ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А07-7633/08 от 29.10.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail: sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об обязании принять имущество, изъятое из гражданского оборота

г. Уфа

29 октября 2015 г. Дело № А07-7633/2008

Резолютивная часть определения оглашена 29 октября 2015 г.

Определение в полном объеме изготовлено 29 октября 2015 г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Полтавец Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хасановой Г.Д., рассмотрел в судебном заседании заявление конкурсного управляющего ОАО "УЭЛЗ-Свет" (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО1,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управление Гражданской защиты Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан, Главное управление МЧС России по РБ,

об обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице территориального управления в Республике Башкортостан принять имущество, изъятое из гражданского оборота

при участии в судебном заседании:

от конкурсного управляющего: ФИО2, представитель по доверенности от 15.12.2014г.

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (Росимущество): ФИО3, представитель по доверенности от 26.12.2014г.

от уполномоченного органа: ФИО4, представитель по доверенности от 23.03.2015г.

от Министерства земельных и имущественных отношений РБ: ФИО5, представитель по доверенности от 12.01.2015г.

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2010г. ОАО «Уфимский электроламповый завод – Свет» признано несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 декабря 2012г. арбитражный управляющий ФИО6 отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Уфимский электроламповый завод - Свет".

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10 января 2013г. конкурсным управляющим ОАО "Уфимский электроламповый завод - Свет" утвержден ФИО1.

На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило заявление конкурсного управляющего ОАО "УЭЛЗ-Свет" ФИО1 об обязании Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице территориального управления в Республике Башкортостан принять имущество, изъятое из гражданского оборота.

Согласно уточненному заявлению, принятому судом в порядке ст. 49 АПК РФ, конкурсный управляющий ОАО «Уфимский электроламповый завод – Свет» ФИО1 на основании ст. 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице территориального управления в Республике Башкортостан принять в федеральную государственную собственность защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: 450029, <...>:

1. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:25 общей площадью 999,4 кв. м., расположенное в корпусе № 48 кадастровый номер здания – 02:55:030312:1450;

2. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:6 общей площадью 258,6 кв. м., расположенное в корпусе № 33 – кадастровый номер здания – 02:55:030327:5.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддерживает заявленные требования согласно уточнению.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений РБ представил отзыв с приложением документов. Представитель Министерства земельных и имущественных отношений РБ считает заявление конкурсного управляющего обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель уполномоченного органа поддерживает заявленные конкурсным управляющим требования.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (Росимущество) просит отказать в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела, исследовав представленные документы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по итогам инвентаризации имущества должника ОАО «УЭЛЗ-Свет», наряду с имуществом, которое подлежало включению в конкурсную массу, также было выявлено имущество, изъятое из гражданского оборота, а именно: защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу 450029, <...>:

1. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:25 общей площадью 999,4 кв. м., расположенное в корпусе № 48 кадастровый номер здания – 02:55:030312:1450;

2. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:6 общей площадью 258,6 кв. м., расположенное в корпусе № 33 – кадастровый номер здания – 02:55:030327:5

Как следует из раздела II. Основные характеристики объекта Плана приватизации Уфимского электролампового завода, представленного в материалы дела, в состав имущества Государственного предприятия Уфимский электроламповый завод входили, в том числе, объекты, не подлежащие приватизации, в числе которых мобилизационное имущество и объекты ГО стоимостью 6206 тыс. руб., объекты социально-культурного и бытового назначения стоимостью 28120 тыс. руб.

Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом принято решение №7 от 19.05.1992 г. о приватизации государственного имущества, находящегося на балансе Уфимского электролампового завода.

Решением коллегии Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом №50, вынесенным в апреле 1993 г. утвержден план приватизации Государственного предприятия Уфимский электроламповый завод.

На основании распоряжения Совета Министров Республики Башкортостан от 27.07.1992 г. №552-р разрешена приватизация Уфимского электролампового завода.

27 ноября 1996 г. между ОАО «УЭЛЗ-Свет» и территориальными органами управления: Кабинетом Министров Республики Башкортостан; Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью - заключен договор № 157-дсп о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны и выполнении мероприятий гражданской обороны, согласно которому ОАО «УЭЛЗ-Свет» как правопреемник предприятия АООТ «УЭЛЗ-СВЕТ» принимает на ответственное хранение и пользование по назначению накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе: средства защиты гражданской обороны – коллективные (убежища № 1 и № 2) (п. IIa указанного договора).

В примечании к п.2а договора указано, что убежища №1 – 216 м2, №2 – 1068 м2 – используются под нужды гражданской обороны.

В материалы дела представлены технические и кадастровые паспорта в отношении объектов защитных сооружений гражданской обороны, согласно которым убежища имеют следующие актуальные на настоящий момент характеристики:

1. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:25 общей площадью 999,4 кв. м., расположенное в корпусе № 48 кадастровый номер здания – 02:55:030312:1450;

2. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:6 общей площадью 258,6 кв. м., расположенное в корпусе № 33 – кадастровый номер здания – 02:55:030327:5

Из содержания п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве следует, что все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Согласно п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.

