450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об освобождении от взыскания исполнительского сбора
г. Уфа Дело № А07-41633/2019
30 июля 2020 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хабибуллиной Ю. Р. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовым В.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450008, <...>)
к судебному приставу-исполнителю Кировского районного отдела судебных приставов г. Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан ФИО1 (450077, <...>),
Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 450077, <...>)
третьи лица:
- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 40 по Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450077, <...>),
- Акционерное общество банк "Северный морской путь" (ИНН <***>, ОГРН <***>, 115035, <...>: адрес: 450077, <...>),
- Публичное акционерное общество "Сбербанк России" Башкирское отделение № 8598 (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 117997, <...>; адрес: 450059, <...>),
"Освободить Региональную общественную организацию "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 21643/19/02068-ИП (постановление от 16.04.2019г.) о взыскании с Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан в пользу УФССП России по РБ (постановление о взыскании исполнительского сбора №02068/19/43218 от 02.04.2019) исполнительского сбора в размере 10 000,00 рублей"
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Региональная общественная организация "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к судебному приставу-исполнителю МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО1, УФССП России по РБоб освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 21643/19/02068-ИП (постановление от 16.04.2019) о взыскании с Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" в пользу УФССП России по РБ (постановление о взыскании исполнительского сбора № 02068/19/43218 от 02.04.2019) исполнительского сбора в размере 10000 рублей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
На основании исполнительного листа ФС № 016194614 постановлением судебного пристава-исполнителя от 10.09.2018 возбуждено исполнительное производство № 19566/18/02068-ИП о взыскании с Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" в пользу Межрайонной ИФНС № 40 по Республике Башкортостан 1000 руб.
Данным постановлением должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы,но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа в полном объеме должником не исполнены, 02.04.2019 судебным приставом-исполнителем МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО1 вынесено постановление о взыскании с Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" исполнительского сбора в размере 10000 руб.
Заявитель ссылается на тот факт, что у него отсутствует информация о получении им, Региональной общественной организацией "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан", постановления о возбуждении исполнительного производства по долгу в пользу основного кредитора (исполнительного производства от 10.09.2018 № 19566/18/02068-ИП на сумму 1 000 рублей, взыскатель – МРИ ФНС России № 40 по РБ). Со стороны заявителя сумма задолженности оплачена в полном объеме.
Полагая, что имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, которым просит суд освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 10000 руб.
Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве).
В соответствие с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 Федерального закона № 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Как указано в пункте 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Согласно статье 105 Федерального закона № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Таким образом, основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения.
Согласно части 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ течение срока для добровольного исполнения начинается со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено после истечения установленного судебным приставом-исполнителем срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Этот срок исчисляется со следующего рабочего дня, после получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен данный срок, исчисляется в рабочих днях и заканчивается в последний пятый рабочий день срока добровольного исполнения.
Как следует из материалов дела, доказательства направления в адрес Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" постановленияот 10.09.2018 о возбуждении исполнительного производства № 19566/18/02068-ИП заинтересованным лицом суду не представлены. Доказательства направления в адрес должника оспариваемого постановления также не представлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о неправомерности вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления, поскольку оно принято в отсутствии надлежащего извещения должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и сроке, установленном для добровольного исполнения исполнительного документа.
В части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из нормы части 7 приведенной статьи Закона № 229-ФЗ следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 определено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
С учетом анализа вышеприведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора возможно лишь при наличии доказательств того, что исполнение установленных судебным приставом требований о добровольном исполнении исполнительного документа невозможно вследствие объективно непреодолимых, находящихся вне контроля должника чрезвычайных обстоятельств.
Суд применительно к обстоятельствам конкретного дела, основывается на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.
Суд вправе удовлетворить требование должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора, если установит отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, то есть когда должник предпринял все возможные меры для надлежащего исполнения, однако, исполнительный документ не был исполнен в установленный срок по не зависящим от него причинам.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентировано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, заявитель является некоммерческой организацией, которая преследует некоммерческие цели, в том числе: укрепления здоровья населения, развитие физической культуры и спорта в стране; нравственного и патриотического воспитания детей; поддержки массового физкультурного движения; развития массового спорта среди сотрудников, государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти, других органов государственной власти, работников государственных корпораций, государственных компаний, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм, членов их семей; укрепление международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.
Региональная общественная организация "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" располагается на федеральной территории (стадион "Динамо") по адресу: <...>, на основании договора № 275 Б от 21.01.2010 о передаче федерального имущества в безвозмездное пользование. При этом общая площадь предоставленной федеральной территории составляет 47 953,21 кв.м.
В отношении ФИО2, который по 08 июля 2018 года действовал на основании доверенностей от председателейРегиональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан", были возбуждены уголовные дела. 22.11.2019 был оглашен приговор, который обжалуется в апелляции. От действий ФИО2 пострадала сама общественная организация. На счета Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" были наложены аресты, счета были закрыты с 2016 года, копилась картотека, не оплачивались налоговые платежи и коммунальные расходы (снабжающие организации неоднократно применяли санкции), работникам не выдавалась заработная плата.
Региональная общественная организация "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" не преследует коммерческих целей в своей деятельности, занимается благотворительностью, в частности оказывает поддержку Государственному бюджетному учреждению Республиканский социальный приют (отделение Социальный приют для детей и подростков в Чишминском районе Республики Башкортостан), осуществлялись вывозы детей на каток, посещение батутного центра, аквапарка, бассейна "Динамо", организация новогоднего утренника, посещение театра и т.п.
Заявитель имеет ряд благодарственных писем за помощь в организации чемпионатов, спартакиад, безвозмездного предоставления залов, спортсооружений.
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан и Региональной общественной организацией "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" заключен договор № 37/19 аренды земельного участка от 12.04.2019, находящегося в федеральной собственности. Заявитель уплачивает арендную плату за земельный участок. более того, территорию (спортивные объекты/сооружения) общественная организация содержит полностью сама, без чьей-либо поддержки, отсутствует как федеральное, так и региональное обеспечение (финансовая/материальная поддержка), льгот и иной финансовой (как и благотворительной) помощи Региональная общественная организация "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" не имеет.
В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлены в материалы дела доказательства направления в адрес Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" постановления от 10.09.2018 о возбуждении исполнительного производства № 19566/18/02068-ИП.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об освобождении заявителя от исполнительского сбора, поскольку отсутствует его вина в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.
Руководствуясь ст. ст. 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявленные требования Региональной общественной организации "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" удовлетворить.
Освободить Региональную общественную организацию "Физкультурно-спортивное общество "Динамо" Республики Башкортостан" от взыскания исполнительского сбора в размере 10000 руб. по исполнительному производству № 21643/19/02068-ИП, возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО1 от 16.04.2019 на основании постановления о взыскании исполнительского сбора № 02068/19/43218 от 02.04.2019.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.
В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.
Судья Ю.Р. Хабибуллина