположенного по адресу: <...>, изначально предназначалась под отделение почтовой связи, что подтверждается Актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 21.06.1989.
Земельный участок, на котором расположено вышеуказанное здание, находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования № 395 от 15.06.1999, выпиской из государственного кадастра недвижимости от 19.05.2009 № 2813/201/09-698, экспликацией земель, предоставленных УФПС Амурской области. Согласно ст. 135 ГК РФ, вещь, предназначенная для обслуживания другой вещи и связанная с ней общим назначением, следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Следовательно, здание должно относиться к тому же уровню собственности, что и земельный участок.
Решением Умлеканского сельского Совета народных депутатов Зейского района Амурской области от 10.04.2006 № 115 «О согласовании передачи муниципального имущества Умлеканского сельсовета, арендуемого Зейским почтамтом, в федеральную собственность», согласована передача муниципального имущества, расположенного по адресу: <...> в федеральную собственность и закрепление за ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения. Решением Умлеканского сельского совета народных депутатов Зейского района Амурской области от 30.08.2009 № 107 «О передаче муниципального имущества Умлеканского сельсовета в федеральную собственность», решено передать безвозмездно в федеральную собственность здание, расположенное по адресу: <...>.
Кроме того, до 1991 единым собственником государственного имущества согласно ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР выступало государство. В соответствии со ст.95 Гражданского кодекса РСФСР основные средства связи, а также имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Государственное имущество, закрепленное за государственными организациями и предприятиями, состояло в оперативном управлении этих организации, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения пользования и распоряжения, имуществом (ст.93.1 Гражданского кодекса РСФСР). В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27.05.1971 № 316 «Об утверждении Устава связи Союза ССР» организации связи на ряду со средствами почтовой связи являлись государственной собственностью и находились в ведении государственного органа - Министерства связи СССР.
Спорное имущество до момента разграничения государственной собственности в РФ, а также на момент такого разграничения находилось во владении и пользовании организации почтовой связи и из ее фактического владения и пользования вплоть до настоящего времени не выбывало. Спорное имущество изначально использовалось как имущество предприятия почтовой связи, а впоследствии как имущество Управления федеральной почтовой связи РФ, в настоящее время используется ФГУП « Почта России».
Таким образом, имущество предприятия почтовой связи, в том числе и спорное имущество, не могло быть передано в иную форму собственности, кроме той, которая была предусмотрена в силу прямого указания закона - исключительно федеральную собственность.
Законодательством, которое действовало на момент наделения предприятия связи спорным имуществом, было предусмотрено, что для закрепления государственного имущества за государственным учреждением принятие отдельного решения либо отдельного акта о передаче такого имущества не требовалось. Вещное право на такое имущество устанавливалось в силу закона (ст.ст. 48, 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР И Республик, утв. Верховным Советом СССР31.05.1991г.), что также было указано в разъяснениях, изложенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.09.1992г. №13 «О некоторых вопросах связанных с применением законодательства о собственности». Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень, при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности необходимо руководствоваться приложениями № № 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1.
Так согласно п. 6 раздел 4 Приложения 1. Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» помещения занимаемые предприятиями связи относятся к федеральной собственности, независимо от того на чьем балансе они находятся.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» организация федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Следовательно, несмотря на то, что балансодержателем спорного имущества (нежилого помещения, занимаемого предприятием связи), является Умлеканская сельская администрация, оно относится к федеральной собственности.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить, что спорное имущество, изначально являясь государственной собственностью РФ, получившей в период разграничения собственности статус исключительно федеральной, не подлежащей передаче в иную форму собственности, из ее состава никогда не выбывало, использовалось и продолжает использоваться по настоящий момент как имущество предприятия почтовой связи.
До вступления в силу Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 N 265 предприятия и учреждения федеральной почтовой связи в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.11.92 N 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве Связи Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона от 09.08.95 N 129-ФЗ являлись федеральной собственностью, находились в ведении федерального органа исполнительной власти - Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.99 N 176-ФЗ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 N 265 управление деятельностью в области почтовой связи осуществлялось федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по связи и информатизации. Приложением к указанному постановлению утвержден Перечень государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Минсвязи России, в который на территории Амурской области было включено Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи Амурской области".