Согласно п. 1 статьи 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

На основании статьи 129 Гражданского кодекса РФ бомбоубежище является имуществом, изъятым из гражданского оборота и не подлежащим включению в конкурсную массу должника.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 29.12.1994 N79-03 «О государственном материальном резерве» запасы государственного резерва (в том числе мобилизационного резерва) независимо от места их размещения являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога, а государственный резерв не подлежит приватизации, собственником имущества мобилизационного резерва является Российская Федерация.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N2284 (с изменениями, внесенными в том числе Указом от 26.03.2003 N 370), Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам федеральной собственности, не подлежащим приватизации.

В соответствии с п. 2 "Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" утвержденного Постановлением Правительства РФ N 359 от 23.04.1994 г., данные объекты и имущество гражданской обороны исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

Согласно п.5.1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 28.09.2015) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" последнее осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества

В соответствии с Приложением № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», и Государственной программой приватизации (п. 2.1.37), утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности.

Право собственности Российской Федерации на защитные сооружения гражданской обороны возникло в силу закона в 1991 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», оно признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации (статья 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Факт не включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами отсутствия права собственности на указанное имущества у Российской Федерации.

Защитные сооружения гражданской обороны, в порядке разграничения собственности, из федеральной собственности в собственность Республики Башкортостан не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывали.

В связи с тем, что объекты гражданской обороны в силу закона принадлежат РФ, конкурсным управляющим были направлены следующие уведомления о принятии на баланс имущества, не включенного в конкурсную массу.

22 апреля 2014 г. конкурсным управляющим направлено письмо в Министерство земельных и имущественных отношений РБ о необходимости подписания акта-приема-передачи объектов гражданской обороны.

Министерством земельных и имущественных отношений РБ представлен ответ № АГ-29/7193 от 15.05.2014 о том, что защитные сооружения гражданской обороны, в порядке разграничения собственности из федеральной собственности в собственность РБ не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывали. Минземимущество РБ не имеет полномочий по управлению и распоряжению федеральной собственностью.

08 июля 2014г. конкурсным управляющим в адрес Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан направлено уведомление о необходимости подписания акта-приема-передачи объектов гражданской обороны.

Письмом от 08.09.2014 г. №05/4568 Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан предложило конкурсным управляющему представить в адрес Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан документы по перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

Письмом от 28.01.2015 г. № 122 конкурсным управляющим в адрес Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан направлен пакет документов согласно перечню, установленному постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

Из ответа Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан от 04.03.2015 г. № 04/1315 следует, что объекты гражданской обороны, расположенные по адресу: РБ, <...>, в реестре федерального имущества отсутствуют, и по результатам инвентаризации данные объекты предложено отнести к собственности Республики Башкортостан.

Таким образом, обязанность конкурсного управляющего по уведомлению уполномоченных органов о наличии у должника имущества, изъятого из оборота, была исполнена.

Доказательств принятия Территориальным управлением Росимущества в Республике Башкортостан предложенного имущества в материалы дела не представлено.

Ссылка Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан на разработанный Росимуществом проект постановления Правительства Российской Федерации «О разграничении права собственности в отношении защитных сооружений гражданской обороны», которым предусмотрено, в том числе, утверждение порядка принятия решения о разграничении права собственности в отношении ЗС ГО, судом отклоняется, поскольку доказательств принятия Правительством Российской Федерации вышеуказанного постановления не представлено.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

Конкурсное производство является особой правовой процедурой. Закон о банкротстве регулирует отношения между должником, имеющим в своем составе имущество, изъятое из оборота и собственником этого имущества, следовательно, правовых оснований для передачи спорного имущества Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управлению Гражданской защиты Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан, Главному управлению МЧС России по РБ, у конкурсного управляющего отсутствуют в силу прямого указания Закона. Какого-либо иного порядка передачи имущества не предусмотрено.

Поскольку имущество не принято, суд приходит к выводу о необоснованности уклонения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ от исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Закона о банкротстве.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание императивность норм Закона о банкротстве, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 60, 131, 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление конкурсного управляющего ОАО "УЭЛЗ-Свет" (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО1 удовлетворить.

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице территориального управления в Республике Башкортостан принять следующие объекты гражданской обороны, расположенные по адресу: 450029, <...>:

1. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:25 общей площадью 999,4 кв. м., расположенное в корпусе № 48 кадастровый номер здания – 02:55:030312:1450;

2. Встроенное убежище ГО – кадастровый номер помещения 02:55:030327:6 общей площадью 258,6 кв. м., расположенное в корпусе № 33 – кадастровый номер здания – 02:55:030327:5.

Определение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке и сроки, предусмотренные статьями 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

Судья Ю.В. Полтавец