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Министерство Российской Федерации по связи и информатизации упразднено. Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 образовано Министерство информационныхтехнологий и связи Российской Федерации, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2004 N 311. По распоряжению Правительства РФ от 5 сентября 2002 г. № 1227-р было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», основанное на праве хозяйственного ведения. В 2004 г. Минимущество РФ и Минсвязи РФ (распоряжение от 01 марта 2004 г. №№ 1006-р/ЛР-П5-1511) утвердили Перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи (ГУ-УФПС), федеральное имущество которых подлежало передаче ФГУП «Почта России», в том числе - имущество ГУ-УФПС Амурской области. В 2005 г. Правительством РФ было принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и ГУ УФПС Амурской области (распоряжение от 8 сентября 2005 г. № 1362-р). Пунктом 3 данного распоряжения было установлено, что имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России».
Функции по оказанию услуг федеральной почтовой связи на территории Амурской области согласно Уставу ФГУП «Почта России» были возложены на УФПС Амурской области - филиал ФГУП «Почта России», правовой статус которого определяется также соответствующим Положением о нем. С момента начала осуществления своей деятельности УФПС Амурской области - филиал ФГУП «Почта России» владеет и пользуется имуществом, в том числе спорным имуществом, которое согласно воле собственника подлежало передаче и фактически передано ФГУП «Почта России». В соответствии с п. 4.1. Положения об УФПС Амурской области - филиале ФГУП «Почта России» закрепляемое за ним имущество находится в федеральной собственности и не может быть передано в иную форму собственности в силу прямого указания закона. ФГУП «Почта России» несет расходы по содержанию и эксплуатации закрепленного за ним недвижимого имущества, осуществляет текущий и капитальный ремонт.
Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает на основании статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации у этого предприятия с момента передачи имущества. При этом под передачей следует понимать вручение соответствующего имущества приобретателю. Согласно статье 224 Кодекса имущество считается врученным с момента его фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Учитывая, что на момент создания ФГУП "Почта России" спорное имущество находилось в его фактическом владении, с этого времени у предприятия возникло право хозяйственного ведения. К данным выводам пришел ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 17 июля 2007 года по делу N Ф08-4233/2007, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 28.11.2008 по делу № А56-32354/2007, в постановлении от 12.12.2008 по делу № А 56-42008/2007.
ФГУП «Почта России» считает, что изложенные выше обстоятельства, нарушают право хозяйственного ведения предприятия на нежилые помещения и предъявление настоящего иска имеет целью восстановление нарушенного иного вещного права истца.
Спорное имущество истца, изначально являясь государственной собственностью Российской Федерации, получившей в период разграничения собственности статус исключительной федеральной собственности, из ее состава никогда не выбывало, использовалось и продолжает использоваться по настоящий момент как имущество предприятия почтовой связи.
Согласно ст. 113, 114 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество ФГУП «Почта России» находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения. В статьях 2, 24, Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» также предусмотрено, что имущество организаций федеральной почтовой связи, являющихся государственными унитарными предприятиями, созданными набазе имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.98 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений: закрепление их на праве оперативного управления или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрена иная форма предоставления средств почтовой связи, отнесенных к федеральной собственности, организациям почтовой связи, кроме как на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, статус юридического лица определяет статус и правовой режим его имущества. При таких обстоятельствах иного правового режима для данного субъекта в отношении нежилых помещений законодательством не предусмотрено.
Вещные права лица, не являющегося собственником (титульного владельца), по своей правовой природе являются производными от права государственной или муниципальной собственности, и защищаются от их нарушения в порядке, установленном ст. 305 ГК РФ. Согласно ст. 305 ГК РФ титульный владелец осуществляет эти права на тех же условиях, что и собственник имущества.
Выбор одного из способов защиты принадлежит истцу, т.е. истец вправе избрать способ защиты гражданских прав в соответствии с перечнем, закрепленным ст. 12 ГК РФ, а также иной способ, предусмотренный законом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Признание права как способ судебной защиты заключается в подтверждении в судебном порядке возникшего на законном основании такого права. В настоящее время без такого рода признания Истец не имеет возможности воспользоваться своим правом, в том числе, не может осуществить его государственную регистрацию. Истец не имеет иной возможности реализовать свое вещное право на спорное имущество кроме как признать право федеральной собственности и право хозяйственного ведения на спорное имущество, в судебном порядке.
Истец в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит признать право хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» на нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи, общей площадью 60,7 кв.м., расположенное в здании по адресу: <...>; признать право собственности РФ на нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи, общей площадью 60,7 кв.м., расположенное в здании по адресу: <...>.
Также истец заявил ходатайство о привлечении по делу в качестве ответчика Комитет по управлению имуществом Зейского района Амурской области.
Суд считает необходимым данное ходатайство удовлетворить.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Амурской области в предварительном судебном заседании поддержало позицию истца, письменный отзыв на иск не представило.
Третье лицо - Умлеканская сельская администрация Зейского района, извещенное надлежащим образом, согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса о времени и месте судебного разбирательства в предварительное судебное заседание не явилось, запрошенных судом документов не направило.
Суд считает возможным провести предварительное судебное заседание согласно статье 136 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие третьего лица - Умлеканской сельской администрации Зейского района.
В соответствии со статьей 137 АПК РФ судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству.
Руководствуясь статьями 46, 137, 185 АПК РФ суд
определил:
1.Подготовку дела к судебному разбирательству считать оконченной. 2.Привлечь по делу в качестве ответчика Комитет по управлению имуществом Зейского района Амурской области – г.Зея, у. ФИО5, 217; | |||||||||||||
3. Назначить дело к судебному разбирательству в заседании арбитражного суда на | |||||||||||||
“ | 17 | “ | февраля | 2010 г. | на | 09 | час. | 30 | мин. | в помещении | |||
суда по адресу <...> | к. 236 | тел. | 59-59-00 (канцелярия) | ||||||||||
К судебному заседанию предложить представить:
Истцу: представить доказательства обращения в УФРС по Амурской области с заявлением о регистрации права на заявленный объект, отказ регистрирующего органа; иные документы относительно предмета спора.
Ответчику (КУМИ Зейского района): письменный отзыв на иск со ссылкой на правовые основания возникновения права на заявленный истцом объект; представить свидетельство о госрегистрации права на объект – здание почты <...> (при наличии), выписку из реестра муниципальной собственности, технический паспорт на объект; представить доказательства фактического использования объекта (аренда) либо помещение используется по назначению – отделение почтовой связи; при отсутствии возражений по заявленным истцом требованиям представить соответствующий отзыв; иные документы относительно предмета спора.
Третьим лицам: письменный отзыв на иск с обоснованием своей позиции по предъявленным требованиям; иные документы относительно предмета спора.
Представителям иметь при себе документы, удостоверяющие личность, и надлежащим образом заверенную доверенность, оформленную в соответствии со ст. ст. 61, 62 АПК РФ.
Суд разъясняет, что в случае заключения сторонами мирового соглашения, представить в суд его проект, соответствующий требованиям ст. 140 АПК РФ, в случае невозможности явки в судебное заседание решить вопрос об утверждении мирового соглашения в отсутствие представителей сторон (п. 3 ст.141 АПК РФ).
Утвержденное судом мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены эти соглашением.
Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по заявлению взыскателя путем выдачи арбитражным судом исполнительного листа в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 142 АПК РФ).
В соответствии с ч. 2. ст. 111 АПК РФ, арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
В соответствии со ст. 41 АПК РФ лица участвующие в деле могут ознакомиться с материалами дела в кабинете № 109 в понедельник, среду, четверг с 08 час. 00 мин, до 16 час.00 мин, перерыв с 12 час. 00 мин до 13 час. 00 мин.
Информацию о движении дела и об объявленных перерывах в судебных заседаниях, лица, участвующие в деле, могут получить на официальном сайте Арбитражного суда Амурской области - http://www.amuras.arbitr.ru.
Судья Дорощенко Г.А.